Организация и методы исследования
Цель исследования _________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задачи исследования ________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объект исследования _______________________________________________
__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предмет исследования ______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Гипотеза исследования ____________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наше исследование включает в себя следующие этапы:
Изучение
Изучение
Изучение
Методы и методики описание
__________________________________________________________________
|
Выборка исследования ____________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Интерпретация результатов
Пример
Цель исследования — изучение характера взаимосвязи индивидуально – типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально – психологической адаптации
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ подходов к проблеме социально – психологической адаптации в психолого-педагогической литературе;
2. Рассмотреть специфику социально – психологической адаптации учащихся профтехучилищ и влияние индивидуально – типологических особенностей на социально – психологическую адаптацию;
3. Изучить взаимосвязь индивидуально – типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально – психологической адаптации;
4. Провести анализ результатов исследования по определению взаимосвязи индивидуально – типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально – психологической адаптации;
5. Разработать рекомендации по повышению социально-психологической адаптации учащихся профтехучилищ
Объект исследования – индивидуально – типологические особенности учащихся профтехучилищ
Предмет исследования – характер взаимосвязи индивидуально – типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально – психологической адаптации.
|
Гипотеза исследования в том, что успешность социально – психологической адаптации учащихся профтехучилищ обусловлена индивидуально – типологическими особенностями учащихся, такими как: экстраверсия, спонтанность, агрессивность, ригидность, интроверсия, сензитивность, тревожность, лабильность.
Практическая значимость исследования характера взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально-психологической адаптации заключается в том, что результаты исследования могут использоваться в практической работе психологами и педагогами для разработки рекомендаций по повышению социально-психологической адаптации учащихся профтехучилищ.
Глава 2 2.1 Организация и методы исследования
Основная цель нашего исследования заключается в изучении характера взаимосвязи индивидуально – типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально – психологической адаптации.
Наше исследование включало несколько этапов:
1. Изучение индивидуально-типологических особенностей учащихся профтехучилищ.
2. Изучение социально-психологической адаптации учащихся
3.Изучение взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально-психологической адаптации
Исследование проводилось……………………………………………. В данном исследовании принимали участие, в качестве испытуемых 41 подросток 16-18 лет, Это учащиеся профтехучилища, среди которых 18 юношей и 23 девушки. На первом этапе, для изучения индивидуально-типологических особенностей учащихся профтехучилищ (Приложение I) мы использовали индивидуально – типологический опросник (ИТО) Л.Н.Собчик. (Приложение V) Испытуемым было предложено 91 утверждение. Прочитав, очередное утверждение опросника респондент должен был зачеркнуть в бланке опросника ответ «да», если он согласен с данным утверждением или «нет», если несогласен.
|
Целью данного опросника является исследование индивидуально-типологических свойств. Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по 8 шкалам:
Ложь – неискренность, тенденция показать себя в лучшем свете;
Аггравация – стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера;
Экстраверсия – открытость, стремление к расширению контактов, общительность;
Спонтанность – непродуманность в высказываниях, поступках;
Агрессивность – активная самореализация, упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов;
Ригидность - инертность установок, повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичность в отношении иных мнений;
Интроверсия - тенденция к уходу в мир иллюзий, фантазий и субъективных идеальных ценностей, сдержанность, замкнутость;
Сензитивность – впечатлительность, склонность к рефлексии, пессимистичность в оценке перспектив;
Тревожность – эмоциональность, восприимчивость, незащищенность;
Лабильность – выраженная изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость, сентиментальность, стремление к эмоциональной вовлеченности;
0-1 балл – гипоэмотивность, плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании;
3–4 балла (норма) – гармоничная личность;
5–7 баллов (умеренная выраженность) – акцентуированные черты;
8–9 баллов (избыточная выраженность) – состояние эмоциональной напряженности, затрудненная адаптация.
Следует учесть, что данные интервальные границы сформулированы автором по теоретическим соображениям и не опираются в данном случае на структуру статистического распределения тестовых баллов. По этому признаку ИТО приближается к «авторским тестам».
Тенденции, компенсированные полярными свойствами (то есть антитенденциями), являются свидетельством значительной эмоциональной напряженности и признаком наличия внутреннего конфликта, если показатели выше 5 баллов. Для нормы (в пределах 4 баллов) это свидетельство сбалансированности разнонаправленных свойств.
Социально-психологические аспекты (лидерство, компромиссность и т. д.) проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения при выраженных показателях (более 4 баллов) по соседствующим типологическим свойствам.
По шкалам «аггравация» и «ложь» можно судить о надежности полученных результатов:
· высокие показатели по шкале «ложь» выявляют неискренность и тенденцию показать себя в лучшем свете;
· высокие показатели по шкале «аггравация» выявляют стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера;
· если хотя бы по одной из этих шкал набрано более 5 баллов, данные недостоверны.
На втором этапе, для изучениясоциально-психологической адаптации учащихся (Приложение II) была использована методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. ( Приложение VI)Целью данного опросника является изучение особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности.
Испытуемым было предложено 101 высказывание. Прочитав очередное высказывание опросника, испытуемый примерял его к своим привычкам, своему образу жизни и оценивал (цифрами от «0» до «6»): в какой мере это высказывание может быть отнесено к нему.
Методика представляет собой набор из 101 лаконичной характеристики, по которым испытуемый оценивает себя – своё актуальное «Я». Данный опросник снабжен шкалой лжи, которая позволяет судить о неискренности ответов. Прочитав очередное высказывание опросника, испытуемый примеряет его к своим привычкам, своему образу жизни и оценивает (цифрами от «0» до «6»): в какой мере это высказывание может быть отнесено к нему. В результате подсчитываются ответы испытуемых по пятнадцати шкалам (получаются «сырые» баллы), и на основе сырых баллов по формулам высчитываются интегральные показатели уровня адаптации.
В результате использования методики получены:
- показатели социально - психологической адаптации: самопринятие, принятие другого человека, интернальность, эмоциональный комфорт, стремление к доминированию;
- показатели дезадаптации: самоотвержение, конфликтность с другими людьми, эмоциональный дискомфорт, экстернальность, зависимость, уход от проблем.
Данная методика позволяет выявить следующие показатели успешной социально-психологической адаптации:
1. Общий уровень адаптации или дезадаптации – характеризует, насколько человек адаптирован к среде на данный момент в целом, не выделяя отдельные параметры. Высокие и средние значения здесь свидетельствуют об адаптации, а низкие – о дезадаптации.
2. Принятие себя – этот показатель позволяет выявить, насколько человек принимает себя таким, какой он есть, а так же адекватность восприятия человеком самого себя. Средние и незначительно превышающие их значения являются нормальными. Если уровень самопринятия у человека ниже среднего, то он, скорее всего, испытывает значительные внутриличностные конфликты, не принимает себя; возможно, такой человек нуждается в квалифицированной помощи. Слишком высокие значения свидетельствуют о завышенном самомнении, чувстве превосходства по отношению к окружающим.
3. Принятие других – этот показатель позволяет выявить, насколько человек принимает окружающих его людей такими, какие они есть, а так же адекватность восприятия человеком окружающих людей и тех социальных групп, членом которых он является. Средние и незначительно превышающие их значения являются нормальными. Если уровень принятия других у человека ниже среднего, то это свидетельствует о социальной дезадаптации человека, некомфортности его пребывания в данных социальных группах. Сильно заниженные показатели могут свидетельствовать о высокомерном отношении человека к окружающим, чувстве собственного превосходства. Слишком высокие значения свидетельствуют о конформности поведения человека, его безоговорочном принятии норм и ценностей группы. Такой человек, как правило, не способен на значительные самостоятельные поступки.
4. Эмоциональная комфортность – показатель, определяющий насколько человек доволен или недоволен ситуацией в целом, а так же своей деятельностью и своим социальным окружением. Для данного показателя нормальными считаются средние значения и выше среднего. Значения ниже среднего уровня свидетельствуют об эмоциональном дискомфорте, что в свою очередь приводит к повышению тревожности и неуверенности в себе. Эмоциональный дискомфорт может приводить к дезадаптации, с одной стороны, и является ее симптомом – с другой.
5. Интернальность – одна из сторон локуса контроля человека, свидетельствует о склонности субъекта принимать ответственность за свою жизнь и поступки, а так же за свои успехи и неудачи на себя; такой человек, как правило, выбирает активный тип адаптации. Противоположностью интернальности является экстернальность – склонность человека приписывать ответственность за все происходящее с ним окружающим людям, погодным условиям, политике государства и т.д. Такой человек чаще всего выбирает смешанный тип адаптации. Высокие значения данного показателя свидетельствуют о выраженной интернальности; средние – о смешанном локусе контроля; низкие – о выраженной экстернальности.
6. Стремление к доминированию – показывает, насколько у человека выражены лидерские качества и стремление держать ситуацию под контролем. Высокие значения данного показателя свидетельствуют о ярко выраженных лидерских чертах и, как правило, сочетаются с ярко выраженной интернальностью. Средние значения свидетельствуют об умеренных лидерских склонностях. Низкие значения могут свидетельствовать о высокой конформности человека, его стремлении следовать за группой, подчиняться приказам; такие люди практически не способны к принятию самостоятельных решений и в сложных ситуациях выбирают пассивный тип адаптации; при отсутствии лидера, берущего на себя ответственность, такие люди, чаше всего оказываются дезадаптированными.
На третьем этапе нашей работы было изучение взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально-психологической адаптации (Приложение III). Для этого мы применили методы математической обработки (r-Спирмена), которая позволила определить корреляционную связь индивидуально-типологических особенностей по шкалам: экстраверсия, спонтанность, агрессивность, ригидность, интроверсия, сензитивность, тревожность, лабильность и показателем социально-психологической адаптации - адаптивностью.
В результате проведенного исследования индивидуально – типологических особенностейучащихся профтехучилищпо методике диагностики ИТО Л.Н.Собчик были выделены высокие, средние и низкие показатели по шкалам: экстраверсия, спонтанность, агрессивность, ригидность, интроверсия, сензитивность, тревожность, лабильность.(таблица1)
Таблица 1
Результаты исследования индивидуально-типологических особенностей учащихся профтехучилищ (методика Л.Н.Собчик)
ИТО | Высокий % | Средний % | Низкий % |
экстраверсия | 70,73 | 12,2 | 14,63 |
спонтанность | 46,34 | 41,46 | 9,76 |
Агрессивность | 58,54 | 31,7 | 4,88 |
Ригидность | 78,05 | 9,51 | 2,44 |
Интроверсия | 53,66 | 31,71 | 14,63 |
Сензитивность | 68,29 | 26,83 | 4,88 |
Тревожность | 80,49 | 19,51 | |
Лабильность | 70,73 | 29,27 |
Как видно из таблицы № 1,высокий процент показателей выявлен по шкале тревожность у80,49% учащихся профтехучилищ. Неудовлетворенность тем, что приходится снова заниматься уже надоевшей в школе учебой, доставлявшей больше огорчений, чем радостей, неуверенность в своих способностях и успехах, некоторая неприязнь или безразличие к будущей профессии или же сомнения в правильности выбора, постоянная напряженность и возбужденность безотносительно к степени опасности реальной ситуации определяют отношение поступивших к обучению в нем и психическое состояние. Эта напряженность у них часто без внешнего повода может проявляться в немотивированных реакциях озлобления, ярости, страха. Внимание их избирательно и направлено только на интересующие их проблемы. Повышенная чувствительность ко всему, что задевает их личность, приводит к болезненной переоценке и удач, и неудач. Для этих учащихся характерны сильные эмоциональные всплески при любом реальном или мнимом действии по отношению к их личности. Постоянная изменчивость эмоционального настроя и активности в сильной зависимости от референтной группы, какой для них является группа сверстников, определяет подверженность учащихся влиянию социальной среды и подтверждается высокими показателями по шкале лабильность (70,73%).
Они чрезвычайно заботятся о личном престиже, всякую критику, замечания или просто равнодушие воспринимают как обиду и оскорбление, посягательство на их свободу. Особенно враждебные чувства они испытывают к людям, которые хоть в какой-то мере пытаются управлять их поведением. При попытках поговорить по душам, «проникнуть в их внутренний мир» могут надерзить, обругать, ударить. Считая причиной своих несчастий в основном других людей, они не только агрессивны (58,54%), злопамятны и безжалостны, но и стремятся к мести, не прощают никому даже малой мелочи, никакого проступка.
Инертность установок, повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичность в отношении иных мнений провоцирует большое количество конфликтов с родителями и учителями. Неготовность, затрудненность, неспособность в изменении учащимися программы своей деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки, проявляется в высоких показателях по шкале ригидность. 78,05%.
Высокие показатели экстраверсии (70,73%) отражают неразборчивость и поверхностность общения и приводят к утрате способностей внешнего и внутреннего контроля.
Холодность, черствость, жесткость в отношениях учащихся между собой приводит к пессимистичной оценке перспектив, к высокой ведомости, к стремлению соответствовать правилам и нормам, выдвигаемых группой. Склонность к продолжительному переживанию прошедших или предстоящих событий, чувство собственной недостаточности вызывает постоянное ощущение тревожности и психологического дискомфорта, вызванного сознанием своего отчуждения от группы и повышенному показателю сензитивности 68,29%. Если требования, выдвигаемые учителями, не поддерживаются группой, возникает желание поступить наперекор.
Показатели по шкале спонтанность 46,34 % в сочетании с высокими значениями по шкале тревожность, агрессивность наблюдаются в виде повышенной импульсивности и отражают степень выраженности интериоризированного социального контроля. В то же время их избыточность, отсутствие сбалансированности со стороны выраженных спонтанности и агрессивности, проявляется нивелировкой «Я», задавленного требованиями социума.
Таким образом, группа учащихся характеризуется как высокотревожная, мотивационно неустойчивая, большинство испытуемых отличает впечатлительность, пессимистичность в оценке перспектив, повышенное стремление к отстаиванию своих интересов и критичность в отношении иных мнений. Часть учащихся неразборчивы в выборе контактов, их общение порой происходит спонтанно, а часть испытуемых имеют предрасположенность к тенденции ухода в мир иллюзий, фантазий, их отличает замкнутость.