Субъект и средства коммуникаций.




Раздел «Психологические механизмы организационного поведения»

Тема 7 «Коммуникативное поведение в организации»

План

I. Понятие о коммуникативном поведении в организации. Роль коммуникаций в управлении.

II. Классификация коммуникаций в организации.

III. Слухи как неформальная коммуникация в организации.

 

I. Понятие о коммуникативном поведении в организации. Роль коммуникаций в управлении.

 

Коммуникация (от лат. comunico – делаю общим, связываю) – обмен информацией между индивидами посредством общей системы знаков.

Деловая коммуникация – это процесс взаимодействия деловых партнёров, направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности [2].

Цели коммуникаций:

- обеспечение понимания получаемой и передаваемой информации (это одна из главных целей коммуникации);

- обмен и передача информации в ходе делового взаимодействия;

- формирование умений и навыков, развитие профессиональных качеств;

- формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом;

- обмен деятельностью, инновационными приёмами, средствами, технологиями;

- изменение ценностных установок и мотивации поведения;

- обмен эмоциями.

 

Функции коммуникаций в организации:

· Информативная функция;

· Мотивационная функция (побуждает работников к исполнению и улучшению работы, используя управление поведением, убеждение, внушение, просьбы, приказы).;

· Контрольная функция (отслеживание поведения работников);

· Экспрессивная функция (эмоциональное выражение чувств).

 

Коммуникация это процесс. Важнейшими элементами коммуникационного процесса выступают отправитель (коммуникатор), сообщение, каналы передачи, получатель и обратная.

Эффективная обратная связь должна обладать рядом характеристик.

1. Направленность.

2. Конкретность, конструктивность.

3. Описательный характер.

4. Полезность.

5. Своевременность.

6. Желание и готовность работников к восприятию обратной связи.

7. Ясность, четкость выражения, понятность получателю.

8. Надежность и достоверность.

II. Классификация коммуникаций в организации.

Организационные коммуникации – это осуществление коммуникационных процессов, в которых участвуют организации.

Организационный признак (пространственное расположение каналов) и направленность общения.

Организационные коммуникации – это осуществление коммуникационных процессов, в которых участвуют организации.

 

 

 


 

Цели горизонтальных коммуникаций:

- координация заданий между отделами;

- решение проблем (например, методом мозгового штурма);

- обмен информацией между отделами;

- разрешение конфликта.

Вертикальное направление – коммуникации происходят между подразделениями различного уровня управления.

Нисходящие организационные коммуникации – это движение информации от высших уровней руководства к низшим.

5 основных целей коммуникаций, направленных сверху вниз:

- поставить конкретные задания по выполнению работы;

- обеспечить информацией о принятых в организации процедурах и практике деятельности;

- обеспечить информацией по исполняемой работе;

- проинформировать подчинённых о качестве их работы;

- предоставить информацию для облегчения восприятия целей организации.

Восходящие организационные коммуникации – это движение информации от более низкого уровня к более высокому.

Субъект и средства коммуникаций.

- коммуникации с помощью технических средств (опосредованные);

- межличностные коммуникации.

Межличностные коммуникации. Межличностные коммуникации – коммуникации, осуществляемые между людьми в ситуациях «лицом к лицу» и в группах с помощью слов и несловесных средств общения. Именно они представляют наибольшую значимость для изучения ОП. На межличностные коммуникации оказывают влияние различные факторы (рис. 7.2.1).

Эффективность межличностных коммуникаций во многом зависит от обратной связи. С ее помощью отправитель понимает, передано ли сообщение, получено ли оно и правильно ли понято и принято получателем.

Рис. Факторы, влияющие на межличностные коммуникации

Получатель должен быть убежден в компетентности отправителя. В зависимости от компетентности, предшествующего опыта разные люди по-разному могут интерпретировать одно и то же сообщение, что обусловливает различные подходы к кодированию и декодированию информации. При некомпетентности отправителя коммуникация может не состояться.

Доверие получателя к отправителю как к руководителю, так и к личности – также важное условие осуществления коммуникации. При этом получатель должен признавать право отправителя на передачу сообщения.

В отношении ожиданий получателя важно отметить, что люди хорошо воспринимают только то, что они готовы воспринять. Неожиданная информация может не восприниматься.

На эффективность межличностных коммуникаций влияет совместимость любого рода. Психологическая несовместимость отправителя и получателя, неприятие получателем целей и задач, которые формулируются в сообщении, разрушают коммуникацию.

Статус отправителя может быть по-разному воспринят получателем. Получатель может признавать его и тогда он выполняет указания отправителя, переданные в сообщении, а может воспринимать статус как личную угрозу, что препятствует коммуникации и даже прерывает ее.

Межличностные коммуникации зависят от социокультурной среды, в которой они осуществляются, включающей традиции, обычаи, систему ценностей. При общении представителей различных национальных культур необходимо учитывать этот фактор. Культурные различия проявляются как в вербальном, так и в невербальном общении.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: