А. С. Пушкин, «Капитанская дочка».
Доброту проявляет Петр Гринев, отдавая незнакомцу заячий тулуп за то, что тот стал их проводником. Юноша сделал такой дорогой подарок, чтобы незнакомец не замёрз по пути, так как он был легко одет. Также добрым можно назвать Савельича, который опекает барина и заботится о нем, как будто о родном сыне. Старик даже намеревается пожертвовать собой ради него, предлагая Пугачеву повесить не Пётра, а себя вместо него. Слуга прощает дворянина и за неблагодарность, которую тот проявляет, только начиная службу. Кроме того, добрыми героями выступают родители Маши. Они принимают Петра как родного, вся крепость под их руководством — одна большая семья. Жестокость олицетворяют Алексей Швабрин и Екатерина Вторая. Если Швабрин морит девушку голодом и угрожает расправой, чтобы вынудить ее стать его женой, то Екатерина Вторая жестоко расправляется с бунтовщиками, убивая и калеча всех, кто попадает под арест даже по лживым доносам. Она также жестока к народу, поэтому он идёт против ее воли. Кроме того, этим качеством обладает Пугачев. Он казнит почти всех сторонников законной власти. Например, он убивает семью Марьи Мироновой. Его методы очень жестоки, он идёт к цели по трупам, поэтому не одерживает победу. Нельзя сделать доброе дело, неся злобу и разрушения. Так и с аргументами: нельзя написать их без краткого содержания романа, где есть все подробности.
Л.Н.Толстой «Война и мир»
Нередко человек с чутким сердцем и доброй душой становится жестоким по отношению к окружающим и даже к самому себе — это проявляется в агрессивной направленности его действий, которые, однако, имеют под собой веские основания. Но могут ли они оправдать жестокость? Способен ли человек победить ее? Может ли доброта окружения помочь ему в этой борьбе? Л. Н. Толстой в своём романе «Война и мир» раскрыл ответы на эти вопросы.
|
а) (Доброта – это слабость или сила?) Княжна Марья Болконская — образец чуткости, кротости и милосердия, которое проявляются едва ли не в каждом её поступке: от бескорыстной и деятельной любви ко всей семье до желания помочь нуждающимся крестьянам. В отличие от дочери, князь Николай Болконский — человек жесткий, угрюмый и требовательный. Жесткость для него — стержень характера, а доброта — слабость. Поэтому он не уважает свою дочь и все время бранит ее по каждому мелкому бытовому поводу. Но причина его недовольства сложнее: видя доброту Марьи, князь инстинктивно пытается противостоять ей, отстаивая свое право вести себя иначе. Проявляя категоричность, грубость и агрессию, он объявляет войну старческой немощи, которую он видит в такте, обходительности и мягкосердечии. Однако жизнь все расставила по своим местам: герой понял свою ошибку, когда силы действительно покинули его. Марья осталась без защиты с маленьким племянником на руках и бунтующими крестьянами, когда на их земли надвигался враг. Но доброта девушки стала ее оружием, а слабостью. Молодая женщина не бросила отца, несмотря на опасность, не оставила и племянника. Она доблестно сражалась со страхом и приняла на себя всю ответственность за семью, пока старый князь со своей жестокостью ничего не мог поделать. Крестьяне боялись, но не любили его, поэтому, когда он слег, они отбились от рук. Только добродетель помогла в трудную минуту: хорошей женщине помог Николай Ростов. Таким образом, именно доброта является настоящей силой характера, а вот жестокость – это всего лишь проявление слабости и неуверенности в себе.
|
б) (Как не ожесточиться от жизненных испытаний?) Петр Безухов — персонаж с нелегкой судьбой, но он не потерял своё добродушие после всех пройденных испытаний: смерти отца, предательства жены и друга, войны и плена. Он сохранил прекрасные свойства своего характера, пронес их через пепелища сражений и личные обиды. Герой так и остался добрым, слегка наивным и способным на милосердие и сочувствие. Как же он смог это сделать? Причина проста: Пьер не помнил зла, он умел прощать и отпускать негативные эмоции. Мужчина даже смог помириться с супругой после ее многочисленных измен, сумел простить Долохова, который соблазнил Элен. Он не таил зла на Курагина, который едва не лишил его наследства и титула. Более того, Безухов пытался научить этому своих друзей, щедро одаривая их добротой своей души. К примеру, он советовал Андрею простить Наташу за неудавшийся побег с Анатолем, но Болконский не смог. Князь пожалел об этом на смертном одре, когда все-таки сбросил груз с души и отпустил эту обиду восвояси. Таким образом, умение прощать – основа жизни в обществе и необходимое условие добродетели, ведь без него человек ожесточается и теряет положительные свойства характера.
в) (Как научить человека доброте?) В семье Ростовых царит атмосфера взаимопонимания и любви — именно поэтому Наташа Ростова не может быть жестокой и бессердечной девушкой, как Элен Курагина, например. Несмотря на собственные лишения, она отдаёт «последнее» людям, потерявшим на войне абсолютно все, всячески помогая им наладить жизнь. Только по-настоящему добрый человек может ограничить себя ради благосостояния других. Откуда же у Наташи такое качество? В дворянской среде встретить его непросто, ведь знатные господа относились к войне равнодушно, их патриотизм и любовь к ближним – показные чувства. Причина формирования добродетели у героини кроется не в ее социальном статусе, а в семейном воспитании. Ростовы показывали детям хороший пример с рождения. Так, отец пожертвовал едва ли не последними деньгами, чтобы заплатить карточный долг сына и спасти его честь. Кроме того, супружеская чета Ростовых содержала бедную родственницу Соню, хотя семья была бедна. Видя такое поведение отца и матери, Наташа стала вести себя точно также. Значит, научить ребенка вести себя хорошо можно, только если его родители показывают достойный пример для подражания.
|
г) (Доброта на войне, добро побеждает зло) Война — место столкновения не только военной техники, но и интересов враждующих сторон. Именно на поле боя раскрывается истинный характер человека, его доброта или жестокость. Платон Каратаев — солдат, захваченный в плен, страдает только от недостатка материальных благ, тогда как его душа наполнена милосердием, состраданием и добродушием: он делится куском последней картошки, чтобы Пьер Безухов почувствовал «вкус жизни», которого граф так и не познал ни в масонской ложе, ни на приемах и балах. Для Каратаева жестокость — ненужная вещь, из-за которой и случаются кровопролитные конфликты, в мире, по его мнению, правит только добро, и все бойцы добрые, только далеко на каждый открывает в себе это качество. Удивительно, но даже в плену этот простой человек сохранил любовь к людям и животным. Его поддержка спасла Безухову жизнь. Посреди буйства смерти и крови Платон противостоял этому хаосу и победил его, ведь его стараниями Пьер выжил, завел семью и всегда помнил о милосердии и мудрости простого солдата. Только доброта может остановить войну и залечить раны, нанесенные ею.
д) (Жестокость – слабость души). Анатоль Курагин всегда был равнодушен и жесток по отношению к окружающим людям. Он растрачивал огромные суммы на кутежи и развлечения, вел позорный образ жизни, компрометируя семью и ставя отца в сложное финансовое положение. Герой не задумывался о последствиях своих поступков, не думал об ответственности за свои деяния. Анатоль согласен был участвовать в гнусных интригах отца, искал выгодную партию, но даже это дело он не смог завершить до конца. Он увлекся Наташей Ростовой и решил похитить ее, опозорив девушку. Жениться он не мог, так как был уже женат, но героиня не знала об этом. К счастью, похищение предотвратила Соня, рассказав о нем родителям Наташи. Но молодой человек даже не раскаялся в содеянном зле, он просто покинул город, чтобы не отвечать за свою подлость. Его жестокость – это настоящее проявление слабости, ведь он все делает тайком, боясь огласки и наказания, как будто он маленький мальчик, который всю жизнь прячет осколки любимой маминой вазы. Анатоль стесняется себя, скрывает биографию, лишь бы спрятаться от неминуемых трагических последствий. Его пример доказывает нам, что жестокость – удел трусов.Н. Толстой, «Война и мир». Вот аргументы из этой книги.