Как написать сценарий самостоятельно
Пошаговое практическое руководство
для начинающих сценаристов
Киношкола Студии
Снегири
2018 год
Киношкола Студии Снегири
Как написать сценарий фильма или сериала самостоятельно
Оглавление
От автора | ||
Этапы работы над сценарием | ||
1. | Логлайн | |
2. | Проверка на оригинальность. Аудитория | |
3. | График | |
4. | Самоконтроль. Ставка | |
5. | Сбор материала | |
6. | Краткий синопсис | |
7. | Расширенный синопсис, поэпизодник. Особенности поэпизодника | |
8. | Библия персонажей | |
9. | Перерыв в работе. Редактура | |
10. Диалоги | ||
11. Финальный отдых и правки. Драфты | ||
12. Заключение |
Как написать сценарий фильма или сериала самостоятельно
От автора
Здравствуйте, меня зовут Вадим Комисса-рук, я сценарист, редактор, креативный продюсер и преподаватель сценарного мастерства. Более 10 лет работаю над сцена-риями кино и сериалов. Проекты, которые я создавал, вы могли видеть на «Первом», «СТС», «ТНТ», «РЕН» и других каналах.
Эта мини-книга –– универсальное посо-бие для тех, кто хочет написать свой сцена
рий самостоятельно. Моя задача –– помочь вам пройти этот непростой путь, добраться до финальных слов задуманной истории. Здесь не будет теории дра-матургии, правил создания, оформления и т. д; обо всём этом можно узнать из других учебников. Это пошаговое практическое руководство, которое помогает эффективно и правильно организовать свою работу над сценарием. Именно такого плана придерживаются практически все профессиональные сценаристы в России и мире.
|
Логлайн.
Прежде всего –– у вас должна быть идея, которой вы полностью поглощены. Обозначьте, над чем вы работаете, то есть чётко сформулируйте логлайн вашей истории. Логлайн –– краткое описание идеи в двух-трёх предложениях, из кото-рого понятен ваш замысел, кто главный герой (или герои) и в какой конфликт он вступает. Если ваша история не укладывается в пару строк, есть вероятность, что вы сами не до конца понимаете в чем ваша идея.
Главную идею практически всех фильмов или сериалов, которые стали вели-кими, можно уместить в одно-два предложения. Потренируйтесь на известных фильмах, сформулируйте их логлайны, а потом уже переходите к своему.
Проверка на оригинальность.
Аудитория.
Когда вы написали свой логлайн, посмотрите –– нет ли уже такого проекта. Возможно, то, что вы задумали, снято 5-10 лет назад или выходит прямо сейчас в кинотеатрах. Если вы рассчитываете на то, что ваш сценарий можно будет про-дать, он не должен пересекаться с уже существующими проектами.
Так же вы должны понимать, для кого пишите сериал, для какого именно канала. Если создаёте полный метр, должны попасть в формат аудитории кино-театров. На это обратят внимание редакторы, продюсеры. Должно быть соотве-тствие идеи тому, куда вы собираетесь её предложить. Целевые аудитории телеканалов можно найти в интернете.
График.
Не нужно пытаться сразу писать идеальный сценарий. В этом кроется ошибка и страх большинства начинающих сценаристов: «А вдруг у меня не получится / получится, но плохо…». Конечно, необходимо вкладываться максимально, но растягивать слишком долго не стоит. Если хотите дальше работать в индустрии, имейте в виду, что у вас не будет времени, чтобы править сценарии по сотне раз.
|
Обязательно смоделируйте свой план работы. Поскольку вы пишите самосто-ятельно (не на курсах сценаристов и не по заказу кинокомпании), необходимо установить себе сроки. Создание сценария следует разбить на четыре этапа:
1. сбор материала
2. заявка, то есть краткий синопсис, описание проекта;
3. расширенный синопсис, поэпизодник;
4. диалоги.
Если работаете над сериалом, примерный срок –– два месяца. Один месяц –– на историю, ещё месяц –– на доработки и диалоги.
Если у вас полный метр, поставьте себе рамки –– три месяца. Не факт, что это будет финальная версия, которую можно снимать, но это будет ваш первый вариант сценария, который можно кому-то показывать. Что касается коротко-метражки, то можно обозначить 1 месяц в качестве сроков.
Самоконтроль. Ставка.
Рекомендую воспользоваться такой фишкой: объявите кому-то из друзей или близких, что собираетесь написать сценарий к определённой дате. Если вы не уложитесь в сроки, пообещайте этому человеку что-то в подарок. Обязательно должна быть ставка, как у вашего главного героя, чтобы появился стимул не только в качестве написанного сценария, но и в виде того, что вам придётся что-то кому-то отдать, если вы этого не сделаете.
Когда вы всё распланировали (через месяц –– будет заявка, ещё через месяц
|
–– поэпизодник, спустя три месяца от начала работы –– диалоги), с этого момен-
та вы начинаете жить по этому графику, понадобится самодисциплина. Настраи-вайтесь на то, что будете работать каждый день.
Если у вас есть основная работа или учёба, выделяйте в день час-два, сколько получается, но ежедневно.
В идеале –– писать сценарий по утрам, пока у вас голова не забита всем тем, что происходит в течение дня (социальные сети, новости, общение с коллегами
и т.д.). Потом извлекать из себя что-то очень тяжело, потому что мозг устал от информации, вечером вы будете не очень продуктивны. Но есть «совы», кото-
рые могут работать по ночам, когда уже все уснули, никто не отвлекает. Подстра-ивайтесь под свои особенности.
Сбор материала (3-4 недели).
Это очень важный этап создания сценария. От него во многом зависит успех всей вашей работы, поэтому уделите достаточно времени сбору материала.
Если вы задумали интересную локацию, новый мир для телезрителя, то дол-жны найти максимум информации по этой теме (посмотреть, почитать), в идеа-ле –– нужно с кем-то пообщаться. Если вы, например, пишите про скорую помощь, то найдите возможность поговорить с работниками; желательно –– не с одним, чтобы у вас были разные точки зрения. Сейчас есть очень много инстру-ментов (социальные сети, мессенджеры, Skype и т.д.), которые позволяют общаться, не выходя из дома. Когда сядете за сценарий, то около трёх недель оставьте на сбор информации. Конечно, если вы пишите о чём-то, что хорошо знаете (например, кто-то отработал в котельной 10 лет, решил описать в сцена-рии это), то пункт сбора материала вы пропустите.