А. С. Пушкин, «Евгений Онегин».




Как в реальном мире, так и в литературе часто доброта противостоит жестокости. Эти качества могут вступать в борьбу даже в одном и том же герое. В романе «Евгений Онегин» персонажи так же сочетают в себе эти противоположные понятия, за счет чего произведение и становится ярким и наглядным примером проявления злобы и добродетели, другими словами, жестокости и доброты.

 

 

Кого можно назвать жестоким? Мнимая жестокость. Зачастую мы неверно судим о людях, приписывая им те или иные качества. К примеру, можно ли назвать Онегина жестоким? Анализируя любовную линию с Татьяной Лариной, волей-неволей вспоминаешь трогательное письмо героини, на которое Евгений ответил отказом. С первого взгляда может показаться, что в данной ситуации персонаж поступил жестоко. Однако именно этот поступок подчеркивает, что душа мужчины не настолько черства, хотя сам он упорно навешивает на себя ярлык равнодушного ко всему одиночки. Отвергая Татьяну, он не только делает это довольно деликатно, но и не распространяется о ее поступке, ведь тогда девушкам было стыдно писать любовные признания, подобное письмо могло навлечь позор на всю семью. Евгений же оставляет это втайне, что говорит о его порядочности и доброте. Если судить его только по этой сцене, то нельзя сказать, что он поступил жестоко, хотя сама Татьяна, получив такой урок, думала совсем иначе. Но и она чуть позже поняла своего избранника. Таким образом, не все, что кажется жестокостью, действительно ею является.

Жестокость – трусость. Очень часто настоящей первопричиной жестокости является трусость. К примеру, только из-за страха перед мнением общества Онегин убивает своего друга Владимира Ленского. Трагедия случилась после того, как Владимир вызвал товарища на поединок, увидев, как он флиртует с его невестой Ольгой. Сам Евгений сделал это, изливая свой гнев на приятеля за то, что тот пригласил его на вечер к Лариным, где герою было неловко находиться из-за разговора с Татьяной. Мужчина понимал, что должен извиниться, ведь к Ольге он никакого влечения не имел, ссора была бессмысленной. Но люди подумали бы, что герой струсил, поэтому сочинил нелепое оправдание. Выбирая между жизнью Ленского и своим имиджем, он выбрал второе. Как бы читатель ни оправдывал героя тем, что это произошло на дуэли, невозможно не назвать данный поступок жестоким. Повинуясь страху, Евгений потерял близкого человека и оборвал молодую жизнь. Причиной его жестокости стала самая настоящая трусость.

Какими же качествами обладает добрый человек? Например, Татьяна Ларина – трогательная, задумчивая и мягкосердечная девушка, начитавшаяся зарубежных романов и ожидающая человека, в которого она смогла бы влюбиться. Она впечатлительна, мечтательна и романтична, но не поэтому данная героиня считается нравственным идеалом Пушкина. Величие своей доброй души Татьяна демонстрирует в конце произведения: будучи по-прежнему влюбленной в Онегина, она остается верной своему супругу. Таким образом, она жертвует своими чувствами и возможным счастьем. Самоотверженность наглядно показывает доброту и искренность героини. Только отбрасывая собственные эгоистические интересы, человек может проявить истинную добродетель, помогая людям или же поддерживая их. Если личность в решающий момент не сможет переступить через собственные нужды, то и ее доброта ограничится вежливостью. Значит, без самоотверженности не может быть настоящей доброты.

От жестокости человека страдают его близкие люди. К сожалению, жертвами жестокости часто становятся те, кто находится рядом со злодеем. Например, Владимир Ленский, друг Онегина, погиб от его руки. Герой был мягким и добрым человеком, который безгранично доверял людям. Поэтому его сердце было больно ранено, когда он увидел, что товарищ уводит его невесту, танцуя и флиртуя с ней на вечере именин Татьяны. У Ленского был стоящий повод для дуэли, ведь он сильно любил Ольгу. Так и не признав своей неправоты, Евгений убил друга на поединке. Ему была дороже высокая оценка общества, чем жизнь товарища. К сожалению, с добрыми людьми, у которых большое сердце, порой поступают так жестоко лишь потому, что они выбрали неправильное окружение.

Нередко люди прячут жестокость под масками лицемерия и фальшивого благодушия. Например, с первых строчек романа «Евгений Онегин» мы встречаем безжалостность в самом герое, который думал о своем больном дяде: «Когда же черт возьмет тебя!». Пушкин называет это низким коварством, с чем довольно сложно поспорить. Да, возможно ту жестокость Онегин унаследовал от того же дяди, но сложно не заметить, как циничен и фальшив молодой человек. Он приехал провожать родственника в последний путь, а сам думает лишь о том, чтобы тот поскорее умер. Евгения беспокоит только его собственное благополучие, но при дяде он делает вид, что это не так. Приезжая в деревню, он лишь соблюдает приличия, принятые в обществе. Часто за одним лишь лицемерием прячется все темное нутро человека.

М. А. Булгаков, «Белая гвардия».

Военачальник Най-Турс распускает отряд юнкеров, спасая их от смертельной угрозы в лице бандитов, захвативших город. Силы были не равны, и юные мальчики погибли бы зря, пытаясь защитить обреченное место, которое покинули все чиновники. Герой нарушает приказ, зато спасает жизни. Также доброту проявляет Николай Турбин, который навещает и поддерживает семью погибшего Най-Турса, который спас и его. Отдельного упоминания удостаивается Юлия, которая, рискуя собой, спасает от смерти раненного Алексея, выхаживает его сама, а потом отводит домой. Жестокость представляют такие герои, как Петлюра (его бандиты убивают и грабят невиновных людей), Сергей Тальберг (он покинул жену, убегая из осажденного города, оставляя ее на произвол судьбы), гетман (он трусливо сбегает, оставляя город на растерзание шайкам бандитов). Если интересно, вот краткое содержание.

А. П. Чехов, «Вишневый сад».

. А. П. Чехов ненавидел ложь, лицемерие и глупость, а потому считал, что люди, которые обладают такими качествами, не способны на доброту и милосердие, их удел — жестокость. И, несмотря на трагическое положение героев пьесы «Вишневый сад», проблеск нравственности в книге все же есть. Однако жестокости все-таки больше.

 

 

(Скрытая жестокость, жестокость – эгоизм и равнодушие) Порой внешняя любезность маскирует холодную и жестокую натуру. К примеру, Любовь Раневская пряталась за собственной ширмой «роскоши» тогда, когда средств едва хватало на существование. В последний день перед торгами она организовала пышный прием, лишь бы гости не сомневались в ее гостеприимстве и щедрости. Сохраняя прекрасные манеры, женщина хладнокровно и эгоистично бросила на самотек судьбу поместья, которое могло бы стать приданым для ее дочерей. Но героиня думала только о собственном благополучии, тогда как от её жестокости страдали бедные дети, которых она бросила на попечение «дяденьки». Любовь Андреевна не только позволила себе потерять родовое гнездо, но и бездумно растрачивала все семейные деньги на содержание любовника и веселую заграничную жизнь. Будущее дочерей мать не беспокоило, она жила здесь и сейчас только для себя. Но при этом героиня изображала нежность, заботу и даже ностальгию по детству, как будто семья для нее что-то значила. Подобное отношение к близким людям – верх жестокости, воплощенной в благопристойном эгоизме. Однако Раневская скрывала свое истинное лицо под аристократическими ужимками, поэтому ее жестокость никто не замечал.

(Доброта не приносит счастья) Пока обитатели дома заняты никому ненужными проблемами, Ермолай Лопахин занят тем, что обдумывает план по их «спасению». Он предлагает единственный разумный вариант – разделить сад на дачные участки и сдавать их в аренду, погашая долги. Однако его предложение игнорируют. В основе его поведения, несомненно, лежит добродушие по отношению к «друзьям», которым он искренне готов помочь, пусть и преследуя личные цели. Несмотря на его захватнический инстинкт и грубость обхождения, герой является искренним, добрым и миролюбивым человеком, страдающим от психологического неравенства с бывшими господами. На протяжении всей пьесы он пытался сделать предложение приемной дочери Раневской, но так и не отважился на это, ведь, несмотря на богатство и успех, он не считал себя ровней барышне. Хотя его предложение было бы благодеянием для нее, ведь без роскошного приданого и хорошей родословной она не могла найти мужа. Однако все его добрые намерения разбиваются об непонимание со стороны окружающих. Они не приносят ему счастья, о чем он неоднократно говорит сам в беседах с другими героями.

(Какими качествами обладает добрый человек?) Светлое «создание», которое обладает добрыми намерениями и помыслами — это Аня, героиня пьесы «Вишневый сад». Она искренне верит в то, что вместо прежнего участка можно посадить ещё более красивый и плодородный сад. Девушка никому не желает зла, в ее будущем саду есть место каждому человеку, независимо от его социального статуса и дохода. Там людей судят по иным критериям – по уму, благородству и способностям. Думая о прекрасном будущем, героиня учится добродетелям в настоящем времени. Она не судит мать за ее расточительство и порочность, а дядю – за его эгоизм и неумение жить в материальном мире. Аня рассчитывает на себя и не перекладывает ответственность за свою жизнь на других людей. Но самое главное ее достоинство – это желание заботиться об интересах всего общества. Именно поэтому Аня может считаться добрым человеком, так как она желает счастья не одной лишь себе, а всему имению. Таким образом, доброта предполагает развитие таких качеств, как чуткость, такт, справедливость и умение заботиться о других людях.

(Почему человек становится жестоким?) Причины появления жестокости коренятся в происхождении человека. Например, герой пьесы «Вишневый сад» был потомком крепостного крестьянина, который выкупил себя и свою семью. Лопахин унаследовал упорство и хозяйственность своего предка, а также его практический ум. Все эти качества – отличное наследство, которое вывело мужчину в люди. Но вместе с ним он получил и комплекс плебея. Лопахин по-прежнему не был ровней господам, потому что в его душе клокотало бесправие праотцов. Вместе с ним ожили и старые обиды. Покупка дома и сада стала его личной местью дворянам, которые веками считали его предков ниже себя. Чехов не зря показал его пороки, которые он стал приобретать после покупки имения. Жесткость для Лопахина — зло приобретённое, оно сломило его чуткую душу, когда желание поквитаться с бывшими хозяевами жизни стало преобладать над любовью к барышне и стремлением помочь Раневской. Становясь владельцем вишневого сада, он меняется, становится жестким и бестактным. В нем просыпается жажда власти, поэтому он вырубает вишни, не дожидаясь отъезда бывших владельцев. В поведении Лопахина сквозит вековая обида крестьян, которые, наконец, смогут отыграться на тех, кто помыкал ими все эти годы. В нем заложена сословная ненависть, обусловленная обострением социального неравенства.

М. Ю. Лермонтов, «Мцыри».

Война на Кавказе разрушает жизнь мирных жителей. Юного мальчика из родного аула похитил русский офицер, но ребенок заболел по дороге и едва не умер, поэтому мужчина оставил его в монастыре. Несчастный пленник всю жизнь томился там и погиб, так и не найдя родины. А все из-за каприза какого-то военного, которому зачем-то понадобился маленький мальчик. Вот краткое содержание.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: