Симптомокомплекс | Симптом | Балл |
Благоприятная семейная ситуация | Общая деятельность всех членов семьи | 0,2 |
Преобладание людей на рисунке | 0,1 | |
Изображение всех членов семьи | 0,2 | |
Отсутствие изолированных членов семьи | 0,2 | |
Отсутствие штриховки | 0,1 | |
Хорошее качество линий | 0,1 | |
Отсутствие показателей враждебности | 0,2 | |
Адекватное распределение людей на листе | 0,1 | |
Другие возможные признаки | 0,1 | |
Тревожность | Штриховка | 0,1,2,3 |
Линия основания — пол | 0,1 |
Оконча н | ие табл. 6 | |
Симптомокомплекс | Симптом | Балл |
Линия над рисунком | 0,1 | |
Линия с сильным нажимом | 0,1 | |
Стирание | 0,1,2 | |
Преувеличения внимания к детям | 0,1 | |
Преобладание вещей | 0,1 | |
Двойные или прерывистые линии | 0,1 | |
Подчеркивание отдельных деталей | 0,1 | |
Другие возможные признаки | 0,1 | |
Конфликтность | Барьеры между фигурами | 0,1 |
Стирание отдельных фигур | 0,1,2 | |
Отсутствие отдельных частей тела у некоторых фигур | 0,2 | |
Выделение отдельных фигур | 0,2 | |
Изоляция отдельных фигур | 0,2 | |
Неадекватная величина отдельных фигур | 0,2 | |
Несоответствие вербального описания и рисунка | 0,1 | |
Преобладание вещей | 0,1 | |
Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи | 0,2 | |
Член семьи, стоящий спиной | 0,1 | |
Другие возможные признаки | 0,1 | |
Чувство неполноценности в семейной ситуации | Автор рисунка непропорционально маленький | 0,2 |
Расположение фигур на нижней части листа | 0,2 | |
Линия слабая, прерывистая | 0,1 | |
Изоляция автора рисунка от других членов семьи | 0,2 | |
Маленькая фигура | 0,1 | |
Неподвижная, по сравнению с другими, фигура автора | 0,1 | |
|
Анализ рисунка семьи Димы Б., 8 лет, ученика 1-го кл. (рис. 2.1)
Диагноз: резидуально-органическое поражение головного мозга.
Дима изобразил себя и своего отца. Мама и бабушка, с которыми он на момент обследования проживает в одной семье, на рисунке отсутствуют.
Рассказ и диалог с психологом по рисунку: Дима: «Мыс папой едем в гости к Никите. Играть в компьютер будем». Психолог: «А почему вдвоем?» — «Мама по выходным работает». — «Как тебе здесь, на рисунке, с папой?» — «Нравится, я его люблю. Маму тоже, но...» Далее следует пауза и разговор обрывается.
Со слов матери, родители развелись больше года назад. Отца Дима видит не чаще, чем раз в месяц. Обычно отец забирает его на выходной день и везет к своим родителям или в гости. По мнению мамы, ее сына отличают «упрямство, негативизм, низкая мотивация к обучению, неуважительное отношение к маме и бабушке». Мама вынуждена постоянно следить за учебой сына, делать с ним уроки: «Последнюю четверть закончил без троек. Но чего мне это стоило!» Отец в учебе сына никакого участия не принимает. Сложности в отношениях с сыном послужили поводом для обращения к психологу. Отсутствие на рисунке мамы и бабушки указывает, что на бессознательном уровне Дима к ним относится отрицательно. Он тянется к отцу, с которым приятно проводит время, не занимаясь скучной учебой.
|
Анализ рисунка семьи Антона В., 9 лет, ученика 3-го кл. (рис. 2.2)
Диагноз: тик. Внешне гиперкинетическое расстройство проявляется как постоянные качания головы из стороны в сторону, как будто ребенок говорит «нет».
На рисунке изображена белая крыса Ванда. Мама, папа и сам мальчик не нарисованы. Антон прокомментировал рисунок так: «Это — моя семья. Ванда — коварная, злобная, кусачая, с огромными зубами. Сама маленькая, а зубы большие. Нравится, когда злая. Рычит — как журчит. Хорошо от журчанья. Подруга моя. С ней весело. А всех других я не буду рисовать».
Со слов мамы, у нее с мужем хронически конфликтные отношения. Она даже советовалась с сыном, стоит ли им развестись. Антон против развода. Отсутствие родителей на рисунке говорит о наличии к ним бессознательных негативных чувств, которые мальчик воспринимает как запретные: «Я должен любить своих родителей, а они меня своими конфликтами раздражают, и это плохо, поэтому я не буду рисовать их вообще». Отсутствие самого Антона на рисунке свидетельствует о сложностях самовыражения в отношениях с близкими людьми: «Мне трудно найти здесь свое место». Выбор белой крысы в качестве единственного изображенного члена семьи указывает на ту значимость, которую для мальчика имеют ее природные характеристики, им перечисленные: «коварная, злобная, кусачая». По-видимому, на символическом уровне они отражают его скрытое напряжение и агрессию по отношению к обстановке в семье, проявляющуюся в гиперкинетическом синдроме.
|
Рис. 2.1. Рисунок семьи Димы Б.
2. Отсутствие на рисунке самого автора рисунка:
А. Трудности самовыражения в отношениях с близкими людьми, связанные с чувством неполноценности: «Меня здесь не замечают», «Мне трудно найти здесь свое место» (рис. 2.2, 2.3);
Б. Безразличие к близким (отсутствие вовлеченности): «Я не стремлюсь найти здесь свое место», «Меня здесь ничто не волнует».
3. Пространство листа — это аналог жизненного пространства. Как и в реальной жизни, в плоскости листа каждый человек бессознательно стремится занять собой и продуктами своей деятельности столько места, сколько он, по его мнению, заслуживает. Иными словами, если у него низкая самооценка, то он занимает мало места в реальном мире и, рисуя на листе бумаги, займет лишь небольшую его часть (рис. 2.3). Напротив, люди уверенные, хорошо приспособленные, рисуют свободно, с размахом, и могут занять весь лист.
Рис. 2.3. Рисунок семьи Филиппа Г.
■ Анализ рисунка семьи Филиппа Г., 15 лет, ученика 9-го кл. (рис. 2.3)
Диагноз: вегетососудистая дистония по гипотоническому типу
Поводом для обращения к психологу послужила реакция подростка на разлуку с семьей (отъезд мамы, отчима и младшего брата в другой город). Филипп двое суток лежал, отвернувшись к стене, отказывался от пищи и не разговаривал с бабушкой. Затем у него возникли трудности с учебой, и он стал отказываться ходить в школу. Его состояние ухудшалось, и тогда мама решила вернуться к сыну.
На рисунке изображены мама, отчим и младший брат (от брака мамы с отчимом). Рассказ по рисунку. Филипп: «Меня здесь нет. Но если бы себя нарисовал, стоял бы за спиной у мамы с Николкой. Мама собирается играть с Николкой, думает, куда с ним пойти, как его развлечь. Настроение у нее хорошее, радостное. Николка смеется, что будет гулять. Папа его слушает и думает — пойти на деловую встречу или отменить ее? Потом решает пойти погулять». П с и х о л о г: «А ты бы о чем думал?» — «Думал бы, что мне надеть? Николка у нас такой — везде лезет, лезет».
Отсутствие автора на рисунке указывает на трудности самовыражения в отношениях с близкими людьми, связанные с чувством неполноценности: «Меня здесь не замечают», «Мне трудно найти здесь свое место». О низких самооценке и уровне притязаний Филиппа свидетельствует также изображение семьи в виде группы маленьких фигур в нижней левой части листа: «Даже та малость, на которую я претендую, у меня не получается».
4. Если группа маленьких фигур изображена внизу листа, это указывает на сочетание низкой самооценки с низким же уровнем притязаний: «Я в жизни и так уже много от чего отказался, но даже та малость, на которую я претендую, у меня не получается» (рис. 2.3). Если маленькое по размеру изображение помещено наверху листа, а большая нижняя часть листа пустая, это говорит о том, что низкая самооценка сочетается с высоким уровнем притязаний: «Мне в жизни много чего хочется, но у меня мало что получится» (рис. 2.4).
5. Неодушевленные предметы, изображенные на рисунке, являются объектом особой привязанности семьи и нередко замещают ее членов (рис. 2.4).
Анализ рисунка Мити П., 17 лет, студента 1-го курса (рис. 2.4)
Диагноз: эпизодическое употребление наркотиков.
На рисунке отсутствуют члены семьи: мама, папа, сам Митя и его младшая сестра Катя 15 лет. Вместо людей нарисован дом без дверей, гараж и соединяющий их забор. Название рисунка: «Семейный очаг».
Комментарии к рисунку на основании вопросов психолога: «Как папа чувствует себя в доме?» — «Не знаю...» — «Как мама?» — «Не знаю... Мне тоскливо, безнадежно — с родителями не договориться, не переубедить, они консерваторы в мировоззрении. Сестре — беззаботно, ей переживать еще рано».
Замещение семьи неодушевленными предметами показывает, что замкнутый мир дома без дверей, по-видимому, является здесь самой большой семейной ценностью. Отсутствие на рисунке членов семьи указывает на дефицит эмоционального контакта с ними. Отсутствие самого Мити говорит о том, что он не видит себе места в этом мире. Относительно небольшое по размеру изображение дома расположено наверху, а большая нижняя часть листа — пустая, что является признаком сочетания низкой самооценки Мити с высоким уровнем притязаний: «Мне в жизни многого хочется, но у меня мало что получится».
Рис. 2.4. Рисунок семьи Мити П.
Мамин стиль воспитания — доминирующая гиперпротекция («Никто в семье никуда не уходит, чтоб я не знала»). Она всю жизнь руководила сыном во всех его делах, особенно в учебе (репетиторы с пятого класса, поступление в вуз по знакомству и за взятку, контроль общения). На момент исследования Митя — студент факультета мировой экономики престижного вуза. Однако он считает, что не способен учиться, и поэтому решил быть диджеем («Потому что экономист работает, а диджей отдыхает в окружении друзей, с хорошей музыкой, общается, и за это 6-10 тыс. долларов в месяц получает»). Все вечера и ночи Митя проводит за играми в компьютерном клубе, где он и начал употреблять наркотики. Чтобы он не уходил, мама забирает у него ключи, запирает двери, караулит, но сын все равно убегает из Дома.
При интерпретации рисунка дома можно отметить следующие моменты. Отсутствие дверей указывает на то, что субъект испытывает трудности в стремлении раскрыться перед другими, особенно в домашнем кругу. Размещение рисунка над центром листа — что он чувствует тяжесть своей борьбы и относительную недостижимость цели, поэтому склонен искать удовлетворение в фантазиях. Перспектива «над субъектом» (взгляд снизу вверх) отражает то, что автор рисунка отвергнут, отстранен, не признан дома. Присутствие построек (забор, гараж) указывает на агрессию против фактических хозяев дома или бунт против того, что субъект считает искусственными культурными стандартами.
6. Размер изображенного персонажа или предмета выражает его субъективное значение для ребенка и показывает, какое место в его душе занимают отношения с этим персонажем или предметом в данный момент времени (рис. 2.5). Размер используется для выражения значимости, страха и уважения.
Рис. 2.5. Рисунок семьи Толи Т.
7. Самым «умным» членом семьи автор считает того, кому он нарисовал самую большую голову (рис. 2.5, 2.6).
8. Большой по размеру и/или заштрихованный рот — символ агрессии, нападения. Если рот у человека отсутствует или изображен точечкой, то он не имеет права высказывать свое мнение и влиять на других (рис. 2.5).
9. Чем более могущественным воспринимается персонаж, тем большие у него руки. Отсутствие рук у детей старше 6 лет — показатель застенчивости, пассивности, ЗПР. Спрятанные руки выражают чувство вины. Преувеличенный размер рук, выделение рук и пальцев — указывает на склонность к агрессии (рис. 2. 5).
Анализ рисунка семьи Толи Т., 7,5 лет, ученика 1-го кл. (рис. 2.5)
Диагноз- здоров. Жалобы на нарушения поведения в школе (со слов учителя: «Стал замыкаться, на уроках встает - не может долго находиться в покое, кусает тех учеников, кто его бьет или за волосы дергает»).
На рисунке изображены все члены семьи: мама, Толя, бабушка и дедушка (мальчик называет его папой). Отец из семьи ушел, когда Коле было три годика. Рассказ и диалог по оисунку Толя: «Мама смеется анекдоту, который я рассказал. Я бегаю, играю в футбол, бабуля готовит ужин. Папа-дедуля пишет диссертацию». Психолог: «А кто тут самый главный на рисунке?» - «Самый главный папа-дедуля. Он всем приказывает. И бабуля, она тоже всем все приказывает». - «А вы с мамой какие?» - «Мама, я - добрые. Не ругаемся — и все».
Самая большая фигура на рисунке, с самой большой головой и с самым большим ртом - это мама. По-видимому, это связано с тем, что подсознательно Толя испытывает к ней страх и уважение, зависит от ее оценок и считает самой умной1. В беседе Толя рассказал, что мама нередко его бьет, наказывает за плохие, с ее точки зрения, учебу и поведение. Из-за этого мальчик очень переживает. Он мечтает, чтобы мама его любила и ласково к нему относилась. На рисунке у Толи маленький рот, и это означает, что он еще не умеет или не имеет права высказывать свое мнение. Однако сравнительно большие руки и ладони, похожие на кулаки, которые мальчик нарисовал себе и которые сравнимы по размерам с руками и ладонями других членов семьи, позволяют предположить, что Толя может «пустить их в дело».
10. Изображение на рисунке персонажа, который к семье официально не принадлежит (например, члена родственной семьи, друга семьи и пр.) говорит о неудовлетворенных потребностях по отношению к этому персонажу. Эти желания субъект реализует в своей фантазии, в воображаемом общении с данным человеком (рис. 2.6). На эту же тенденцию указывает наличие вымышленного (например, сказочного) персонажа.
11. Расположение себя в пространстве листа напротив другого лица говорит о хороших (близких) отношениях с ним (рис. 2.6).
Анализ рисунка семьи Федора П., 11 лет, ученика 7-го кл. (рис. 2.6)
Диагноз: навязчивые страхи (боится находиться в квартире один; боится что не выключил газ, вытяжку, что не потушил свет, когда уходил из дома).
На момент исследования проживает вместе с мамой и кошкой Мурой. Родители не разведены, но уже несколько месяцев живут отдельно. До их разъезда Федор никогда не оставался один в квартире, так как папа днем всегда был дома. На рисунке изображены последовательно папа, мама, Федор, Мура и двоюродная сестра Аня 16 лет (одна из трех дочерей замужней сестры матери, с которой Федор общается летом на даче). Рассказ по рисунку: «Настроение у всех хорошее. Папа смотрит телевизор, играет со мной. Мама готовит, по телефону разговаривает. Я уроки делаю. Мура играет, мусорит. А Аня слушает плейер».
Появление на рисунке папы и Ани свидетельствует о том, что Федор испытывает дефицит общения, нуждается в поддержке и защите. На значимость отца и Ани в его жизни указывает также размер их изображений. Расположение себя в пространстве листа напротив Ани показывает, насколько хорошие отношения связывают двоюродных брата и сестру.
Рис. 2.6. Рисунок семьи Федора П.
12. Согласно принципу вертикальной иерархии, выше всего на рисунке расположен персонаж, обладающий, по мнению его автора, наибольшей властью в семье (хотя он может быть самым маленьким по линейному размеру). Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна (рис. 2.7).
13. Расстояние между персонажами (линейная дистанция) связано с дистанцией психологической. Кто субъекту ближе всех в психологическом отношении, того он изображает ближе к себе пространственно. То же относится и к другим персонажам: кого данный человек воспринимает как близких между собой, тех он нарисует рядом друг с другом (рис. 2.7).
Анализ рисунка семьи Лены Г., 13 лет, ученицы 9-го кл. (рис. 2.7)
Диагноз: нарушение осанки.
Жалобы: упрямство, негативизм, конфликты со всеми членами семьи. С помощью опросника ПДО определена истероидно-эпилептоидная акцентуация характера, выраженная реакция эмансипации, риск социальной дизадаптации.
На рисунке девочка изобразила всех членов семьи: в верхнем ряду — маму, бабушку и папу, в нижнем — себя, брата Гошу 11 лет и кота Тимошу. Из рисунка следует, что взрослые в этой семье с точки зрения девочки обладают значительно большей властью, чем дети. Об этом также говорит отсутствие у девочки на рисунке кистей рук, а у ее брата — стоп ног. В подсистеме взрослых между собой близки мама и бабушка, в подсистеме детей — Лена и Гоша.
Рис. 2.7. Рисунок семьи Лены Г.
Семья проживает в двух комнатах коммунальной квартиры, в одной комнате — бабушка, в другой — родители с детьми. Дети никогда не остаются одни, без присмотра старших: дома всегда присутствует бабушка, а в школе, где они учатся, мама работает учительницей.
14. Персонажи, которые непосредственно соприкасаются друг с другом (например, руками) пребывают в столь же тесном психологическом контакте (рис. 2.8). Персонажи, которые не соприкасаются, таким контактом не обладают.
15. Персонаж или предмет, вызывающий у субъекта наибольшую тревогу, изображается либо с усиленным нажимом, либо сильно заштрихован, либо его контур обведен несколько раз (рис. 2.8). Но в некоторых случаях он может быть обведен очень тоненькой, дрожащей линией. Автор как бы не решается его изобразить.
16. Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются автором как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в том, чтобы их спасли. Персонажи с глазами-«точечками», «щелочками» несут в себе внутренний «запрет на плач», то есть боятся просить о помощи (рис. 2.8).
17. Чем больше площадь опоры у ног, тем более твердо стоящим на земле воспринимается персонаж (рис. 2.8). Отсутствие ступней, маленькие, неустойчивые ноги — признак неуверенности, нестабильности, отсутствия крепкого основания, недостатка базового чувства защищенности.
18. Если персонажи на рисунке изображены в один ряд, необходимо мысленно провести горизонтальную линию по самой нижней точке ног. Тогда опору в реальности имеют только те люди, которые «стоят» на этой линии Остальные, «повисшие в воздухе», по мнению субъекта, самостоятельной опоры в жизни не имеют (рис. 2.8).
Анализ рисунка семьи Насти К., 16 лет, ученицы 10-го кл. (рис. 2.8)
Диагноз: распространенный нейродермит.
На рисунке изображены все члены семьи: Настя, мама, папа и брат Петя. Вначале Настя нарисовала всех членов семьи отдельно, но затем рисунок исправила: от себя протянула руку к маме и как бы взяла маму под руку, а от мамы протянула руку к папе, так что изображенная мама тоже как бы взяла папу под руку. Рассказ по рисунку: «Я держу маму под руку, когда гуляю. Мамочка держит за руку папу (гуляет). Братик Петя идет рядом (независимый). У меня настроение хорошее, у мамы — хорошее, у папы — среднее. У Пети — хорошее».
Настя — идентифицированный пациент. Она стала болеть вскоре после того, как брат начал открыто конфликтовать со злоупотребляющим алкоголем отцом и даже избил его. Заболев, Настя переключила внимание членов семьи на себя, и конфликты отца с сыном стали возникать реже. Из рисунка видно, что Настя как бы оттягивает маму, а мама, соответственно, папу, подальше от Пети, так что Петя теперь «независимый». Свой контур Настя обвела несколько раз — по-видимому, ее болезнь вызывает у нее большую внутреннюю тревогу. Кроме того, выделены рука Насти, которая тянется к маме, и рука мамы, которая тянется к папе, что указывает на субъективную значимость напряженного «сцепления дочери с родителями». Однако в отличие от других изображенных членов семьи, у девочки на рисун-
Рис. 2.8. Рисунок семьи Насти К.
ке нет глаз, и это означает, что она запрещает себе просить о помощи. Просьбу о помощи выражают большие круглые глаза матери, которая и привела дочь на консультацию. Себе Настя нарисовала самые большие ступни ног, кроме того, если мысленно провести горизонтальную линию по самой нижней точке ног, то окажется, что Настя приписывает себе чувство наибольшей «опоры в реальности». Она полагает, что спасти семью, разрешить конфликт между Петей и папой — ее долг.
Методика «Рисунок семьи» удобна в применении, способствует установлению хорошего эмоционального контакта, доступна лицам со сниженным интеллектом. Особенно продуктивно ее использование в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда у детей нередко имеют место трудности вербализации. Вместе с тем эту технику и правила ее интерпретации можно с успехом применять и в работе со взрослыми. Методика обладает значимостью не только для диагностики межличностных отношений в семье, но также для выбора тактики психологической коррекции и психотерапии нарушенных семейных отношений.
Методика «Рисунок семьи в образах животных»
Благодаря работам С. Кауфмана, В. Хьюлса, Р. Бернса, А. Захарова, Т. Хоментаускаса методика «Рисунок семьи» получила широкое распространение. Традиционно цель теста «Рисунок семьи» — выявление особенностей внутрисемейных отношений. Благодаря рисованию ребенком семьи и беседе с ним оказывается возможным оценить особенности его восприятия и переживания отношений в семье.
Материалы: лист белой бумаги формата А4, набор цветных карандашей.
Перед началом тестирования психолог просит клиента удобно устроиться за столом; кладет перед ним лист бумаги и комплект из восьми цветных карандашей. Далее дает инструкцию:«Нарисуйте свою семью в образах животных».
Традиционно после рисования принято задавать клиенту уточняющие вопросы. Необходимо выяснить существенные особенности изображенных фигур, узнать их характер, склонности, специфику взаимоотношений друг с другом.