Программа курса «Биология человека»




Введение. Человек как биологический вид и одновременно биосоциальный феномен. Краткий очерк развития антропологии, ее современное состояние, основные разделы и методы. Специфика человека как объекта естественнонаучного исследования: естественнонаучный и биосоциальный подходы. Общепознавательное и прикладное значение антропологии в системе естественных наук, педагогической и медицинской практике.

Место человека в природе. Антропоцентризм и биоцентризм. Положение человека в системе приматов. Общая морфофизиологическая и эколого - географическая характеристика отряда приматов. Человек как примат: данные сравнительной анатомии, эмбриологии, физиологии, биохимии, иммунологии, кариологии, молекулярной биологии, этологии. Основные этапы эволюции приматов в третичном периоде. Выделение человеческой линии эволюции.

Древнейшие представители гоминид – австралопитеки Восточной Африки. Ранние представители рода гомо; гомо хабилис и олдувайская культура. Основные факторы и гипотезы гоминизации. Критерий гоминизации: таксономический и философский аспекты. Состав семейства гоминид. Прародина человечества. Эволюция гоминид в четвертичном периоде (антропогене). Человек прямоходящий (гомо эректус, архантроп): хронология, география, морфология, археология. «Классические эректусы» Африки и Азии. Проблема заселения Европы. «Переходный пласт» между гомо эректус и гомо сапиенс (палеоантропы, архаические сапиенсы). Неандертальцы: проблема «неандертальской фазы» в эволюции человека. Происхождение анатомически современного человека (гомо сапиенс, неоантроп): время, место предок. Миграционная и эволюционная гипотезы сапиентации. Социогенез. Реконструкция ранних этапов становления человеческого общества.

Индивидуальное развитие человека. Общая периодизация и характеристика основных этапов постнатального онтогенеза. Пубертатный период и его специфика у человека. Основные факторы, влияющие на рост и развитие человека: генетические, гормональные, экологические, социологические. Аномалии роста и развития. Понятие о биологическом возрасте: его морфологические, физиологические, психологические критерии. Общая характеристика периода старения. Долгожительство как модель естественного физиологического старения. Старение и продолжительность жизни. Понятие о видовой продолжительности жизни человека. Природа, механизмы и критерии старения: основные гипотезы. Особенности онтогенеза человека на современном этапе его биосоциального развития. Эпохальные изменения темпов развития, старения и продолжительности жизни. Феномен акселерации: основные гипотезы. Демографическое старение как важнейшая биомедицинская и социально- экономическая проблема. Половой диморфизм человека: генетические, морфофункциональные, психологические аспекты.

Конституция человека. Понятие об общей конституции и парциальных конституциях. Морфологическая конституция. Основные координаты и схемы телосложения: принципы их построения и методы оценки. Функциональная конституция и биохимическая индивидуальность человека (Р. Уильямс). Взаимоотношения морфологической и функциональной конституции. Конституция и психологические характеристики: психосоматические схемы. Генетические основы конституции. Оценка сравнительной роли наследственности и среды по данным близнецовых, посемейных исследований и изучение хромосомных аномалий. Конституция и норма реакций. Медицинские аспекты конституции.

Биологическая адаптация человека и механизмы ее обеспечения. Роль антропогенного фактора. Экологический кризис. Социальная адаптация человека. Полиморфизм вида гомо сапиенс. Популяционно-экологичсекие аспекты нормы. Региональная изменчивость основных морфофизиологических параметров. Экологические градиенты. Понятие об адаптивных типах (арктический, высокогорный, тропический, аридный, умеренный и др.). Адаптация в условиях урбанизации и искусственных экосистем. Влияние экстремальных условий среды на морфологические изменения у человека. Древнейшая адаптация гоминид (палеоэкологическая реконструкция).

Адаптация и здоровье. Понятие здоровья в биологии и медицине; основные определения. Проблема грани нормы и патологии. Общебиологическая сущность болезни. Болезнь как особое состояние адаптации. Здоровье и патология как элементы внутреннего противоречивого единства жизненного процесса. Социальные и биологические закономерности в здоровье населения: биологические (наследственные) предпосылки и экологические факторы. Физическое развитие («санитарная конституция»); основные критерии и способы оценки.

Понятие о расах человека и их специфике. Биологические и социальные термины человеческих общностей. Раса, популяция, этнос. Классификация рас: типологический и популяционный подходы. «Большие расы», их характеристика и основные подразделения. Древность больших рас. Моноцентризм и полицентризм в происхождении человеческих рас. Расизм, его социальные корни и научная несостоятельность. Антропологический состав народов Земного шара. Популяционный полиморфизм, механизмы его появления и поддержания. Полиморфизм и политипия. Отбор и адаптация в популяциях современного человека; значение изоляции, миграции, смешений как формообразующего и стабилизирующего факторов у современного человека.

Тематический план семинарских и лабораторных занятий по курсу «Биология человека»

1. Семинарские занятия:

Семинар – дискуссия 1. Место человека в системе животного мира.

1. Общая эколого-географическая и морфофизиологическая характеристика приматов.

2. Методы, применяемые при филогенетических реконструкциях.

3. Период выделения гоминидной ветви.

4. Стадия австралопитеков.

5. Первые представители рода «человек».

6. Неандертальцы.

7. Первые «ранние неантропы».

Электронные ресурсы по теме:

1. Библиотека портала Антропогенез. ру: https://antropogenez.ru/articles/

2. Марков А. В. «Происхождение и эволюция человека. Обзор достижений палеоантропологии, сравнительной генетики и эволюционной психологии»: https://evolbiol.ru/markov_anthropogenes.htm;

3. Основные этапы антропогенеза: https://istorica.ru/osnovnye-etapy-antropogeneza.html;

4. Новости: https://news.tut.by/kaleidoscope/136026.html;

5. Статьи о происхождении человека в журнале «Знание-сила»: https://www.znanie-sila.ru/projects/intro_40.html

Семинар - дискуссия 2. Общая периодизация и характеристика основных этапов постнатального онтогенеза:

1. Онтогенез, его основные этапы.

2. Перипубертатный период и его специфика у человека.

3. Биологический возраст.

4. Основные факторы, влияющие на рост и развитие человека.

5. Теории старости.

6. Биологический и хронологический возраст. Способы диагностики.

7. Методы устранения преждевременного старения и продления жизни человека с максимальным сохранением его умственных и физических сил.

Электронные ресурсы по теме:

1. Проблема возраста и возрастной периодизации: https://psylist.net/age/00007.htm

2. Сохранение здоровья: https://zdorovyeikrasota.ru/sohranit-molodost-beg/

3. Программа "Наука против старения": https://moikompas.ru/compas/science_against_agein

4. Новости науки: https://svpressa.ru/issue/news.php?id=5902; https://ria.ru/science/20100306/212566229.html; https://shev.org/2011/10/23/

5. Нанотехнологии и наномедицина: https://www.nanotechnology.bessmertie.ru/nano-main.html; https://starenie.ru/texnologii/nanotex.php

Литература

1. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М., 2003. – 423с.

2. Психология развития человека. Сапогова Е. Е. // М.: Аспект пресс, 2001, 460 с.

3. Психология развития. Молодость, зрелость, старость. О. В. Хухлаева // Академия, 2006, 208с.

4. Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. – М.: Изд-во Моск.соц-психолог.института: Воронеж, 2003.

5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – С-Пб., 2001

6. М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. Возрастная физиология. М.: Академия. 2008. – 415с.

7. Обухова Л.Д. Детская (возрастная) психология. М.: Высшая школа. 2001. – 372с.

8. Смирнов А.И. Нейрофизиология и ВНД детей и подростков. М:Высшая школа. 2007. – 213с.

9. Любимова З.В. Возрастная физиология. В 2 ч. Владос. 2004.

10. Косякова О.О. Возрастные кризисы. Учебное пособие для ВУЗов. Феникс. 2007.

Семинар – дискуссия 3. Адаптация в условиях урбанизации. Адаптация и здоровье.

1. Основные закономерности и стадии адаптационного процесса.

2. Адаптация в условиях урбанизации.

3. Адаптация и здоровье.

Электронные источники по теме:

1. Портал изба-читальня:

https://uchebnikfree.com/page/valeologiya/ist/ist-8--idz-ax240--nf-22.html

Литература:

1. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: АО “Аспект Пресс”, 1995.

2. Волков В.Ю. и др. Организация и контроль в реабилитации здоровья студентов: Учеб. пособие / СПбГТУ. СПб, 1996.

3. Дикуль В.И., Зиновьева А.А. Как стать сильным. М.: Физкультура и спорт, 1990.

4. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. — М.: Физкультура и спорт, 1991.

5. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья: Учебн. пособие / Балтийская пед. академия. — СПб., 1998. — 148 с.

6. Андреев Ю. А. Три кита здоровья. — М.: Физкультура и спорт, 1991.

7. ГаркавиЛ. X., Квакина Е. Б., Укалова М А. Адаптационные реакции и резистентность организма. — Ростов н/Д.: Изд-во Ростов, ун-та, 1990. — 224 с.

Лабораторные занятия

Лабораторная работа №1,2 Изучение скелета человека.

Лабораторная работа № 3 Техника измерений, вычисление указателей и описательная характеристика некоторых костей скелета. Кефалометрия.

Задание:

· ознакомиться с кефалометрическими точками;

· на схеме «череп» (вид сбоку и спереди) отметить основные

кефалометрические точки;

· измерить некоторые кости скелета, дать им описательную характеристику;

· определите длину тела по длинным костям и их фрагментам.

· провести измерения сокурсников результаты занести в бланк;

· определить форму черепа;

· отметить особенности строения исследуемых костей в связи с приспособлением к прямохождению; указать специфические черты Homo sapienes.

Контрольные вопросы:

1. Какие выделяют формы черепа?

2. Какие кефалометрические точки используют для определения формы

черепа?

3. Дать характеристику различным формам черепа.

4. Строение исследуемых костей скелета.

5. Морфологические изменения исследуемых костей.

6. Особенности строения костей человеческого скелета и приспособление к прямохождению.

Лабораторная работа №4 Морфология мышц человека.

Лабораторная работа №5. Возрастная изменчивость показателей физического развития и критерии уровня здоровья.

Лабораторная работа№6 Определение правильности формирования опорно-двигательного аппарата человека (осанка, плоскостопие).

Задание:

- определить уровень физического развития человека;

Контрольные вопросы:

1. Дайте понятие термину «физическое развитие»?

2. Перечислите возможные проявления возрастной изменчивости (пропорции тела, череп).

3. Что такое осанка. Методы определения и коррекции осанки человека?

4. Плоскостопие. Упражнения для коррекции.

Лабораторная работа №7 Морфология висцеральных систем. Нервная система и регуляция функций.

Лабораторная работа №8 Оценка функционального состояния человека

Задание:

- определить уровень функционального развития человека;

Контрольные вопросы:

1. Дайте понятие термину «функциональное развитие»?

2. Охарактеризуйте антропометрические стандарты, корреляции и индексы.

3. Оценка функционального состояния. Функциональные пробы.

4. Система самоконтроля в поддержании здоровья.

Практическая работа №9. Определение типа конституции человека.

Задание:

- определить свой тип телосложения по схеме В.В. Бунака, И.Б. Галанта,

В.П. Чтецова, М.В. Черноруцкого.

- ознакомиться со схемами конституций Кречмера, Шелдона.

Контрольные вопросы:

1. Что означает термин «конституция человека»?

2. Какие принципы положены в основу классификации конституци

человека?

3. Что лежит в основе схем конституций?

4. Дать характеристику типов конституции в схеме Кречмера.

5. Охарактеризовать параметры телосложения в схеме Шелдона.

Лабораторная работа №10. Определение типа адаптивной реакции человека.

Задание:

- определить силу кисти правой и левой руки;

- определить свой тип адаптивной реакции «стайер» - «спринтер».

Контрольные вопросы:

1. Дать понятие адаптивного типа.

2. Географическая изменчивость типов телосложения в зависимости от условий проживания человека.

3. Характеристика типов адаптивной реакции «стайер» - «спринтер».

Лабораторная работа №11. Дерматоглифика.

Задание:

- снять отпечатки пальцев;

- пользуясь рисунком, составить индивидуальные формулы пальцевых

узоров;

- определить интенсивность узора, дать его количественную характеристику;

- рассчитать дельтовый индекс.

Контрольные вопросы:

1. Что означает термин «дерматоглифика»?

2. Как образуются папиллярные линии?

3. Методы дерматоглифики.

4. Что такое петля, дуга, завитки?

5. Основные свойства пальцевых узоров.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: