Исследование детско-родительских отношений в семье
для специальности 050706 «Педагогика и психология»,
реализуемой на факультете психологии
Балашов, 2011 год
Программа практики
составлена в соответствии
с Государственным образовательным
стандартом ГОС ВПО - 2005
по специальности - Педагогика и психология
квалификация – Педагог - психолог
(номер государственной регистрации № 672 пед/сп от «31» января 2005 г.)
ОДОБРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:
Председатель научно-методической Директор БИСГУ
комиссии __________ факультета доцент А.В.Шатилова
________________________ __________________________
«____»________2011 г. «_____»_____________2011 г.
СОГЛАСОВАНО:
Декан факультета
________________________
«_____»__________2011 г.
Заведующий кафедрой __________________ (Карина О.В.)
Автор ___________________ (Кравцова Е.М.)
«____» ______________2011 г.
Раздел 1. Организационно-методическое сопровождение
1.1. Цель летней педагогической практики – практически освоить приемы и методы комплексной диагностики детско-родительских отношений, овладеть основами системного анализа и обобщения данных, полученных с помощью принципиально различных методов исследования, приемы консультирования по проблемам детско-родительских отношений.
1.2. Задачи практики. Задачами являются: формирование мотивационно-ценностной установки на общение и взаимодействие в период совместной психологической работы с семьями и с детьми; углубление и закрепление теоретических знаний и применение их в решении конкретных воспитательных и психологических задач; формирование аналитического мышления, умения анализировать психодиагностические данные о семье и особенностях детско-родительских отношениях в ней, прогнозировать и моделировать воспитательные и психологические результаты, освоить приёмы и методы консультативной работы с семьёй и др.
|
Место практики в профессиональной подготовке выпускника.
В ходепроведения летней педагогической практики «Исследование детско-родительских отношений в семье» обучающиеся приобретают первичные навыки профессиональной деятельности; получают опыт диагностической деятельности по изучению психологических особенностей детско-родительских отношений в семье. Эти навыки обеспечивают подготовку будущих педагогов-психологов к практической деятельности с семьями.
Данная практика базируется на знании общеобразовательной программы по следующим предметам: «Основы общей психологии», «Возрастная психология», «Психодиагностика», «Психолого-педагогический практикум», «Основы психологии семьи и семейного консультирования» и др.
Освоение данной практикой является основой для последующего изучения дисциплин «Психологическое консультирование», «Психолого-педагогическая коррекция», «Профориенталогия» и др., а также для последующего прохождения педагогических практик, подготовки к итоговой государственной аттестации.
Для прохождения данной учебной практики обучающийся должен:
Знать:
· специфику диагностической деятельности педагога-психолога с семьёй;
· особенности возрастного психического развития детей, подростков и взрослых членов семьи;
Уметь:
· взаимодействовать с членами семьи;
· использовать диагностический инструментарий для работы с детьми и подростками, а также с взрослыми членами семьи.
|
Владеть:
· методами и методиками психодиагностики по проблемам детско-родительских отношений;
· навыками общения для построения взаимодействия и организации диагностической работы с семьями.
Формы проведения практики.
Для проведения летней педагогической практики «Исследование детско-родительских отношений в семье» используются следующие организационные формы:
1. Установочная конференция. Её основная задача состоит в разъяснении студентам цели и содержания практики, выяснении готовности студентов к прохождению практики, в тщательной проработке совместно с методистами задания на практику. Также идет уточнение места и условий предстоящей деятельности, разъяснение формы и вида отчетности (наличие дневника, уточнения формы записей, заполнения бланков отчётности и т.д.). В работе конференции принимают участие представители деканата, руководитель практики специальности «Педагогика и психология», руководитель практики БИ СГУ им. Н.Г. Чернышевского, методисты.
2. Прохождение практики включает в себя:
· знакомство с членами семьи, установление контакта с детьми и родителями и т.д.;
· выполнение задания практики: наблюдение, психодиагностика, консультативная работа и прочее;
· обработка, анализ, интерпретация полученных данных, их сравнение и обобщение, написание психологического заключения. Оформление и сдача отчета на кафедру.
В случае невыполнения требований, предъявляемых к деятельности и поведению практиканта, студент отстраняется от прохождения практики.
|
3. Итоговая конференция проводится не позднее чем через 10 дней после завершения практики и представления студентами отчётов по её результатам. В конференции принимают участие методисты, представители деканата факультета, куководитель практики. Перед началом конференции может быть организована выставка лучших работ студентов. На конференции руководитель и методисты практики анализируют качество выполнения заданий, уровень профессиональной готовности студентов к данной практике, дают содержательную характеристику работы студентов и общую оценку результатов практики. Студенты выступают с сообщениями по результатам своей работы, вносят предложения по совершенствованию организации и содержания практики.
1.5. Место и время проведения практики. Летняя педагогическая практика «Исследование детско-родительских отношений в семье» проходит студентами очной формы обучения в 8 семестре, заочной формы обучения в 6 семестре в семьях.
Раздел 2. Тематический план проведения практики.
№ п/п | Наименование разделов (этапов) практики, тем | Всего дней | Виды учебной и самостоятельной работы студентов |
1. | Подготовительный этап | 2 – 3 дня | Выбрать семьи. Последовательно установить доверительные отношения со всеми членами каждой из выбранных семей. Определить социально-психологический портрет каждой семьи. |
2. | Диагностический этап | 3- 4 дня | Последовательно реализовать комплексную диагностику детско-родительских отношений. |
3. | Этап интерпретации и обобщения данных исследования | 2 дня | Провести сравнительный анализ полученных данных и их последующее, обобщение с целью установления в каждой из трех семей. |
4. | Этап выработки рекомендаций | 2 дня | Определить направление и характер коррекционной работы в сфере детско-родительских отношений по каждой из двух семей. |
5. | Этап оформления отчета по практике | 3 - 4 дня | Составить отчет по практике. |
Раздел 3. Содержание практики (формы работы и контроля).
Вид практики: летняя педагогическая практика.
Место проведения практики: семьи.
Количество учебного времени: две недели.
Тема: Исследование детско-родительских отношений в семье.
Цель: Практически освоить приемы и методы комплексной диагностики детско-родительских отношений, овладеть основами системного анализа и обобщения данных, полученных с помощью принципиально различных методов исследования, приемы консультирования по проблемам детско-родительских отношений.
Объект: детско-родительские отношения в семьях.
Предмет: структура ролевого взаимодействия между родителями и детьми особенности семейного воспитания и построения внутрисемейных коммуникаций.
Задание практики
Для проведения комплексной диагностики детско-родительских отношений в двух семьях, выбранных самостоятельно, необходимо:
1. Последовательно установить доверительные отношения со всеми членами каждой из выбранных семей.
2. Определить социально-психологический портрет каждой семьи, включающей:
· сведения об уровне доходов семьи (средний, ниже среднего, выше среднего), об источниках семейного бюджета;
· описание условий проживания членов семьи: количество комнат, общее состояние квартиры, дома, возможность построения индивидуального психологического пространства для каждого члена семьи;
· сведения о ближайших родственниках, друзьях, принимающих активное и постоянное участие в жизни семьи (если таковые имеются).
3. Последовательно реализовать комплексную диагностику детско-родительских отношений по следующей схеме:
1) С родителями и детьми (совместно):
· провести совместный тест Роршаха (СТР) в целях выявления ролевой структуры взаимодействия и особенностей детско-родительских коммуникаций.
2) С родителями:
· провести анализ семейного взаимодействия и особенностей семейного воспитания с помощью теста АСВ;
· провести диалогическое интервьюирование родителей с целью выявления «Семейных сценариев» определяющих их отношение к детям (по схеме, разработанной на кафедре и усвоенной до возможности ее устного воспроизведения).
3) C детьми:
· с детьми в возрасте от 4 до 11 лет, в целях исследования межличностных отношений ребенка с другими членами семьи, провести тест «Рисунок семьи»;
· с детьми в возрасте от 11 и старше проективный тест «Рисунок семьи» может быть заменен на тест «Социограмма семьи»;
· подготовить стимульный материал для проведения с детьми и подростками теста «Диагностика эмоциональных отношений в семье»;
· исследовать направленность и силу чувств ребенка к родителям (взрослым членам семьи), а так же его оценку ответного отношения к нему с помощью теста «Диагностика эмоциональных отношений в семье».
Перечисленные методики являются обязательными, однако для подтверждения и расширения полученных данных, по желанию студентов, они могут быть дополнены другими психодиагностическими методиками (например, направленными на изучение супружеских отношений, диагностику детей юношеского возраста).
4. Провести сравнительный анализ полученных данных и их последующее, обобщение с целью установления в каждой из трех семей:
· проблемных точек в сфере детско-родительских отношений,
· наиболее вероятных причин их возникновения,
· особенностей межличностных коммуникаций в семье,
· общего типа семьи как системы (открытая) закрытая система по категориям В. Сатир.
5. Определить направление и характер коррекционной работы в сфере детско-родительских отношений по каждой из двух семей.
6. Составить отчет по практике.
Отчет должен включать в себя:
· дневниковые записи, раскрывающие поэтапное проведение заданий практики,
· социально-психологический портрет каждой семьи,
· протоколы проведения всех методик,
· интерпретация данных всех методик,
· заключение по каждой отдельной семье, включающее в себя сравнительный анализ данных, полученных от каждого члена и их последующее обобщение и определяющее направление и характер коррекционной работы с семьей.
Данные по каждой семье (портрет семьи, протоколы, интерпретации, заключение, рекомендации) лучше представлять в комплексе, затем переходить к описанию данных другой семьи.
· стимульный материал, использованный в работе,
· общее заключение отражающее достигнутые результаты и описание наиболее сложных, трудно реализуемых пунктов задания практики.
Раздел 4. Перечень средств обучения:
учебно-методическое
а) основная литература:
1. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие [Текст] / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. – 688 с.: ил.
2. Психолого-педагогическая практика: учебно-методическое пособие для студентов и методистов по практике факультета психологии [Текст] / О.П. Болотникова, О.В. Порваткина, Э.Ю. Чикирёва. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2005. – 136 с.
б) дополнительная литература:
1. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика [Текст] / А. А. Бодалев, В. В. Столин. – СПБ.: Изд-во «Речь», 2000. – 440 с.
2. Венгер, А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Ч.1. [Текст] / А. Л. Венгер. – М.: Генезис, 2001. – 160с.
3. Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (детский вариант) [Текст]: Учебно-методическое пособие / Сост. О. М. Анисимова. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – 24 с.
4. Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (юношеский вариант) [Текст]: Учебно-методическое пособие / Сост. О.М. Анисимова. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – 26 с.
5. Педагогическая практика: Сборник программ педагогических практик [Текст] / И. В. Штых, Л. Н. Седова, Н. П. Толстолуцких, А. А. Кармаев, Л. А. Кабанина, А. В. Викулов, И. В. Смотрова; Под ред. И. В. Штых. – Балашов: Изд-во БГПИ, 2000. – 76 с.
6. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие [Текст] / Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. – 672 с.
7. Сатир, В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту [Текст] / В. Сатир. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМА-Пресс, 2000. – 320 с.
8. Социально-психологический практикум: Учеб.-метод. пособие для студентов факультета психологии и социальной работы [Текст] / Авт.-сост. В.В. Гриценко. – Балашов: Николаев, 2004. – 184 с.
в) информационное (программное обеспечение и Интернет-ресурсы), а также материально-техническое обеспечение:
https:// www.ht.ru
https:// www.psytest.ru
https://koob.ru,
https://ihtik.lib.ru,
https://azps.ru
https://www.imaton.ru