Ибрагимова Л.А., к.э.н, кафедра «Управление качеством»
Методические рекомендации по разработке исследовательских дипломных проектов
Настоящие методические указания являются ДОПОЛНЕНИЕМ к методическим указаниям кафедры и предназначены для дипломников Ибрагимовой Л.А.
Общая информация.
Исследовательский дипломный проект содержит результаты проведенного дипломником исследования по выбранной тематике в области анализа существующих подходов к решению проблемы и фактического положения дел на реальных предприятиях (предприятий несколько, для отображения полноты картины), а также содержит его собственные разработки, представляющие собой новый, нетрадиционный или модернизированный подход к решению проблемы, подтвержденные результатами внедрения на конкретном предприятии. Главное отличие исследовательского дипломного проекта от инновационного – это именно собственные разработки, которые могли бы использовать и другие предприятия, а не только то предприятие, на котором они опробованы. В то время как инновационный дипломный проект решает конкретную проблему конкретного предприятия на базе уже существующих, разработанных и внедренных методик. В связи с этим исследовательский проект в чем-то по своей структуре близок к структуре кандидатской диссертации.
Исходя из этого, исследовательский дипломный проект должен включать следующие части:
1. Анализ теоретических и практических аспектов решения выбранной проблемы (кто и как предлагает решать и/или уже решает такие проблемы), краткая характеристика, автор, результаты применения того или иного метода. Важно: выделить плюсы и минусы каждого из описанных методов. Результатом этого будет постановка проблемы (темы дипломного проекта), его актуальность и научная новизна: что на сегодняшний день еще не сделано, не описано, не доработано в области решения проблемы и как это можно было бы решить.
|
2. Проведение исследования и разработка Вашего собственного теоретического подхода для решения проблемы в целом (без привязки к конкретному предприятию, но можно привязать к конкретной отрасли или группе предприятий или региону и т.д.) и рекомендаций по адаптации этого подхода/метода уже к конкретному предприятию.
3. Использование Ваших разработок для решения проблем конкретного предприятия (теоретические выкладки + результаты)
Выбор предприятия, описание его проблем
Разработка рекомендаций по решению проблем(ы) предприятия на базе разработанного Вами метода: адаптация Вашего метода к реальному предприятию.
Апробация (то есть внедрение на практике) того, что было разработано, описание результатов, выводы, корректирующие действия (при необходимости).
4. Анализ экономической эффективности разработанных рекомендаций на основе анализа результатов внедрения, т.е. ответ на вопрос: «Выгодно ли и насколько выгодно предприятиям использовать разработанные рекомендации для решения поставленной задачи». Здесь за базу берется опыт внедрения Ваших предложений на конкретном предприятии и делается прогноз о степени эффективности метода для использования его другими предприятиями. Этот анализ курирует консультант по экономической части, но рекомендуется подходить к нему уже с наработками и расчетами.
|
5. БЖД – задача этой части ставится консультантом по экологии и БЖД.
Примерная структура дипломного проекта.
В этом пункте представлена примерная структура исследовательского дипломного проекта.
Глава 1. Исслед-е теоретич. и практич. аспектов решения проблемы ___.
Эта глава является базой для Вашей дальнейшей работы, а (внимание!!!) вовсе не кусками текста, вставленными из Интернета и/или книг по выбранной тематике.
Источники: Можно и нужно пользоваться: учебниками, научной литературой, периодическими изданиями (особенно рекомендуются журналы «Стандарты и качество» и «Методы менеджмента качества», региональные газеты).. Интернетом пользоваться можно, НО с умом, т.е. грамотно выбирать информацию и рисунки/схемы, проверять, не устарела ли информация, проверять, насколько она логична. Интернет – это большие возможности, но далеко не всегда точные и достоверные данные, в отличие от литературы. Ссылки на сайты обязательны!!!.
Содержание: Здесь нужен обзор:
1.1. Требований стандартов ИСО по выбранной теме: найти раздел/пункт ИСО 9001 по теме и не только написать, что требует ИСО, но и проанализировать требования. Помимо самостоятельного анализа обязательно найти в периодике, книгах или Интернете, статью по анализу требований ИСО в данной области – таких материалов очень много. Ссылка на автора обязательна. Здесь же обосновать актуальность проблемы: кому, почему важно и нужно ее решать (т.е. кому и зачем нужен Ваш диплом).
1.2. Характеристика основных понятий, терминов в выбранной области
|
1.3. Какие существуют методы, теории, подходы для решения исследуемой проблемы: выбрать 3-5 наиболее подходящих и интересных методов, описать их суть, особенности и область применения на базе литературы со ссылкой на автора метода и источник информации. Проанализировать плюсы и минусы каждого метода в целом и рассмотреть возможные проблемы, недостатки или наоборот преимущества применения каждого из методов для решения проблемы диплома. Удобно этот анализ представлять в виде таблицы и/или графиков (но не обязательно).
1.4. Описать опыт предприятий (отечественных и зарубежных) в области решения проблемы: как ее решают реальные предприятия, какие методы используют, почему именно эти, каковы результаты (положительные, отрицательные). Так же удобны таблицы.
1.5. В конце 1 главы – обязательно делаем вывод: что на сегодняшний день еще не сделано, не описано, не доработано в области решения проблемы и как это можно было бы решить. Т.е., поясняем, что в дипломе мы сделаем такого, кто до нас еще не делал (или дополним). Например, есть методика, подходящая для промышленного предприятия, но нет для пищевой отрасли; или есть внедрение за рубежом (Москве), но нет в России (Удмуртии, Ижевске) и т.п.
Глава 2. Разработка основ решения проблемы _____________ (в той области, где она не доработана)
2.1 Проведение исследования и описание его результатов: Описать то, что Вы сделали на базе уже имеющихся методик для того, чтобы можно было предлагать что-то свое для решения проблемы. Например, описать результаты таких действий, как: анкетирование, анализ стат. информации, опросы, построение графиков и т.д.
2.2 Разработка Вашего собственного теоретического подхода для решения проблемы в целом (без привязки к конкретному предприятию, но можно привязать к конкретной отрасли или группе предприятий или региону и т.д.). Эта часть, вероятнее всего, будет представлять собой одну или несколько блок-схем, а также каких-то дополнительных инструментов (например графиков, необходимых форм или бланков, описания рекомендуемых методов сбора и анализа информации и т.д.). Поскольку это самый сложный момент, можно попробовать разбить его на несколько небольших частей: какую информацию возьмем (+ где и каким способом), как ее использовать (это зависит от целей: что с ней делать, как анализировать и как оформить результаты); как принимать решения по результатам анализа (какие варианты решений, какие инструменты для принятия решений, действия по каждому из вариантов); что делать дальше (последующие действия).
2.3 Поскольку п. 2.2 у нас не привязан к конкретному предприятию, а цель – это разработка рекомендаций, которые могут использовать многие, то здесь разрабатываем рекомендации по адаптации этого подхода/метода уже к конкретному предприятию. Здесь можно работать по той же схеме, что и в п. 2.2: несколько ситуаций(или типов предприятий) и в зависимости от этого – рекомендации по поводу того, как применять разработки из п. 2.2.
!!!!! Глава 2 – это самая сложная часть, суть диплома
Глава 3. Использование Ваших разработок для решения проблем конкретного предприятия (теоретические выкладки + результаты)
3.1 Описание предприятия, выход на проблему и доказательство актуальности проблемы для предприятия. Здесь описать предприятие: история, чем занимается, направления деятельности, выпускаемая продукция /услуги, кто занимается вопросами качества, есть ли СМК, если да: когда была создана, кто разрабатывал, есть ли сертификат, анализ финансовых, технико-экономических показателей и т.д. Обязательно выделить несколько проблем предприятия, которые выявлены в ходе анализа, выделить одну или несколько серьезных проблем для дальнейшей работы.
Важно: не делать эту часть очень большой, т.к. диплом исследовательский, т.е. акцент именно на проблемах и специфике предприятия, а не истории, оргструктуре и экономическом анализе.
3.2 Внедрение Ваших рекомендаций по адаптации разработанного Вами метода к реальному предприятию (внедрение п. 2.3). Этот кусок и теоретический, и практический, т.е опять – либо блок-схема, либо методика, либо исследование + их результаты в разрезе предприятия.
3.3 Апробация (то есть внедрение на практике) уже адаптированной методики. Шаг за шагом описываете, что и как делали + Обязательно: что получилось, т.е. описание результатов и Ваши выводы. Дальше - корректирующие действия (при необходимости: например, если был анализ качества, то действия по результатам анализа, если оценка персонала – действия с персоналом по результатам оценки и т.д.). Затем – вывод: насколько эффективно работает то, что Вы предложили, позволяет ли это решить проблему, можно ли данному предприятию и другим предприятиям тоже пользоваться этими рекомендациями и в будущем.
3.4 Анализ экономической эффективности разработанных рекомендаций на основе анализа результатов внедрения, т.е. ответ на вопрос: «Выгодно ли и насколько выгодно предприятию использовать разработанные рекомендации для решения поставленной задачи».
Включает на выбор: а) расчет величины затрат на реализацию предложенных мероприятий б) расчет величины прибыли/дополнительного дохода/экономии от их реализации в) анализа степени эффективности мероприятий путем сравнения а) и б).
+ Обязательно Ваш прогноз о степени экономической эффективности метода для использования его другими предприятиями
Этот пункт при необходимости и достаточном объеме можно выделить в отдельную главу