детьми дошкольного возраста




Период детства характеризуется интенсивным развитием музыкальных способностей, в современных условиях развития дошкольного образования появилось много программ для реализации этой задачи.

Программа «Камертон» была издана в 1999 и 2001 годах Нижегородским гуманитарным центром. Экспертным Советом Министерства образования РФ в 2002 году программа «Камертон» была допущена к использованию в дошкольной практике России и в настоящее время подготовлена издательством «Просвещение» (г. Москва) к изданию в октябре 2003 года.

Программа «Камертон» Э. П. Костиной 2004 года, представляет для нас больший интерес, поскольку охватывает ранний возраст, а также тесно переплетается с комплексной программой развития «Кроха».

Цель программы – разностороннее и полноценное музыкальное образование (развитие, воспитание, обучение) детей от рождения до семи лет, соответствующее их возрастным возможностям.

Ядром программы являются задачи освоения ребенком музыкального искусства через призму детской музыкальной деятельности, поскольку доказано, что только в процессе овладения деятельностью у ребенка развиваются его способности, нравственно-эмоциональная сфера, познавательные процессы и личностные новообразования, то есть осуществляется полноценное развитие личности ребенка.

Термин «овладение деятельностью» взят неслучайно. Тем самым подчеркивается бережное отношение к личности ребенка. Главное - ребенок должен сам желать познакомиться с музыкальным искусством, освоить музыкальную деятельность, а педагогу необходимо помочь ему в ее овладении. Поэтому сущностью задач является пробуждение творческой активности детей, развитие их музыкального воображения и мышления, стимулирование желания самостоятельно (в любом возрасте) включаться в музыкально-творческую деятельность.

Она разработана на основе теоретических положений отечественной школы музыкального воспитания дошкольников, основоположником которой признанно в России считается Н. А. Ветлугина. Это теоретические положения о художественно-образной основе музыкальной деятельности дошкольников; о взаимосвязи обучения и творчества в музыкальном воспитании.

В программе учтены и представлены «современные требования к образовательной программе, а именно:

- она имеет развивающий характер, ориентирована на логическое и системное развитие музыкальности каждого ребенка;

- заложена возможность развивающей коррекционной работы с детьми;

- учтен оздоровительный компонент; содержание программы сориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка. [5, с. 85]

Данная программа представлена в виде семи разделов – ступеней развития, охватывающих весь дошкольный период от рождения до семи лет.

В каждой возрастной ступеньке выделены основные разделы: характеристика возрастных возможностей, с подразделением на общее и музыкальное развитие, задачи и показатели развития. Помимо этого даны рекомендации, адресованные родителям, при использовании программы в домашних условиях. Автор, выписывая определенный репертуар для освоения детьми, в то же время говорит о праве выбора репертуара. Системный подход в выборе изучаемого репертуара дает возможность логично и последовательно усложнять музыкально-художественные образы в произведениях для слушания. Примечательно, что автор выписывает репертуар на каждой ступени развития, классифицируя его по темам.

На третьем году развития (третьей ступени образования) выделяются следующие темы: мир ребенка; мир природы; мир животных и птиц; мир игрушек. Э. П. Костина опирается на большой выбор детского репертуара советских композиторов, и композиторов XIX столетия, частично используя обработки народных мелодий. Большое количество музыкальных произведений, подобранных по типу тождества и контраста, позволяет ребятам с помощью учителя все более внимательно прислушиваться к отличиям в сходных по настроению пьесах.

С четвертой ступени добавляются такие темы как: предметный мир, рукотворный мир, мир сверстников и взрослых. Что же касается реализации данной программы, то автор отсылает нас к учебному пособию О. П. Радыновой, А. И. Катинене, М. А. Палавандишвили «Методика музыкального воспитания».

В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы, актуальные для современного дошкольного образования и принципы педагогики искусства. [8, с. 100]

Основными из них являются:

- принцип культуросообразности, заключающийся в последовательном освоении красоты разнообразных направлений музыкального искусства: народного, классического и современного;

- принцип последовательности, подразумевающий логическое усвоение каждой задачи музыкального образования детей (1-7 года) и художественно-образной основы содержания музыкального репертуара;

- принцип тематизма, позволяющий средствами музыкального искусства последовательно знакомить детей с разнообразием окружающих их социумов: семьи и родного дома, детского сада, родного края, Родины России и с их мирами: ребенка и сверстников, взрослых людей, а также с миром природы и рукотворным миром;

- принцип полноты и целостности музыкального образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам детской музыкальной деятельности, их органическую взаимосвязь в музыкальном искусстве;

- принцип деятеяльностного подхода, предусматривающий признание ведущей роли обучения детей музыкальной деятельности в воспитании их нравственной сферы, развития способностей (музыкальных, художественных, интеллектуальных, физических), познавательных процессов, личностных новообразований. А при освоении детьми программы подразумевается учет других принципов:

- принцип системности, обеспечивающий организацию процесса музыкального образования на основе взаимодействия ведущих его компонентов: цель, содержание, средства, результат, ядром которого выступают ведущая линия - музыкальное развитие ребенка;

- принцип развивающего обучения, ориентирующий педагога на зону ближайшего развития каждого ребенка;

- принцип гуманизации, предусматривающий реализацию программы в условиях личностно-ориентированной модели музыкально-педагогического процесса ДОУ;

- принцип учета возрастных возможностей детей для определения индивидуального пути музыкального развития каждого ребенка.

Концепция программы направлена на преодоление:

- рассогласования цели и задач музыкального образования с его содержанием, которое, прежде всего, в основе своей должно быть сориентировано на сущность музыкального искусства и природу ребенка;

- рассогласования задач приобщения детей к различным видам детской музыкальной деятельности и нахождение основы для их интеграции, поскольку все виды музыкальной деятельности в совокупности представляют единое разноликое музыкальное искусство;

- рассогласования основ как эстетических, так дидактических и психологических для выстраивания логики подбора музыкального репертуара для детей различного возраста (от рождения до 7 лет);

- дисбаланса воспитательных, обучающих и развивающих задач в музыкальном образовании детей;

- отчуждения музыки от ребенка, а самого ребенка от музыки.

Основными положениями концепции являются:

- самоценность музыкального искусства, помогающего ребенку познать мир и самого себя в этом мире;

- опора музыкального образования детей на закономерности самой музыки, обуславливающих педагогическую технологию музыкального образования детей, построенную на единстве принципов музыкальной педагогики и общей дидактики;

- неразрывное единство видов музыкальной деятельности: восприятие – исполнение - творчество, представляющих логику развертывания музыкальной деятельности, что является условием существования музыкального искусства в целом;

- содержание музыкального образования как содержание триединого целостного процесса (обучение, воспитание, развитие), характеризующегося, во-первых, усвоением опыта предшествующих поколений, во-вторых, воспитанием типологических качеств личности, в-третьих, умственным и физическим развитием человека.

Программа «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова ориентирована на возраст детей от трех до семи лет. Мы рассмотрим ее подробнее, поскольку в настоящее время это единственная программа по слушанию музыки.

В программе О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры» автором впервые создана научно обоснованная и методически выстроенная система формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраст, воплощающая принципы, содержание, методы и формы работы, учитывающая индивидуальные и психофизиологические особенности детей с разнообразными видами детской деятельности.

В центре программы - развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает пробуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности - музыкальной, музыкально-двигательной, художественной. Детям с трудом даётся усвоение раздела «слушание музыки», им тяжело воспринимать и понимать классическую музыку и это понятно почему, наши дети не имеют возможности ходить в театр, в филармонию, слушать живое исполнение музыки.

Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (от трех до семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет. Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики. Основополагающие принципы программы (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма).

В программе осуществляется взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентационной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры.

Основные задачи по музыкальной деятельности в детском саду по программе «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой заключаются в следующем:

- Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей и народной музыки, формировать тезаурус (сокровищницу впечатлений);

- Вызывать сопереживание музыке, проявление эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, воспитывать эстетические чувства;

- Развивать музыкальное мышление детей (осознание эмоционального содержания музыки, выразительного значения музыкальной формы, языка, музыки, жанра и др.);

- Развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности);

- Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках);

- Расширять знания детей о музыке;

- Вызывать и поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально-эстетические потребности, начала вкуса, признание ценности музыки, представления о красоте;

- Побуждать к оценки музыки (эмоциональной и словесной), поддерживать проявления оценочного отношения.

Содержание выписано в 6 темах, каждая из которых изучается в течение одного – двух месяцев, а затем повторяется в каждой возрастной группе на новом материале:

- музыка выражает настроение, чувства, характер людей;

- песня, танец, марш;

- музыка рассказывает о животных и птицах;

- природа и музыка;

- сказка в музыке;

- музыкальные инструменты и игрушки. [22, с. 200]

По данным темам автором собраны и систематизированы ярчайшие образцы музыкальной классики «шедевры», потому и программа получила свое название «Музыкальные шедевры». В разделе методических рекомендаций автор рассматривает много общих положений о музыкальности вообще. О музыкальном мышлении дошкольника, об интонации музыкальной и речевой, о восприятии. Также анализируются методы формирования основ музыкальной культуры детей: словесный, наглядный, практический.

Особенность подбора определенных методов зависит во многом от возраста детей, ведь в раннем возрасте в основном через практические и наглядно-зрительные, а затем и наглядно-слуховые методы можно показать определенный характер музыки. О. Радынова рассматривает и формы организации музыкальной деятельности детей, поскольку процесс слушания (восприятия музыки) может использоваться в тематических занятиях, театральных постановках или, например, концертах. Выписаны автором и критерии оценки уровня «сформированности музыкальной культуры детей. Нам видится, вполне вероятным адаптировать данную программу и для раннего возраста. Основным положительным качеством данной программы, несомненно, является большое количество изучаемых произведений. Сама автор говорит о более 350 образцов! Целесообразно слушать больше, ведь чем богаче внутренний опыт, тем ярче и эмоциональный отклик ребенка. Чем легче ребенку выразить свои эмоции о музыке, тем сильнее он будет чувствовать потребность самовыражения через музыку.

Разработанные циклы занятий предоставляют возможность выбора и творческого поиска. Сочетание разнообразных методических приёмов, таких, как: сравнение нескольких произведений с одинаковыми названиями, но с разными характерами, использование поэтического слова, сочетание аудиозаписи и «живого» исполнения, оркестрирования, танцевальные и игровые импровизации - всё это значительно обогащает процесс слушания музыки, делает его интересным и увлекательным.

Интересной является программа «Ритмическая мозаика», разработанная А. И. Бурениной.

Первая её особенность - богатый выбор танцевальных и ритмических композиций. Перед музыкальным руководителей всегда стоял вопрос - выбора танцевального материала. Не имея хореографической подготовки, постановка новых танцев становилась проблематичной. Эта программа предоставляет 100 различных танцевальных и ритмических композиций для детей от 3 до 9 лет.

Вторая её особенность и может быть наиболее важная - это подбор музыкального сопровождения. Как правило, это детские песни и мелодии, известная музыка из художественных фильмов. Сейчас дети имеют возможность петь не только любимые песни, такие как: «Антошка», «Чебурашка» В. Шаинский, «Разноцветная игра» Савельева, «Кошки мышки», «Волшебный цветок» В. Чичкова и т. д., и танцевать под них. Это доставляет им огромную радость, а если детям нравится это делать, то всегда можно ожидать хороших результатов.

Третья особенность этой программы заключается не столько на внешней стороне обучения детей музыкально-ритмическим движениям, сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движений под музыку. Это, прежде всего, сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность. Большое место уделяется в ней и развитию творческих способностей: умению сочинять несложные танцевальные композиции, импровизировать в драматизации, воображению, фантазии, умению находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки.

Основные задачи по музыкальной деятельности в детском саду по программе «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной заключаются в следующем:

I. Развитие музыкальности:

- Развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;

- Развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;

- Развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;

- Развитие музыкальной памяти.

II. Развитие двигательных качеств и умений:

- Развитие ловкости, точности, координации движений;

- Развитие гибкости и пластичности;

- Воспитание выносливости, развитие силы;

- Формирование правильной осанки, красивой походки;

- Развитие умения ориентироваться в пространстве;

- Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

III. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

- Развитие творческого воображения и фантазии;

- Развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.

IV. Развитие и тренировка психических процессов:

- Развитие эмоциональной сферы и умение выражать эмоции в мимике и пантомимике;

- Тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;

- Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воли.

V. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

- Воспитание умения сопереживать другим людям и животным;

- Воспитание умения веси себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

В настоящий период времени существует множество программ по музыкальному воспитанию дошкольников, руководство каждого дошкольного учреждения имеет возможность остановить свой выбор на той программе, которая кажется ему наиболее приемлемой для музыкального воспитания и развития детей. Кратко рассмотрим программу музыкального воспитания дошкольников Н.А Ветлугиной.

Целью программы является развитие у ребенка общей музыкальности. Это достигается через музыкальную деятельность детей. Ветлугина выделяет 4 вида деятельности: восприятие музыки, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность. В программе выделены 3 формы занятий – фронтальные (со всей группой), индивидуальные, небольшими группами. В каждой форме занятий должны присутствовать все виды исполнительства: пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Сфера основных видов исполнительства расширяется за счёт включения элементов песенного, игрового, танцевального творчества.

В работе с детьми возрастных групп решаются одни и те же задачи, которые последовательно усложняются, т.е. используется концентрический способ построения программы.

Главная задача программы - овладение действиями, навыками и умениями в области восприятия музыки, пения, движения и игры на музыкальных инструментах.

Репертуар по слушанию музыки в программе Н.А.Ветлугиной строится на произведениях композиторов - классиков. Для более полного восприятия произведения детьми автор рекомендует использовать различные наглядные пособия – литературный текст, условные обозначения, карточки, соответствующие характеру пьесы, движению мелодии. Рекомендуется одно произведение слушать несколько занятий подряд, с каждым прослушиванием акцентируя внимание на форме произведения, средствах выразительности, ритме и т.д. [5, с. 150]

В разделе пение на музыкальных занятиях акцентируется внимание на использовании попевок - упражнений, многократное повторение которых развивает правильность и чистоту интонирования. Н.А.Ветлугина считает, что для полноценного восприятия музыки необходимо обучать дошкольников пению по нотам. Методика обучения пению по нотам изложена в «Музыкальном букваре».

Музыкально-ритмические движения помогают детям наиболее полно воспринять музыкальное произведение, музыкальный образ. Важно на занятиях следить за выразительным исполнением движений. Для занятий ритмикой используется, в основном народная музыка и музыка, написанная для детей советскими композиторами.

Для исполнения оркестром Н.А.Ветлугина рекомендует использовать произведения, выученные ранее из программы по пению, слушанию или ритмике. В процессе игры на музыкальных инструментах формируются элементарные навыки исполнительства, через которые ребёнок мог бы выразить своё настроение, своё чувствование музыки.

Дети от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку, т. е. творчески-проектировочную среду. Для того чтобы у ребенка дошкольного возраста шло полноценное развитие его творческих способностей, чтобы у ребенка появилось любимое дело на всю жизнь, очень важно искать способы организации творческой деятельности, сформировать эмоционально-положительное отношение к красивому, возбудить интерес к окружающему миру, отрицательное отношение к негативным явлениям, поступкам; обеспечить комфортные условия для развития ребенка и его самовоспитания.

Развитие творческого потенциала у ребенка - это длительный процесс, который направлен на развитие личности дошкольника в целом, поэтому творческие задания включают в себя всю систему познавательных действий: восприятие, мышление, воображение, память.

Для создания условий самореализации необходимо заботиться о впечатлениях, которые должны носить разносторонний характер. Чем больше впечатлений, тем шире интересы, тем ребенок более любознателен, что способствует возникновению увлеченности, которая в свою очередь, обладает самоценностью.

Программа «Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста» направлена на создание ребенком субъективно нового (прежде всего, для него самого) продукта и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития дошкольника в процессе творческой деятельности, а также проявлении им инициативы во всем, придумывании разных вариантов изображения, ситуаций, мелодий песен, движений к танцам, игр и т. п.

Основу программы составили теоретические положения Л.А. Венгера, Д. Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, А. В. Запорожца и Н. А. Ветлугиной.

Актуальность создания программы обусловлена необходимостью совершенствования методов и средств эстетического воспитания, использованию новых подходов к содержанию, формах проведения музыкальных занятий, конечной цели - в продуктивной деятельности. В основе программы лежит раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категорических обращений на основе самовыражения ребенка, его саморазвития. Методика программы строится так, чтобы в процессе ее усвоения ребенок преломлял новые знания, умения через призму своего жизненного опыта, неповторимого и уникального, чтобы познанное ребенком творчески сформировалось и приобретало свой колорит, особенности и индивидуальность.

Цель программы: развитие у детей старшего дошкольного возраста музыкально-эстетического восприятия, потребности к творческому самовыражению.

Задачи программы:

- воспитывать эстетическое и сознательное отношение к музыкальному искусству, формировать музыкальную культуру, потребность активно и творчески вносить элементы прекрасного в быт, природу, в отношения с окружающими людьми;

- развивать музыкально-эстетическое восприятие;

- развивать музыкальное мышление (осознание эмоционального содержания музыки, значения музыкальной формы, языка музыки, жанра и др.);

- развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявление творческой активности);

- развивать у ребенка позиции активного участника, исполнителя-создателя музыкальных произведений для того, чтобы в пении, танце, музицировании доступными средствами выражать себя, свои эмоции, чувства, настроения и переживания.

Основной формой реализации программы являются занятия, которые проводятся 2 раза в неделю.

Кроме того, непременным условием для реализации программы является предметно-развивающая среда. Очень важно, чтобы музыка звучала в повседневной жизни детского сада в самых разнообразных ситуациях (слушание знакомых музыкальных произведений, игры-путешествия, игры-сказки, тематические музыкальные вечера, театральные постановки, беседы-концерты, праздничные утренники, развлечения).

Помимо этого, в программе предусматривается новый подход к процессу подготовки и проведения праздников, где основной груз ложится на плечи взрослых-педагогов и родителей, а дети подключаются к их деятельности и получают удовольствие, участвуя в празднике. Радуясь непринужденной атмосфере, у каждого ребенка и взрослого есть своя игровая роль, и, что особенно важно, зрители, как таковые, отсутствуют.

К программе разработано перспективное планирование, конспекты занятий, занимательные игры и задания для развития творчества, консультации для воспитателей и родителей по теме развития творческих способностей детей дошкольного возраста. В приложении представлены детские творческие работы и фотоматериал по работе с детьми.

Для активизации творческих проявлений детей в программе использованы методы поисково-творческого характера и творческие задания:

- метод драматизации - способствует раскрытию личных качеств ребенка, дает возможность активизировать его деятельность, развивать навыки ролевого поведения;

- метод интонационного постижения искусства - применяется как способ постижения художественного образа в процессе эмоционально-образного мышления;

- метод ассоциативного сравнения - позволяет на основе образующихся ассоциаций сравнивать различные интонации произведений, чтобы в результате ощутить их контрастность, либо тождество;

- метод творческого диалога – выражается в стремлении педагога путем постановки вопросов (наводящих, ставящих перед выбором, неожиданных) создавать поисково-творческую ситуацию, в которой ребенок приходит к совместному решению проблемы в процессе диалога;

- метод эмпатийного познания – выражается в интенсивном проживании ребенком самого процесса обучения в роли его активного участника.

Помимо методов поисково-творческого характера для активизации музыкально-творческих проявлений в программе используются творческие задания, требующие от детей первоначальной ориентировки в творческой деятельности при помощи установки: сочини, придумай найди, измени; задания, вызывающие целенаправленные действия, поиски решений. Ребенок в процессе выполнения заданий попадает в постоянно меняющуюся ситуацию, начинает искать новые комбинации в совместной деятельности со взрослым; задания, предполагающие самостоятельные действия детей: обдумывание замысла, выявление художественных средств, возможность применения своей продукции. [9, с. 99]

На музыкальных занятиях дети не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и расширяют свои творческие способности.

Творчество детей связано с самостоятельными действиями, с умением оперировать известными им слуховыми представлениями, знаниями, навыками, применять их в разных видах деятельности. Воспитание или активизация детских творческих проявлений должны начинаться с того, чтобы привить детям любовь к самому процессу творения, ведь в ребенке от природы заложена чуткость к звуку, звучанию, музыке.

Приобретая с возрастом некоторые навыки музыкальной деятельности, дети получают возможность активно, творчески осмыслить содержание музыки.

Заключение

Реформирование системы дошкольного образования заставляет пересматривать устоявшиеся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. Так, в педагогических исследованиях заметно акцентируется необходимость применения гибких моделей и технологий образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный, диалогичный стиль общения педагога и ребенка, привлекательные для детей формы организации деятельности.

Современные цели и задачи дошкольного образования – это формирование общей культуры детей, а задачи образовательной области «Музыка» включают «развитие музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку, приобщение к музыкальному искусству».

В свете поставленных перед дошкольными учреждениями задач приобщения детей к культуре и искусству необходим приоритет культурных ценностей в содержании образования дошкольников.

Ориентация ребенка-дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребенка, нравственно-эстетического становления личности. Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о красоте. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные шедевры, рождает творческую активность.

Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности, музыкально-игровой деятельности), с опорой на развитие эстетических эмоций, интереса, вкуса, преставлений о красоте.

Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия народной музыки и шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей, тем богаче его тезаурус, тем успешнее достигается его развитие, духовное становление. В результате развития основ музыкальной культуры у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации: способность ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – важнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности.

Список литературы

1. Бабаджанян, Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. / Т.С. Бабаджанян - М.: Просвещение, 2009 - 182с.

2. Безбородова, Л.А., Алиев, Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. / Л.А. Безбородов, Ю.Б. Алиев - М.: Знание, 2009 - 414с.

3. Беляева-Экземплярская, С.Н. О психологии восприятия музыки. / С.Н. Беляева-Экземплярская - М.: «Музыка», 2010 - 125 с.

4. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина - М.: Проспект, 2010 - 168 с.

5. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. / Н.А. Ветлугина - М.: Просвещение, 2011. - 240 с.

6. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. / А.Г. Гогоберидзе - М.: Издательский центр «Академия», 2011. -320 с.

7. Гофман, Э. Мысли о высоком значении музыки. // Искусство в школе. - 2002. - №2. - 51-54 с.

8. Дзержинская, И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников./ И.Л. Дзержинская - М.: Просвещение, 2011. – 160 с.

9. Дошкольное образование в России в документах и материалах 2012 года: Сб.действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов - М.: Просвещение, 2012 - 98-99 с.

10. Дубровская, Е.А. Музыкальное развитие ребенка. / Е.А. Дубровская - М.: Проспект, 2011 - 218 с.

11. Дубровская, Е.А. Руководство процессом музыкального воспитания в дошкольных учреждениях / Е.А. Дубровская - М.: ВЛАДОС, 2009 - 112 с.

12. Дубровская, Е.А. Теория и методика музыкального воспитания / Е.А. Дубровская - М.: «Музыка», 2011 - 168 с.

13. Зимина, А.Н. Музыкальные занятия в малокомплектных детских садах. / А.Н. Зимина - М.: Знание, 2011 - 182 с.

14. Зимина, А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. / А.Н. Зимина - М.: ВЛАДОС, 2011 - 320 с.

15. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д.Б. Кабалевский - М.: Просвещение, 2009 - 152 с.

16. Кершнер, В.М., Вилькорейская, Т.А. Музыка у дошкольников / В.М. Кершнер, Т.А. Вилькорейская - М.: Проспект, 2011 - 288 с.

17. Козлова, С.А., Куликова, Т.А.Дошкольная педагогика: Учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. Заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова - М.: Знание, 2013 - 464 с.

18. Комиссарова, Л.Н., Костина, Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников / Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина - М.: «Музыка», 2009 - 124 с.

19. Морева, Н.А. Музыкальные занятия и развлечения в дошкольном учреждении / Н.А. Морева - М.: Просвещение, 2009 - 218 с.

20. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина - М.: ВЛАДОС, 2012 - 367 с.

21. Петрушин, В.И. Музыкальная психология. / В.И. Петрушин – М.: Проспект, 2011. – 234 с.

22. Радынова, О.П. Музыкальное развитие детей. В.2 ч. / О.П. Рыданова - М.: Просвещение, 2011 - 224 с.

23. Радынова, О.П., Катинене, А.И., Палавандишвили, М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников / О.П. Рыданова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили - М.:Знание, 2011 - 218 с.

24. Радынова, О.П. Дошкольный возраст: задачи музыкального воспитания// Дошкольное воспитание. - 2012. - № 2-24-30с.

25. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов - М.: Наука, 2011. - 379с.

26. Халабузарь, П.В., Попов, В.С. Методика музыкального воспитания / П.В. Халабузарь, В.С. Попов - М.: Проспект, 2012 - 289 с.

27. Шагреева, О.А., Родина, Е.В. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / О.А. Шагреева, Е.В. Родина - М.: ВЛАДОС, 2011 - 202 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: