Милосердов В.В.
Глобальный аспект продовольственной безопасности России не может не включать в себя и систему безопасности от влияния мировых гегемонов, контролирующих ресурсы продовольствия, которые всегда будут испытывать соблазн использовать свое доминирующее положение на рынке продовольствия для достижения собственных политических и экономических целей. Мировой рынок продовольствия и мировое продовольственное хозяйство - это отнюдь не благотворительные организации, а центры силы, которые, естественно, руководствуются своими интересами.
Национальная продовольственная политика, по определению ФАО, должна достигать наиболее высокой степени самообеспеченности, ибо от количества и качества потребляемых продуктов питания зависит здоровье нации, работоспособность и продолжительность жизни человека, его интеллект.
Критериями продовольственной безопасности являются производство 75-80% общего объема основных видов продовольствия за счет отечественных товаропроизводителей; потребление населением биологически полноценной продукции с рекомендуемым уровнем калорийности - не ниже 3000 Ккал в сутки; создание продовольственных запасов на уровне 20% от общего объема потребления. Россия давно переступила порог продовольственной безопасности. Интервенция продовольствия в нашу страну достигла запредельных объемов и превысила 21 млрд долл. и занимает 47,8% общего объема продовольственных товаров.
По импорту продовольствия Россия впереди планеты всей. По официальным данным импорт всего мяса составляет 2,7 млн т. Кроме того, по серым схемам завозится еще 300 тыс. т. Усиление импортной зависимости создает несомненную угрозу национальной безопасности. Иностранные фирмы завоевали наш внутренний рынок. В огромных объемах к нам завозится некачественная и генетически модифицированная продукция. Например, в некоторых партиях американской курятины содержание антибиотиков в 200 раз превышает допустимые нормы, Ежегодно бракуется каждая четвертая тонна импортного мяса, десятая тонна рыбы и рыбопродуктов, более половины плодов и ягод. Только в конце апреля поставки мяса были ограничены из США, Дании, Казахстана, Бразилии, Во всех случаях были обнаружены возбудители опасных для человека болезней.
Несмотря на запредельные объемы импорта, душевое потребление населением продуктов питания по сравнению с 1990 годом резко сократилось. В частности, при увеличении импорта всего мяса (включая и мясо птицы) на 2 млн 366 тыс. тонн его душевое потребление сократилось на 24%, молока и молокопродуктов - на 38, 6%, на 40% уменьшилось потребление рыбы при увеличении ее импорта в 19.8 раза. Продолжительность жизни человека находится в прямой зависимости от количества потребляемых белков и, в первую очередь, белков животного происхождения. Резкое ухудшение питания значительной части нашего населения самым серьезным образом сказалось на здоровье и продолжительности жизни россиян.
В последние годы раздаются голоса о стабилизации и даже развитии сельского хозяйства. Но о каком развитии можно говорить, когда импорт продовольствия растет по 28-30% в год, а все факторы производства продолжают деградировать. За последние 16 лет посевные площади сократились на 41 млн, га (две Франции), поголовье крупного скота - на 36 млн голов, в т.ч. коров - на11,2 млн, свиней - на 23.1 млн
Идет распад производительных сил отрасли. Объемы инвестиций в эту сферу уменьшились более чем в 30 раз. Разрушено тракторное и сельскохозяйственное машиностроение. Производство тракторов сократилось к уровню 1990 г, в 21 раз, тракторных плугов - в 77, 9 раза, зерноуборочных комбайнов в 9.8 раза, доильных установок - в 51.2 раза. Обрушился производственный потенциал отрасли: наличие тракторов у сельских товаропроизводителей уменьшилось в 2,9 раза, зерноуборочных комбайнов - в 3,2 раза, кормоуборочных в 3.7 раза. Коэффициент обновления основных фондов составляет лишь 3%. Резко возросла степень их износа, а материально технические ресурсы выработали свой нормативный амортизационный срок на 75-80%. Скоро нечем будет ни пахать, ни убирать урожай.
Настоящий обвал произошел с вводом в действие производственных мощностей. Так, строительство помещений для крупного рогатого скота сократилось за годы реформ в 33,9 раза, для свиней - в 7,2 раза, зерно- и картофелехранилищ соответственно - в 12.7 и 71 раз, ввод орошаемых земель - в 105,4 раза, осушенных - в 27 раз. С развалом материально-технической базы, резким сокращением поголовья скота, выводом пашни из хозяйственного оборота, разрушением социальной сферы резко сократилось число рабочих мест, миллионы селян оказались не у дел. Копаться на собственной гряде стало для них главным средством выживания. Все это привело к резкому сокращению производства. И несмотря на то что в последние годы наблюдается некоторый его рост, достижение уровня 1990 г. остается голубой мечтой. Валовая продукция уменьшилась по сравнению с 1990г. на 24,6%, в т.ч. продукция животноводства - на 46,7%, зерна - на 32,8%, мяса - на 49,5%, молока - на 44,2%, яиц на 20%, картофеля и овощей больше соответственно на 25% и 51,5%.
Наряду с резким спадом производства идет процесс деградации крестьянина, надвигается демографическая катастрофа, вымирают не только люди, но и целые поселения. Более 14 тыс. деревень - это деревни-призраки, т.е. без населения, а в 34 тыс. сельских поселений (20%) проживает от 1 до 10 человек.
Кризис достиг размеров, когда восстановление отрасли без существенной поддержки государства становится невозможным. Но похоже наш финансово-экономический блок в правительстве, присвоивший себе право формировать аграрную политику страны, не думает выводить сельское хозяйство из тупика, оказывать ему государственную поддержку. Так, министр финансов А.Кудрин заявляет: «Поддержка сельского хозяйства не способствует развитию конкуренции внутри страны и делает беспомощными наших производителей на внешнем рынке». Невероятная некомпетентность, если не глупость.
Развитые страны понимают, что в силу специфических условий производства сельское хозяйство неконкурентоспособно по сравнению с другими отраслями, а потому является одной из немногих, получающих солидную государственную поддержку. В Европе, например, расходы на поддержку фермеров составляют около 40% от себестоимости продукции, а в расчете на 1 га пашни фермеры Норвегии получают 3,5 тыс. долл., договорился высокопоставленный правительственный чиновник, к тому же признанный Западом лучшим министром мира. А может быть, потому и признан лучшим? Его не научил 1998 год, когда Россия, богатая сельскохозяйственная держава, вынуждена была просить у западных стран продовольственного подаяния. Гуманитарная продовольственная помощь поступала из двадцатилетних запасов. Европейцы выписали нам гуманитарную помощь на сумму 0,5 млрд долл., американцы предоставили помощь в виде кредита на 20 лет, за который приходится платить сотни миллионов долл. в год. Народ на себе ощутил, что такое продовольственная безопасность. Хотелось бы, чтобы ощутила и власть. В России 8 лет назад подготовлен закон «О продовольственной безопасности», в котором были прописаны ограничения на ввоз продовольствия и необходимость увеличения отечественного производства. Но птенцов Гайдара, занимающих важные посты в правительстве, не устраивают любые меры, направленные на улучшение положения крестьян. Так, первый заместитель Центрального Банка России говорит, что идеальным было бы вообще отменить квоты на импорт продовольствия. О ком печется г-н Улюкаев - понятно. Непонятно, почему он занимает высокий государственный пост. В 2005 году закон о сельском хозяйстве по указанию правительства был снят Госдумой с дальнейшего рассмотрения. Не понимают Улюкаевы, что любая форма сильной импортной зависимости страны, особенна продовольственной, создает потенциальную угрозу национальной безопасности России, ее суверенитету. Поэтому обеспечение оптимального уровня продовольственной безопасности - это не только глобальная национальная проблема: она затрагивает разносторонние аспекты жизнедеятельности десятков миллионов людей, значительных слоев населения, а также воспроизводства будущего поколения нашего государства.
Итак, наш аграрный сектор переживает один из самых трудных периодов своей истории. Усиление продовольственной зависимости в условиях глобализации мировой экономики усугубляет национальную безопасность, опасность завоевания ее внутреннего рынка иностранными товаропроизводителями. Руководство страны должно понять безысходность существующего положения и принять необходимые меры, чтобы остановить развал жизненно важной отрасли. Без этого невозможно ни решить демографическую проблему, ни обеспечить суверенитет страны. Для этого необходимо принять Закон о продовольственной безопасности, состояние которой зависит, прежде всего, от уровня развития агропромышленного комплекса и всего продовольственного хозяйства страны. Следует создать условия, позволяющие функционировать стране максимально независимо от внешнего воздействия, обеспечивать гарантированный уровень собственного производства жизненно важных продуктов питания, сохранение единого экономического пространства.
Первым шагом на этом пути стал приоритетный национальный проект «Развитие АПК». К сожалению, надежды крестьян на него не оправдались. Во-первых, по причине мизерных инвестиций в отрасль (в 2006 г. кредитами воспользовались лишь 3% фермеров и 1% личных подворий). Во-вторых, из-за неразумной внешнеэкономической политики импорт в 10 раз обгоняет рост собственного производства продовольственных товаров. О каком наращивании производства можно говорить, если Министерство экономического развития и торговли планирует к 2009 г. вдвое увеличить импорт продовольствия. Более того, руководители финансово-экономического блока правительства считают, что России не следует заниматься сельским хозяйством, так как живем мы в северных широтах и всегда будем тратить на единицу продукции больше ресурсов, чем западные фермеры.
Наконец то принят долгожданный закон «О развитии сельского хозяйства». В соответствии с этим законом разработана и принята правительством Государственная программа на 2008-2012гг. Запланированы инвестиции. В 2008г из федерального бюджета выделяется 76,8млрд руб. Важно определиться в приоритетах. Учитывая, что техника сегодня стала самым узким местом в деле развития производства, возрождение села надо начинать с восстановления материально-технической базы, с создания тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. В одиночку сделать это Россия не сможет. Слишком глубок развал. Поэтому следует широко использовать кооперационные связи со странами СНГ, в первую очередь, Белоруссией. Здесь не допустили серьезного разрушения, более того, разработали новые технологические решения, К тому же, сегодня проводится большая совместная работа в рамках союзной программы, разработан ряд универсальных энергосредств, позволяющих выполнять широкий комплекс работ, например, союзный комбайн, на базе которого созданы комплексы для уборки зерновых, кукурузы, трав, заготовки силоса и сенажа и т.д.
Программа должна предложить меры по устранению диспаритета цен, который продолжает неумолимо возрастать. Если в 2000 г, за тонну топлива крестьяне платили 3 т зерна, то в 2006 г. - уже 6т. Быстро ползут вверх цены на железнодорожные тарифы, газ, электроэнергию, услуги. Особое место в Программе следует уделить защите внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции западных стран, от дискриминационных условий, навязанных в переговорном процессе о вступлении России в ВТО. При создании этой организации многие страны надеялись, что на мировой арене появится большое количество «равных торговых партнеров». Но как оказалось, для одних ВТО - это свободный выбор, для других - жесткий удар судьбы,
В тяжелейшем положении находится наше животноводство. И в Программе нужен комплекс мер по восстановлению этой отрасли. Производство мяса почти 15 лет устойчиво убыточно. Несмотря на то, что поголовье скота сократилось в 2,7 раза, проблема состоит не столько в его восстановлении, сколько в повышении генофонда животных и их продуктивности, в структурной перестройке, в подготовке кадров, в широком внедрении энергосберегающих техники и технологий, в интенсификации. Наращивать производство молока целесообразно преимущественно за счет интенсивных факторов. Для увеличения производства говядины нужно наращивать поголовье мясного скота. Важное значение имеет интенсификация откорма.
Но от импорта животноводческой продукции нам не скоро придется освободиться. Поэтому проблема состоит в выборе стран, поставляющих качественное продовольствие. Думаю, что страны СНГ не будут специально травить россиян некачественными или генно-модифицированными продуктами.
Итак, угрозы для продовольственной безопасности нашей страны исходят из системного кризиса, в котором оказалось отечественное сельское хозяйство. Развитие процессов глобализации требует принятия мер на национальном уровне по обеспечению собственной продовольственной достаточности как части национального суверенитета с созданием условий полноценного и здорового питания населения страны.