Игры и упражнения с использованием зрительной символики для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у дошкольников.




«Почтальон»

У детей на столах лежат предметные картинки (1-2). Педагог собирает в сумку, с прикрепленным к ней символом, только определенные картинки-письма, например, те, в название которых встречается звук К. Каждый ребенок выбирает такое «письмо» и, отдавая его взрослому, утрированно произносит в слове звук, обозначенный символом на почтовой сумке. Символы заменяются в связи с фонетической задачи занятия.

«Магазин»

Дети «покупают» с оборудованного прилавка предметы на деньги-символы. Подавая педагогу символ, каждый ребенок утрированно произносит соответствующий звук в названии покупаемого предмета. У детей могут быть символы как гласных, так и согласных звуков.

«Живые звуки»

Педагог раздает символы звуков, из которых можно составить короткое слово (УМ, МОХ, СУП и пр.) двум-трем детям. Четко, акцентировано произнося каждое слово, взрослый предлагает им встать так, чтоб остальные дети увидели и смогли синтезировать (собрать) из звуков названное слово.

«Кубик»

Дети по очереди кидают кубик, к каждой стороне которого прикреплено изображение символа гласного звука. Звук, символ которого оказался сверху, бросавший кубик ребенок должен отыскать в названиях выставленных картинок или предметов.

«Ходит ежик вдоль дорожек»

К изображению ежика прикрепляется выбранный символ. Передвигая изображение ежа по дорожке (картонной полоске) слева направо, педагог медленно произносит слово, делая акцент на заданный звук (например, ССамолет или подноСС). Если звук слышится в начале слова, ежик остается в начале дорожки, если звук слышится в конце слова, ежик «доходит»

до конца дорожки и останавливается там. Дополнительно начало и конец дорожки, которые соответствуют началу и концу слова, можно фиксировать какими-то объектами, например, земляничкой и грибом. В ходе игры детям читается стихотворение:

Ходит ежик вдоль дорожек,

От начала до конца,

В слове еж найти поможет

Место звука-беглеца.

Упражнения для формирования навыков звукового анализа и синтеза.

1. Цель: Определение в словах первого гласного звука (У, И, О).

Содержание: Прослушать каждое предложение. Затем записать ряд символов, соответствующих первым звукам во всех словах предложения.

 

Предложения для звукового анализа Набор символов гласных звуков, находящихся в начале каждого слова
  Увидев индюка, Оля улыбнулась.  

 

       

 

  Ира укрыла игрушечного ослика.  

 

       

 

  Илюша очень увлечен интересной игрой.  

 

         

 

  Иней укутал Олину избушку.  

 

       

 

  Иван унес острые инструменты.  

 

       

 

 

Примечание: взрослый показывает ребенку место, где ему следует изобразить символы.

 

2. Цель: Определение наличия – отсутствия согласного звука М в слове.

Содержание: Из двух слов выбрать и повторить одно, в котором слышится звук М. При затруднениях обратить внимание ребенка на символ звука М.

Слова для звукового анализа: калина – малина, море – горе, мука – рука, магазин – бензин, зайка – майка, мыло – била, раки – маки, монета – ракета, мост – рост, каска – маска, муха – ухо.

 

 

 

 

 

Приложение №6

Стихи для включения в них недостающего слова с заданным звуком при использовании зрительных символов (авторы М. Дружинина, А Усачев, И. Лопухина, Т. Ткаченко и др.)

 

Звук А

- Аист Алику принес апельсин и (абрикос).

- В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас).

 

Звук У

- Улитка замерла, дрожа, увидев на траве (ужа).

- Детишки плавать на виду у мамы не хотят,

Устала утка на пруду учить своих (утят)

- Улитка просит уточку: «Закинь-ка в воду (удочку).

 

Звук И

- Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки).

- Есть у Петеньки-Петюшки в доме разные (игрушки).

 

Звук Д

- Жил да был веселый гном, он в лесу построил (дом).

- Для птицы дуб – отличный дом, особенно с большим (дуплом).

 

Звук Т

- У кота замерзли лапки, Таня свяжет Тошке (тапки)

 

Звук К

- Кот копеек накопил, кошке козочку (купил).

- Кто идет? Куда идет? Конь, коза, корова, кот, крыса, курица и крот.

Мы идем на огород. Кто копает землю? (крот)

Кто поймает крысу? (кот)

Кто в картошке и капусте червяков-жуков клюет? (курица)

Кто нас на себе везет? (конь) Кто нам молоко дает? (корова)

Но а кто крадет капусту? (коза) – Мы не пустим в огород!

 

 

Список используемой литературы

  1. Д.Б. Эльконин «Развитие речи в дошкольном возрасте»
  2. Л.Е. Журова «Подготовка к обучению грамоте в детском саду». - М., 1992г.
  3. И. Лопухина «Логопедия». – М., 1995г.
  4. Т.А. Ткаченко «Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте». – М., 2000г.
  5. Т.А. Ткаченко «Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет». – М., 2001г.
  6. Т.А. Ткаченко «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». – СПб., 1999г.
  7. Т.А. Ткаченко «Формирование навыков звукового анализа и синтеза». – М., 2003г.
  8. Т.А. Ткаченко «Коррекция нарушений слоговой структуры слова». – М., 2003г.
  9. Т.А. Ткаченко «Развитие фонематического восприятия». – М., 2003г.
  10. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста». – М., 2005г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: