1. Виды показателей качества.
Показатели качества - количественно или качественно установленные конкретные требования к характеристикам (свойствам) объекта, дающие возможность их реализации и проверки. Основные разновидности показателей качества приведены в табл. 4.
Показатели назначения характеризуют основные функциональные свойства продукции и обусловливают диапазон ее применяемости.
Показатели надежности характеризуют способность продукции к сохранению работоспособности при соблюдении определенных условий эксплуатации и технического обслуживания (выражают свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости).
Безотказность - свойство непрерывного сохранения работоспособного состояния продукции в течение некоторого времени (например, средняя наработка на отказ, интенсивность отказов).
Долговечность - свойство сохранения работоспособности до наступления предельного состояния при установленной схеме технического обслуживания и ремонта (например, средний срок службы).
Ремонтопригодность - приспособленность к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов или повреждений и поддержанию или восстановлению работоспособного состояния продукции путем технического обслуживания и/или ремонта (например, средняя трудоемкость ремонта).
Сохраняемость — свойство сохранения значений показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения или транспортирования продукции.
Показатели технологичности связаны с совершенством конструктивно-технологических решений продукции, обусловливающих высокую производительность труда при изготовлении, ремонте и техническом обслуживании (например, удельная энергоемкость, удельная материалоемкость).
|
Эргономические показатели характеризуют приспособленность продукции к антропометрическим, физиологическим, психофизиологическим и психологическим свойствам потребителя, проявляющимся в системе «человек — изделие — окружающая среда».
Эстетические показатели связаны со способностью изделия к выражению красоты в предметно-чувственной форме (отражают свойства гармоничности, оригинальности, информационной выразительности, рациональности формы и т. п.).
Показатели стандартизации характеризуют соответствие продукции стандартам, а также ее насыщенность стандартными, унифицированными и оригинальными элементами.
Экономические показатели отражают затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию продукции.
Показатели безопасности характеризуют обеспечение безопасности потребителя при эксплуатации или потреблении продукции, а также обслуживающего персонала при обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании и прочих действиях с продукцией.
2. Методы измерения показателей качества.
Принятие управленческих решений при планировании повышения качества продукции, стандартизации и сертификации требует количественной оценки качества. Оценка качества может рассматриваться как основа формирования всего механизма управления качеством продукции на всех стадиях жизненного цикла продукции.
При оценке качества используются следующие термины.
1. При количественной статистической оценке:
|
• градация качества — категория или разряд, присвоенные объектам одинакового функционального назначения, но с различными требованиями к качеству;
• уровень качества — относительная характеристика качества, являющаяся результатом сравнения совокупности значений показателей качества продукции с соответствующей совокупностью базовых значений этих показателей.
2. При выполнении точных технических оценок:
• мера качества.
3. При сравнении объектов:
•относительное качество.
Теоретические и прикладные проблемы оценки качества объектов (изделий, услуг, процессов, систем) изучаются наукой, называемойквалиметрией. Квалиметрия ставит перед собой три основные практические задачи:
• разработку методов определения численных значений показателей качества продукции, сбора и обработки данных для установления требований к точности показателей;
• разработку единых методов измерения и оценки показателей качества;
• разработку единичных, комплексных и интегральных показателей качества продукции.
К методам квалиметрии относятся:
1) инструментальный (измерительный);
2) расчетный;
3) статистический (регистрационный);
4) органолептический;
5) экспертный;
6) социологический;
7) комбинированный.
Инструментальный метод основан на использовании технических средств измерений; с его помощью определяются, например, габариты, скорость движения, напряжение.
Расчетный метод заключается в вычислениях по значениям параметров продукции, найденным другими методами; применяется на стадии проектирования продукции; служит для определения, например, производительности, прочности и т. д.
|
Статистический метод использует правила прикладной математической статистики и основан на подсчете числа событий и объектов или затрат; им определяются, например, патентно-правовые показатели.
Органолептический метод основан на анализе восприятия продукции органами чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса) без применения технических измерительных средств; показатели качества при этом выражаются в баллах.
Экспертный метод учитывает мнение группы специалистов-экспертов.
Социологический метод основан на сборе и анализе мнений потребителей данной продукции; сбор информации проводится путем устных или письменных опросов.
С точки зрения количества отражаемых свойств, показатели качества могут быть единичными (относящимися к одному свойству) иликомплексными (относящимися к нескольким свойствам одновременно).
Ответ на вопрос о качестве продукции может быть получен при сравнении значений показателей качества двух или более видов продукции. Для оценки уровня качества продукции существует три метода;
• дифференциальный;
• комплексный;
• смешанный.