Методические указания по вопросам дисциплины




Г. М. Богданов

 

ОСНОВЫПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ

(Общий курс)

 

Программа, методические указания и контрольные задания

Дисциплина для направления 551100 специальности 200800

«Проектирование и технология радиоэлектронных средств»

для всех форм обучения

 

Великий Новгород


Печатается по решению

кафедры «Проектирование

и технология РЭА»

 

 

Рецензенты

 

 

Камышев Г.А. Начальник конструкторского отдела ФГУП НИИ ПТ «Растр»

Богданов Г.М.

Основы проектирования электронных средств (Общий курс): Программа и методические указания для направления 551100, специальности 200800 «Конструирование и технология электронных средств» для всех форм обучения. Великий Новгород, НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2001.- 55с.

 

 

Изложены цели и задачи дисциплины, программа и методические указания по темам дисциплины, перечень лабораторных работ, цель, предмет и основное содержание курсового проектирования. В приложении приведено распределение учебных часов по видам для очной и заочной форм обучения.

Предназначено для студентов специальности «Конструирование и технология электронных средств».

 

© Новгородский государственный

университет, 2001

 

© Богданов Г.М.


 

Содержание

  стр
Введение…………………………………………………………  
1. Цель и задачи дисциплины……………………………………...  
1.1 Цель и место дисциплины в учебном процессе……………….  
1.2 Задачи изучения дисциплины…………………………………..  
2 Содержание теоретических занятий…………………………...  
2.1 Организация опытно-конструкторских работ…………………  
2.2 Конструирование РЭС…………………………………………..  
3. Методические указания по вопросам дисциплины…………...  
3.1 Организация опытно-конструкторских работ (ОПР)…………  
3.2 Конструирование РЭС…………………………………………..  
4 Методические указания и выполнение лабораторных работ...  
5 Курсовой проект…………………………………………………  
6 Список литературы……………………………………………...  
Приложение А. Распределение лекционного времени………..  

 


Введение

 

Опыт проектирования, конструирования, производства систем связи, радиотехнических, информационных, управления и других систем и опыт конструирования их составных частей – приборов и функциональных узлов, с одной стороны, и опыт обучения процессам проектирования и конструирования, с другой стороны, позволили на основе системного подхода к процессам обучения изложить методологию проектирования и конструирования приборов, начиная от организации ОКР и кончая решением типовых частных задач конструирования.

Основным назначением настоящих программы и методических указаний, составленных согласно типовому учебному плану направления 551100 и специальности 200800, является оказание методической помощи студентам, изучающим самостоятельно всю учебную дисциплину или отдельные её разделы. Для этого каждая тема и её подтемы сопровождаются наставлениями содержательного и методического характера со ссылками на библиографические источники. Такие же наставления написаны и для выполнения лабораторных работ и контрольных работ для студентов-заочников.

 

Цель и задачи дисциплины

I.I Цель и место дисциплины в учебном процессе

Целью преподавания дисциплины является изучение и освоение навыков конструирования РЭС, предназначенных для разных условий их производства и эксплуатации на различных объектах и при различных воздействиях внешней среды.

Предмет учебной дисциплины – процессы и методология конструирования РЭС.

 

I.2 Задачи изучения дисциплины

Цель дисциплины состоит из следующих задач изучения:

а) изучение организации, структуры и содержания ОКР, обеспечивающих высокий уровень качества изделий и воплощающих основные перспективные направления развития РЭС: микроминиатюризацию, технологичность, стандартизацию, композицию и др.;

б) Изучение психологических основ конструирования;

в) изучение и освоение стратегий конструирования приборов и функциональных узлов;

г) изучение и освоение методов, приёмов, способов конструирования изделий;

д) изучение и освоение методов решения типовых задач конструирования приборов.

 

Содержание теоретических занятий

Таблица 2.1

Тематические вопросы Лит. источ.
2.1 Организация опытно-конструкторских работ (ОКР)  
  2.1.1 Общие положения 1.Основные участники НИР и ОКР и их функциональные обязанности……………………………………………………………….. 2.Этапы ОКР………………………………………………………. 3.Роль главного конструктора ОКР и его заместителя по конструкторской, технологической и другим частям в организации ОКР………………………………………………………………………….   7, 12, 15, 41 7, 12, 41, 51     6, 7, 12, 58
  2.1.2 Аванпроект 4. Аванпроект: определение, цель, задачи……………………….. 5.Структурная схема аванпроекта; предварительное изучение информации о потребности (изучение, обсуждение с заказчиком и уточнение предварительных технических требований заказчика)…….. 6.Структурная схема аванпроекта: исследование потребности на месте её возникновения (организация, методы, стесняющие обстоятельства)……………………………………………………………. 7.Структурная схема аванпроекта: лабораторные и натурные испытания (цель, виды моделирования)………………………………… 8.Структурная схема аванпроекта: технико-экономический анализ (ТЭА)(цель, принципы, методика, составление и согласование с заказчиком ТЗ, подготовка договора на ОКР, выбор концепции, принципов построения изделия, состав аванпроекта)…………………..     6, 7, 12, 41, 51, 59     6, 7, 57,59     6, 7, 59   6,7   6, 7, 24
  2.1.3 Эскизное проектирование 9.Цель и задачи эскизного проектирования…………………….. 10.Структурная схема эскизного проектирования: анализ ТЗ, выбор принципов работы и структурной схемы изделия (ТЭО, определение функций и распределение их по составным частям изделия, разработка и согласование частных ТЗ (ЧТЗ), разработка руководящих указаний (РУК) конструирования изделия…………….. 11.Структурная схема эскизного проектирования: задачи конструирования на этапе……………………………………………….. 12.Структурная схема эскизного проектирования: состав эскизного проекта, организация защиты…………………………………     7, 41     7, 41     7, 39, 41, 51, 53
2.1.4 Техническое проектирование 13.Структурная схема технического проектирования: цель, анализ итогов защиты эскизного проекта……………………………….. 14. Структурная схема технического проектирования: разработка схем составных частей изделия, конструирование изделия. 15.Структурная схема технического проектирования: конструкторское макетирование (разработка КД, изготовление и испытание конструкторского макета)……………………………………. 16.Структурная схема технического проектирования: состав и порядок защиты технического проекта…………………………………..     7, 12, 30, 41   7, 12, 23, 39, 41     7, 12, 23, 39, 41   7, 12, 23, 39, 41
2.1.5 Рабочее проектирование 17.Структурная схема рабочего проектирования: содержание работ системщика, схемотехника, конструктора……………………….. 18.Структурная схема рабочего проектирования: организация и методы испытаний опытного образца (заводских и на надёжность), состав рабочего проекта………………………………………………….. 19. Промышленные испытания опытного образца (подготовка, проведение, подведение итогов)………………………………………….     7, 12, 23, 41     7, 12, 23, 39, 41   7, 12, 23, 41

 

Тематические вопросы Лит. источ.
  2.2 Конструирование РЭС 2.2.1 Психологические основы конструирования 2.2.1.1 Концепция и основные понятия, психологическая структура процесса конструирования (ПК) 20.Основные понятия (сознание, сверхсознание, память, потребности, мотивы, эмоции)…………………………………………… 21.Гипотезы мышления: одноканальности–многоканальности; несовместимости (реципрокности)……………………………………….. 22.Концепция о существовании двух связанных, но квазинезависимых сущностей человека: плотской подсистемы (физического тела, включая органы чувств и мозг) и энергоинформационной пространственно-полевой структуры………… 23.Общая характеристика ПК (изменяемость ПК по итогам выполнения задачи, осознанное и неосознанное регулирование, основные психические регуляторы: готовность к решению, понимание условия задачи, построение замысла решения, выбор стратегии решения задачи).……………………………………………………………     36, 42     лекция    
  2.2.1.2 Понимание исходной информации 24.Определения и составляющие понимания (системный характер понимания, причины непонимания; основа понимания (знания плюс опыт); составляющие понимания (узнавание, опознание, сравнение, сличение др., итог понимания-озарения (инсайт): определения и их характеристики; факторы, влияющие на понимание)………………………………………………………………… 25. Понимание – процесс предварительного решения задачи (осмысление предмета понимания как системы и выявление существенного в задаче, её ядра; информационная характеристика понимания – процесс перехода от ипостаси «что дано» к ипостаси «знаю, что нужно или возможно (есть вариант)»; проблема критериев качества понимания……………………………………………………….. 26.Процессы-средства понимания (психические функции): восприятие, внимание, воображение, память и её виды.………………. 27.Этапы понимания (общее ознакомление с условием задачи; внутренняя классификация, уточнение и дополнение исходных условий, выявление частных КР; перекодирование условий задачи на «свой» язык; окончательное упорядочение условий задачи; конкретизация возможных КР или направлений поиска; окончательная оценка условий задачи («могу–не могу», «знаю–не знаю»); поиск путей решения – начало формирования замысла………. 28.Ошибки в понимании, причины ошибок……………………….   25, 42   25, 42      
  2.2.1.3 Построение замысла конструкторского решения (КР) 29. Определение замысла, типичные варианты замыслов……….. 30.Структурная схема формирования замысла (особенность временной взаимосвязи между пониманием задачи и построением замысла, этапы формирования замысла)………………………………… 31. Общее синтетическое понимание (1-й этап) (отнесение задачи к ранее решавшимся или не решавшимся; техническая классификация задачи)……………………………………………………. 32.Углублённое детальное изучение ТЗ (2-й этап) (повторное ознакомление и детальное изучение требований ТЗ; появление ассоциаций и выделение требований ТЗ – основы замысла; появление начальных образов и уточнение ТЗ; выбор образов-ориентиров, основы замысла и построение конструкторского замысла)……………. 33.Зарождение замысла (3-й этап) (последовательная детализация, выделение ведущего (доминирующего) образа, появление субъективной уверенности, необходимость осознанных анализа и выбора образов)……………………………………………….. 34.Интуиция, озарение, догадка (определение и возможности интуиции, итог интуиции)…………………………………………………                      
2.2.1.4 Модель процесса обучения, творчества и формирования эвристок 35.«Свертывание» процесса получения знаний…………………… 36.«Свёртывание» процесса размещения конструктивов………... 37.Формирование сети логико-психологических координат, эвристок…………………………………………………………………….      
  2.2.2 Процесс конструирования прибора 38.Структурная схема конструирования прибора (описание схемы, определения и цели её подпроцессов: упорядочение исходных данных, компонование, разработка сборочных чертежей и спецификации изделия и др.; результаты подпроцессов, структурная схема с информационных позиций)……………………………………… 39.Стратегия компонования как стратегия построения замысла... 40.Классификация стратегий компонования………………………     лекция
  2.2.3 Упорядочение исходных данных для конструирования (УИД) 2.2.3.1 Разработка технического задания 41.УИД: основные понятия и определения (потребность, виды, иерархия потребностей; интерес, мотив; ценность, система ценностей; принцип причинности; цель, частная цель, постоянные и потенциальные ценности; коммутативность целей, дерево целей, целевое требование, граничные условия)………………………………... 42.Структурная схема УИД: уяснение и формулирование цели конструирования (формирование начального множества частных целей; проверка обусловленности начального множества частных целей целями высшего уровня (или ценностями потребности); предварительное упорядочение множества частных целей; разделение исходных ограничений на цели с целевыми требованиями и граничные условия)……………………………………………………….. 43.Структурная схема УИД: упорядочение целей и целевых требований…………………………………………………………………. 44.Структурная схема УИД: упорядочение граничных условий...          
  2.2.3.2 Конструкторский разбор и доработка схемы электрической принципиальной (ЭЗ) 45.Схемы: определение, классификация, назначение и содержание схем…………………………………………………………... 46.ЭЗ: роль её в конструировании, КР в ЭЗ……………………….. 47.Предмет и цель конструкторского разбора ЭЗ………………… 48.Разбор и отработка ЭЗ с функциональных позиций…………... 49.Разбор и отработка ЭЗ с позиций надёжности………………… 50.Разбор и отработка ЭЗ с позиции теплового режима и защиты от факторов внешней среды……………………………………………… 51.Разбор и отработка ЭЗ с позиции механических воздействий………………………………………………………………... 52. Разбор и отработка ЭЗ с позиции технологичности………….. 53. Разбор и отработка ЭЗ с позиции безопасности жизнедеятельности………………………………………………………... 54. Разбор и отработка ЭЗ с позиции электромагнитной совместимости (ЭМС): понятия совместимости, источника, приёмника наводки, паразитной связи, виды паразитных связей)…………………. 55. Разбор и отработка ЭЗ с позиции ЭМС: источника с большими токами и малыми напряжениями при магнитной индукции…………………………………………………………………… 56. Разбор и отработка ЭЗ с позиции ЭМС: источники с большими напряжениями и малыми токами при электрической индукции.………………………………………………………………….. 57. Разбор и отработка ЭЗ с позиции ЭМС: экранирование магнитного поля…………………………………………………………… 58. Разбор и отработка ЭЗ с позиции ЭМС: экранирование электрического поля………………………………………………………. 59. Разбор и отработка ЭЗ с позиции ЭМС: экранирование проводов……………………………………………………………………. 60. Разбор и отработка ЭЗ с позиции ЭМС: паразитная связь через общее сопротивление………………………………………………. 61. Разбор и отработка ЭЗ с позиции ЭМС: паразитная связь между приборами через цепи питания и через посторонний провод………………………………………………………………………     55, 56 23, 55, 56 5, 21, 29 5, 31 5, 21, 29   5, 21, 29   5, 21, 29 5, 21, 29   5, 60     11, 17     11, 17     11, 17   11, 17   11, 17        
  2.2.4 Компонование 2.2.4.1 Стратегия построения замысла - компоновки: основные понятия, классификация 62. Компонование – процесс развития замысла в компоновку (определения замысла, компоновки, парадигма процесса на логическом уровне)……………………………………………………….. 63.Стратегия (определение, уровни стратегий, особенности стратегии конструирования; классификация стратегии компонования, признаки – основания, дерево классификации………………………….. 64.Операция (определение, виды операций, их содержание)……. 65.Тактика (определение, виды тактик)…………………………… 66.Необходимость сознательной проверки, сравнения, анализа интуитивно полученного КР……………………………………………… 67.Методика, метод, способ, приём………………………………... 68.Выбор стратегии………………………………………………….         25, лекция 25, лекция 25, лекция   3, 25, лекция 18, 28, 37, 39 13, 15, 50
  2.2.4.2 Компонование «от содержания к форме» 69.Структурная схема компонования «от содержания к форме»… 70.Определения: конструктива, ядра, стержня, компоновочного конструктива, компоновочного взаимодействия (КВ), кортежа (полного, неполного)……………………………………………………… 71.Приёмы оценки величины КВ………………………………….. 72.Построение очереди вовлечения конструктивов в процесс их размещения………………………………………………………………… 73.Алгоритм размещения всех конструктивов (общий алгоритм размещения)……………………………………………………………….. 74.Алгортм размещения конструктивов на любом (i-ом) шаге………………………………………………………………………… 75.Алгоритм обеления отринутых кортежей……………………… 76.Алгоритм поиска наилучшего варианта компоновки изделия…………………………………………………………………….. 77.Алгоритм поиска наилучшей компоновки на основе одного прообраза………………………………………………………………….. 78.Алгоритм поиска наилучшей компоновки на основе образа……………………………………………………………………….                    
  2.2.4.3 Компонование «от формы к содержанию» 79.Структурная схема компонования «от формы к содержанию» (ССК-фс): формирование начальных образов компоновки, выделение критических областей форм (КОФ)……………………………………… 80.ССК-фс: определение рабочего положения и расчет габаритных размеров КОФ, предварительный отбор форм изделия….. 81. ССК-фс: раскладка и уточнение габаритов КОФ психофизического контакта оператора с изделием…………………….. 82. ССК-фс: выбор лучшей формы по требованиям ТЗ………….. 83. ССК-фс: оценка габаритов функциональных узлов и других конструктивов изделия, выбор наилучшего варианта размещения, компоновки скелета изделия………………………………………………     лекция   лекция   лекция, 35 лекция     3, 39, лекция
2.2.4.4 Компонование на основе унифицированных базовых несущих конструкций (УБНК) 84.УБНК: принципы построения, классификация основные типовые элементы…………………………………………………………. 85.УБНК: общий алгоритм проектирования……………………… 86.УБНК: алгоритм проектирования системы БНК…………….... 87.УБНК: алгоритм выбора БНК1………………………………….     26, лекция 26, лекция 26, лекция
2.2.4.5 Смешанные и прочие стратегии компонования прибора 88.Свернутые стратегии на основе аналогов разных уровней…… 89.Компонование изделия «от рабочего места»…………………..     3, 13, 25, 46, 47
2.2.5 Методы проектирования (конструирования) 90.Определение и классификация методов, приёмов, способов… 91.Геометрический и машиностроительный методы конструирования………………………………………………………….. 92.Мозговой штурм и синектика………………………………….. 93.Метод идеального объекта……………………………………… 94.Морфологический ящик………………………………………… 95.Симплификация и унификация…………………………………. 96.Типизация………………………………………………………… 97.Агрегатирование и модульный метод………………………….. 98.Функционально-стоимостный анализ (ФСА)………………….. 99.Приёмы, способы…………………………………………………     13,28,31,35,37   27, 45 13, 46, 47 1, 8 8, 15, 31, 46 19, 22 19, 22, 48 2, 19, 22 24, 31 3,6,13,31,46, 47
2.2.6 Типовые операции конструирования 2.2.6.1 Выбор материалов 100.Конструктивные и технологические характеристики чёрных металлов и их сплавов, рекомендации для их выбора………………….. 101.Конструктивные и технологические характеристики цветных металлов и их сплавов, рекомендации для их выбора………………….. 102.Конструктивные и технологические характеристики пластмасс и композитов, применяемых в РЭА………………………….. 103.Процесс выбора материалов……………………………………..     20, 27, 32, 46   20, 27, 32, 46   20, 46
2.2.6.2 Конструкторское обеспечение надёжности 104.Причины отказов в РЭС…………………………………………. 105.КР обеспечения надежности РЭС при климатических воздействиях внешней среды…………………………………………….. 106.КР обеспечения надежности РЭС при механических воздействиях внешней среды…………………………………………….. 107.КР обеспечения надежности РЭС при случайных и злостных воздействиях человека……………………………………………………..   11,17,21,26,29, 32   4,14,20,30,32, 39   14,16,21,26, 29, 39   25, 36, 39, 47
2.2.6.3 Обеспечение эргономичности 108.Основные задачи и методологические основы инженерной психологии…………………………………………………………………. 109.Анализаторы человека и их характеристики.………………….. 110.Требования к средствам отображения информации…………... 111.Требования к органам управления………….…………………... 112.Общие требования к компоновке постов контроля и управления………………………………………………………………….    
2.2.6.4 Отработка изделия на технологичность 113.Отработка РЭС на технологичность на этапе аванпроекта и разработки ТЗ……………………………………………………………… 114.Отработка изделия на технологичность на эскизном проектировании.…………………………………………………………… 115.Отработка изделия на технологичность при компоновании изделия…………………………………………………………………….. 116.Отработка изделия на технологичность при разработке сборочного, электромонтажного чертежей и чертежей деталей………..   6, 7   7, 10   3, 7, 10, 32   4, 5, 23, 26, 32
2.2.6.5 Размерные расчёты в сборочных единицах 117.Методы конструкторско-технологического решения размерных цепей…………………………………………………………... 118.Взаимосвязь электрических допусков РЭС и допусков на элементы конструкции…………………………………………………….   40, 43   40, 43
2.2.6.6 Отработка композиции изделия 119.Исходные положения отработки композиции изделия………... 120.Категории композиции………………………………………….. 121.Качество и средства композиции………………………………..     9, 38 9, 38 9, 38
2.2.7 Разработка сборочных чертежей и деталей 2.2.7.1 Подготовительная стадия разработки СБ 122.Отличие разработки СБ от компонования, выбор изображений……………………………………………………………….. 123.Выбор масштаба, формата и числа листов, разметка.………….     4, 23
2.2.7.2 Рабочая стадия разработки СБ 124.Принципы и правила разработки СБ…………………………… 125.Размещение конструктивов и разработка соединений НК на СБ…………………………………………………………………………… 126.Расчёт габаритных размеров и поиск резервов уменьшения габаритов…………………………………………………………………… 127.Конструирование соединительных цепей (СП), соединительных устройств (СУ) и конструирование связей СЦ с НК… 128.Воплощение КР для изделия в целом. Обводка принятого КР основными линиями……………………………………………………….. 129.Уточнение структуры конструкции изделия и разработка его спецификации……………………………………………………………… 130.Разработка электромонтажного чертежа (МЭ)…………………     4, 23     4, 23       4, 52 4, 54
2.2.8 Проектирование ФУ на печатных платах 131.Разработка ТЗ на конструирование ФУ………………………… 132.Упорядочение исходных данных (УИД)……………………….. 133.Подготовительная стадия конструирования ФУ.……………… 134.Подготовка к размещению и трассировке……………………… 135.Поиск наилучшего размещения и трассировки………………... 136.Разработка чертежей ПП………………………………………… 137.Конструктивные расчёты и рекомендации……………………..     5, 6 5, 6 5, 34, 39 5, 34, 39

 

 

Методические указания по вопросам дисциплины



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: