Тема: поведение личности в конфликте




Конфликт – столкновение между людьми из-за различия во взглядах, интересах, восприятии, возникающее в процессе социального взаимодействия.

Существует 3 блока социальных конфликтов:

1. Возникающие в связи с распределением властных ролей и позиций (в семье, на работе, в клубах по интресам и т.д.)

2. По поводу материальных ценностей (деньги)

3. По поводу ценностей важнейших жизненных установок ()

В конфликте всегда ярко прослеживаются две составляющие: противодействие участников и негативные эмоции по отношению друг к другу. Поэтому на первом этапе необходимо снизить эмоциональное напряжение. Это уменьшит накал страстей и повысит логичность в конфликтном взаимодействии.

Важные навыки требующие отработки:

1. Выделение сути проблемы (в чем проблема на самом деле?)

2. Посмотреть на ситуацию со стороны

3. Умение поставить себя на место другого человека (чтобы вы сделали в такой ситуации)

4. Поиск конструктивного (позитивного) решения

Алгоритм разрешения конфликта:

1. Пауза. Снижение эмоционального напряжения. Перенести внимание на дыхание и позу в которой стоите. Как можно снизить эмоциональное напряжение в конфликте? Как только вы почувствовали возникновение негативных эмоций к собеседнику, попробуйте снизить свое эмоциональное напряжение. Для этого можно использовать навыки релаксации (дыхательные техники, нервно – мышечная релаксация, приемы концентрации внимания) и более простые способы: посчитать до 10, подумать о чем то хорошем, отжаться, покурить, можно пошутить это хороший способ разрядить обстановку. Спросите: «Откуда взять на это время?

2. Второе, что в ваших силах - не способствовать разжиганию негативных эмоций у вашего собеседника. Для этого старайтесь избегать таких деструктивных тактик, как игнорирование, принижение личности партнера, такие ярлыки, как: «всегда», «никогда», «постоянно». Если вы правильно все сделали то, это позволит вам войти в конфликт без сильных эмоций, с «включенной» рациональностью.

3. Следующий шаг направлен на то, чтобы дать возможность вашему оппоненту высказаться. Вы этим решаете две задачи: снижаете эмоциональное напряжение у вашего партнера, и это поможет вам встать на позицию другого человека, услышать его и понять, что ему необходимо. Иногда бывает, что люди за эмоциональным накалом не слышат друг друга и сразу не понимают, что в конфликте им нужны разные вещи.

4. Почему. Анализ конфликтной ситуации. Сохраняете ли вы свое лицо?какой физиологический дискомфорт дал толчок к ситуации? Контроль эффективности собственных действий предполагает критические ответы самому себе на вопросы:

зачем я это делаю?

чего хочу добиться?

что затрудняет реализацию намеченного плана?

справедливы ли мои действия?

какие необходимо предпринять действия по устранению помех разрешения конфликта?

5. Что и как. Что хочу получить? Как достичь? Какой результат должен быть в итоге?

6. Действия.

7. Оценка. На сколько эффективно решен конфликт.

Правила поведения в конфликте:

1. Слушать не перебивая

2. Демонстрировать понимание другого

3. Четко формулировать предмет обсуждения

4. Не оскорблять

5. Выяснить, что вас разделяет

6. Искать общее решение

7. Найти общий язык

Понять что другой человек не меньше и не больше чем вы. понимать друг друга значит использовать одинаковый масштаб. Дайте другому человеку почувствовать что вы его внимательно слушаете. Вы интересуетесь его представлениями и не скрываете этого. Скажите ему например: «Пожалуйста, говорите мне очень важно знать вашу оценку этого дела, проблемы». Обратите внимание на его чувства и спросить: «и вы почувствовали себя несчастным?». И вы увидите как напряженность будет снижаться по мере того, как собеседник станет высказывать свои мысли чувства. Главное в конфликте- это понимать роль другого. Скажите «на вашем месте я…» и сказать ему оказаться в вашей роли. Выразите его представления и мысли своими словами: «Если я правильно понял, вы недовольны тем, что…»и вы увидите как оттает ваш партнер. Возьмите листок бумаги и сформулируйте вместе с ним о чем собственно идет речь. Вместе зафиксируйте, что вас обьединяет, а что разделяет. Задача-преодолеть раздел. В этом состоит сохраняющийся конфликт. Теперь попросите партнера дать свои предложения. Каждое предложение и его и ваше- надо записать. Вместе выберите лучшие предложения. Из них- самое лучшее, и именно оно должно стать решением.

Это реальный путь. Он не легок, нужны терпение, опыт. Когда человек старается выиграть и выигрывает в конфликте –это будет ложная победа. Конфликт как многоголовая гидра, может появиться в другом месте, хоп вы оглянуться не успели тут же например возник конфликт с супругом или супругой. потому что дело не в том чтобы победить а разрешить проблему, возникший вопрос.

 

Есть очень хорошая скандинавская поговорка: «северный ветер создал викингов»

Откуда вы взяли что спокойная жизни, полная удовольствий без трудностей и забот, способна сама по себе сделатьь людей счастливыми и положительными?наоборот препятствия и делают человека сильнее, устойчивее, мудрее.

Но есть и положительные стороны у конфликта:

1. Конфликт помогает людям более уверенно понять связь проблем. Проблемы как бы проясняются конфликтами.

2. Могут усиливать мораль, углубляя и обогащая взаимоотношения

3. Конфликты способны укрепить взаимоотношения

4. Конфликты помогают людям понять, кто они есть как люди: что заставляет их быть сердитыми, что пугает, что важно для них

5. Конфликты могут способствовать самостоятельному наращиванию уровня знаний, компетенций, способностей.

 

Важный компонент в конфликте – это научиться слушать и слышать собеседника. А что делать чтобы эффективно слушать?

Чтобы научиться эффективно слушать нужно приучаться поддерживать непрерывное внимание к собеседнику. Основная просблема- это не поддаваться соблазну отвлечься и не давать воли собственным мыслям.

Поддержание непрерывного внимания?

1. Проявляйте искренний интерес к людям.

2. Давайте другому человеку больше говорить, а сами старайтесь быть немногословным.

3. Учитесь задавать правильные вопросы

4. Старайтесь показать человеку, что вы уважаете его достоинство. Признаки интеллигентного человека: в разговоре с ним каждый чувствует себя равным. Признак неинтеллигентного: он пытается показать свое превосходство в знаниях и опыте.

5. Помните, что каждый человек считает свое имя одним из лучших во всем лексическом запасе. Называйте человека по имени, имени отчеству. Никогда «не тыкайте»

6. Уважайте мнение других. Никогда не говорите человеку резко, что он не прав. В таких случаях человеку психологически трудно.

7. Если вы не правы, признавайте это быстро и решительно. Гораздо легче самому признать ошибки или недостатки. Если другой человек думает и хочет сказать о вас отрицательное то скажите об этом сами, раньше. Вы его обезоружите.

8. Если человек высказывает мысль, а вы не уверенны в ошибочности, то лучше обратиться к собеседнику сос ловами: «я могу ошибаться. Давайте разберемся в фактах». вы никогда не окажетесь в затруднительном положении, если будете признавать, что можете ошибаться. это заставаит человека быть столь же справедливым, как и вы, заставит его признать что он тоже может ошибаться.

Чтобы хорошо слушать собеседника нужно:

1. Внимательно следить за тем что он говорит

2. Просить его четко и подробно обьяснить, что он имеет в виду.

3. Просить человека повторить мысль, если вам что то не ясно.

И главное: когда вы слушаете не готовьте мысленно ответ.

Конфликт- это жизненная реальность. Жизненные обстоятельства нередко подталкивают человека именно к тому, чтобы «побеждать» в конфликте. в результате – это зачастую приводит к тому, что отношения или рвутся совсем или преходят на стадию затяжного противостояния.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: