В социальных организациях, охватывающих различные сферы деятельности людей в обществе, происходят объективные и субъективные процессы. К первым относятся циклические процессы спада и подъема в деятельности социальной организации, процессы, связанные с действиями законов социальной организации, например, синергии, композиции, пропорциональности, информированности. Ко вторым относятся процессы, связанные с принятием управленческих решений, например, процессы, связанные с приватизацией социальной организации.
Управленческая деятельность может осуществляться только в организации. В управлении нуждаются все организации – крупные промышленные предприятия и небольшие фирмы, супермаркеты и кафе, учреждения здравоохранения, образования и культуры, органы государственной власти, биржи и банки. Управление необходимо для решения следующих важных задач, значимых для функционирования любой социальной организации:
· определение целей и задач организации;
· составление планов-графиков работ;
· принятие управленческих решений, ведущих к достижению цели;
· подбор персонал и координация его деятельности;
· организация, координация, контроль и учет выполненной работы;
· анализ результатов с целью совершенствования дальнейшей деятельности.
В процессе управления организацией происходит сознательное воздействие органа управления на объект управления, которое направлено на достижение поставленных целей. В качестве органов управления могут выступать менеджеры-руководители, биологические и технические управляющие системы (мозг, управляющее устройство). В качестве объектов управления могут выступать предприятия, живые организмы и технические устройства.
|
Управление можно определить как целенаправленное воздействие органов управления на объект управления, направленное на достижение поставленной цели. Различают управление организацией и управление в организации. Управление организацией – это система целенаправленных действий по обеспечению эффективного взаимодействия организации с внешней средой для достижения организационных целей: по снижению неопределенности положения организации в среде, развитию ее способностей к адаптации путем воздействия на непосредственное деловое окружение и выявлению информации о макроокружении организации.
Сущность социологического подхода к управлению в организации состоит в выделении трех его компонентов. Ядро управления составляет целенаправленное управляющее воздействие. Второй компонент – социальная самоорганизация. Оба компонента образуют третий – организационный порядок. Оптимальное соотношение данных элементов предполагает их интеграцию на основе использования возможностей и учета границ каждого из них, снятия возможных противоречий. Так, руководитель заинтересован как можно больший объем решений (приказов, заданий) перевести из формы разовых воздействий в форму долговременного порядка.
Целенаправленное управляющее воздействие невозможно без использования методов управления. Методы управления – это комплекс способов целенаправленного воздействия на работников, группы и коллективы. На каждом указанном уровне управление сталкивается со специфическими проблемами и вырабатывает соответствующие методы, одни из которых применимы в каждом из трех случаев, применение других ограничено каким-либо одним случаем.
|
По отношению к отдельному работнику предприятия можно выделить разные виды воздействия (методы социального управления) на его поведение:
а) прямое (приказ, задание);
б) через мотивы и потребности (стимулирование);
в) через систему ценностей (воспитание, образование и т.д.);
г) через окружающую социальную среду (изменение условий труда, статуса в административной и неформальной организации и др.).
Применительно к группе, входящей в производственный коллектив предприятия, используются такие методы социального управления, как:
а) целенаправленное формирование состава группы (по квалификационным, демографическим, психологическим признакам, количеству, размещению рабочих мест и т.д.);
б) сплочение группы (посредством совершенствования стиля руководства, организации соревнования, использования социально-психологических факторов и иные способы).
На уровне социальной организации предприятия используются методы:
а) согласование формальной и неформальной структур (преодоление противоречий между запланированными действительными связями и нормами);
б) демократизация управления (посредством повышения роли общественных организаций, широкого привлечения работников к выработке общих решений, выборности некоторых руководителей производства, развития трудовой активности и т. д.);
в) социальное планирование (повышение квалификации работников, совершенствование социальной структуры коллектива, улучшение благосостояния и другие мероприятия).
|
Целенаправленное управляющее воздействие также предполагает отношения «руководство – подчинение». Понятие «руководство» близко к понятию «управление» и используется для выделения особого типа организационных отношений: работы руководителя в непосредственном контакте с подчиненными для решения служебных задач. Воздействие руководства на подчиненных имеет цель побуждать их к определенному трудовому поведению как в соответствии с требованиями организации, так и согласно собственным представлениям.
Возможны два способа воздействия: прямой (приказ, задание) и опосредованный, мотивирующий (через стимулы). В первом случае руководство направлено непосредственно на деятельность подчиненных, а необходимость их соответствующего поведения подкрепляется санкциями за отклонение от него. Результат достигается за счет того, что для работника «потери» от возможных санкций за невыполнение задания превышают его «затраты» на выполнение. Например, невыполнение нормы влечет уменьшение размера оплаты.
Второй способ предполагает воздействие на мотивы и потребности работника. Побуждение к труду происходит через удовлетворение потребности личности, что выступает как компенсация за трудовой вклад. Такой метод опосредованного воздействия на поведение работника носит название с тимулирования. Ориентация на получение удовлетворения сильнее побуждает человека к определенному поведению, чем прямое воздействие на него посредством приказа.
Стимулы делятся на «материальные» и «моральные», однако это деление условно. Так, премия – это не только денежное вознаграждение, но и свидетельство признания, уважения. Естественно, эффективное управление предполагает расширение системы стимулов. Стимулами могут быть условия труда, гибкие системы рабочего времени, отношения в коллективе и т. д., но главным стимулом остается материальная заинтересованность, более полное осуществление принципа оплаты по труду, его результатам.
Эффективность руководства в значительной степени зависит от его стиля. Стиль руководства можно обозначить как систематическое проявление каких-либо личных качеств руководителя в его отношениях с подчиненными, в способах решения деловых проблем. Различают следующие основные разновидности стиля руководства: авторитарный, когда руководитель не считается с мнением подчиненных, навязывает им свою волю; демократический, когда подчиненные привлекаются к выработке общих решений; слабый – руководитель самоустраняется от руководства, его влияние в коллективе незначительно, слабо выражено.
Главным продуктом управления являются управленческие решения. Управленческое решение – это формально зафиксированный проект какого-либо изменения в организации. Выделяют следующие виды управленческих решений:
1. Жестко детерминированные решения, когда руководитель не влияет на процесс принятия решения, поскольку его содержание предопределено организационными условиями (законом, инструкцией, распоряжением вышестоящей инстанции и т.д.). Такие решения могут быть двоякого рода:
а) стандартизированные, рутинные (например, решения о выдаче очередной заработной платы, увольнении работника после подачи им заявления, выплате пособий по профзаболеваниям и т. п.)
б) производные, вторичные решения, т.е. принятые во исполнение других решений и неизбежно вытекающие из них (ранее принятых, «спущенных» извне и т. д.).
2. «Инициативные» решения (т.е. не жестко детерминированные), содержание которых предполагает индивидуальный вклад субъекта решения. Здесь также можно выделить две разновидности:
а) ситуационные, имеющие преимущественно эпизодический или локальный характер (поощрения, наказания, отдельные назначения и др.)
б) реорганизационные, т.е. направленные на изменение какого-либо элемента организации (перераспределение ресурсов, разработка новых задач, изменение административной структуры и т. д.).
Вторым компонентом управления является социальная самоорганизация. Самоорганизация – это продукт социального взаимодействия в массовом, коллективном или групповом масштабах. Ее использование повышает эффективность управления и составляет важный фактор развития в трудовых организациях. Самоорганизация составляет часть самоуправления, присущего любой организации (предприятию, учреждению) и имеющего два смысла: широкий и узкий. В широком смысле «самоуправление » означает автономное функционирование какой-либо организационной системы, правомочное принятие ею решений по внутренним проблемам. Но с социологической точки зрения, т.е. в узком смысле слова, самоуправление выступает как коллективное управление, как участие всех членов организации (населения) в работе соответствующего органа управления через включение исполнителей в процессы выработки общих решений.
Третий компонент управленческого цикла – социальное регулирование. Оно означает целенаправленное управляющее воздействие, ориентированное на поддержание равновесия в управляемом объекте и развитие его посредством введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей). Социальное регулирование представляет собой «косвенное» управление и осуществляется (наряду с «прямым») через задание объекту требуемого результата и путей его достижения. Посредством социального регулирования создаются возможности и ограничения деятельности, которые должны вызвать в управляемом объекте мотивацию и целеполагание, желаемые с точки зрения субъекта управления.