Пример расчёта бухгалтерской и экономической прибыли




Показатели Сумма, тыс.руб.
Общая выручка  
Бухгалтерские (явные) издержки  
в том числе  
А) заработная плата  
Б) материалы  
В) топливо и энергия  
Г) аренда помещения  
Д) амортизация  
Е) проценты по кредиту  
Бухгалтерская прибыль  
Альтернативные (неявные) издержки  
в том числе  
А) альтернативная стоимость использования труда предпринимателя-собственника  
Б) альтернативная стоимость использования капитала  
Экономические издержки  
Экономическая прибыль -2

 

 

2. Расчёт рентабельности производства (или нормы прибыли).

3. Понятие производительности труда, фондоотдачи и фондоёмкости.

Производительность труда – количество товаров, производимых работником в единицу времени.

Фондоотдача (капиталоотдача) - отношение объёма производства к среднегодовой стоимости основных производственных фондов.

Фондоёмкость – обратный показатель фондоотдачи, т.е. отношение среднегодовой стоимости основных производственных фондов к объёму производства.

Из лекции Щедровицкого П.Г.

О производительности труда. Понятие это изменилось. Ещё в прошлом столетии можно было говорить о производительности труда на отдельно взятом предприятии. Например, когда Форд применил конвейерную сборку автомобилей (1 декабря 1913 г.), производительность труда у него выросла фантастическим образом. Это эффект начала прошлого века. До этого автомобиль собирался так, как строят дом: автомобиль стоял на месте, а все бегали вокруг.

Сегодня если мы посмотрим на завод в Сиэтле, на котором собирают Боинги, увидим применение системы сборки самолётов, предложенная Тайотой. Причём, это та же конвейерная сборка. Обратим внимание на цифры: на сборку одной 737 модели Боинга уходит 3 дня. В месяц с конвейера сходит 48 машин. То есть больше одного самолёта в день, почти 1,5. На технологической цепочке работает 300 человек. Самая трудоёмкая операция – монтаж кресел. Что же можно сказать об этой производительности? Что 300 человек создаёт самолёт за ¾ суток или даже за ½ суток? Чудовищно! И тогда Мы должны понимать, что само применение понятия производительности в рамках одного предприятия не имеет смысла! Потому что производительность труда – это эффект той системы производства самолётов, включая систему управления конвейерным процессом. То есть это эффект высокой химии (современный самолёт делается из композитных материалов, причём японцы занимаются ими с 30-ых годов), это эффект программного обеспечения и т.д.

То есть доставка крыла самолёта в Сиэтл происходит в сборке, все системы в него вмонтированы, это готовая деталь, единый модуль самолёта. А на заводе его просто пристыковывают к килевой части. Для его производства в Японии нужно 20 тысяч предприятий, которые работают на поставке комплектующих или услуг в эту сферу.

Поэтому производительность труда – это характеристика всей системы разделения труда, а не отдельного предприятия!

Для справки: Композитный материал, также называемый композиционный материал или композит - это искусственно созданный неоднородный сплошной материал, состоящий из двух или более компонентов, различных по физическим и химическим свойствам, которые остаются раздельными на макроскопическом уровне в финишной структуре.

Механическое поведение композита определяется соотношением свойств армирующих элементов и матрицы, а также прочностью связи между ними. Эффективность и работоспособность материала зависят от правильного выбора исходных компонентов и технологии их совмещения, призванной обеспечить прочную связь между компонентами при сохранении их первоначальных характеристик.

Самый примитивный композитный материал – это кирпичи из глины и соломы, которые применялись в строительстве еще в древнем Египте. Космические корабли служат примерами самых продвинутых композитов, выдерживающих работу в экстремальных средах. Самый распространенный композит это асфальтобетон или цемент со стальной арматурой. Также мы можем встретить его и на кухне, где из композитного материала делают столешницы, с гранитной или мраморной крошкой.

4. Законы спроса и предложения (неценовые факторы). Понятие равновесия на товарном рынке.

5. Понятие трансакционных издержек и их виды.

6. Характеристика основных экономических систем (рыночной, плановой, смешанных систем).

Экономическая система - исторически возникшая или установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.

Современная классификация экономических систем включает в себя традиционную, рыночную, плановую (или командную) и смешанные экономические системы.

Характерные черты традиционной экономической системы следующие: а) утвердившиеся веками кастовые и сословные деления, обычаи, традиции, культурные и религиозные ценности; б) локальная замкнутость производства; в) широкое распространение ручного труда, отсталые технологии, приводящие к экономическому застою;
г) распространенность общинно-групповых и мелкотоварных производств; д) участие в экономике иностранного капитала; е) главенствующая роль государства в распределении национального дохода. Традиционная система и сегодня функционирует, особенно в слаборазвитых странах.

Рыночная экономика - это экономика, основанная на товарно-денежных отношениях, господстве частной собственности и свободной конкуренции производителей и потребителей. Присутствовала в чистом виде до ХХ века.

Плановая (командная) экономика – экономика, при которой экономические ресурсы составляют государственную собственность, а направление и координация экономической деятельности осуществляется посредством централизованного планирования, управления и контроля. В чистом виде существовала в СССР и странах Восточной Европы. Командная экономика присутствует в Северной Корее. Характерные черты плановой экономики присутствуют и в Китае, и в Кубе, и в некоторых странах Латинской Америки. Даже в странах рыночной экономики постоянно используются методы планирования и директивного управления, поэтому большинство стран принято определять, как страны со смешанной экономической экономикой.

Смешанные экономики начали складываться с начала ХХ века и у каждой страны оформилась своя модель сочетания рыночного механизма с государственным управлением уже во второй половине ХХ века. В большинстве стран это также сочетание разнообразных форм собственности, однако, различные основы развития, цели и факторы и условия. Конечно можно было бы отметить, что есть Японская, Американская, Немецкая, Шведская и другие модели смешанной экономики. Но, понятно, что все они национальные и поэтому по-своему уникальные. Однако, в современном мире и эта классификация устарела.

Для дополнительного ознакомления рекомендуется рассмотреть теорию институциональных матриц (не для сдачи на экзамене).

Поскольку сами по себе «рынок» и «государство» не являются антонимичными понятиями, оба регулятора присутствуют в обеих матрицах, и реальное развитие стран происходит в конкуренции и комбинации директивно-распределительных и рыночных отношений с тем допуском, что в каждой матрице доминирует либо государственное, либо рыночное начало. В то же время, сочетание этих двух начал может быть более близким или менее близким к некоему оптимуму, нарушение которого чревато возникновением кризиса. Выход из кризиса предполагает расширение комплементарных признаков системы (в рыночной матрице – нерыночных начал, в редистрибутивной экономике – рыночных).

В отличие от перечисленных приверженцев цивилизационного и формационного подходов, российский социолог и экономист, представитель Новосибирской экономико-социологической школы, доктор социологических наук (2002) С.Г. Кирдина полагает, что «многообразные институциональные комплексы, регулирующие жизнь древних и современных государств, имеют в своей основе одну из двух институциональных матриц. Одна из них – Х-матрица, или восточная, поскольку характерна для большинства государств восточной части света. Другая – Y-матрица, или западная, поскольку её имеют страны, традиционно называемые западным миром.

Выделение двух типов матриц не воспроизводит известную культурологическую дихотомию “Восток-Запад”, поскольку макросоциологическое понятие институциональной матрицы выделяет в структуре обществ базовые социальные институты, существующие независимо от культурного контекста, вне тех цивилизационно обусловленных форм, в которых они реализуются в конкретных обществах на разных этапах исторического развития. Рассмотрение общества через призму институциональных матриц абстрагируется, обособляется от того, что составляет собственно содержание культурологии».

По той же причине институциональные матрицы – это не культурно-исторические типы Данилевского и не цивилизации в духе Тойнби.

Базовые институты, образующие как одну, так и другую институциональную матрицы, группируются в три большие группы: институты в экономической сфере, в политической сфере, и в идеологической сфере.

«Для Х-матрицы характерны следующие базовые институты:

· в экономической сфере — институты редистрибутивной экономики (термин К. Поланьи). Сущностью редистрибутивных экономик является обязательное опосредование Центром движения ценностей и услуг, а также прав по их производству и использованию;

  • в политической сфере — институты унитарного (унитарно-централизованного) политического устройства;
  • в идеологической сфере — институты коммунитарной идеологии, основное содержание которой состоит в доминировании коллективных, общих ценностей, приоритете Мы над Я.

Х-матрица характерна для России, большинства стран Азии и Латинской Америки и др.

Y-матрица имеет следующие базовые институты:

  • в экономической сфере — институты рыночной экономики;
  • в политической сфере — институты федеративного (федеративно-субсидиарного) политического устройства;
  • в идеологической сфере — институты субсидиарной идеологии, в которых закрепляется доминирующее значение индивидуальных ценностей, приоритет Я над Мы, примат личности, её прав и свобод по отношению к ценностям сообществ более высокого уровня, которые, соответственно, имеют субсидиарный, подчинительный по отношению к личности, характер.

Y-матрица характеризует общественное устройство большинства стран Западной Европы и США».

 

7. Характеристика моделей несовершенной конкуренции.

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий свободной конкуренции.

Таким условием становится, прежде всего, появляющаяся на несовершенном рынке дифференциация продукта.

Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта, олигополия и чистая монополия.

При монополистической конкуренции с дифференциацией продукта на рынке продолжает оставаться большое количество продавцов и покупателей. Но возникает новое явление – дифференциация продукта, т.е. наличие у продукта таких свойств. которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов. Такими свойствами являются: высокое качество продукта, красивая упаковка, хорошие условия продажи. выгодное месторасположение магазина, высокий уровень сервиса, симпатичная продавщица и т.п.

Имея такие преимущества, владелец дифференцированного продукта в определенной степени становиться монополистом и приобретает возможность влиять на цену. Но так как объем продаж каждого продавца относительно невелик, то фирм-монополистов достаточно много и каждая из них имеет ограниченный контроль над рыночной ценой – в этом отличительная черта этого вида конкуренции. Термин «дифференциация продукта» ввел в научный оборот Э. Чемберлин. Монопольную власть на рынке он связывал, прежде всего, с характером и особенностями продаваемых товаров и показал, что рыночные отношения продавца и покупателя в немалой степени зависят от характера продукта.

Олигополистическая конкуренция представлена таким рынком, на котором доминируют несколько фирм (греч. олигос – немногий, «полео » - продать). Для нее характерно наличие либо однородной, либо дифференцированной продукции, а главная черта – установление цен по принципу лидерства.

Этот принцип предполагает, что большинство фирм стремится установить примерно такую же цену, как фирма, наиболее сильная на этом рынке.

Явлением, обратным олигополии, является олигопсония, когда на рынке действует несколько не продавцов, а покупателей.
Чистая монополия существует на рынке в том случае, если:

а) на нем действует только один продавец, у которого нет конкурентов;

б) отсутствуют товары-заменители, т.е. нет близких заменителей продукта монополиста;
в) блокирован вход, т.е. барьеры входа столь существенны, что вход новых фирм на рынок невозможен.

В отличие от совершенного рынка, вход на который свободен, чистая монополия не допускает появления новых производителей. Это значит, что чистый монополист-продавец может изменять цену в очень широких пределах, а максимально высокая цена ограничивается только платежеспособным спросом. Это значит, что монополист будет получать сверхприбыли как в коротком, так и в длительном периоде.

Однако власть над рыночной ценой может осуществляться не только со стороны продавца, но и со стороны покупателя. Такое явление называется монопсонией («один покупаю»). Проблемы несовершенной конкуренции исследовала профессор Кембриджского университета Джоан Робинсон.

Различия между рыночными структурами представлены в табл. 1.

Таблица 1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: