Урок по музыкальной литературе 2 год обучения на период 23-28.11.20
Тема: Сонатная форма.
Дорогие ребята! На прошлых занятиях мы познакомились с таким жанром инструментальной музыка – как симфония. Выяснили, что классическая симфония сформировалась в творчестве австрийского композитора Йозефа Гайдна. Узнали, что в симфонии – 4 части, разные по характеру и по темпу.
Ø Сегодня мы рассмотрим строение только I части симфонии.
Так сложилось, что первые части симфоний, сонат, концертов, квартетов пишутся в особой музыкальной форме, которая получила название СОНАТНАЯ ФОРМА или ФОРМА СОНАТНОГО АЛЛЕГРО\
Первая часть в симфонии или сонате, написанная в сонатной форме, состоит из 3-х основных разделов:
I раздел сонатной формы - ЭКСПОЗИЦИЯ
Перед Экспозицией может звучать небольшое Вступление
I раздел - Экспозиция (с французского – показ, знакомство).Композитор в экспозиции начинает знакомить нас с темами первой части так же, как писатель знакомит в начале книге с основными персонажами. Основных тем будет ДВЕ: · Главная партия: это первый образ (персонаж). Обычно это энергичная, активная музыка. Гл. партия всегда звучит в основной тональности. · Побочная партия: второй образ (персонаж). Эта тема должна отличаться по характеру от гл. партии (т.е. быть контрастной). Часто побочная партия звучит более лирично. У побочной партии другая тональность: параллельная к основной тональности, или тональность D (доминанты), то есть тональность V-й ступени. · Есть в экспозиции еще два второстепенных персонажа: ü Связующая партия (СВ.П), которая плавно переводит нас от тональности Гл. партии в тональность Побочной партии. ü Заключительная партия (ЗП), которая завершает экспозицию в другой тональности |
II раздел сонатной формы РАЗРАБОТКА
В Разработке Главная и побочная партии развиваются, изменяются. Способов изменений тем много: варьирование, дробление тем на небольшие фразы, смена тональностей, смена регистров т и.д. Разработку можно сравнить с приключениями персонажей в сказке. |
III раздел сонатной формы РЕПРИЗА
Сам термин РЕПРИЗА уже говорит о повторении. В III разделе – Репризекомпозитор повторяет две основные темы: ГЛ.партию и Побочную партию. Обе темы могут звучать с некоторыми изменениями. Темы становятся ближе друг к другу, так как звучат теперь в одной тональности. |
После Репризы иногда композитор включает КОДУ (заключительный эпизод)
Так выглядит общая схема формы сонатного аллегро или сонатной формы I части симфонии или сонаты
Сонатная форма
ЗАДАНИЕ: Переписать эту схему в тетрадь. Прислать фото
!!!! По этой ссылке можно посмотреть видео материал по теме Сонатная форма https://www.youtube.com/watch?v=82oguefBono
*****
Й.Гайдн. Симфония №103 «С тремоло литавр»
Это одиннадцатая из двенадцати «Лондонских симфоний» Гайдна. Ее главной
тональностью является ми-бемоль мажор. Она известна как «Симфония с тремоло литавр».
Премьера симфонии состоялась в знаменитом театре Англии в концертном зале «Covent Garden» в 1795 году.
Главным отличием стиля Йозефа Гайдна являются кажущаяся беззаботность
и легкость.
Темы симфонии основаны на народных мелодиях (немецких, хорватских,
австрийских).
В симфонии 4 части с вступлением и кодой.
I часть — Allegro con spirito (быстро, с воодушевлением), в сонатной форме.
II часть — Andante (неторопливо), двойные вариации.
III часть — Menuetto, сложная трёхчастная форма с трио.
IV часть — Allegro con spirito, рондо-соната.\
Сегодня познакомимся только с 1 частью этой сифонии частью