Зрительные символы гласных звуков
Приложение №2
Зрительные символы согласных звуков
Приложение №3
Жестовые символы согласных звуков
Взрослый, а за ним и ребенок длительно воспроизводят каждый указанный жест и одновременно многократно повторяют соответствующий звук. Жестовый символ в сочетании со зрительным создают точный устойчивый образ каждого изучаемого звука. Согласные предлагаются в порядке увеличения сложности их восприятия.
М – корова мычит (указательные пальцы обеих рук приложить к голове, изображая рога).
Н – девочка плачет (ладони приложить к глазам).
В – ветер воет, деревья качает (махи руками над головой).
Ф – фонтан шумит (движения руками снизу вверх и разведение их в стороны аналогично движению водяных струй).
Б – колокол звенит (движения правой рукой из стороны в сторону, как при ударах в колокол).
П – паровозик пыхтит (круговые движения согнутыми в локтях руками).
Д – барабан гремит (движения кистями рук, как при игре на барабане).
Т – молоточек стучит (резкие махи сомкнутыми указательным и средним пальцем правой руки).
Г – гусь гогочет (руки назад, как гусиные крылья).
К – каблучки стучат (указательные пальцы опустить вниз, попеременные движения кистями рук вверх, вниз).
Х – греем замерзшие руки (расположить прямые кисти обеих рук на уровне рта ладонями к лицу).
С – качаем насос (сжатые ладони движутся вверх - вниз).
Приложение №4
Тематический план занятий по формированию фонетической стороны речи с использованием специальных символов
1 период (20 занятий)
Номер занятия | Тема занятий | Навыки звукового анализа и синтеза |
1-3 | Развитие слухового внимания и фонетического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу) | |
4-5 | Звук А | Знакомство с понятиями «слово», «звук», выделение заданного гласного звука из потока звуков, выделение и определение в словах первого гласного звука. |
6-7 | Звук У | Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков (АУ, УА). |
8-9 | Звуки А-У | Определение наличия – отсутствия гласного звука в словах, подбор слов с заданным гласным звуком. |
Звук И | Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков (АИ, ИА, ИУ, УИ). | |
11-12 | Звуки А-У-И | Определение в словах последнего гласного звука. |
13-14 | Звук О | |
15-16 | Звуки У-О | Закрепление полученных навыков. |
Звуки А-О-У-И | Определение в словах первого и последнего гласных звуков, анализ и синтез сочетаний из 3-х гласных звуков (АУО, ИУО, УОИ). | |
Звук Ы | ||
19-20 | Звуки Ы-И |
|
2 период (32 занятия)
Номер занятия | Тема занятия | Навыки звукового анализа и синтеза |
1-3 | Звук М | Определение в словах первого согласного звука, анализ и синтез слов, состоящих из 2-х звуков согласного и гласного (УМ, АМ, МЫ, МУ). |
4-5 | Звук В | Определение наличия – отсутствия согласного звука в словах, подбор слов с заданным согласным звуком, анализ и синтез слова ВЫ. |
6-7 | Звук Н | Анализ и синтез слова ОН. |
8-9 | Звук Ф | |
10-11 | Звуки Ф-В | Определение 2-х гласных звуков в словах ВАГОН, ВАФЛИ, ВУАЛЬ, ФАНТИК. |
12-13 | Звуки М-Н | Определение 2-х гласных звуков в словах МУКА, МАКИ, МУФТА, МАГНИТ, НОТА. |
14-15 | Звук Б | Определение гласного звука в середине односложных слов (БАК, БЫК, БОК, БИНТ, БУК). |
16-17 | Звук П | Анализ и синтез обратного слога АП, ОП, УП, определение конечного согласного звука в словах (ГНОМ, ТЮЛЬПАН, БАТОН, ФИЛИПП). |
18-19 | Звуки П-Б | Полный анализ и синтез слов БЫК, БАК, БОК. |
20-21 | Звук Д | Определение позиции согласного звука в слове: начало, середина. |
22-23 | Звук Т | Определение позиции согласного звука в слове: начало, середина, конец. |
24-25 | Звуки Т-Д | Полный анализ и синтез слов ДОМ, ДЫМ, ТОМ, ТАМ. |
26-27 | Звук Г | Закрепление полученных навыков. |
28-29 | Звук К | Определение позиции начало, середина, конец, согласного звука в слове: полный анализ и синтез слов БЫК, БАК, БОК. |
30-31 | Звук Х | Определение позиции начало, середина, конец, согласного звука в слове: полный анализ и синтез слов ПУХ, МОХ, МУХА. |
Контрольное занятие |
|
3 период (16 занятий)
Номер занятия | Тема занятия | Навыки звукового анализа и синтеза |
1-2 | Звуки К-Г | |
3-4 | Звуки К-Х | Закрепление полученных навыков. |
5-9 | Звук С | Определение позиции начало, середина, конец, согласного звука в слове: полный анализ и синтез слов СУП, СОК, СЫН, СОМ, определение первого согласного и последующего гласного звука в словах: САМОКАТ, СЫНОК, СУББОТА, СОБОЛЬ. |
10-11 | Звук З | Полный анализ и синтез слов ЗУБЫ, КОЗЫ. |
12-13 | Звуки С-З | Преобразование слов путём замены одного звука (МАК-БАК, БАК-БЫК). |
14-15 | Звук Ц | Закрепление полученных навыков. |
Контрольное занятие |
Приложение №5