(Аудитория группы: …тысячам не знать числа)
1.
Если у Ницше было «рождение трагедии из духа музыки», у «Короля и Шута» все происходило в точности да наоборот. Из духа трагедии (о’кей, назовем это просто «сложным периодом») у группы рождалась музыка. Так появлялся «Продавец кошмаров», записанный с басистом Лысым и скрипачом Каспером.
Игорь Гудков: «Король и Шут» были гораздо более попсовые в момент первого альбома или «Камнем по голове». Сейчас они отяжелели, научились играть. Они изначально играли легкий веселый панк‑рок, очень музыкальный. Потом они стали играть более тяжелый. А сейчас опять мелодичный, как вначале. Они играют в своем стиле. Думаю, они и в пятьдесят лет могут эти сказочки играть. Потому что они родоначальники своего стиля.
«Продавец кошмаров» был невероятно сложной в работе пластинкой. Казалось, пора кричать, как пелось в одном из их первых альбомов: «Помоги мне, парень, выбраться». Но никто не кричал. Готовились к записи альбома. Не было ни Маши, ни Балу. Ренегат обещал помочь в записи – и помог. Но он уже не был полноценным членом коллектива. Его участие уже не было настолько плотным и заинтересованным, как раньше. Надо было все начинать сначала. Горшок, Князь, Поручик и Яша – вот кто теперь отвечал за альбом. В записи приняли участие музыканты питерского ска‑панк бэнда «Spitfire» – Роман Парыгин на трубе, Григорий Зонтов на саксофоне и Владик Александров на тромбоне. А Лена Тэ, записавшая на альбоме партию виолончели, принимает участие и в некоторых крупных концертах группы.
Поручик: Последний альбом, безусловно, один из лучших. Мы очень старались. Но специально не делали ничего – хотелось, чтобы было в кайф. И я этот альбом слушаю от первой до последней песни, не перематывая.
|
После всех проблем, что пришлось преодолеть группе, когда их практически списали со счетов действующих топовых артистов, им ничего не оставалось, как выпустить очень хороший альбом. И альбом получился очень хороший. «Наше Радио» с ходу взяло в ротацию пять песен – из шестнадцати. Отличный показатель!
Капитолина Деловая: В силу того, что в последнее время я оказалась в числе постоянных экспертов, комментирующих хит‑парад «Чартова Дюжина» на «Нашем Радио», я слышу практически все новинки «Короля и Шута». И должна сказать, это все очень качественно делается. Именно в том жанре, в каком они это делают. И они не перестают быть веселыми. Я считаю, песня «Ром» с этого альбома – очень веселая и очень новогодняя. Вот пусть лучше будет в таком жанре разных песен, чем всяких энных прочих.
Шура Би‑2: То, что они делают сейчас, мне ближе, и сейчас они мне нравятся больше. Они остались тем же dark wave, что были, просто в музыке стали использовать больше приемов, которые мне симпатичны. И я думаю, что в этом и есть развитие группы. Если они и дальше будут двигаться этим путем – у группы все будет замечательно.
Удача снова повернулась к группе лицом. Они ее заслужили. Укомплектовался состав. Записали отличный альбом. Плотный гастрольный график. Пригласили в коллектив световика, который ездит на все гастроли. Идей у него столько, что в одном концерте воплотить их невозможно!
В конце ноября 2006 года в питерском Дворце спорта «Юбилейный» группа «Король и Шут» отпраздновала свое пятнадцатилетие.
|
Горшок: Это был самый кайфовый концерт из всех, что играли. Там получилось практически все, что хотели. Нас вообще прет играть новые песни. Раньше мы играли из нового альбома одну – две песни. А сейчас хотим все играть. У нас был тур, когда мы были на подъеме – но не было ничего интересного. Мы записывали новые песни, и их не пели. Пели старые – из «Акустического альбома», «Будь как дома, путник» и «Камнем по голове». А новые – не трогали. Потом «Мертвого анархиста» попели. Тогда казалось, главное – что концерты идут. А теперь нравится играть хорошие песни. И чтобы драйв был.
Еще через два месяца стены московских «Лужников» едва не лопнули от натиска многотысячной толпы, пришедшей поздравить главных российских панков с юбилеем. Еще через месяц – день рождения на бис: второй подряд концерт в «Юбилейном».
2.
Новый 2007 год начался удачно с первого дня. Когда на «Нашем радио» встал вопрос, чем заполнять новогодний эфир, практически единодушно решили: «Надо пригласить группу „Король и Шут“». А что им там делать? Живой концерт играть? Страшную сказку рассказывать? А почему бы не соединить два в одном! Андрей Клюкин, креативный директор радиостанции, очень удивился, когда сотрудники предложили «Морозко»: «Какая ж это страшная сказка»? Удивились и музыканты – всем казалось, что она добрая. А прочитали, и запричитали: «ох, ё‑моё». В общем, решено было записывать «Морозко».
Феерия – вот слово, чаще всего приходящее в голову от прослушивания «Морозко». Сказка в интерпретации «Короля и Шута» вызывает приступ безудержного веселья и кайфа.
|
Андрей Клюкин: Планировалось все разово. Музыканты стали записывать. На радио очень трудно найти людей, которые одинаково могут хорошо пародировать собачку или бабушку – как Князь. Или которые так хорошо могут входить в демоническое состояние, как Горшок. Буквально через пятнадцать минут после начала записи я сделал им предложение – записывать и дальше сказки. Они радостно согласились.
Это лирические «неприлизанные» сказки, которые так любят музыканты. «Морозко» пользуется такой популярностью среди поклонников, что поступило предложение по изданию сказок как в аудио варианте, так и в книжном. Князев решился иллюстрировать их, и в этом нет ничего удивительного – он вообще оформляет практически все пластинки группы. Вот тебе и отвязные парни. Вот тебе и независимость.
Однако раз Горшок все же считается панком, то и у него должен быть свой гимн «My Way». Перепевали ведь Nina Hagen и «Sex Pistols» песню Frank Sinatra! Но у Миши будет свой панк‑гимн, написанный специально для него Князем. Наконец‑таки.
3.
Панки выросли. Они теперь другие. Теперь все иначе.
Они больше не устраивают пьяных драк и не приходят на телевизионные эфиры с фляжками.
Горшок завязал с наркотиками и алкоголем. Большой любитель пива – «чтобы сразу залпом кружку» – понял, что на концертах начал задыхаться. Что уже не в той форме. Тем более – после «белок», когда даже в психушке приходилось лежать.
Горшок: Мне нравилось мешать алкоголь и наркотики. Вся эта нетрезвая сумбурщина в какой‑то степени всегда помогала. Но беда в том, что дозняки увеличиваются, и печень начинает еще хуже работать. Об удовольствии вообще не идет никакого разговора. Одно мучение. С алкоголизмом потом было тоже самое, что с героином. Заплываешь куда‑то очень глубоко под воду, и все ниже и ниже, где тебя сдавливает давление. Не хватает воздуха.
Как и всякого другого человека, переставшего пить, его пока еще раздражают пьяные. Но, в силу своего характера, старается прикалываться над ними и во всем находить повод повеселиться.
Горшок: В повседневной жизни существуют такие моменты, которые ты хочешь сокращать. Сейчас я радуюсь победам. Трезвому образу жизни надо учиться. Я не знаю, что это такое. У меня пока мало времени прошло. Впервые за пятнадцать лет я ощущаю себя трезвым.
Некоторое время – еще будучи «алкоголиком и анархистом» – Миша занимался спортом. Потом забросил, но сейчас вновь хочет вернуться к серьезным занятиям. В идеале – штанге, но болит спина. И именно эта спина является одним из страхов Горшка – боится, что на концерте скрутит, и не сможет развернуться.
Князь, после того, как бросил курить (еще во времена первых туров с Гордеевым) – начал много есть. Ему даже в голову не могло прийти, что потолстеет. Вокруг заговорили: «Ни фига себе, закабанел». Поначалу ему это нравилось – думал, стал взрослым, на мужика похож. Стали появляться концертные фотографии: толстые щеки, второй подбородок, красное лицо. «На поросенка похож» – думал он тогда. А когда посмотрел на пляжные фотографии, решил однозначно: надо бороться с лишним весом – заняться спортом. Алена нашла ему тренера Евгения Костюшко. Уже год занимается с ним.
Князь: У меня стала меняться осанка. Иной тонус. Когда выходишь из качалки – такие потрясающие ощущения! Можешь подойти к машине и поднять ее. После получения правильной физической нагрузки и принятия сауны вырабатывается гормон счастья. Я иду и счастлив. И хочу просто наслаждаться путешествием. Я иду пешком шесть километров и улыбаюсь прохожим.
А потом стал задумываться о правильном питании. Теперь для него существует только здоровая еда, и никаких колбас‑сосисок‑пельменей. Съест на завтрак творог с медом и грецкими орехами, залитый сметаной – и весь день может бегать, бордроствовать и заниматься полезными вещами. В общем, стал наркоманом правильной еды.
Князь: Происходит целый цикл обновлений. Считаю, именно тридцать три года – тот возраст, когда надо все важное брать в свои руки. Когда человек постепенно угасает, расходует себя неправильно – превращается в овощ. А овощем быть совсем не хочется.
Но быть стопроцентно положительными трудно – а потому и у Горшка, и у Князя есть одна зависимость – компьютер.
Горшок: Я не знаю, что делать. Отвязаться от компьютера не могу – не в сфере познавания, а в сфере игр. Не было бы этого компьютера – все время писал бы. Мне же книжку писать надо. Собрать все в кучу. Много листов надо печатать надо. А я не умею. Ручкой пишу. Тетрадочку возьму – и дальше писать буду. Но пока игры с компьютером побеждают. Но хочу от этого тоже как‑то отделаться. На гастроли стараюсь ездить без компьютера.
Князь: Компьютер – современный наркотик, который, в принципе, является отчасти психотропным, поскольку воздействует на мозг. И на нервную систему. Когда человек долго сидит перед компьютером, он становится излишне раздражительным и очень резко реагирует на тех людей, которые пытаются оторвать его от этого занятия. Я анализирую все, что со мной происходит, сравниваю с тем, что происходит у других, и делаю для себя положительные выводы. Потому что я теперь не собираюсь столько времени проводить перед компьютером, как раньше. Я сейчас как бы позволяю себе поиграть, при этом мне нужно постоянно в голове держать все дела. А не уходить туда с головой.
Глупо делать вид, что панк‑рок – это такой исключительно инди‑жанр. Как и то, что панк‑рок не продается. Продается, еще как. Когда «Sex Pistols» по очереди подписываются за большие деньги то на «EMI», то на «A amp;M», то на «Virgin» – по крайней мере, странно полагать, что никакой связи панк‑музыки и поп‑индустрии нет. Или когда в промышленных масштабах начинает выпускаться панк‑атрибутика. Или когда панк‑команды появляются на телевидении и радио, на лучших лэйблах и крупнейших площадках.
«Король и Шут» во многом удивительная группа. Они всегда считались панками – хотя, по сути, в них мало, что панковского было. В их песнях никогда не было протеста и вызова. Они не пели об отчаянии и нигилизме. Никогда не говорили о невозможности принять мир таким, какой он есть. Они даже не соответствовали философии панков о том, что «в свинарнике лучше жить свиньями». «Король и Шут» не говорили, что рок‑н‑ролл может изменить все, что угодно – как «MC5». Их не интересовали безысходность и социальные проблемы – как «Velvet Underground». В них не было «визуального порока» «The Stooges» – когда Iggy Pop расцарапывал себя до крови. Тем не менее, «Король и Шут» всегда для всех были и остаются в представлении толпы панк‑командой. Почему? Загадка.
Они снимаются с женами для глянцевых журналов – оставаясь при этом теми же мальчишками, которыми были много лет назад. Они делают это, чтобы женам было приятно – многие же девчонки мечтают (или мечтали) стать моделями. Они снимают клипы у модных режиссеров – но продолжают играть ту же раздолбайскую музыку. Они играют на Russian Music Awards, устраиваемой MTV – и каждое лето появляются на всех рок‑опен‑эйрах страны – от «Окон открой» до «Нашествия». Они остались точно такими, какими и были.
Но панки выросли. Они теперь другие. Теперь все иначе.
[1]DIY – сокращение от английского «do it yourself» – «сделай сам», один из принципов андеграундной панк‑культуры. В панк‑культуре распространено тиражирование записей с «мастера». Также распространено тиражирование записей в домашних условиях, когда музыка переписывается с кассеты на кассеты, а чуть позже стала нарезаться с помощью компьютерных программ
[2]В романе «Контрабас» Патрик Зюскинд писал: «…Женщина в музыке играет подчиненную роль. В творческой форме, имею я в виду, в композиции. Женщина играет подчиненную роль»