Моральная оценка личности




 

Деятельность человека, как индивидуальная, так и в составе той или иной общности людей, всегда затрагивает различного рода интересы: отдельных личностей, социальных, этнических, профессиональных групп, народонаселения тех или иных территорий, государственные, межгосударственные. Исходя из этих интересов, дается оценка деятельности как отдельных людей, так и их общностей. Деятельность человека со стороны государства получает юридическую (правовую) оценку.

Юридическая (правовая) оценка – одобрение, осуждение и наказание деятельности человека государством, опирающаяся на законы, правовые нормы.

При этом жизненный опыт свидетельствует, что данная оценка не охватывает всего многообразия проявлений человеческой деятельности и многие из них могут быть оценены в категориях морали, нравственности, этики. Иными словами, помимо юридической (правовой), существует еще и моральная (нравственная) оценка деятельности человека.

Моральная (нравственная) оценка – одобрение или осуждение деятельности человека с позиций тех требований, которые содержатся в моральном сознании общества.

Вопросы морали, нравственности изучает отдельная ветвь философии – этика, рассматривающая их сущность. Поэтому этику принято считать «практической философией».

Мораль (термин введен Цицероном, лат. – общепринятые традиции, негласные правила) – принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Мораль является формой нормативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в поведении и духовной жизни, а также взаимовосприятии и самовосприятии.

Особую роль в моральной регуляции играет формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. В этом проявляется самооценка: она выражается в таких понятиях морали, как совесть, гордость, стыд и раскаяние.

В понимании формирования моральной оценки личности имеются различные подходы.

1. Склад нравственного ума – это полное глубокого смысла выражение характеризует людей, чья жизнь служит образцом, примером для человечества.

а) склад – образ мысли, характер, духовная ориентация, определяющие разнообразные проявления жизни личности, ее интересов и поступков;

б) ум (иногда это слово считают равнозначным с определениями «разум», «дух») – индивидуальное свойство человека, его способность мыслить, понимать.

Нравственным умом обладают люди, чьей главной жизненной установкой, регулятором действий является мораль, нравственность.

Иногда мораль и нравственность различают:

а) мораль – нормы сознания;

б) нравственность – реализация этих норм в жизни, практическом поведении людей.

Все многообразие моральных оценок деятельности человека опирается на понимание того, что есть:

а) добро – нравственное;

б) зло – безнравственное.

При этом моральная оценка может быть дана тогда, когда человек овладел определенным уровнем нравственной культуры, т.е. знает происхождение и содержание основных моральных категорий:

а) честь – достойные уважения моральные качества личности, проявляющиеся во всей деятельности;

б) достоинство – представления о ценности каждого человека как нравственной личности;

в) совесть – способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими в жизни.

2. Становление нравственного в человеке.

Моральные начала не заложены в человеке от рождения. Способность чувствовать, понимать, творить добро, распознавать зло, быть стойким и непримиримым к нему – особые нравственные качества личности, которые она не может получить готовыми от окружающих, а должна выработать самостоятельно, что требует творческих усилий, т.е. самовоспитания, самосовершенствования.

Самовоспитание в сфере нравственности – самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе, ко всем видам человеческой деятельности.

Утверждению нравственности в сознании, деятельности каждого человека способствует многократная реализация положительных моральных норм каждой личностью, или, говоря простыми словами, опыт добрых дел.

а) добродетель – обобщенная характеристика устойчивых положительных моральных качеств личности;

б) долг – личное осознание необходимости безусловного выполнения моральных требований.

Если такая многократность отсутствует, то подрывается столь необходимая для деятельности способность личности к самостоятельным нравственным решениям, ее способность полагаться на себя и отвечать за себя.

Таким образом, становление нравственности – это сложный процесс, органически связанный как со становлением в человеке эстетических начал, так и с процессом формирования мировоззрения в целом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: