Тема: Краткое изложение с элементами описания
По рассказу К.Паустовского «Заячьи лапы». (2 часа)
Цели
1. Формирование умения отбирать из текста существенное для раскрытия
темы и основной мысли.
Формирование умения пользоваться различными способами сокращения
текста.
2. Развивать словарный запас учащихся, речь, мышление, орфографическую
зоркость.
2. Воспитывать чувства взаимопомощи, товарищества, чувства доброты,
сопереживания, сопричастности ко всему живому.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Постановка учебной задачи. Чтение текста.
- Прочитайте отрывок из рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы».
Мы пили чай ночью, дожидаясь далекого и нерешительного рассвета, и за
чаем дед рассказал мне наконец историю о зайце.
В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли
сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого, связазанного проволокой ружья, но промахнулся. Заяц удрал.
Дед пошел дальше. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. Стало трудно дышать.
Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По
словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед был прав: во время урагана огонь шел со скоростью тридцати километров в час.
Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.
Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.
|
Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает.
Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»
Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед – оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понес домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя.
-Сегодня будем учиться кратко, сжато передавать содержание текста. На уроках чтения вы устно учитесь кратко пересказывать текст, теперь научимся это делать письменно.
III. Подготовительная работа.
1. Составление плана работы.
-Как будем работать над кратким изложением? Определим порядок работы.
-Что значит кратко передать содержание текста? (Передать главное и сохранить при этом точность.)
Коллективное воспроизведение памятки работы над кратким изложением.
Микроитог: /памятка на доске/
Памятка «Как работать над кратким изложением».
1. Прочитать рассказ.
2. Определить тему.
3. Определить главную мысль.
4. Разделить рассказ на части.
5. Выделить главное в каждой части.
6. Сократить каждую часть.
7. Написать изложение кратко.
8. Проверить.
-Почему важен каждый пункт плана?
Определение темы и основной мысли.
-О чем говорится в рассказе? Определите его тему.
-Что главное хотел сказать автор?
-Как автор относится к деду?
|
-Что говорит К.Паустовский про отношение деда к зайцу? Докажите
словами из текста.
3. Составление плана и сокращение текста.
-Подумайте, сколько частей можно выделить в тексте? Докажите, почему вы так думаете?
-Прочитайте первую часть.
Мы пили чай ночью, дожидаясь далекого и нерешительного рассвета, и за чаем дед рассказал мне наконец историю о зайце.
-Что мы узнаем из нее?
-Выделим главное в этой части. О чем нужно сказать обязательно? Найдите предложения, в которых об этом сказано.
-О чем можно не говорить? Какие предложения опустить?
Эту часть можно опустить совсем или взять только одно предложение: Дед рассказал мне историю о зайце.
-Как озаглавить эту часть? (Ночь в избушке.)
-Прочитайте следующую часть. Что в ней самое главное?
В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого, связазанного проволокой ружья, но промахнулся. Заяц удрал.
-Составьте предложение, которое поможет перейти от одной части к другой.
-На какие мини-части можно разделить основную часть?
-Почему охота была неудачной? (Дед промахнулся, заяц – удрал.)
-Как автор описывает лес? С чем он сравнивает лес? (Леса стояли сухие, как порох.) Почему он решил об этом написать? (Передать опасность положения деда.)
-Подумайте, как можно сократить эту часть?
-В этой части необходимо передать состояние леса, поэтому сократить эту часть трудно, невозможно.
-Как можно озаглавить эту часть? (Неудачная охота.)
-Прочитайте, что произошло дальше.
|
Дед пошел дальше. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. Стало трудно дышать.
Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед был прав: во время урагана огонь шел со скоростью тридцати километров в час.
Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.
-Что главное в этой части?
-Сколько предложений в этой части? Как их можно сократить? (Составить из двух предложений одно, выбрать только основное.)
-Озаглавить эту часть. (Огонь идет на деда.)
Ветер усиливался, и стало трудно дышать. Дед пошел дальше. Но вдруг затревожился: с юга сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Стало трудно дышать. Огонь гнало прямо на него. Ветер перешел в ураган. Огонь бежал по земле с неслыханной скоростью.
-Найдите момент рассказа, в котором говорится о начале действия, его завязке. Прочитайте.
Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из под ног у деда выскочил заяц.
-Как дед пытался выбраться из охваченного пожаром участка леса?
-Прочитайте предложения, в которых действие достигло наивысшего напряжения. (Дед бежал, плакал от страха и кричал…)
-О чем нужно еще сказать в этой части? (О радостной встрече с зайцем.)
-Как озаглавить эту часть? (Радостная встреча с зайцем.)
-Какие слова и выражения следует использовать в этой части?
Смерть настигала деда. Вдруг из-под ног него выскочил зайчонок. Дед обрадовался ему, как родному. Он знал, что звери гораздо лучше чуют, откуда идет огонь. Дед побежал за зайцем.
-Какова развязка? (Заяц вывел деда из огня.)
-Прочитайте.
Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понес домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя.
-Что главное в этой части? (Что уставшие герои спаслись, дед заботится о зайчике.)
-Озаглавить эту часть. (Спасение.)
-Перескажите кратко эту часть.
Зверек вывел деда из огня. На берегу озера они оба упали от усталости. Дед понес зайца домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Зайца удалось спасти.