Глава 2 2.1 Организация и методы исследования




Организация и методы исследования

Цель исследования _________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задачи исследования ________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Объект исследования _______________________________________________

__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предмет исследования ______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Гипотеза исследования ____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наше исследование включает в себя следующие этапы:

Изучение

Изучение

Изучение

Методы и методики описание

__________________________________________________________________

Выборка исследования ____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Интерпретация результатов

Пример

Цель исследования — изучение характера взаимосвязи индивидуально – типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально – психологической адаптации

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ подходов к проблеме социально – психологической адаптации в психолого-педагогической литературе;

2. Рассмотреть специфику социально – психологической адаптации учащихся профтехучилищ и влияние индивидуально – типологических особенностей на социально – психологическую адаптацию;

3. Изучить взаимосвязь индивидуально – типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально – психологической адаптации;

4. Провести анализ результатов исследования по определению взаимосвязи индивидуально – типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально – психологической адаптации;

5. Разработать рекомендации по повышению социально-психологической адаптации учащихся профтехучилищ

Объект исследования – индивидуально – типологические особенности учащихся профтехучилищ

Предмет исследования – характер взаимосвязи индивидуально – типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально – психологической адаптации.

Гипотеза исследования в том, что успешность социально – психологической адаптации учащихся профтехучилищ обусловлена индивидуально – типологическими особенностями учащихся, такими как: экстраверсия, спонтанность, агрессивность, ригидность, интроверсия, сензитивность, тревожность, лабильность.

Практическая значимость исследования характера взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально-психологической адаптации заключается в том, что результаты исследования могут использоваться в практической работе психологами и педагогами для разработки рекомендаций по повышению социально-психологической адаптации учащихся профтехучилищ.

Глава 2 2.1 Организация и методы исследования

Основная цель нашего исследования заключается в изучении характера взаимосвязи индивидуально – типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально – психологической адаптации.

Наше исследование включало несколько этапов:

1. Изучение индивидуально-типологических особенностей учащихся профтехучилищ.

2. Изучение социально-психологической адаптации учащихся

3.Изучение взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально-психологической адаптации

Исследование проводилось……………………………………………. В данном исследовании принимали участие, в качестве испытуемых 41 подросток 16-18 лет, Это учащиеся профтехучилища, среди которых 18 юношей и 23 девушки. На первом этапе, для изучения индивидуально-типологических особенностей учащихся профтехучилищ (Приложение I) мы использовали индивидуально – типологический опросник (ИТО) Л.Н.Собчик. (Приложение V) Испытуемым было предложено 91 утверждение. Прочитав, очередное утверждение опросника респондент должен был зачеркнуть в бланке опросника ответ «да», если он согласен с данным утверждением или «нет», если несогласен.

Целью данного опросника является исследование индивидуально-типологических свойств. Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по 8 шкалам:

Ложь – неискренность, тенденция показать себя в лучшем свете;

Аггравация – стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера;

Экстраверсия – открытость, стремление к расширению контактов, общительность;

Спонтанность – непродуманность в высказываниях, поступках;

Агрессивность – активная самореализация, упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов;

Ригидность - инертность установок, повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичность в отношении иных мнений;

Интроверсия - тенденция к уходу в мир иллюзий, фантазий и субъективных идеальных ценностей, сдержанность, замкнутость;

Сензитивность – впечатлительность, склонность к рефлексии, пессимистичность в оценке перспектив;

Тревожность – эмоциональность, восприимчивость, незащищенность;

Лабильность – выраженная изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость, сентиментальность, стремление к эмоциональной вовлеченности;

0-1 балл – гипоэмотивность, плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании;

3–4 балла (норма) – гармоничная личность;

5–7 баллов (умеренная выраженность) – акцентуированные черты;

8–9 баллов (избыточная выраженность) – состояние эмоциональной напряженности, затрудненная адаптация.

Следует учесть, что данные интервальные границы сформулированы автором по теоретическим соображениям и не опираются в данном случае на структуру статистического распределения тестовых баллов. По этому признаку ИТО приближается к «авторским тестам».

Тенденции, компенсированные полярными свойствами (то есть антитенденциями), являются свидетельством значительной эмоциональной напряженности и признаком наличия внутреннего конфликта, если показатели выше 5 баллов. Для нормы (в пределах 4 баллов) это свидетельство сбалансированности разнонаправленных свойств.

Социально-психологические аспекты (лидерство, компромиссность и т. д.) проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения при выраженных показателях (более 4 баллов) по соседствующим типологическим свойствам.

По шкалам «аггравация» и «ложь» можно судить о надежности полученных результатов:

· высокие показатели по шкале «ложь» выявляют неискренность и тенденцию показать себя в лучшем свете;

· высокие показатели по шкале «аггравация» выявляют стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера;

· если хотя бы по одной из этих шкал набрано более 5 баллов, данные недостоверны.

На втором этапе, для изучениясоциально-психологической адаптации учащихся (Приложение II) была использована методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. ( Приложение VI)Целью данного опросника является изучение особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности.

Испытуемым было предложено 101 высказывание. Прочитав очередное высказывание опросника, испытуемый примерял его к своим привычкам, своему образу жизни и оценивал (цифрами от «0» до «6»): в какой мере это высказывание может быть отнесено к нему.

Методика представляет собой набор из 101 лаконичной характеристики, по которым испытуемый оценивает себя – своё актуальное «Я». Данный опросник снабжен шкалой лжи, которая позволяет судить о неискренности ответов. Прочитав очередное высказывание опросника, испытуемый примеряет его к своим привычкам, своему образу жизни и оценивает (цифрами от «0» до «6»): в какой мере это высказывание может быть отнесено к нему. В результате подсчитываются ответы испытуемых по пятнадцати шкалам (получаются «сырые» баллы), и на основе сырых баллов по формулам высчитываются интегральные показатели уровня адаптации.

В результате использования методики получены:

- показатели социально - психологической адаптации: самопринятие, принятие другого человека, интернальность, эмоциональный комфорт, стремление к доминированию;

- показатели дезадаптации: самоотвержение, конфликтность с другими людьми, эмоциональный дискомфорт, экстернальность, зависимость, уход от проблем.

Данная методика позволяет выявить следующие показатели успешной социально-психологической адаптации:

1. Общий уровень адаптации или дезадаптации – характеризует, насколько человек адаптирован к среде на данный момент в целом, не выделяя отдельные параметры. Высокие и средние значения здесь свидетельствуют об адаптации, а низкие – о дезадаптации.

2. Принятие себя – этот показатель позволяет выявить, насколько человек принимает себя таким, какой он есть, а так же адекватность восприятия человеком самого себя. Средние и незначительно превышающие их значения являются нормальными. Если уровень самопринятия у человека ниже среднего, то он, скорее всего, испытывает значительные внутриличностные конфликты, не принимает себя; возможно, такой человек нуждается в квалифицированной помощи. Слишком высокие значения свидетельствуют о завышенном самомнении, чувстве превосходства по отношению к окружающим.

3. Принятие других – этот показатель позволяет выявить, насколько человек принимает окружающих его людей такими, какие они есть, а так же адекватность восприятия человеком окружающих людей и тех социальных групп, членом которых он является. Средние и незначительно превышающие их значения являются нормальными. Если уровень принятия других у человека ниже среднего, то это свидетельствует о социальной дезадаптации человека, некомфортности его пребывания в данных социальных группах. Сильно заниженные показатели могут свидетельствовать о высокомерном отношении человека к окружающим, чувстве собственного превосходства. Слишком высокие значения свидетельствуют о конформности поведения человека, его безоговорочном принятии норм и ценностей группы. Такой человек, как правило, не способен на значительные самостоятельные поступки.

4. Эмоциональная комфортность – показатель, определяющий насколько человек доволен или недоволен ситуацией в целом, а так же своей деятельностью и своим социальным окружением. Для данного показателя нормальными считаются средние значения и выше среднего. Значения ниже среднего уровня свидетельствуют об эмоциональном дискомфорте, что в свою очередь приводит к повышению тревожности и неуверенности в себе. Эмоциональный дискомфорт может приводить к дезадаптации, с одной стороны, и является ее симптомом – с другой.

5. Интернальность – одна из сторон локуса контроля человека, свидетельствует о склонности субъекта принимать ответственность за свою жизнь и поступки, а так же за свои успехи и неудачи на себя; такой человек, как правило, выбирает активный тип адаптации. Противоположностью интернальности является экстернальность – склонность человека приписывать ответственность за все происходящее с ним окружающим людям, погодным условиям, политике государства и т.д. Такой человек чаще всего выбирает смешанный тип адаптации. Высокие значения данного показателя свидетельствуют о выраженной интернальности; средние – о смешанном локусе контроля; низкие – о выраженной экстернальности.

6. Стремление к доминированию – показывает, насколько у человека выражены лидерские качества и стремление держать ситуацию под контролем. Высокие значения данного показателя свидетельствуют о ярко выраженных лидерских чертах и, как правило, сочетаются с ярко выраженной интернальностью. Средние значения свидетельствуют об умеренных лидерских склонностях. Низкие значения могут свидетельствовать о высокой конформности человека, его стремлении следовать за группой, подчиняться приказам; такие люди практически не способны к принятию самостоятельных решений и в сложных ситуациях выбирают пассивный тип адаптации; при отсутствии лидера, берущего на себя ответственность, такие люди, чаше всего оказываются дезадаптированными.

На третьем этапе нашей работы было изучение взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально-психологической адаптации (Приложение III). Для этого мы применили методы математической обработки (r-Спирмена), которая позволила определить корреляционную связь индивидуально-типологических особенностей по шкалам: экстраверсия, спонтанность, агрессивность, ригидность, интроверсия, сензитивность, тревожность, лабильность и показателем социально-психологической адаптации - адаптивностью.

В результате проведенного исследования индивидуально – типологических особенностейучащихся профтехучилищпо методике диагностики ИТО Л.Н.Собчик были выделены высокие, средние и низкие показатели по шкалам: экстраверсия, спонтанность, агрессивность, ригидность, интроверсия, сензитивность, тревожность, лабильность.(таблица1)

Таблица 1

Результаты исследования индивидуально-типологических особенностей учащихся профтехучилищ (методика Л.Н.Собчик)

ИТО Высокий % Средний % Низкий %
экстраверсия 70,73 12,2 14,63
спонтанность 46,34 41,46 9,76
Агрессивность 58,54 31,7 4,88
Ригидность 78,05 9,51 2,44
Интроверсия 53,66 31,71 14,63
Сензитивность 68,29 26,83 4,88
Тревожность 80,49 19,51  
Лабильность 70,73 29,27  

 

Как видно из таблицы № 1,высокий процент показателей выявлен по шкале тревожность у80,49% учащихся профтехучилищ. Неудовлетворенность тем, что приходится снова заниматься уже надоевшей в школе учебой, доставлявшей больше огорчений, чем радостей, неуверенность в своих способностях и успехах, некоторая неприязнь или безразличие к будущей профессии или же сомнения в правильности выбора, постоянная напряженность и возбужденность безотносительно к степени опасности реальной ситуации определяют отношение поступивших к обучению в нем и психическое состояние. Эта напряженность у них часто без внешнего повода может проявляться в немотивированных реакциях озлобления, ярости, страха. Внимание их избирательно и направлено только на интересующие их проблемы. Повышенная чувствительность ко всему, что задевает их личность, приводит к болезненной переоценке и удач, и неудач. Для этих учащихся характерны сильные эмоциональные всплески при любом реальном или мнимом действии по отношению к их личности. Постоянная изменчивость эмоционального настроя и активности в сильной зависимости от референтной группы, какой для них является группа сверстников, определяет подверженность учащихся влиянию социальной среды и подтверждается высокими показателями по шкале лабильность (70,73%).

Они чрезвычайно заботятся о личном престиже, всякую критику, замечания или просто равнодушие воспринимают как обиду и оскорбление, посягательство на их свободу. Особенно враждебные чувства они испытывают к людям, которые хоть в какой-то мере пытаются управлять их поведением. При попытках поговорить по душам, «проникнуть в их внутренний мир» могут надерзить, обругать, ударить. Считая причиной своих несчастий в основном других людей, они не только агрессивны (58,54%), злопамятны и безжалостны, но и стремятся к мести, не прощают никому даже малой мелочи, никакого проступка.

Инертность установок, повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичность в отношении иных мнений провоцирует большое количество конфликтов с родителями и учителями. Неготовность, затрудненность, неспособность в изменении учащимися программы своей деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки, проявляется в высоких показателях по шкале ригидность. 78,05%.

Высокие показатели экстраверсии (70,73%) отражают неразборчивость и поверхностность общения и приводят к утрате способностей внешнего и внутреннего контроля.

Холодность, черствость, жесткость в отношениях учащихся между собой приводит к пессимистичной оценке перспектив, к высокой ведомости, к стремлению соответствовать правилам и нормам, выдвигаемых группой. Склонность к продолжительному переживанию прошедших или предстоящих событий, чувство собственной недостаточности вызывает постоянное ощущение тревожности и психологического дискомфорта, вызванного сознанием своего отчуждения от группы и повышенному показателю сензитивности 68,29%. Если требования, выдвигаемые учителями, не поддерживаются группой, возникает желание поступить наперекор.

Показатели по шкале спонтанность 46,34 % в сочетании с высокими значениями по шкале тревожность, агрессивность наблюдаются в виде повышенной импульсивности и отражают степень выраженности интериоризированного социального контроля. В то же время их избыточность, отсутствие сбалансированности со стороны выраженных спонтанности и агрессивности, проявляется нивелировкой «Я», задавленного требованиями социума.

Таким образом, группа учащихся характеризуется как высокотревожная, мотивационно неустойчивая, большинство испытуемых отличает впечатлительность, пессимистичность в оценке перспектив, повышенное стремление к отстаиванию своих интересов и критичность в отношении иных мнений. Часть учащихся неразборчивы в выборе контактов, их общение порой происходит спонтанно, а часть испытуемых имеют предрасположенность к тенденции ухода в мир иллюзий, фантазий, их отличает замкнутость.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: