Реформы в Австрийской империи и изменения административно-политического устройства западноукраинских земель




После поражения революции 1848 г. в Австрийской империи наступило десятилетие реакционного правления. Но “баховская реакция”, названная так по имени ее основного проводника, министра иностранных дел Баха, оказалась бесперспективной: ни один из острых социально-экономических и политических вопросов не был решен. В 60-е гг. XIX в. в государстве назревала необходимость политических реформ. В 1867 г. была принята Конституция, которая провозглашала равноправие граждан в государственных учреждениях, судах и школах. В 1868 г. унитарная Австрийская империя в результате компромисса (соглашения) между австрийским и венгерским дворянством превратилась в дуальную (состоящую из двух частей) Австро-Венгерскую империю, конституционную монархию.

Некоторые изменения произошли и в положении западноукраинских земель. Хотя Галицией управлял австрийский наместник, которого назначали из числа польских магнатов, край получил ограниченную внутреннюю автономию. Еще в 1861 г. во Львове начал работу Галицкий областной сейм. Преимущество в нем получили польские помещики и предприниматели, но избирать и быть избранными могли и украинские крестьяне. Имперское правительство отказалось удовлетворить давнее украинское требование – разделить Галицию на две административные единицы: населенную украинцами Восточную и населенную поляками Западную. Как и до 1868 г., Восточная Галиция, где преобладало украинское население, была объединена с Западной (на запад от р. Сан), населенной главным образом поляками, в единое “Королевство Галиции и Лодомерии”.

Внутреннее самоуправление предоставили также Буковине, однако доступ украинцев в Буковинский сейм был ограничен: в нем доминировали румыны и немцы. Австрийские власти продолжали на западноукраинских землях политику “разделяй и властвуй”, противопоставляя украинское большинство польскому, румынскому и немецкому меньшинству.

Образование дуальной Австро-Венгерской империи еще больше отдалило закарпатских украинцев от галичан и буковинцев. Закарпатье стало частью Венгрии и никакого самоуправления не получило. Край состоял из четырех русинских (украинских) жуп или комитатов (областей), которые управлялись из Будапешта – столицы Венгрии.

Упадок крепостнических и зарождение рыночных отношений

В первой половине XIX в. интенсивно происходил распад феодально-крепостнической системы. Он заключался прежде всего в развитии товарно-денежных отношений - расширении обмена, внутренней и внешней торговли, в превращении продуктов труда в товар и подрыве натурального характера хозяйства. А когда на товар стала превращаться и рабочая сила, товарное хозяйство начало перерастать в капиталистическое. Ведущей отраслью экономики Украины и в первой половине XIX в. оставалось сельское хозяйство. Его развитие очень тормозилось наличием крепостничества.

Несмотря на это, в сельском хозяйстве в течение первой половины XIX в. происходили серьезные изменения и рождались новые прогрессивные явления, которые способствовали росту производительных сил и настойчиво требовали ликвидации крепостничества. Распахивались новые, ранее не обрабатываемые земельные пространства, особенно на Юге Украины. С 1778 г. по 1851 г. посевные площади юга Украины увеличились в 25 раз. Началась специализация земледелия, развивались помещичье торговое земледелие и животноводство, появлялись новые отрасли сельского хозяйства: тонкорунное овцеводство, сахарное свеклосеяния, разворачивалось выращивание технических культур (конопли, табака и льна) для продажи. В помещичьих хозяйствах появлялись новые промышленные предприятия, все шире, особенно на Юге, применялись вольнонаемный труд и сельскохозяйственные машины.

Налаживая товарно-денежные отношения, помещики прежде увеличивали производство и продажа хлеба и особенно пшеницы. В середине XIX в. они давали 90% товарного хлеба, на крестьянские же хозяйства его приходилось лишь 10%. Основная часть товарного хлеба шла на внутренний рынок. Увеличивали объемы вывоза за границу - в основном через черноморско-азовские порты: Одесса, Бердянск, Николаев, Мариуполь, Таганрог.

Наиболее интенсивно, особенно начиная с 30-х годов, торговое зерновое хозяйство развивалось на юге, в губерниях Херсонской, Екатеринославской и Таврической.

Большое количество товарного хлеба на внутренний и внешний рынок давали также правобережные губернии - Киевская, Волынская и Подольская. Так, в конце первой половины XIX в. 40% всего хлеба, который экспортировался из Одессы за границу, давала Правобережная Украина.

Помещики левобережных губерний - Полтавской, Харьковской и Черниговской, - удаленных от Черного и Азовского морей и центральных промышленных районов России, из-за узости местного внутреннего рынка не имели надлежащих условий для продажи хлеба, значительная часть которого из-за этого не было сбыта. В связи с этим левобережные помещики перерабатывали хлеб на водку.

Приспосабливая свои хозяйства к потребностям рынка, помещики увеличивали земельные площади под посевами технических культур - табака, конопли и льна. Со второй половины 20-х годов, после основания первых сахарных заводов, на Правобережье и Левобережье стали быстро расширяться плантации сахарной свеклы.

Одним из признаков товаризации помещичьих хозяйств и распада феодально-крепостнической системы было основание и расширение помещиками промышленных предприятий, которые, хотя и основывались на труде крепостных, но производимая продукция преимущественно шла на продажу: мука, крупы, водка, сукно, полотно, железо, мыло, кожи, сахар, стекло и другие изделия. Наибольшее место помещичьи предприятия занимали в винокуренной (винокурение), суконной, сахарной и селитряных отраслях промышленности.

Для повышения производительности своего производства помещики, особенно в степной Украины, стали все шире применять в своих имениях сельскохозяйственные машины - сеялки, веялки, косилки, молотилки. Эти машины в основном привозили из-за границы или покупали на местных и российских заводах, которые были основаны в то время.

Некоторые помещики пытались рационализировать свое хозяйство, ввести достижения агрономии.

Одним из помещиков того времени, выступал за рациональное ведение сельского хозяйства, был Василий Назарович Каразин (1773-1842) - ученый, изобретатель, основатель Харьковского университета. Его усилиями в 1811 г. в Харькове был основан Филотехничне общество, которое объединило около 100 членов и призвал помещиков переходить к лучшим методам хозяйствования. Сам Каразин в своем имении в с. Кручик на Харьковщине создал химическую лабораторию, метеорологическую станцию ​​и опытное поле.

Значительное развитие получил млечный промысел, известный еще со второй половины XV в. Чумаки покупали испарительную и каменную соль, вяленую и соленую рыбу в Крыму, Бессарабии, в Бахмуте, на Дону и Волге и продавали по всей Украине и России. Млечный промысел играл важную роль в расширении торговли и укреплении экономических связей Украины с Россией.

Начало промышленного переворота в Украине

Вместе с сельским хозяйством в Украине в I половине XIX в. происходил и дальнейшее развитие промышленности. В настоящее время в Украине увеличивалось количество промышленных предприятий, возникали новые отрасли производства, постепенно предприятия, основу которых составляла вольнонаемный труд, выжимали мануфактуры, которые базировались на крепостной силе, т.е. начинался промышленный переворот, формировались новые классы - рабочих и буржуазии.

Переход от мелкого товарного производства и мануфактуры к крупной машинной индустрии является промышленным переворотом, или промышленной революцией. Промышленный переворот в Российском государстве, в том числе и в Украине, вследствие длительного господства феодально-крепостнических отношений начался позже, чем в странах Западной Европы, и происходил медленнее. Начался он в конце 30-х - начале 40-х годов XIX в. и завершился после реформы 1861 г. во второй половине XIX в.

Продолжали развиваться мелкие крестьянские промыслы и городское ремесло, которое все больше отделялось от земледелия и переходило на капиталистические основы. Ремесленники объединялись в цехи.

Промышленные предприятия делились на капиталистические, принадлежавших купцам, мещанам и крестьянам и основывались в основном на вольнонаемном труда и применении машин, и феодально-крепостнические, которые были собственностью помещиков и базировались на принудительном труде крепостных крестьян и отсталой технике. Некоторые предприятия принадлежали государству (казны). Такими были Шосткинский пороховой завод и Луганский литейный завод, екатеринославские суконная и чулочная мануфактуры, Киевский завод «Арсенал» и другие.

Господствующее положение занимали помещики и в сахарной промышленности, которая стала быстро развиваться в Украине с 20-х годов XIX в. Первая сахарный завод в Украине была построена в 1824 г. на Киевщине. В 1825 г. появился сахарный завод на Черниговщине. В 1848-1849 гг в Украине насчитывалось уже 208 сахарных заводов, что составляло примерно две трети сахарных всей России, а в 1861 г. их было 229. Подавляющее большинство сахарных принадлежала помещикам, но определенная часть - и купцам.

Общее количество произведенного в Украине сахара в середине XIX в. составила почти 80% общероссийского производства. Киевская губерния давала 60% сахара, который производился в Украине.

Итак, накануне реформы 1861 г. капитализм занял серьезные позиции в промышленности Украины. Основными стали капиталистические мануфактуры и вольнонаемный труд, начался промышленный переворот - были построены первые фабрики, основанные на применении системы машин и труда наемных работников.

Место Украины во внешней торговле Российской империи

В первой половине XIX в. наблюдается все шире проникновения в украинскую экономику русских купцов и промышленников. На конец первой половины XIX в. в Украине очень укрепился и занял господствующие позиции российский торгово-промышленный капитал, оттесняя на второй план и задерживая развитие украинской промышленности.

Важную роль в завоевании русскими купцами и предприятиями украинского рынка играла ярмарочная торговля. В 1858 г. в России произошло 4930 ярмарок, из них в Украине - 1953, то есть 40%. Крупнейшими в Украине были ярмарки: Крещенский, Троицкий, Успенский и Покровский в Харькове, Ильинский в Ромнах (с 1852 г. - в Полтаве), Воздвиженский в Кролевце. В российские, прежде всего центральные, губернии с Украиной вывозились в основном сельскохозяйственные продукты и сырье - хлеб, шерсть, пряжа, сало, скот, табак, сырые кожи, соль, рыба, фрукты, скот, в частности лошади, некоторые промышленные и ремесленные товары, в первую очередь водка, сахар, поташ. Кроме того, на украинский ярмарках торговали товарами, которые привозились из других регионов Российского государства - Прибалтики, Беларуси, Бессарабии, Дону, Кавказа, а также из стран Западной Европы, Турции, Балкан, Персии, Китая.

Из Украины через сухопутные таможни, черноморско-азовские и частично балтийские (Данциг и Ригу) порты товары экспортировались за границу - в Англию, Францию, Италию, Австрию, Пруссию, Турцию, Молдову и другие страны.

 

1. Масонские ложи и тайные политические кружки

Великая французская революция дала начало борьбе населения за социальные и политические права. Стремление к переменам охватили почти все слои общества. По всей Европе формировались различные клубы, тайные общества, которые ставили своей целью осуществить изменения в существующем строе. Активно формируются либеральные, консервативные, социалистические учения, возникают политические организации, тайные общества, масонские ложи. Все они стремились к изменениям. Под влиянием этих процессов в Украине тоже начинают возникать тайные политические общества.

Непосредственным толчком для их образования послужили настроения, которыми прониклись российские офицеры-дворяне после победы над Наполеоном. Вернувшись из победных походов по Западной Европе, они совсем другими глазами смотрели на российскую действительность. Политический режим самодержавия и крепостнические порядки сильно контрастировали с идеями, лозунгами, которые провозгласила Великая французская революция: "Свобода, равенство, братство"

Тайные общества, возникавшие в Украину, убирали форму модных в то время масонских лож. В 1818-1819 гг такие ложи возникли в Киеве ("Соединенные славяне") и в Полтаве ("Любовь к истине"), Одессе, Житомире, Каменец-Подольском. Среди их членов были известные украинские деятели Иван Котляревский, Василий Капнист, Василий Лукашевич, а также поздние лидеры декабристского движения Павел Пестель, Михаил Орлов, Михаил Бестужев-Рюмин. Хотя эти ложи были созданы в Украине, их деятельность не имела украинского национального характера. Одной из целей, которые ставили перед собой организаторы первых тайных обществ в Украине, было привлечение малороссийского дворянства к оппозиционному всероссийского движения. Украинские дворяне-масоны не выдвигали специфически национальных требований. Иной характер имели ложи, действовавшие на Правобережной Украине. Их членами были польские шляхтичи, не связанные с российским масонством. Своей главной политической целью эти ложи считали восстановление Польского государства в границах 1772 г. Многие из членов масонских лож в Украине вошли в состав декабристских организаций. Украина наряду с Санкт-Петербургом стала основным полем деятельности декабристов - только в этих двух центрах декабристского движения дошло до открытого вооруженного выступления против самодержавия.

В 1822 г. царское правительство запрещает деятельность лож, а их члены подвергаются преследованию.

В 20-х годах XIX в. в Украине появляются тайные политические кружки. Одним из первых был основан кружок "Малороссийское Тайное общество", председателем которого был В. Лукашевич. В программе общества ("Катехизис автономиста") провозглашалось стремление добиться отсоединения Украины от России и присоединение к возрожденной Польши.

Конце 1820-х годов в Харьковском университете и Нежинской гимназии образовались тайные кружки, которые распространяли запрещенную литературу, на своих заседаниях критиковали существующий строй.

В отличие от Ливовобережнои Украине, на Правобережье не проводилось длительное время мероприятий, которые ставили своей целью более тесной интеграции этого края в состав Российской империи. Царское правительство молчаливо признавал порядки, которые существовали еще во времена Речи Посполитой на Правобережной Украине и оставил практически неизменными права и привилегии местной польской шляхты. Значительная часть правобережных шляхтичей были потомками украинских родов, сполячених после принятия католической веры в XVII-XVIII вв. Они мечтали о восстановлении Речи Посполитой в границах 1772 г. Поэтому в первой трети XIX в. Правобережная Украина была территорией активизации польского движения.

Польское восстание 1830-1831 гг против самодержавия не был поддержан украинским населением Правобережья. Восстание было подавлено. Казацкие полки, сформированные для разгрома повстанцев, было преобразовано в регулярные войска, другие переведены на Кавказ. Царское правительство закрыл Виленский университет и Кременецкий лицей. В 1839 г. на Правобережье было отменено церковную унию, а всех греко-католических верующих принудительно переведены в православие. Репрессиям подверглись польскую шляхту.

Правобережная Украина в течение 1830-1840-х годов была полем битвы между русскими и польскими влияниями. Обе стороны сходились между собой в отрицании права украинского народа на свободное самостоятельное развитие.

2. Декабристское движение в Украине

Потеря надежды на либерализацию царского самодержавия, отмена крепостного права, усиление реакции после войны 1812-1814 гг способствовали росту в России, а, соответственно, и в Украине оппозиционных настроений. Ведущую роль в этом движении играли дворянские революционеры-декабристы. Декабристы создают тайные политические кружки, целью которых прежде всего борьбу за отмену крепостного права и ликвидации самодержавия. Так, в 1816 г. в Петербурге был создан "Союз спасения", в 1818 г. - "Союз благоденствия" в Москве. Они ставили задачу внедрить конституционное представительное правление, ликвидировать самодержавие, отменить крепостное право путем военного переворота. Членами организаций были оппозиционно настроенные офицеры. В 1818 г. после прибытия на службу в Киев генерала Орлова город становится центром деловых встреч членов "Союза благоденствия".

В 1821 г. декабристы реорганизовали свои объединения и создали две ячейки - Северное общество с центром в Петербурге и Южное общество с центром в г. Тульчине. Председателем последнего был избран полковник П. Пестеля, членами общества стали офицеры полков, находившихся в Украину. Вскоре, кроме Тульчинской управы, был основан еще две управы: Каменскую - во главе с В. Давыдовым и С. Волконским - и Васильковскую, возглавляемую подполковником С. Муравьевым-Апостолом. Время от времени происходили конспиративные совещания обществ. Для этого использовали Контрактовая ярмарка. Хотя на совещаниях обсуждались вопросы совместных действий, между этими организациями замечалось значительное расхождение: Южное общество было более радикальным, чем Северное, которое ограничивалось в своих планах свержением абсолютизма и установлением конституционной монархии.

Глава Южного общества П. Пестель заключил политический трактат (Конституцию) "Русская правда", в котором подробно определил программу действий после свержения царизма. По этой программе все народы России объединяются в централизованную республику с однопалатным парламентом. Крепостное отменяется. Все граждане республики равны перед законом. Сохраняется частная собственность на землю, но половина земли считается общественным, отдельные участки можно брать для возделывания. Полная свобода торговли и промышленности.

В 1823 г. в Новоград-Волынском был основан третий тайную организацию - Общество соединенных славян, основателями которой были братья Борисовы. Своим демократизмом оно отличалось от Южного общества. В 1825 г. эти общества объединились.

В декабре 1825 г. в Таганроге умер царь Александр I. Наследником был его брат Константин, но женитьба на польке лишало его прав на престол. Второй брат Николай сначала отказался от престола. Наступило "междуцарствия". Северное общество решило воспользоваться этим и 14 декабря 1825 г. подняли восстание в Петербурге. Но оно не было как следует подготовлено. Солдаты полков, выведенных на Сенатскую площадь, даже не знали цели восстания. Население не поддержало акцию, и царские войска легко рассеяли восставших. Начались аресты.

Неудача петербургского восстания заставила руководителей Южного общества ускорить выступление, к которому оно также не было готово.

13 декабря арестован П. Пестеля. Руководство перешло к С. Муравьева-Апостола, и 28 декабря он поднял Черниговский полк. Но не пошел на Киев и потерял напрасно три дня, ища союзников. Между тем навстречу повстанцам отправились правительственные войска. Уже в первой схватке был тяжело ранен командир полка С. Муравьева-Апостола. 900 солдат сдались без боя.

Руководителей восстания были доставлены в Петербург на суд. Пятеро из них повешены: К. Рылеева, М. Каховского, С. Муравьева-Апостола, М. Бестужева-Рюмина и П. Пестеля. На Кавказ и в Сибирь сослали многих офицеров. Солдат наказаны шпицрутенами и переведен в других полков.

Причин неудачи восстания декабристов в Украине много, главная же заключалась в том, что его цель была непонятной для народа.

Для последующих поколений декабристы были образцом мужества, героизма, самопожертвования и преданности революционному делу. Дворяне по социальному происхождению, декабристы пожертвовали всеми благами своего класса для прогресса общества.

3. Польское восстание 1830-1831 гг

В 1830 г. украинские земли оказались в водовороте событий, связанных с польским национально-освободительным восстанием против российского господства, которое началось в Королевстве Польском.

Созданный в Варшаве результате победы восстания Национальное правительство выдвинул программу возрождения Речи Посполитой в границах 1772 г. На предложения поляков начать переговоры император Николай I ответил, что восставшие могут рассмотреть только две его предложения: капитуляция или уничтожение. Поэтому польские повстанцы выдвинули знаменитый лозунг: «За нашу и вашу свободу!" Они рассчитывали на объединение в борьбе против имперского порабощения всех оппозиционных сил из массы россиян, украинский, белорусов, литовцев. На Правобережье они призвали землевладельцев крайней мере пообещать предоставить крестьянам землю, чтобы привлечь их на свою сторону, но большинство польской шляхты отвергла это предложение.

На помощь восставшим выступили отряды польской шляхты с Правобережья. Украинское крестьянство считало их действия чисто «панской делом», и для того, чтобы убедить его присоединиться к польских шляхтичей, одних лозунгов было недостаточно.

Российское правительство поначалу оказался в весьма затруднительном положении, но очень быстро нашел выход. Главнокомандующий русскими войсками, фельдмаршал Ф.Остен-Сакен обратился к украинским крестьянам Правобережья. «Не верьте им (т.е. полякам), - призвал он, - и тех, которые будут уговаривать и принуждать к бунту, старайтесь схватить и доставить начальству. Вы уже никогда не будете принадлежать тем помещикам, которые восстанут против законной власти ». Содержание этого воззвания, которую читали во всех церквях Правобережье, крестьяне поняли как возможность освободиться из-под панского ига. Они охотно хватали шляхтичей-бунтовщиков и передавали их российским властям. Одновременно имперские чиновники решили, как и во всех предыдущих сражениях, использовать военные таланты потомков украинских казаков. Появился имперский указ о формировании полков малороссийского казачества в Черниговской и Полтавской губерниях. Желающих записаться в них оказалось много, поскольку было заявлено, что все они навсегда останутся на казацкой службе. За шесть недель малороссийский генерал-губернатор Николай Репнин (1778-1845) сформировал 8 полков по 1 тыс. душ в каждом. Однако в подавлении восстания казачьи полки принять участие не успели.

Между тем российские войска в июне 1831 г. подавили выступления взбунтовавшей польской шляхты на Правобережье, а в начале сентября штурмом овладели Варшавой. Сформированы казацкие полки были разученные. Польская шляхта подверглась репрессиям.

5. Кирилло-Мефодиевского общества - первая политическая организация. Т. Шевченко

В то время как в Европе распространялись идеи Великой французской революции, социального и национального освобождения, происходила политизация национально-освободительной борьбы славянских народов, в Российской империи жестокий самодержавный режим Николая I преследовал любые проявления либерализма и свободомыслия.

В таких условиях в начале 1846 г. в Киеве был образован настоящую нелегальную украинскую политическую организацию - Кирилло-Мефодиевского общества (братство), названное в честь известных славянских просветителей Кирилла и Мефодия. Среди учредителей были учитель из Полтавы Василий Белозерский, служащий канцелярии Киевского генерал-губернаторства Николай Гулак и профессор Киевского университета Николай Костомаров. Активное участие в деятельности общества принимали Тарас Шевченко, Пантелеймон Кулиш и др..

Главной целью общество провозглашало борьбу против крепостничества и национальное освобождение украинского народа. Украинское государство члены общества видели в федеративном союзе независимых славянских государств, каждое из которых должна составлять штат или розмежовувалася бы на несколько штатов. Киев должен был стать центральным городом этой федеративной союза, в котором раз в четыре года собирался бы высокий общий консультативно-регулирующий орган - собор (или сейм). Для защиты федерации от внешних врагов предусматривалось иметь небольшое регулярное войско, а каждый штат, кроме того, имел бы и свои вооруженные силы. Идею освобождения славянских народов от иноземного гнета и их единения предусматривалось распространять главным образом литературно-просветительской деятельностью. Они стремились перестроить общество на принципах христианской морали.

Программу деятельности Общества были изложены в историко-публицистическом сочинении "Книга бытия украинского народа", или "Закон Божий". В нем изложены 109 положений религиозно-учебного и историко-публицистического характера. В основном их содержание касается событий всемирной и отечественной истории. В произведении рассказывается об освободительной борьбе украинского казачества и развитие деспотического самодержавия в России, о Великой французской революции и подвиг декабристов, о разделе Польши соседними империями. Кирилло-мефодиевцы были убеждены, что именно украинскому народу выпала историческая миссия быть инициатором борьбы за национальное и социальное освобождение славянских народов. Кроме программы, был разработан устав организации. В нем конкретизировались идеи равноправия народов, государств, будущих славянской республиканской федерации, излагались уставные права и обязанности членов Кирилло-Мефодиевского общества.

Свою практическую деятельность кирилло-мефодиевцы сосредоточили на научно-образовательной ниве. "Братчики" собирали средства на издание популярных книг, составляли проекты внедрения в Украине сети начальных учебных заведений, заключали школьные учебники.

Кирилло-Мефодиевского общества просуществовало чуть больше года. Весной 1847 г. царские власти арестовали 12 постоянных членов общества и отправили в Петербург. Всех участников Кирилло-Мефодиевского общества был сослан в разных мест Российской империи. Самое наказали Шевченко, ибо при аресте нашли рукописи его антицарской и антикрепостнических произведений. Его сослали на 10 лет рядовым солдатом в малозаселенные тогда оренбургские степи с строжайшим запретом царя хоть что-нибудь писать и рисовать.

Значение Кирилло-Мефодиевского братства заключается в том, что это была первая попытка украинской интеллигенции перейти к политической борьбе; братство впервые разработало широкую политическую программу национально-освободительного движения, которая стала примером для его преемников.

Тарас Григорьевич Шевченко (1814-1861) сыграл исключительную роль в украинском национально-освободительном движении. Родившись в семье крепостного, он благодаря своему таланту и судьбы сумел получить свободу, получить хорошее образование. Его достижения как художника были немалые. Но еще большим проявился его поэтический талант. Его сборник стихов "Кобзарь", увидевшей свет в 1840 г., стала одной из основ украинской идеи и украинского движения.

Значение "Кобзаря" выходило за рамки литературы. Шевченко язык был не просто воспроизведением народного языка, он творил ее на основе трех украинских диалектов (юго-восточного, северного и северо-западного), элементов церковнославянского языка, а также языкового материала ранних украинских литературных произведений. Результат отличался естественностью и простотой звучания, выражало гениальность поэта. Шевченко заложил прочные основы современной украинской литературы, а в широком смысле - и украинского национального возрождения.

Еще большее значение имел политический аспект его творчества. Поэмы "Сон", "Кавказ", "И мертвым, и живым..." и "Завет" пробуждали национальные чувства и давали видение будущего Украины как независимого государства. Он, как никто другой до него, обвинял русских императоров в порабощении Украины.

Другой большой заслугой Шевченко было то, что в своем творчестве он соединил два до того времени отдельные струи казацкой традиции - простолюдний и офицерский. Его ненависть к социальной несправедливости и переживания за свободу и достоинство простого человека выводились из его крестьянского происхождения. Но своими интеллектуальными достижениями он обязан воздействиям украинского дворянства. Шевченко могли читать все слои общества, находя в его поэзии отражение своих интересов. Шевченковский призыв к национальному и социальному освобождению стал идеологической основой новой Украины.

Шевченко творчество является водоразделом в развитии украинской идеи. Она заложила основы преобразования этнического сообщества в политически сознательную нацию. Все позднейшее украинское национальное движение в той или иной степени выводился из его поэзии. А его мученическая личная судьба стала источником для творения сильного национального мифа, который вдохновлял последующие поколения украинских деятелей.

6. Подъем национально-освободительной борьбы в Галичине в 20-30 гг XIX в. "Русская троица"

Западноукраинские земли (Галичина, Буковина, Закарпатье) на конец XVIII в. оказались под властью Австрийской империи. Их включение в состав империи совпало с реформаторской деятельностью императоров Марии-Терезии и Иосифа II. Реформы способствовали пробуждению национальной жизни в западноукраинских землях. Специфика национального возрождения в этом регионе заключалась в том, что основными носителями украинской национальной идеи было духовенство.

Национальное возрождение сначала охватило Закарпатья, где благодаря деятельности будителей конце XVIII - начале XIX в. появилась плеяда выдающихся деятелей. Так, первым ректором Петроградского университета был Михаил Балудянский, директором Нежинской гимназии Иван Орлай, активно действовал на научной ниве Юрий Гуца Венелин. Во львовском университете преподавали профессора Михаил Щавницький, Иван Земанчик, Петр Лодий.

Выдающимся будителем был первый историк Закарпатье Иоанникий Базилович. Продолжил его деятельность Михаил Лучкай.

Благодаря деятельности епископа Андрея Бачинского (1772-1809), основателя мукачевской епархии, и М. Лучкая удалось сохранить и возродить национальную самобытность украинского населения Закарпатья.

С начала XIX в. процесс национального возрождения охватил и Галичину. В 1816 г. по инициативе священника И.Могильницького в Перемышле возникла первая в Галиции культурно-образовательная организация - "Общество священников", вокруг которого гуртувалося патриотически настроенное греко-католическое духовенство. Общество стало активным защитником прав украинского языка, поборником украинизации школ. Члены общества энергично способствовали принятию императором решение 1818 о допущении в начальную школу украинского языка. Из-под пера его участников вышли первые грамматики украинского языка - И.Могильницького, Й.Лозинського, Й.Левицького.

В первой половине XIX в. центром национального движения в Галичине стал Львов. Здесь в начале 30-х годов возникло полулегальное демократически-просветительское и литературное группировки "Русская троица" (учредители - Шашкевич, И.Вагилевич и Я. Головацкий), которое выступило в защиту украинского языка (термин "русская" для галичан означал украинских).

Особенностью возникновения и деятельности общественно-культурного объединения "Русская троица" является то, что оно, будучи ярким самобытным представителем культурнического этапа украинского национального движения, одновременно сохраняло определенные черты этапа фольклорно-этнографического и делало первые попытки прорыва в политический этап.

Находясь под значительным влиянием поляков, произведений историков (Д.Бантыш-Каменского), этнографов (М. Максимовича) и литераторов (И. Котляревского) правобережную Украину, члены "Русской троицы" свою главную задачу видели в подъеме статуса и авторитета украинского языка, расширении сферы ее потребления и влияния, стремлении "поднять дух народный, просветить народ", максимально способствовать пробуждению его национального сознания.

Свою деятельность члены кружка начали с изучения жизни, традиций и истории собственного народа. С записными книжками в руках Я.Головацкий и И.Вагилевич побывали во многих городах и селах Галичины, Буковины и Закарпатья. Результатом этого своеобразного "хождения в народ" стали не только многочисленные подборки материалов по народоведения, фольклористики, истории и языкознания, но и знание реального современного положения украинского народа под иностранным гнетом. Во время своих этнографических путешествий они контактировали с польскими подпольщиками, которые готовили антиправительственное выступление, но "Русская троица" не пошла за революционными заговорщиками, сосредоточив усилия на культурничества просветительской деятельности.

В первом рукописном сборнике стихов и переводов под названием "Сын Руси" (1833), они призывали к народного единения и национального пробуждения. Следующим шагом "Русской троицы" стал подготовленный к печати сборник "Заря" (1834), который содержал песни, оригинальные произведения кружковцев, исторические и публицистические материалы. Лейтмотивом рукописи было осуждение иностранного господства, прославление борьбы народа, воспевание казацких вожаков - Б. Хмельницкого и С. Наливайко. Прозвучал в сборке и призыв к единению украинских Галиции и Приднепровья. Издание этой книги было запрещено и венской, и львовской цензурой. Первая пыталась подавить проявления украинского движения в Галичине, опасаясь, что он в перспективе может стать пророссийским. Вторая, отражая интересы консервативных лидеров греко-католической церкви, выступала не столько против содержания, сколько против формы: появление книги на украинском языке посягала на монополию и авторитет языка церковнославянского. Для молодых авторов запрещенной "Зари" начался период преследований, обысков, доносов, обвинений в неблагонадежности. Принципиальное обвинение было сформулировано директором львовской полиции: "Эти безумцы хотят воскресить... мертвую русинскую национальность".

Однако даже в этих неблагоприятных условиях члены "Русской троицы" не прекращали активной деятельности. Они, ломая консервативную традицию, которая предусматривала вынесение официальных речей латинском, польском или немецком языках, одновременно в трех церквях Львова прочитали религиозно-нравственные проповеди на украинском языке. "Трийчаны" энергично выступали против латинизации письменности, всячески поддерживали возвращение родного языка в быт национальной интеллигенции. В 1836 г. Шашкевич подготовил учебник для младших школьников - "Читанку", написанную живым украинским языком.

В конце 1836 г. (в книге указано 1837 год) в Будапеште увидел свет альманах "Русалка Днистровая". И хотя идеи освобождения прозвучали в ней со значительно меньшей силой, чем в "Заре", лишь 200 экземпляров этого сборника попали в руки читателей, остальные была конфискована. Что же испугало официальную власть на этот раз? Это был новаторское произведение и по форме, и по содержанию. Он написан живым народным языком, фонетическим правописанием, "гражданским" шрифтом. Все это выделяло сборник из литературного потока, делало ее близкой и понятной широким массам. Три идеи пронизывают содержание "Русалки Днестровской": признание единства украинского народа, разделенного границами разных государств, и призыв к ее обновления; положительное отношение к общественным движений и прославление народных вожаков - борцов за социальное и национальное освобождение; пропаганда идей собственной государственности и независимости. Совершенно очевидно, что авторы сборника определенной мере вышли за рамки культурничества просветительской деятельности и вторглись в политическую сферу.

Анализируя причины запрета произведения "Русской троицы", И. Франко отмечал: "



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: