«Почтальон»
У детей на столах лежат предметные картинки (1-2). Педагог собирает в сумку, с прикрепленным к ней символом, только определенные картинки-письма, например, те, в название которых встречается звук К. Каждый ребенок выбирает такое «письмо» и, отдавая его взрослому, утрированно произносит в слове звук, обозначенный символом на почтовой сумке. Символы заменяются в связи с фонетической задачи занятия.
«Магазин»
Дети «покупают» с оборудованного прилавка предметы на деньги-символы. Подавая педагогу символ, каждый ребенок утрированно произносит соответствующий звук в названии покупаемого предмета. У детей могут быть символы как гласных, так и согласных звуков.
«Живые звуки»
Педагог раздает символы звуков, из которых можно составить короткое слово (УМ, МОХ, СУП и пр.) двум-трем детям. Четко, акцентировано произнося каждое слово, взрослый предлагает им встать так, чтоб остальные дети увидели и смогли синтезировать (собрать) из звуков названное слово.
«Кубик»
Дети по очереди кидают кубик, к каждой стороне которого прикреплено изображение символа гласного звука. Звук, символ которого оказался сверху, бросавший кубик ребенок должен отыскать в названиях выставленных картинок или предметов.
«Ходит ежик вдоль дорожек»
К изображению ежика прикрепляется выбранный символ. Передвигая изображение ежа по дорожке (картонной полоске) слева направо, педагог медленно произносит слово, делая акцент на заданный звук (например, ССамолет или подноСС). Если звук слышится в начале слова, ежик остается в начале дорожки, если звук слышится в конце слова, ежик «доходит»
до конца дорожки и останавливается там. Дополнительно начало и конец дорожки, которые соответствуют началу и концу слова, можно фиксировать какими-то объектами, например, земляничкой и грибом. В ходе игры детям читается стихотворение:
|
Ходит ежик вдоль дорожек,
От начала до конца,
В слове еж найти поможет
Место звука-беглеца.
Упражнения для формирования навыков звукового анализа и синтеза.
1. Цель: Определение в словах первого гласного звука (У, И, О).
Содержание: Прослушать каждое предложение. Затем записать ряд символов, соответствующих первым звукам во всех словах предложения.
Предложения для звукового анализа | Набор символов гласных звуков, находящихся в начале каждого слова | |||||
Увидев индюка, Оля улыбнулась. |
| |||||
Ира укрыла игрушечного ослика. |
| |||||
Илюша очень увлечен интересной игрой. |
| |||||
Иней укутал Олину избушку. |
| |||||
Иван унес острые инструменты. |
|
Примечание: взрослый показывает ребенку место, где ему следует изобразить символы.
2. Цель: Определение наличия – отсутствия согласного звука М в слове.
Содержание: Из двух слов выбрать и повторить одно, в котором слышится звук М. При затруднениях обратить внимание ребенка на символ звука М.
Слова для звукового анализа: калина – малина, море – горе, мука – рука, магазин – бензин, зайка – майка, мыло – била, раки – маки, монета – ракета, мост – рост, каска – маска, муха – ухо.
|
Приложение №6
Стихи для включения в них недостающего слова с заданным звуком при использовании зрительных символов (авторы М. Дружинина, А Усачев, И. Лопухина, Т. Ткаченко и др.)
Звук А
- Аист Алику принес апельсин и (абрикос).
- В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас).
Звук У
- Улитка замерла, дрожа, увидев на траве (ужа).
- Детишки плавать на виду у мамы не хотят,
Устала утка на пруду учить своих (утят)
- Улитка просит уточку: «Закинь-ка в воду (удочку).
Звук И
- Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки).
- Есть у Петеньки-Петюшки в доме разные (игрушки).
Звук Д
- Жил да был веселый гном, он в лесу построил (дом).
- Для птицы дуб – отличный дом, особенно с большим (дуплом).
Звук Т
- У кота замерзли лапки, Таня свяжет Тошке (тапки)
Звук К
- Кот копеек накопил, кошке козочку (купил).
- Кто идет? Куда идет? Конь, коза, корова, кот, крыса, курица и крот.
Мы идем на огород. Кто копает землю? (крот)
Кто поймает крысу? (кот)
Кто в картошке и капусте червяков-жуков клюет? (курица)
Кто нас на себе везет? (конь) Кто нам молоко дает? (корова)
Но а кто крадет капусту? (коза) – Мы не пустим в огород!
Список используемой литературы
- Д.Б. Эльконин «Развитие речи в дошкольном возрасте»
- Л.Е. Журова «Подготовка к обучению грамоте в детском саду». - М., 1992г.
- И. Лопухина «Логопедия». – М., 1995г.
- Т.А. Ткаченко «Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте». – М., 2000г.
- Т.А. Ткаченко «Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет». – М., 2001г.
- Т.А. Ткаченко «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». – СПб., 1999г.
- Т.А. Ткаченко «Формирование навыков звукового анализа и синтеза». – М., 2003г.
- Т.А. Ткаченко «Коррекция нарушений слоговой структуры слова». – М., 2003г.
- Т.А. Ткаченко «Развитие фонематического восприятия». – М., 2003г.
- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста». – М., 2005г.
|