КЕЙС №1. Миссия предприятия (организации)
Под миссией понимается:
- текстовое описание того, каким видит себя предприятие (организация) в конце планового периода;
- философия существования предприятия (организации);
- «смысложизненная» цель предприятия;
- недостижимая цель, формулируемая как процесс и направляющая деятельность предприятия.
Миссия - это короткий абзац, обычно в одном предложении, в котором содержится смысл существования и главная долгосрочная цель организации.
При этом, с одной стороны, заявление о миссии является довольно конкретным, с другой стороны, оно не подразумевает выполнения задачи в течение определенного временного интервала.
Формулировка миссии организации должна подразумевать постоянное развитие в краткосрочной и в долгосрочной перспективе.
Для чего нужна миссия? Четко изложенная миссия предприятия повышает качество стратегических решений, т.к.:
- формируется и изменяется на основе опыта руководителей предприятия и отражает факторы (предпосылки) его успеха;
- стимулирует социальную ответственность предприятий и их руководителей как фактор успеха и высокой деловой репутации;
- указывает направление (и характер) усилий работников, смысл их работы, повышает чувство отождествления работников с предприятием;
- является отражением ценностей (философии) предприятия и помогает осуществлению стратегического выбора, принятию стратегических решений;
- позволяет произвести более четкое позиционирование на рынке, очертить предпочтительные сферы бизнеса для предприятия, заявить о себе потребителям из этих сфер.
Структура миссии:
- ваши клиенты (кого Вы хотите видеть клиентами Вашей фирмы). Необходимо учитывать, что это общественный документ, призванный вызвать лояльность к фирме имеющихся и потенциальных клиентов.
- предоставляемые продукты и услуги
- области деятельности и рынки. Географическое положение клиентов, география конкурентов
- технологии. Отношение фирмы к внедрению передовых технологий
- обязательства по стабильности существования и развитию в части клиентов, продуктов и услуг, рынков и технологий
- философия и этика ведения бизнеса. Система ценностей.
- концепция управления. Преимущества в сравнении с конкурентами.
- ваши заботы об общественном лице и регионе, где ведете бизнес.
- обязательства перед работниками, забота о них, ценность работника для фирмы.
Принципы удачного формулирования миссии предприятия:
1) Миссия должна быть выражена в сравнительно простых определениях и в удобной для восприятия форме.
2) В основе миссии предприятия должны лежать задачи удовлетворения интересов и запросов потребителей.
3) Вопрос о том, почему потребители будут покупать товары и услуги данного предприятия, а не другого, должен иметь чёткий ответ.
Формулировка миссии предприятия может содержать следующие элементы:
а) Ответ на вопрос, какой предпринимательской деятельностью занимается предприятие.
б) Задачи предприятия с точки зрения его товаров или услуг, его основных рынков и технологий.
в) Отношение внешней среды к предприятию, а также его рабочие принципы, набор ограничений и условия функционирования.
г) Культура предприятия, его положение и имидж, представление о нём в общественном сознании.
Типы миссии:
Миссия-предназначение - узкое, но конкретное понимание и обозначение вида деятельности, характера продукции и услуг и круга их потребителей; первое представление о причине возникновения и смысле существования предприятия.
Миссия-ориентация - широкое, развернутое представление о системе ценностей, которых придерживается руководство и персонал фирмы, что хотя бы в общих чертах позволяет судить о поведении фирмы, об ее отношениях к потребителям и партнерам.
Миссия-политика - концентрация главных целей и более четкое представление о поведении фирмы на ближайший период и на перспективу, т.е. "видение" будущего состояния фирмы.
Удачные миссии различных компаний.
Миссия информационного бизнес-центра малого бизнеса: «Мы хотим, чтобы наши клиенты имели возможность сказать, что наш бизнес-центр - это место профессиональной поддержки их направлений развития малого бизнеса».
Миссия компании «Форд»: «Предоставим людям дешевый транспорт».
Миссия косметической компании: «Мы не производим лучшую косметику. Мы реализуем надежду и уверенность для каждой женщины».
Миссия детского кафе: «Искреннее отношение к детям позволит нам создать им праздник общения».
Миссия туристической компании: «Наша компания - это превосходное место для организации отдыха наших клиентов с учетом их индивидуальных потребностей».