Ф.И. ребенка возраст
№ | Мама | Папа | Я | Брат… | … | Никто |
…. | ||||||
Обработка состоит в записи номеров утверждений в соответствующих клеточках и суммировании количества вопросов, которые были присвоены каждому человеку, в пределах каждой группы вопросов. Это покажет, сколько "каждого вида чувств" направляется ребенком каждому члену семьи.
Относительная психологическая значимость различных членов семьи.
Из чисто теоретических соображений распределение пунктов могло бы походить на гипотетическое распределение на диаграмме 1.
Диаграмма 1
Мама | ||||
Папа | ||||
Братья, сестры | ||||
Др. члены семьи | ||||
Сам ребенок |
Ожидаемое распределение высказываний (гипотетическое). Здесь взята сумма всех высказываний, адресованных одному человеку, чтобы показать степень вовлеченности в отношения с этим человеком. Важно увидеть, не смещено ли распределение чувств от родителей к другим членам семьи. Также должно быть замечено, нет ли преувеличенной реакции — положительной или отрицательной — на одного из родителей (в психоаналитических терминах: не указывают ли результаты теста на прегенитальный или неразрешенный Эдипов комплекс).
2. Эгоцентрические ответы.
Эгоцентрические ответы содержат два элемента: любовь к себе и ненависть к себе. Оба они, однако, указывают на чрезмерную занятость собой. Основываясь на клиническом опыте, можно ожидать высокий уровень любви к себе у привилегированных детей или детей, чрезмерно идущих на поводу своих желаний; и высокий уровень ненависти к себе у отвергаемых и ненавидимых детей или детей с чувством неполноценности, вины и стыда.
|
Амбивалентность.
Отношения между положительными и отрицательными исходящими чувствами и положительными и отрицательными получаемыми чувствами, высказанными ребенком, могут составить амбивалентную пропорцию. Необходимо принять, что амбивалентность в отношении существует, если положительных пунктов было направлено члену семьи не более чем в два раза больше, чем отрицательных или если количество отрицательных пунктов, направленных члену семьи, не превышает количество положительных более, чем в два раза. Те вопросы, которые выражают получаемые ребенком чувства и те, которые выражают исходящие чувства, рассматриваются независимо друг от друга.
Чувства, исходящие от ребенка и получаемые им.
Исходящие чувства — это те чувства, источником которых является ребенок, и которые делают его любящим, амбивалентным или ненавидящим. Как правило, можно ожидать, что эти чувства будут связаны с поведением ребенка. Сдержанный ребенок, который не способен выразить свои чувства в реальной жизненной ситуации, может оказаться способным сделать это в тестовой ситуации, но он может также быть сдержанным в обеих ситуациях. Выраженные ребенком чувства зависят от его жизненного опыта и от его системы психологической защиты. Данные о полученных чувствах ставят исследователя перед двумя "реальностями" ребенка — реальностью "действительных" эмоций, направленных на ребенка и его "психической" реальностью воспринятых эмоций в соответствии с тем, каких он хотел или в каких он нуждался. Эмоции, которые дети направляют другим, тесно соотносятся с чувствами, которые, как они полагают, направляются им самим: в большинстве случаев получаемые чувства удивительно соответствуют исходящим от ребенка чувствам, как если бы у ребенка была внутренняя обсчитывающая система, которая давала на выход ровно столько, сколько получает на вход.
|
Защиты.
Тестовая ситуация имеет тенденцию актуализировать систему "защиты" ребенка. Это обычные способы защиты, видоизмененные ограничениями, накладываемыми тестовым материалом. Результаты теста могут обнаружить следующие защитные механизмы:
1. Отказ. Ребенок отдает большинство положительных и отрицательных пунктов фигуре "Никто".
2. Идеализация. Ребенок отдает преимущественное количество вопросов положительного характера членам семьи, в то время как большинство отрицательных отдает фигуре "Никто".
3. Смещение. Ребенок отдает большинство пунктов периферическим членам семьи.
4. Осуществление желаний, регрессия. Эти защиты могут быть выявлены, если ребенок направляет на себя большинство вопросов, выражающих сверхпокровительственные, сверхпотакающие чувства.
5. Результаты, полученные при проведении теста в клинике, помогли обнаружить следующие виды защит:
|
проекция, когда ребенок преувеличенно и нереально приписывает другим положительные и отрицательные чувства и в то же время отрицает их у себя;
реакция формирования, когда ребенок подменяет свои ответы противоположными в целях скрыть слишком яркие положительные или отрицательные чувства.
6. Отсутствие нормальной защищенности. Если протокол показывает чрезмерное проявление сильных положительных или отрицательных чувств, мы можем говорить о недостатке защищенности.
Некоторые тестовые синдромы
1. Идеализирующая тенденция.
Существует группа детей, имеющих фобии, неспокойных, робких, пассивных, заторможенных, ригидных, компульсивных и т.д., чьи внутренние страхи и деструктивные тенденции, когда они проецируются на их окружение, делают его, в самом деле, ужасным местом. Один из главных механизмов подавления их страхов—это примитивное отрицание, вследствие чего опасность отодвигается, прекращает существовать. Подобные случаи представлены в таблице, расположенной ниже.
Таблица № 1