Особенности современного менеджмента




Глобализационный характер развития процессов во всех сферах обществ разных стран и мирового сообщества в целом сказался и на сущности современного менеджмента, который приобрел инновационный характер. Сегодня особое внимание обращается на информатизацию и экологизацию управления производством, на внедрение в производство инновационных технологий и социализацию работников на основе принципов корпоративности и т.д. Процессы развития современного менед­жмента по своему содержанию таковы, что не могут не за­интересовать социолога: управление персоналом превращается в процесс управления человеческим капиталом, а не просто ресурсами, и оно должно соответствовать групповым ценнос­тям, потребностям и возможностям реализации сотрудниче­ства между управляющими и управляемыми.

В свою очередь, особенности современного менеджмента формируют и особый тип менеджера. Инновационный характер менеджмента, все бόльшая зависимость от персонала и благоприятной социальной среды выводят на первый план (помимо маркетинговой, финансовой, организационной компетентности) умения особого рода. Так же как человек, знающий технику кладки стен, кровельное дело, сантехнику, знакомый с электротехникой и другими строительными специальностями, вряд ли будет компетентным архитектором. Архитектор должен знать все это и плюс еще кое-что.

Так и современный менеджер должен знать и организацию, и финансовый контроль, и маркетинг, и работу с персоналом, но плюс кое-что еще. Чем же «еще» должен владеть современный менеджер? Это:

· умение решать слабо структурированные проблемы, когда практически не известны ни цель, ни условия (задачи типа «пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», которыми полна практика современного менеджмента);

· умение рисковать, организовывать проведение инноваций;

· быть обаятельным, умело представительствовать.

Необходимость этих качеств можно проверить «обратным счетом»: если ты не вызываешь симпатии у окружающих (подчиненных и партнеров), то твои идеи либо не будут поддержаны, либо будут восприняты с (иногда бессознательным) сопротивлением и неприятием, а значит – за тобой не пойдут, нововведение не состоится, риск окажется неоправданным, проблема не будет определена и решена.

Практика показывает, что, если менеджер подобрал хорошую команду, каждый сотрудник которой знает свой участок общего дела, то ему остается, в основном, создание благоприятных внешних условий для успешной работы фирмы, установление необходимых контактов, уяснение перспектив деятельности, разъяснение итогов и планов этой работы инвесторам, партнерам, персоналу и т.д., т.е. подготовка условий для продвижения и осуществления новых проектов.

Эти обстоятельства предъявляют новые требования к компетентности и профессионализму современного менеджера. К традиционным требованиям знания технологии, организации, финансового контроля и маркетинга добавляются требования гуманитарного характера. Современный менеджер, вне зависимости от профиля деятельности его фирмы, должен ориентироваться в вопросах культурологи (оргкультура), социальной психологии, знать современные культурные процессы в тех обществах, в которых он ведет бизнес, ориентироваться в механизмах и процедурах принятия политических решений, владеть иностранными языками и т.д.

Гуманитаризация проявляется практически по всем векторам практики менеджмента. Так, маркетинговые стратегии исходят из анализа образа жизни потребителей, включая национальные, профессиональные, возрастные, психологические и другие социокультурные особенности. Более того, эти стратегии направлены на формирование объема, интенсивности и форм потребления, т.е. того же образа жизни. Иначе говоря, маркетинг приобретает все более отчетливые характеристики технологии социально-культурного нововведения.

Если воспользоваться удачной метафорой Э. Фромма, то можно сказать, что если еще послевоенный менеджмент осуществлялся в модусе «иметь» (to have, haben), то современный менеджмент осуществляется скорее в модусе «быть» (to be, sein). Современная фирма все больше предстает как культура – в буквальном терминологическом смысле слова: со своими ценностями, нормами, традициями, ритуалами, героями, мифами, легендами, фольклором, субкультурами и т. д. Фирменный стиль, организационная (корпоративная) культура, дух корпорации из метафор очень быстро превратились в конкретные технологические требования. Сегодня все чаще ведущие зарубежные специалисты по менеджменту рассматривают современный менеджмент как «культурологический».

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается специфика содержание понятия «организация»?

2. В чем состоит сущность построения организации как социальной системы?

3. Каковы основные элементы социальной организации?

4. Какими системообразующими качествами обладает социальная организация?

5. Почему иерархия является доминирующей формой организационной структуры?

6. Каковы основные элементы структуры социальной организации? Раскройте их содержание.

7. По каким критериям классифицируются социальные организации?

8. Каковы отличительные особенности формальной организации?

9. Когда бюрократия является эффективной / неэффективной?

10. В чем состоит сущность управленческой деятельности в целом?

11. Какие органы и субъекты управления имеет организация?

12. Какие методы социального управления используются в организации? В чем заключается специфика их воздействия на уровне индивида, группы и организации?

13. Почему эффективность управления в организации в значительной степени зависит от стиля руководства?

14. Какие виды управленческих решений применяются в организации?

15. В чем состоит различие между самоорганизацией и самоуправлением?

16. Какими качествами должен обладать современный менеджер?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: