Организация опытно-конструкторских работ




 

3.1.1 Общие положения

 

I.Основные участники НИР и ОКР и их функциональные обязанности

Литература [7]; [12]; [5]; [41]: с.21 – 37.

Методические указания

Участники НИР и ОКР и их обязанности определяются их ролью в процессе удовлетворения потребности. Их функциональные обязанности направлены на обеспечение разработки и изготовления изделия такого качества, чтобы каждый экземпляр этого изделия полностью и с наименьшими производственными и эксплуатационными затратами позволял получить все ценности, составляющие потребность.

Контрольные вопросы

1. По какому признаку различаются участники НИР и ОКР?

2. Кто определяет предполагаемую потребность в изделии?

3. Какие функциональные обязанности должен выполнять заказчик?

4. Кто разрабатывает ТТЗ (ТЗ) на ОКР?

5. Кто несёт ответственность за качественный уровень изделия?

6. Каково участие разработчика в серийном изготовлении изделия?

7. Какие функциональные обязанности должен выполнять изготовитель?

 

2.Этапы ОКР согласно ГОСТ 2.103-68

Литература [7]; [41]: с.84-115; [12]; [51].

Методические указания

Развитие КР в процессе ОКР имеет пошаговый характер от абстрактных КР ко всё более конкретным, от КР, общих для всего изделия в целом, к КР его составных частей со всё более глубокой детализацией. Кроме того, разработка изделия – процесс трудоёмкий, связанный с большими затратами средств на материалы, комплектующие изделия и др.

Эти два обстоятельства принудили стандартизовать порядок организации ОКР, отчетность по ним (состав проектов), порядок защиты их перед заказчиком и поэтапную оплату ОКР.

Контрольные вопросы

1. Назовите логическую причину разделения ОКР на этапы.

2. Как заказчик контролирует на этапах качество разработки ОКР и экономически им управляет?

3. Какая цель разработки КД для изготовления макетов на этапах эскизного и технического проектов?

4. Что понимается под разовым изготовлением изделия?

5. Что является основанием для разработки КД на каждом этапе ОКР?

6. Какое условие должно соблюдаться при использовании КД сторонних предприятий-держателей подлинников этих КД?

7. Какой стандарт устанавливает этапы разработки изделия?

8. Какие условия позволяют объединить отдельные этапы ОКР?

 

3.Роль главного конструктора разработки изделия и его заместителей по конструкторской, технологической и другим частям в организации ОКР

Литература [7]; [12]; [58]; [6].

Методические указания

ОКР управляется её главным конструктором или несколько ОКР управляются группой главных конструкторов под общим управлением генерального конструктора или главного инженера.

Высокий профессиональный и нравственный уровень главного конструктора и его заместителей гарантирует высокую вероятность достижения высокого качества ОКР.

Контрольные вопросы

1. Какими качествами должен обладать главный конструктор и его заместитель?

2. Какие обязанности должен выполнять главный конструктор ОКР и его заместитель по конструкторской части?

3. Какие права имеет главный конструктор ОКР и его заместитель по конструкторской части?

4. Какую ответственность несёт главный конструктор ОКР и его заместитель по конструкторской части?

 

3.1.2 Аванпроект

4.Аванпроект: определение, цель, задачи

Литература [7]; [41]; [12]; [51]; [59]; [6]: с.58, 59.

Методические указания

Аванпроект необходим в тех случаях, когда нужно решать, есть ли потребность, нужно ли и возможно ли её удовлетворять и как это делать и что это даёт человеку, обществу. Этими и другими вопросами определяется цель и частные цели (задачи) проектирования.

Контрольные вопросы

1. Сформулируйте цель аванпроекта.

2. На какие частные цели раскалывается цель аванпроекта?

3. Какие предложения по видам обеспечения разработки, изготовления и эксплуатации изделия могут быть сделаны в аванпроекте?

 

5.Структурная схема аванпроекта: предварительное изучение информации о потребности (изучение, обсуждение с заказчиком и уточнение предварительных технических требований заказчика)

Литература [7]; [57]; [59]; [6]: с.58 – 80.

Методические указания

Предварительное изучение информации о потребности исходит из цели разработки и изготовления изделия, коим полностью, точно и адекватно будет удовлетворяться потребность. Итогом изучения является прежде всего формирование со слов заказчика начального интегрального образа потребности (понимание задачи). Здесь главное – уметь задавать вопросы и уметь слушать.

При ответе на этот и следующие вопросы нужно представить структурную схему аванпроекта и, отвечая на вопрос, быть готовым ответить на все вопросы по схеме.

Контрольные вопросы

1. Что включает в себя предварительный анализ заявки и (или) технических требований заказчика?

2. Когда разработчик принимает решение о заключении договора на исполнение аванпроекта?

3. Какие позиции лежат в основе принятия решения разработчи­ком о необходимости аванпроекта?

4. Из каких позиций исходят при подборе контрольных вопросов для изучения потребности?

 

6. Структурная схема аванпроекта: исследование потребности на месте её возникновения (организация, методы, стесняющие обстоятельства)

Литература [7]; [59]; [6]: с.62, 67 – 80.

Методические указания

Исследование потребности на месте её возникновения есть продолжение понимания задачи проектирования в сторону её детализации и, соответственно, полноты и истинности. Факторы, влияющие на процесс исследования потребности: субъекты потребности, источники информации, объект исследования, подходы и методы исследования, оценка предполагаемого спроса, развитие потребностей.

Контрольные вопросы

1. Кто может быть субъектом потребности?

2. Какие роли играет человек при принятии решения о покупке изделия?

3. Какие могут быть типы семей?

4. Какие могут быть периоды жизни семей?

5. Какие существуют группы источников информации о потребности?

6. Какие существуют подходы исследования потребностей?

7. Какие существуют направления исследования потребностей?

8. Изложите порядок исследования потребности.

9. Назовите познавательно-методологические причины неправильного описания потребности.

10. Назовите причины качества управления в неправильном описании потребности.

11. Назовите личные причины неправильного понимания потребности

 

7. Структурная схема аванпроекта: испытания; (цель испытания, виды моделирования)

Литература [6]: с.62 – 66; [7].

Методические указания

Различные виды испытаний вызваны необходимостью получения полного и точного описания потребности, когда другие методы недостаточны.

Контрольные вопросы

1. Какие могут быть виды лабораторных испытаний при исследовании потребности?

2. Какие цели преследуются при лабораторных испытаниях?

3. Какие модели используются при лабораторных испытаниях?

4. Из каких процессов состоят лабораторные испытания?

5. Как осуществляются натурные испытания?

 

8. Структурная схема аванпроекта: технико-экономический анализ (ТЭА) (цель, принципы, методика составления и согласования с заказчиком ТЗ, подготовка договора на ОКР, выбор концепции, принципов построения изделия, состав аванпроекта

Литература [6]: с.66, 67; [7]; [24].

 

Методические указания

ТЭА – обязательная составная часть аванпроекта и вместе с другими работами аванпроекта позволяет получить полное и точное описание потребности вплоть до принятия решения о разработке изделия и составления Т3, или напротив – не принятия такового.

Контрольные вопросы

1. Какова цель ТЭА?

2. На каких принципах основывается ТЭА?

3. Что является ядром ТЭА?

4. В чём заключается методика ТЭА?

5. Какие документы входят в состав аванпроекта?

 

3.1.3 Эскизное проектирование

9. Цель и задачи эскизного проектирования (ЭП)

Литература [7]; [41]: с.86 – 90

Методические указания

Разработка ЭП – первый этап в направлении конкретизации и детализации КР изделия. Итоги ЭП являются основой разработки технического проекта.

Контрольные вопросы

1. Какова цель ЭП?

2. Каковы задачи ЭП?

 

10. Структурная схема ЭП: анализ Т3, выбор принципов работы и структурной схемы изделия (технико-экономическое обоснование (ТЭО), определение функций и распределение их по составным частям изделия, разработка и согласование частных ТЗ (ЧТЗ), разработка руководящих указании (РУК) для конструирования изделия и др.)

Литература [7]; [41]: с.89 – 108.

Методические указания

При изучении этого вопроса для формирования комплексного представления нужно помимо работ, выполняемых конструктором, обратить внимание на работы, в которых конструктор как-то участвует или совсем не участвует, но кои связаны с его работой.

При ответе на этот и последующие вопросы нужно представить структурную схему ЭП и, отвечая на вопрос, быть готовым ответить на все вопросы по ней.

Контрольные вопросы

1. Какова цель анализа ТЗ на ОКР?

2. Каково содержание ТЭО на ЭП?

3. Каков порядок разработки структурной схемы изделия на основе дерева функций?

4. Каковы особенности разработки ЧТЗ?

5. Каково содержание РУК?

 

11. Структурная схема ЭП: задачи конструирования на ЭП

Литература [7].

Методические указания

Конструкторские задачи, решаемые на ЭП, делятся на типовые для данного вида техники и оригинальные необычные для разработчика; в том и другом случаях они не должны зависеть от рабочих процессов, определяемых ещё не разработанной к этому времени ЭЗ.

Контрольные вопросы

1. Составьте перечень типовых конструкторских задач для какого-то вида техники, решаемых на ЭП.

2. Составьте перечень оригинальных конструкторских задач для какого-то вида техники, решаемых на ЭП.

3. Какие конструкторские задачи Вы относите к решаемым на ЭП независимо от вида техники?

12. Структурная схема ЭП: состав ЭП, организация защиты

Литература [7]; [53]; [41]; [51]; [39]: с.150.

Методические указания

КД ЭП совместно с ТЗ на ОКР являются исходными документами для разработки технического проекта.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение ЭП.

2. Какой документ ЭП является его основным КД?

3. Как и кем определяется состав ЭП?

4. Какой документ является основанием для финансовых расчётов между разработчиком и заказчиком?

 

3.1.4 Техническое проектирование

13. Структурная схема технического проектирования (ТП): цель, анализ итогов защиты ЭП

Литература [7]; [12]; [41];[39] с.150, 151.

Методические указания

Разработка технического проекта (ТП) самый информационно бога­тый этап, заканчивающийся изготовлением и комплексными испытаниями конструкторского макета изделия. Минимум замечаний и предложений на защите ТП – признак высокого профессионального уровня разработчиков.

При ответе на этот и последующие вопросы нужно представить структурную схему ТП и быть готовым ответить на все вопросы темы.

Контрольные вопросы

1. Какова цель ТП?

2. Какими действиями главного конструктора разработки заканчивается анализ итогов защиты ЭП?

3. Какие КР, принимаемые на этапе ТП, связаны и обеспечивают осуществление рабочих процессов в изделии?

 

14.Структурная схема ТП: разработка, схем составных частей изделия, конструирование изделия

Литература [7]; [12]; [41]; [39]: с.150, 151.

Методические указания

Обратите внимание: на этапе ТП схемотехники и конструкторы должны стремиться принимать КР, кои не требовали бы в будущем каких-либо изменений.

Контрольные вопросы

1. Какие КД должен разрабатывать схемотехник сразу же по выдаче ТЗ на конструирование изделия (его составной части)?

2. Каково должно быть участие схемотехника в разработке конструкции изделия (его составной части)?

3. При необходимости когда выдаётся ТЗ сторонним исполнителям?

4. Чем отличаются расчёты надёжности изделия на ТП и ЭП?

 

15.Структурная схема ТП: конструкторское макетирование (разработка КД, изготовление и испытание конструкторского макета)

Литература [7]; [12]; [41]; [39]: с.150.

Методические указания

Конструкторский макет – это первое по времени средство, позволяющее убедиться разработчику и заказчику, что по разработанному комплекту КД можно изготовить изделие с показателями качества, заданными в ТЗ на него.

Контрольные вопросы

1. Почему программу испытаний конструкторского макета желательно согласовать с заказчиком?

2. Какие ТД отрабатываются при настройке конструкторского макета?

3. Каково содержание теплофизического проектирования на этапе ТП?

4. Чем отличается расчёт надёжности на этапе разработки ТП?

 

16. Структурная схема ТП: состав и порядок защиты ТП

Литература [7]; [12]; [41]; [39]: с.150.

Методические указания

Этап ТП является исходным для окончательной отработки комплекта КД, по коему будет изготовляться опытный образец или опытная партия изделия.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение ТП.

2. Каков состав ТП?

3. Кто разрабатывает перечень специальной измерительной аппаратуры и оборудования для настройки при изготовлении изделия, проверки в эксплуатации и при ремонте?

4. Каково содержание справки главного конструктора разработки?

5. Какой документ ТП является основным и почему?

 

3.1.5 Рабочее проектирование

 

17.Структурная схема рабочего проектирования (РП): содержание работ системщика, схемотехника, конструктора

Литература [7]; [12]; [41].

Методические указания

РП – окончательный этап разработки полного комплекта КД для изготовления опытного образца или опытной партии. Разработка рабочей документации требует от разработчиков особой внимательности к мелочам и тщательной отработки всех КД, особенно при ожидаемом серийном изготовлении.

Контрольные вопросы

1. Какие документы являются исходными для РП?

2. Кто ставит задачу на выполнение работ на РП?

3. Каков порядок составления и выдачи заявки на материалы и комплектующие изделия для изготовления опытного образца (опытной партии)?

4. Кто разрабатывает программу испытаний опытного образца и проект ТУ?

5. Каково содержание технологической экспертизы КД?

6. Каково содержание стандартизационной и метрологической экспертизы рабочего комплекта КД?

7. Какова взаимосвязь между программой испытаний опытного образца и проектом ТУ?

 

18.Структурная схема РП: организация и методы испытании опытного образца (заводских и на надёжность), состав рабочего проекта

Литература [7]; [12]; [41]; [39]: с.150.

Методические указания

Опытные образцы изделия – гаранты того, что разработанный комплект КД обеспечит достижение качества, предусмотренного Т3 в любом серийно изготовленном изделии.

Контрольные вопросы

1. Каков порядок разработки и согласования ТУ?

2. Каковы задачи изготовления опытного образца?

3. Какие испытания опытных образцов осуществляются с участием заказчика?

19. Промышленные испытания опытного образца (подготовка, проведение, подведение итогов)

Литература [7]; [12]; [23]; [41].

Методические указания

Промышленные (межведомственные) испытания это последний шаг, после которого разработанному комплекту КД открывается путь для его воплощения в серийном производстве.

Контрольные вопросы

1. Какова цель промышленных испытаний?

2. Изобразите структурную схему промышленных испытаний.

3. Из каких соображений исходит разработчик при выборе места испытаний?

4. По каким критериям подбирается группа испытателей?

5. Какова организация промышленных испытаний?

 

Конструирование РЭС

3.2.1 Психологические основы конструирования

3.2.1.1 Концепции и основные понятия, психологическая структура процесса конструирования (ПК)

 

20.Основные понятия (сознание, сверхсознание, память, потребности, мотивы, эмоции)

Литература [36]; [42].

Методические указания

Все психологические функции и свойства нужно рассматривать, во-первых. с позиции использования их в профессиональной деятельности-проектировании и конструировании изделий и, во-вторых, с системной позиции, то есть исходя из их взаимосвязи, взаимообусловленности.

Контрольные вопросы

1. Изложите современные взгляды на психологию личности.

2. Что такое сознание, подсознание, сверхсознание?

3. Каковы функции памяти и их роль в творческих психологических процессах человека?

4. Какие существуют виды памяти?

5. Что такое потребность и мотив?

6. Какова роль эмоции в запоминании и удовлетворении потребности?

 

21.Гипотезы мышления: одноканальности–многоканальности и несовместимости (реципрокности)

Литература [49].

Методические указания

К моделированию в психологии нужно относиться осторожно. Но если следствия, выводимые из модели дедуктивно, объясняют, некоторые закономерности реального мышления, то, по-видимому, в модели имеется "рациональное зерно". Если, сверх того, удастся теоретически получить нетривиальные результаты, подтверждаемые экспериментом, то это усилит объективное значение модели. И, наконец, когда окажется, что обучение, организованное в соответствии с моделью, даёт лучшие результаты по сравнению с традиционным обучением (т.е. механизм "работает хорошо"), можно говорить о приближении обучения к модели мышления.

Контрольные вопросы

1. В чём суть гипотезы ²одноканальности – многоканальности²?

2. В чём суть гипотезы несовместимости умственных действий и логико-психологических процессов?

22.Концепция о существовании двух связанных но квазинезависимых сущностей человека: плотской подсистемы (физического тела, включая органы чувств и мозг) и энергоинформационной пространственно-полевой подсистемы

Литература [лекция].

Методические указания

При изучении психологии конструктора для полноты истины предпочтительнее исходить из концепций, обеспечивающих системное представление о психике человека на основе учёта всех фактов. Следовательно, кроме традиционной вульгарно-материалистической концепции, необходимо изучить и концепцию о существовании двух связанных но квазинезависимых сущностей человека, построенной на экспериментальном материале.

Контрольные вопросы

1. Расскажите о фактах проявления психики, не объяснимых с традиционных материалистических позиций.

2. Расскажите об экспериментах на основе эффекта Кирлиана.

3. Расскажите о концепции двойственности природы человека, развиваемой в работах профессора Короткова К.Г. и Саволайнен X.

 

23.Общая характеристика ПК (изменяемость ПК по итогам выполнения задачи, осознанное и неосознанное регулирование, основные психические регуляторы: готовность к решению, понимание условия задачи, построение замысла решения, выбор стратегии решения задачи)

Литература [25]: с.5 – 20.

Методические указания

Нужно исходить из того, что всякое творчество, поиск и находка новых, оригинальных для конструктора решений – это одновременно и процесс его обучения с соответствующими изменениями в его психике.

Контрольные вопросы

1. В чём заключается изменяемость психологической структуры ПК по итогам выполненной задачи?

2. Объясните проявлений психологического регулятора – готовности к решению (регулятора-включателя).

3. Объясните сущность психологического регулятора – понимания условия задачи.

4. Дайте общую характеристику содержанию процесса построения замысла решения.

5. Расскажите о сознательном утверждении (выборе) стратегии решения задачи.

 

3.2.1.2 Понимание исходной информации

 

24.Определение и составляющие понимания

Литература [42]; [25]: с.20 – 58.

Методические указания

Системный характер понимания. Причины непонимания. Основа понимания – знания+опыт. Составляющие понимания: узнавание, опознание, сравнение, сличение и др. Итог понимания – озарение (инсайт). Факторы, влияющие на понимание.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понимания и опишите его с системных позиций.

2. Назовите причины непонимания задачи.

3. Почему сплав знаний и опыта является основой понимания?

4. Дайте определение и опишите характеристики составляющих понимания.

5. Что такое озарение и каковы его характеристики?

6. Какие факторы влияют на понимание?

 

 

25.Понимание – процесс предварительного решения конструкторской задачи

Литература [42]; [25]: с.21 – 32.

Методические указания

Осмысление предмета понимания как системы и выявление существенного в задаче, её ядра, информационная характеристика понимания – процесс перехода от ипостаси "что дано" к ипостаси "знаю, что нужно или возможно (есть варианты)". Проблема критериев понимания.

Контрольные вопросы

1. Как происходит процесс выявления существенного в задаче, её ядра?

2. Как происходит процесс перехода от ипостаси "что дано" к ипостаси "знаю, что нужно или возможно"?

 

26. Процессы – средства понимания (психические функции)

Литература [42]; [25]: с.21 – 32.

Методические указания

Восприятие, внимание, воображение, память и её виды. Помните: познать самого себя абсолютно – невозможно, но стремиться к этому нужно!

Контрольные вопросы

1. Что такое восприятие?

2. Что такое внимание и как оно связано с мотивами человека?

3. Что такое воображение, его особенности в понимании конструкторских задач?

4. Что такое память, её природа?

5. Назовите виды памяти и их особенности.

 

27. Этапы понимания

Литература [25]: с.21 – 32.

Методические указания

Общее ознакомление с условиями задачи; внутренняя классификация, уточнение и дополнение исходных условий, выявление частных КР; перекодирование условий задачи на "свой" язык; окончательное упорядочение условий задачи; конкретизация возможных КР или направлений поиска, окончательная оценка условий задачи (могу–не могу, знаю–не знаю); поиск путей решения – начало формирования замысла.

Контрольные вопросы

1. Опишите процесс ознакомления с условиями задачи.

2. Что собой представляет внутренняя классификация?

3. Как выявляются частные КР, каково их содержание, приведите примеры?

4. Как протекает процесс перекодирования условий задачи на свой язык?

5. Как происходит конкретизация возможных КР или направлений поиска, приведите примеры?

6. Поясните на примерах окончательную оценку условий задачи (могу–не могу, знаю–не знаю) и начало формирования замысла.

 

28. Ошибки в понимании

Литература [25]: с.21 – 32.

Методические указания

Нужно иметь представление об ошибках в понимании и их последствиях для процесса и итога понимания. Знание причин ошибок – основа их недопущения.

Контрольные вопросы

Объясните на примерах причины ошибок в понимании:

а) недостаточность знаний и опыта;

б) неумение привести свои знания в состояние, позволяющее объяснить условия решаемой задачи;

в) неадекватное использование своих знаний;

г) неадекватное восприятие условий из-за его текста;

д) неумение адекватно соотносить части условия задачи между собой (по структурным, функциональным и другим признакам);

е) преувеличенное внимание к какой-то отдельной части условия;

ж) ошибками в соотнесении текста и рисунков;

з) неумение выделить существенное из несущественного в самой гипотетической конструкции.

 

3.2.1.3 Построение замысла конструкторского решения (КР)

 

29. Определение замысла, типичные варианты замыслов

Литература [25]: с.21 – 32.

Методические указания

Нет чёткой временной границы между пониманием ТЗ и формирова­нием замысла. Психологические процессы в сознании и сверхсознании протекают одновременно, и сознание, если оно работает над этой же задачей, разъяряет сверхсознание.

Контрольные вопросы

1. Что такое замысел КР?

2. Назовите типичные варианты замыслов, складывающихся к моменту начала компонования изделия.

3. На что влияет тот или иной вариант замысла?

4. Как взаимовлияют процессы построения замысла в сознании и сверхсознании?

5. Как проявляется влияние эмоций на построение замысла?

30. Структурная схема формирования замысла

Литература [25]: с.32 – 45.

Методические указания

Особенности временной взаимосвязи между пониманием задачи и построением замысла. Этапы формирования замысла.

Контрольные вопросы

1. Изобразите структурную схему формирования замысла.

2. В чём состоит особенность временной взаимосвязи между пониманием задачи и построением замысла?

3. Назовите этапы формирования замысла.

31. Общее синтетическое понимание замысла (I этап)

Литература [25: с.32 – 45].

Методические указания

Этап включает в себя поиск аналогов на разных уровнях и попытку подобрать вид средства, коим задача может быть решена.

Контрольные вопросы

1. Как происходит процесс отнесения задачи к ранее решавшимся или не решавшимся, какие психологические функции и средства при этом используются?

2. Приведите примеры отнесения задачи к тому или иному виду технических средств (техническая классификация).

 

32. Углублённое детальное изучение ТЗ (2 этап)

Литература [25]: с.32 – 45.

Методические указания

Повторное ознакомление и детальное изучение требований ТЗ. Появление ассоциаций и выделение требований ТЗ – основы замысла. Появление начальных образов и уточнение ТЗ. Выбор образов–ориентиров, как основы замысла и начало построения конструкторского замысла.

Контрольные вопросы

1. Какова особенность повторного ознакомления и детального изучения требований ТЗ?

2. Какие условия, обстоятельства способствуют появлению ассоциаций?

3. Как влияют структура Т3, с одной стороны, и отношение к задаче конструктора, с другой стороны, на выделение требований ТЗ – основы замысла?

4. Что собою представляют начальные образы (прообразы)?

5. Как отбираются образы – ориентиры?

33. Зарождение замысла (3 этап)

Литература [25]: с.21 – 59.

Методические указания

Последовательная детализация и через неё выделение ведущего (доминирующего) образа. Появление субъективной уверенности. Необходимость осознанных анализа и выбора образов.

Контрольные вопросы

1. Каков характер детализации начальных образов?

2. Каков порядок выделения доминирующего образа?

3.Опишите состояние субъективной уверенности конструктора в правильности выбранного образа.

4. Почему необходима осознанность анализа и выбора образа?

 

34. Интуиция, озарение, догадка

Литература [25]: с.21 – 59.

Методические указания

Определение и возможности интуиции. Итог интуиции.

Контрольные вопросы

1. Что такое интуиция?

2. Что позволяет интуиция?

3. Как образуется интуиция?

4. Что является итогом интуиции?

5. Какова роль памяти в акте озарения?

 

3.2.1.4 Модель процесса обучения, творчества и формирования эвристик

 

35. "Свёртывание" процесса получения знаний

Литература [49].

Методические указания

Модель Шапиро: обоснование практической ценности модели, гипотезы, описание модели. Алгоритм процесса "свёртывания" знаний. Логическое условие "свёртки" и его свойства. Процесс "свёртывания" операторов. Механизмы применения знаний.

Контрольные вопросы

1. Как можно обосновать практическую ценность модели мышления?

2. Что такое гипотеза одноканальности – многоканальности?

3. Что такое гипотеза несовместимости (реципрокности) логичес­ких процессов и их логико-психологических регуляторов?

4. Опишите модель Шапиро.

5. Опишите "свёртывание" алгоритма процесса получения знаний на примере формирования какого-либо геометрического понятия.

6. Каковы свойства логического условия "свёртки"?

7. Как "свёртываются" операторы (на примере вопроса 5)?

8. Какие существуют механизмы применения знаний и опыта?

 

36. "Свёртывание" процесса размещения конструктивов

Литература [49].

Методические указания

"Свёртывание" алгоритма процесса размещения конструктивов в пространстве. Логическое условие "свёртки" процесса размещения. Процесс "свёртки" операторов процесса размещения.

Контрольные вопросы

1. Опишите "свёртывание" алгоритма размещения конструктивов в пространстве или другого процесса компонования.

2. Как "свёртываются операторы (на том же примере)?

 

37. Формирование сети логико-психологических координат, эвристик

Литература [49].

Методические указания

Сравнительный анализ логических условий "свёртки" знаний и "свёртки" навыков. Логико-психологические координаты (ЛПК). Образование сети ЛПК – итог свёртки". "Человеческие непонятности". Валентность ЛПК – механизм саморазвития сети ЛПК. Образование эвристик. Механизм применения опыта конструирования.

Контрольные вопросы

1. Что объединяет "свёртки" разных по сути задач?

2. Что такое "человеческие непонятности"?

3. Что такое валентность ЛПК и к чему это их свойство приводит?

4. Как объяснить иллюзию "повторения непройденного"?

5. Чем отличаются ЛПК разных уровней?

6. Что такое эвристика?

7. Какие особенности свойственны эвристикам?

8. В чём состоят трудности изучения методов конструирования?

 

3.2.2 Процесс конструирования прибора

 

38. Структурная схема конструирования прибора

Литература [23].

Методические указания

Описание схемы. Определения и цели её подпроцессов: упорядочение исходных данных (УИД), компонованне изделия и его составных частей, разработка сборочных чертежей изделия и его конструктивов, спецификаций и др.; результаты подпроцессов. Структурная схема процесса конструирования с информационных позиций.

Контрольные вопросы

1. Изобразите структурную схему конструирования прибора и опишите её.

2. Какова цель УИД и из каких подпроцессов оно состоит?

3. Что такое компонование прибора (функционального узла)?

4. Какие сборочные чертежи разрабатываются на этапах технического и рабочего проектов?

5. Как связаны процессы разработки конструкции прибора в целом и его составных частей?

6. Когда и как осуществляется процесс деталирования?

7. Как можно представить процесс конструирования прибора с информационных позиций?

6. Что определяет неравенство нулю энтропии в КД полного комплекта КД на прибор?

 

39. Стратегия компонования как стратегия построения замысла

Литература [25]: с.59 – 75.

Методические указания

Принципиальное отличие процессов мышления и их стратегий на осознанном и неосознанном уровнях психики. Определения стратегии, тактики, операции. Стратегии на разных уровнях ОКР.

Контрольные вопросы

1. Чем отличаются стратегии на осознанном и неосознанном уровнях психики?

2. Что такое стратегия?

3. Что такое тактика и какие виды тактик бывают?

4. Что такое операция?

5. Какие могут быть стратегии у предприятия–разработчика ОКР?

6. Какие могут быть стратеги одной ОКР?

7. Почему стратегии компоновання можно назвать стратегией построения замысла?

 

40. Классификация стратегий компонования

Литература [лекции].

Методические указания

Три уровня признаков (оснований) классификации. Открытость классификации.

Контрольные вопросы

1. Назовите признаки классификации стратегий первого уровня.

2. Назовите признаки классификации стратегий второго уровня.

3. Назовите признаки классификации стратегий третьего уровня.

4. Назовите стратегии по признаку ближних аналогов.

5. Назовите стратегии по признаку дальних аналогов.

6. Назовите стратегии по признаку наличия только ТЗ.

7. Назовите стратегии по характеру содержания.

 

3.2.3 Упорядочение исходных данных для конструирования (УИД)

3.2.3.1 Разработка технического задания

 

41. УИД: основные понятия и определения

Литература [6]: с.5 – 47.

Методические указания

Потребность, виды, иерархия потребностей, интерес, мотив; ценность, система ценностей, принцип причинности; цель, частная цель, постоянные и потенциальные ценности; коммутативность целей, дерево целей, целевое требование, граничные условия. Виды УИД.

Контрольные вопросы

1. Что такое потребность?

2. Что такое иерархия потребностей и её роль в процессе УИД?

3. Что такое интерес, мотив?

4. Что такое ценность?

5. Почему потребность описывается системой ценностей, а не их множеством?

6. Что такое принцип причинности?

7. Что такое цель, частная цель?

8. Обоснуйте наличие постоянных ценностей, назовите их.

9. Что такое потенциальная ценность?

10. Что такое коммутативность целей?

11. Что такое дерево целей?

12. Что такое граничное условие и как его отличить от целевого требования?

 

42. Структурная схема УИД: уяснение и формулирование цели конструирования

Литература [6]: с.81 – 91.

Методические указания

Формирование начального множества частных целей. Проверка обусловленности начального множества частных целей целями высшего уровня (или ценностями потребности). Предварительное упорядочение множества частных целей. Разделение исходных ограничений на цели и целевые требования и граничные условия.

Контрольные вопросы

1. Какие исходные положения должны соблюдаться для полной и точной формулировки цели?

2. Каковы источники составления начального множества частных целей?

3. Каким методом нужно пользоваться при сборе начального множества частных целей?

4. Из каких процедур состоит упорядочение множества частных целей?

5. Что такое осуществимость частной цели (физическая, экономическая, социальная, организационная, моральная)?

6. О чём свидетельствуют противоречивые цели?

7. Как проверяется обусловленность частной цели целями более высокого уровня?

8. Каков порядок разделения на частные цели, целевые требования и граничные условия?

 

43. Структурная схема УИД: упорядочение целей и целевых требований

Литература [6]: с.91 – 96.

Методические указания

Правила построения дерева целей. Дерево целей в ценностном поле. Проверка целей и целевых требований на точность, полноту, избыточность, измеримость. Повторное упорядочение множества частных целей и целевых требований и оценка весомости каждой из них.

Контрольные вопросы

1. По каким правилам строится дерево целей?

2. Как распределяются целевые требования по частным целям?

3. Как проверяется множество целевых требований на полноту относительно частной цели?

4. По каким критериям отрабатываются целевые требования на точность, полноту, избыточность и измеримость?

5. Из каких процедур состоит повторное упорядочение частных целей?

6. Для чего и как оцениваются весомости частных целей и целевых требований?

 

44. Структурная схема УИД: упорядочение граничных условий

Литература [6]: с.96 – 98.

Методические указания

Сбор граничных условий, их анализ на точность, полноту, избыточность, измеримость. Разделение граничных условий. Разработка плана внедрения граничных условий в принимаемые КР.

Контрольные вопросы

I. По каким критериям и как граничные условия отрабатываются на точность, полноту, избыточность и измеримость?

2. На какие виды разделяются граничные условия?

3. Как упорядочиваются граничные условия по времени их внедрения в КР?

 

3.2.3.2 Конструкторско–технологический анализ и доработка схемы электрической при



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: