Фольклор, его свойства и жанровый состав.




 

Устное народное творчество – вид искусства, созданный всем народом. Это песни, сказки, половицы и другие жанры. В науке этот вид творчества называется термином фольклор.

Фольклористика – наука, которая изучает фольклор.

Фольклорист – ученый, который изучает фольклор.

В переводе с английского языка – фольклор означает «народная мудрость» (folk-lore).

 

Свойства фольклора:

1. Синкретизм. Устное народное слово неразрывно связано с другими видами искусства – музыкой, танцами, играми, магическими действиями, ритуалом.

2. Коллективность. Фольклор – это отражение многовекового опыта всего русского народа. В нем можно найти оценку всем событиям и явлениям жизни. Каждое произведение в процессе его существования дорабатывается (дополняется новыми чувствами, переживаниями) разными исполнителями. В результате мы имеем произведение, созданное не одним человеком, а коллективом.

3. Анонимность. Установить автора фольклорного произведения невозможно, так как его создателем является весь народ в целом.

4. Вариативность. Каждое фольклорное произведение существует в нескольких вариантах.

 

Жанровый состав.

I. Обрядовая поэзия.

1. Календарная обрядовая поэзия. Исполнение песен, ритуальных действий связано с праздниками в течение года. (Новый Год, Рождество, Троица)

2. Семейная обрядовая поэзия. Исполнение песен, ритуальных действий связано с событиями в жизни человека (рождение, крещение, свадьба, похороны)

II. Необрядовая поэзия.

1. Эпические жанры (сказки, предания, легенды, сказы, былины, исторические песни)

2. Лирические жанры (любовные, семейно-бытовые песни, частушки, стихи)

 

Поэтика фольклора.

Поэтика - система образных, композиционных и стилистических выразительных средств.

Композиционные средства – запев, зачин, присказка, троичность событий, общие места.

Стилистические средства – параллелизм, символика, метафора, гипербола, постоянные эпитеты, тавтология.

 

 

Обрядовая поэзия

Обряд – магическое действие, с помощью которого человек воздействовал на силы и явления природы с целью улучшить свою жизнь.

Обрядовая поэзия – это песни и заклинания, которые сопровождают обряд.

У славян вся обрядовая поэзия делится на две группы: календарная обрядовая поэзия и семейно-бытовая обрядовая поэзия.

Календарная обрядовая поэзия.

Календарные обряды сопровождали различные праздники в течение года. Каждый праздник обязательно сопровождали песни, заклинания, которые и называются календарной обрядовой поэзией.

Благополучие крестьянина всегда зависело от урожая, поэтому все народные праздники связаны с земледельческим календарем. Каждый праздник был приурочен к различным земледельческим работам: сев, пахота, уборка урожая.

Календарные обряды возникли в глубокой древности и несут на себе отпечаток языческой веры древних славян. В древности человек верил, что с помощью слова, песен, танца и магических действий можно воздействовать на силы природы: вызвать или прекратить дождь, прогнать зиму, позвать весну.

Основные славянские праздники:

1. Святки (6 января – 19 января)

2. Рождество (6-7 января)

3. Масленица (за семь недель до Пасхи)

4. Троица или Семик (седьмая неделя после Пасхи)

5. Иван Купала (7 июля)

Рождество, Святки.

Языческий новый год совпадал по времени со Святками. В эти дни все люди ходили в гости, поздравляли друг друга, желали счастливого года, хорошего урожая, богатства. Девушки гадали о замужестве.

Ночью с 6 на 7 января молодежь ходила по дворам, пела хозяевам поздравительные песни – колядки, овсени, виноградье. Эти песни получили свое название по повторяющемуся припеву – Коляда, Овсень или Виноградье. Колядки и овсени поют на юге России, а виноградье – на севере.

Все поздравительные имеют одинаковое строение:

1 часть – рассказ о поиске дома (двора).

2 часть – описание дома, хозяев в преувеличенной форме. Дом в колядках всегда большой и красивый, хозяин – богатый и счастливый, хозяйка – красивая и добрая, у них много веселых детей. У семьи большое хозяйство, много животных: коров, свиней, коней.

3 часть – требование подарка

4 часть – обещание несчастий, если хозяева не дадут угощения.

Главной частью в колядке была 2-я часть, в которой описание дома было одновременно и пожеланием иметь такой дом.

В 12 часов ночи незамужние девушки обязательно гадали. В древности существовало много способов узнать свою судьбу – девушки ходили по деревне и спрашивали под окнами домов имя своего жениха. С помощью курицы узнавали характер своего будущего мужа. Также существовали подблюдные гадания. Девушки собирались все вместе, клали в тарелку (блюдо) свои кольца и пели подблюдные песни. Каждый куплет песни определял судьбу девушки, он предсказывал счастье или горе, свадьбу или разлуку. После каждого куплета доставали одно кольцо. Чье кольцо вытащили – тому и предсказали судьбу. Символика этих песен схожа с символикой других фольклорных жанров: голубь, сокол, орел, селезень – парень; голубка, утка (утушка) – девушка; кольцо – свадьба, любовь.


Ой, калёда, под лесом-лесом,

Под тёмным, зелёным.

Ой, калёда, ходили-блудили

Семьсот казаков.

Ой, калёда, приблудили ко двору

Ко Ивановому.

Ой, калёда, ты Иван-господин

Ты повыйди-ка сюда.

Ой, калёда, мы тебе подарим

Коня с седлом,

Ой, калёда, коня с седлом,

С золотым уздом.

Ой, калёда, твоему сыну

Серую гусыню.

Ой, калёда, а дочери

Сундук с добром,

Ой, калёда, сундук с добром,

С золотым замком.


 

 

Масленица.

Масленица – это встреча весны. Этот праздник праздновали целую неделю, которая называлась масленичной или сырной. Каждый день масленичной недели получил свое название:

Понедельник – встреча, вторник – заигрыш, среда – лакомка, четверг – широкий четверг, пятница – тещины вечерки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – прощеный день.

В понедельник жители деревни делали чучело Масленицы, которая символизировала зиму. Всю неделю Масленицу величали (хвалили), пели ей песни. Всю неделю чучело Масленицу стояло на площади в центре села. В понедельник также начинали печь блины.

Во вторник – начинались различные игры, развлечения, катание на санях.

В среду на столе в каждом доме появлялись самые лучшие угощения.

В четверг происходили самые главные развлечения на масленичной неделе: катались с гор, на лошадях, проходили кулачные бои, величали молодоженов.

В пятницу каждый зять (муж дочери) должен прийти к своей теще (мать жены) на блины.

В субботу собирались девушки у своих подруг. Обязательно невестки (жена брата) приходили в гости к своим золовкам (сестра мужа).

В воскресенье все прощались с Масленицей, чучело сжигали, а все люди должны попросить друг у друга прощения.

 

Масленица (2).

В течение всей масленичной поются специальные масленичные песни. В них прославляют Масленицу, просят приехать и на следующий год.


Маслена, маслена, подходи скорей.

Кабы тебе маслена было семь недель

А Посту – одна, и та пробыла.

Я давно-давнешенько у мамушки была.

Уж моя дороженька терном заросла.


Всю масленичную неделю поздравляли молодые семьи, которые поженились в течение года. Им пели величальные песни. Тех, кто долго не женился, ругали и пели им корильные песни.

 


- Что же вы, ребятушки, не женитесь?

На кого же вы, ребятушки, надеетесь?

- Мы бы рады пожениться –

За нас девок не дают.


Все игры и развлечения в масленичную неделю были направлены на улучшение плодородия земли, на увеличение урожая в будущем году. В последний день Масленицы пели песни, в которых прощались с Масленицей, сожалели, что она быстро кончилась.


А мы Масленицу дожидались

Сыр и масло в глаза увидали

А ты Масленица дорогая

Что ж немножечко ты простояла

Мы думали тебе семь недель


А осталось тебе один день. Сразу после масленичной недели начинается Великий Пост, который длится в течение семи недель. В это время нельзя есть молоко, сыр, мясо, рыбу.

Троица.

Троица – первый летний праздник. Он приходится на период с 15 мая по 15 июня. До принятия христианства этот праздник назывался Семик. Люди приветствовали наступление лета, тепла, появление зеленой травы. Троица празднуется на пятидесятый (50) день после Пасхи. В этот день все молодые девушки шли в поле и плели себе венки из травы, ломали молодую березу, украшали её лентами и приносили с песнями в центр села.


Семик-Троица, Богородица,

Ой лели, да лели, Семик-Троица.

А я в лес пойду, я цветов нарву.

Я цветов нарву, я венок совью.

Я венок совью своему дружку,

Своему дружку на головушку.


Все дома в этот день украшались травой, ветками деревьев. Весь день молодежь водила хороводы, пела песни. Все люди собирались на поле, где жгли костер и жарили на нем яичницу.

Иван Купала

Этот праздник приходится на самую короткую ночь в году. Считалось, что в этот день на землю из подземного мира выходят духи, которые могут навредить человеку. В эту ночь по небу летают ведьмы. Поэтому люди пытаются уберечь себя от враждебных духов. Для этого ночью жгут костры и прыгают через них. Считается, что огонь имеют силу очищения. На Ивана Купалу также обливаются водой, для того, чтобы пошел дождь. Праздник приходится на самое жаркое время года, поэтому дождь необходим для хорошего урожая.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: