Раздел «Психологические механизмы организационного поведения»
Тема 7 «Коммуникативное поведение в организации»
План
I. Понятие о коммуникативном поведении в организации. Роль коммуникаций в управлении.
II. Классификация коммуникаций в организации.
III. Слухи как неформальная коммуникация в организации.
I. Понятие о коммуникативном поведении в организации. Роль коммуникаций в управлении.
Коммуникация (от лат. comunico – делаю общим, связываю) – обмен информацией между индивидами посредством общей системы знаков.
Деловая коммуникация – это процесс взаимодействия деловых партнёров, направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности [2].
Цели коммуникаций:
- обеспечение понимания получаемой и передаваемой информации (это одна из главных целей коммуникации);
- обмен и передача информации в ходе делового взаимодействия;
- формирование умений и навыков, развитие профессиональных качеств;
- формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом;
- обмен деятельностью, инновационными приёмами, средствами, технологиями;
- изменение ценностных установок и мотивации поведения;
- обмен эмоциями.
Функции коммуникаций в организации:
· Информативная функция;
· Мотивационная функция (побуждает работников к исполнению и улучшению работы, используя управление поведением, убеждение, внушение, просьбы, приказы).;
· Контрольная функция (отслеживание поведения работников);
· Экспрессивная функция (эмоциональное выражение чувств).
Коммуникация это процесс. Важнейшими элементами коммуникационного процесса выступают отправитель (коммуникатор), сообщение, каналы передачи, получатель и обратная.
|
Эффективная обратная связь должна обладать рядом характеристик.
1. Направленность.
2. Конкретность, конструктивность.
3. Описательный характер.
4. Полезность.
5. Своевременность.
6. Желание и готовность работников к восприятию обратной связи.
7. Ясность, четкость выражения, понятность получателю.
8. Надежность и достоверность.
II. Классификация коммуникаций в организации.
Организационные коммуникации – это осуществление коммуникационных процессов, в которых участвуют организации.
Организационный признак (пространственное расположение каналов) и направленность общения.
Организационные коммуникации – это осуществление коммуникационных процессов, в которых участвуют организации.
Цели горизонтальных коммуникаций:
- координация заданий между отделами;
- решение проблем (например, методом мозгового штурма);
- обмен информацией между отделами;
- разрешение конфликта.
Вертикальное направление – коммуникации происходят между подразделениями различного уровня управления.
Нисходящие организационные коммуникации – это движение информации от высших уровней руководства к низшим.
5 основных целей коммуникаций, направленных сверху вниз:
- поставить конкретные задания по выполнению работы;
- обеспечить информацией о принятых в организации процедурах и практике деятельности;
- обеспечить информацией по исполняемой работе;
- проинформировать подчинённых о качестве их работы;
- предоставить информацию для облегчения восприятия целей организации.
|
Восходящие организационные коммуникации – это движение информации от более низкого уровня к более высокому.
Субъект и средства коммуникаций.
- коммуникации с помощью технических средств (опосредованные);
- межличностные коммуникации.
Межличностные коммуникации. Межличностные коммуникации – коммуникации, осуществляемые между людьми в ситуациях «лицом к лицу» и в группах с помощью слов и несловесных средств общения. Именно они представляют наибольшую значимость для изучения ОП. На межличностные коммуникации оказывают влияние различные факторы (рис. 7.2.1).
Эффективность межличностных коммуникаций во многом зависит от обратной связи. С ее помощью отправитель понимает, передано ли сообщение, получено ли оно и правильно ли понято и принято получателем.
Рис. Факторы, влияющие на межличностные коммуникации
Получатель должен быть убежден в компетентности отправителя. В зависимости от компетентности, предшествующего опыта разные люди по-разному могут интерпретировать одно и то же сообщение, что обусловливает различные подходы к кодированию и декодированию информации. При некомпетентности отправителя коммуникация может не состояться.
Доверие получателя к отправителю как к руководителю, так и к личности – также важное условие осуществления коммуникации. При этом получатель должен признавать право отправителя на передачу сообщения.
В отношении ожиданий получателя важно отметить, что люди хорошо воспринимают только то, что они готовы воспринять. Неожиданная информация может не восприниматься.
|
На эффективность межличностных коммуникаций влияет совместимость любого рода. Психологическая несовместимость отправителя и получателя, неприятие получателем целей и задач, которые формулируются в сообщении, разрушают коммуникацию.
Статус отправителя может быть по-разному воспринят получателем. Получатель может признавать его и тогда он выполняет указания отправителя, переданные в сообщении, а может воспринимать статус как личную угрозу, что препятствует коммуникации и даже прерывает ее.
Межличностные коммуникации зависят от социокультурной среды, в которой они осуществляются, включающей традиции, обычаи, систему ценностей. При общении представителей различных национальных культур необходимо учитывать этот фактор. Культурные различия проявляются как в вербальном, так и в невербальном общении.