Деятельность человека, как индивидуальная, так и в составе той или иной общности людей, всегда затрагивает различного рода интересы: отдельных личностей, социальных, этнических, профессиональных групп, народонаселения тех или иных территорий, государственные, межгосударственные. Исходя из этих интересов, дается оценка деятельности как отдельных людей, так и их общностей. Деятельность человека со стороны государства получает юридическую (правовую) оценку.
Юридическая (правовая) оценка – одобрение, осуждение и наказание деятельности человека государством, опирающаяся на законы, правовые нормы.
При этом жизненный опыт свидетельствует, что данная оценка не охватывает всего многообразия проявлений человеческой деятельности и многие из них могут быть оценены в категориях морали, нравственности, этики. Иными словами, помимо юридической (правовой), существует еще и моральная (нравственная) оценка деятельности человека.
Моральная (нравственная) оценка – одобрение или осуждение деятельности человека с позиций тех требований, которые содержатся в моральном сознании общества.
Вопросы морали, нравственности изучает отдельная ветвь философии – этика, рассматривающая их сущность. Поэтому этику принято считать «практической философией».
Мораль (термин введен Цицероном, лат. – общепринятые традиции, негласные правила) – принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
Мораль является формой нормативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в поведении и духовной жизни, а также взаимовосприятии и самовосприятии.
Особую роль в моральной регуляции играет формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. В этом проявляется самооценка: она выражается в таких понятиях морали, как совесть, гордость, стыд и раскаяние.
В понимании формирования моральной оценки личности имеются различные подходы.
1. Склад нравственного ума – это полное глубокого смысла выражение характеризует людей, чья жизнь служит образцом, примером для человечества.
а) склад – образ мысли, характер, духовная ориентация, определяющие разнообразные проявления жизни личности, ее интересов и поступков;
б) ум (иногда это слово считают равнозначным с определениями «разум», «дух») – индивидуальное свойство человека, его способность мыслить, понимать.
Нравственным умом обладают люди, чьей главной жизненной установкой, регулятором действий является мораль, нравственность.
Иногда мораль и нравственность различают:
а) мораль – нормы сознания;
б) нравственность – реализация этих норм в жизни, практическом поведении людей.
Все многообразие моральных оценок деятельности человека опирается на понимание того, что есть:
а) добро – нравственное;
б) зло – безнравственное.
При этом моральная оценка может быть дана тогда, когда человек овладел определенным уровнем нравственной культуры, т.е. знает происхождение и содержание основных моральных категорий:
а) честь – достойные уважения моральные качества личности, проявляющиеся во всей деятельности;
б) достоинство – представления о ценности каждого человека как нравственной личности;
в) совесть – способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими в жизни.
2. Становление нравственного в человеке.
Моральные начала не заложены в человеке от рождения. Способность чувствовать, понимать, творить добро, распознавать зло, быть стойким и непримиримым к нему – особые нравственные качества личности, которые она не может получить готовыми от окружающих, а должна выработать самостоятельно, что требует творческих усилий, т.е. самовоспитания, самосовершенствования.
Самовоспитание в сфере нравственности – самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе, ко всем видам человеческой деятельности.
Утверждению нравственности в сознании, деятельности каждого человека способствует многократная реализация положительных моральных норм каждой личностью, или, говоря простыми словами, опыт добрых дел.
а) добродетель – обобщенная характеристика устойчивых положительных моральных качеств личности;
б) долг – личное осознание необходимости безусловного выполнения моральных требований.
Если такая многократность отсутствует, то подрывается столь необходимая для деятельности способность личности к самостоятельным нравственным решениям, ее способность полагаться на себя и отвечать за себя.
Таким образом, становление нравственности – это сложный процесс, органически связанный как со становлением в человеке эстетических начал, так и с процессом формирования мировоззрения в целом.