Анна В., 16 лет.
При оценке результатов тестирования мы сопоставили число членов семьи, изображенных Анной с реальным составом семьи. Девочка полностью изобразила свою семью.
Самый большой кружок – изображение отца, это говорит о большом авторитете и значимости отца для девочки. Себя она изобразила в виде кружка средних размеров, что говорит об адекватной самооценке девочки.
Вся семья располагается в центре круга, что говорит о внешней и, вероятно, внутренней сплоченности семьи. В центре находится отец, рядом с которым Аня нарисовала себя, то есть отец наиболее значим и даже любим Аней. Брат располагается далеко от девочки, что свидетельствует о не совсем благополучных, конфликтных отношениях между ними.
Вера Д., 15 лет.
Исходя из результатов методики «Семейная социограмма», можно сказать, что в площадь круга попадают все члены семьи.
Наиболее значимыми в семье являются родители. Их кружки находятся выше и по размеру они больше. Самый маленький по размеру кружок, обозначает саму девочку. Это говорит о заниженной самооценке. Расположение себя в стороне от кружков, символизирующих остальных членов семьи, может указывать на переживание эмоциональной отверженности.
Расположение кружков относительно друг друга, свидетельствует о том, что, вероятно, более близкие отношения у Веры с сестрой и мамой, а также о прямом характере коммуникаций в семье.
Методика «Совместный тест Роршаха»
Семья А.
Эльвира Геннадьевна, мать, 43 г.,
Сергей Александрович, отец, 45 лет.
Дмитрий, сын, 13 лет.
Анна, дочь, 19 лет.
Протокол:
Задание проводилось в первой половине дня в 11.00 утра.
Время выполнения задания – 15 минут.
Во время выполнения задания семья сидела на стульях в зале, Аня и Дима посередине вместе, а родители по бокам.
|
К выполнению задания семья А. отнеслась с энтузиазмом, особенно дети, которые проявляли большую активность.
После задания между детьми возник спор «кто прав, кто виноват», но мать быстро успокоила детей.
Таблица 1.
Дочь – Бабочка (берет таблицу в руки)
Сын – Герб России
Дочь – Все равно бабочка
Сын – Голова, хвост!
Дочь – Бабочка, вот крылья!
Сын – У бабочки нет крыльев!
Дочь – Бабочка! Ты – молчи!
Совместное решение: «бабочка».
Таблица 2.
Сын – (взял в руки) Бетмен.
Дочь – Летучая мышь. Отдай мне карточку. Я ненавижу.
Сын – Бетмен.
Дочь – Нет, мышь!
Сын. – Да, Бетмен.
Дочь – Ну, ладно.
Совместное решение: «Бетмен».
Таблица 3.
Сын – берет в руки.
Дочь – Нет, я хочу держать.
Сын – Это бабы.
Дочь – Нет, смотри, грибок.
Сын – Белый фон, танцуют.
Дочь – Это жук.
Сын – Нет, две девчонки.
Дочь – Грибок, грибок!
Совместное решение: «Грибок»
Таблица 4.
Сын – взял в руки таблицу. Это скат.
Дочь – Рожица.
Сын – Нет, скат. Вот рожица, глаза.
Дочь – Дай в руки. Это тень.
Сын – Нет, не тень.
Дочь – Ты везде лезешь. Мам, ну, скажи.
Мама – Да, тень.
Совместное решение: «Тень».
Таблица 5.
Сын – Берет таблицу в руки.
Дочь – Маска, смотри.
Сын – Два холма.
Дочь – Нет. Дай в руки. Маска, говорю.
Сын – Нет, ни маска, два холма.
Дочь – Я – пас, как хочешь.
Совместное решение: «Два холма».
Таблица 4. Обработка данных СТР
№ таблицы | Держание таблицы | Количество предложений | Проникаемость | Решения | Аффективный стиль | Качество | |||||||||||||||
мать | отец | сын | дочь | мать | отец | сын | дочь | мать | отец | сын | дочь | мать | отец | сын | дочь | мать | отец | сын | дочь | решения | |
- | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 2(-) | 3(-) | |||||||||
- | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 2(-) | 2(-) 1(+) | |||||||||
- | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 2(-) | 3(-) | |||||||||
- | - | - | - | 0,5 | - | - | 0,5 | - | - | + | 2(-) | 3(-) | |||||||||
- | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 2(-) | 1(-) 1(±) | |||||||||
Сумма | - | - | - | 0,5 | - | 0,5 | - | (-) | 1(+) 12(-) 1(±) |
|
Интерпретация
Проанализировав невербальное поведение членов семьи можно отметить, что наиболее активным по параметру «держание таблицы» является сын (4 раза держал таблицы первым). Однако, постоянное перетягивание таблицы на свою сторону дочерью и пассивная позиция родителей указывают на наличие соперничества и напряженности в отношениях между детьми и пассивность и неуверенность со стороны родителей.
В вербальном поведении испытуемых можно отметить следующее. Каждый из партнеров отстаивал собственную точку зрения, отклоняя предложения другого, или игнорировал, отмахивался от них. Иногда процесс принятия совместного решения заканчивался спором. В одном случае дискредитация предложений партнера доходит до обвинений. Дети проявляли стремление к внешнему руководству, особенно дочь. Окончательный ответ принимался, либо когда сестра уступала (2,5 таблицы), либо когда она отстаивала свое мнение до конца, игнорируя мнение брата (1,3 таблицы) или обращаясь за поддержкой к матери (таблица 4).
|
Аффективный стиль отношений между сыном и дочерью характеризуется преобладанием отклонений высказываний друг друга. В ходе проведения СТР родители заняли пассивную позицию, не вмешивались в спор детей. Лишь в единичном случае мать разрешает спор между детьми, оставаясь на стороне обратившейся к ней дочери (таблица 4).
Таким образом, при обработке полученных данных нами было установлено, что преобладающий стиль общения между детьми – «соперничество», а отстраненная позиция, игнорирование высказываний детей и отсутствие любых оценок, позволяют сделать предположение о сдерживаемой агрессии по отношению к детям.
Семья Б.
Алла Валентиновна, мать, 36 лет.
Юля, дочь, 15 лет.
Протокол
Задание проводилось во второй половине дня в 15.00.
Время выполнения задания – 20 минут.
Исследование проводилось в школе, в которой обучается дочь. Во время выполнения задания мама с дочерью сидели рядом за одной партой.
Все ответы в регистрационном листе записывала мать.
Таблица 1.
Мама берет таблицу. Хм… Даже не знаю, что это… Может быть муха?
Дочь – Это какая-то маска.
Мать – Вот если вот это голова, это усики, это тельце… У кого еще так может быть?… У пчелы?…На скорпиона? Нет, не похоже… (рассуждает сама с собой). Ну что, муха? (обращается к дочери)
Дочь – Не знаю, может, муха.
Мать – Ну, я пишу (пауза). А может быть это летучая мышь? Ну, что летучая мышь?
Дочь – Да я ее не помню.
Мать – Летучая мышь, наверно.
Дочь – Может быть.
Совместный ответ: «Летучая мышь».
Таблица 2.
Мать – (берет таблицу). Чучело какое-то.
Дочь – Да, похоже на чучело.
Мать – Чучело, только вот шляпы не хватает. (обращаясь к дочери). Чучело?
Дочь – Да, чучело.
Совместный ответ: «Чучело».
Таблица 3.
Мать – (берет таблицу). Жук какой-то (крутит таблицу).
Дочь – Похоже на корни дерева. Вот (демонстрирует).
Мать – Корни?
Дочь – Да, смотри, вот. (пауза около 1 минуты).
Мать – Может каракатица (с улыбкой).
Дочь – Да, ну. (длительная пауза).
Мать – Корни, ты говоришь? Не знаю.
Совместный ответ: «Корень дерева».
Таблица 4.
Мать – (берет таблицу). Крутит таблицу.
Дочь – (берет таблицу). Если так, то похоже на подсвечник. Вот (показывает) и свечки.
Мать – (сомневаясь). Что-то я не пойму, если это подсвечник, то где же здесь свечки?
Дочь – Вот (демонстрирует).
Мать – (записывая) Ну пусть подсвечник, но что-то здесь все-таки не то.
Совместный ответ: «Подсвечник».
Таблица 5.
Мать – (берет таблицу). Бабочка.
Дочь – Да, бабочка.
Мать – Вот здесь понятно что.
Совместный ответ: «Бабочка».
Таблица 5. Обработка данных СТР
№ таблицы | Держание таблицы | Количество предложений | Проникаемость | Решения | Аффективный стиль | Качество | |||||
мать | дочь | мать | дочь | мать | дочь | мать | дочь | мать | дочь | решения | |
- | - | - | 2 (±) | ||||||||
- | - | - | - | - | 2 (+) | ||||||
- | - | - | 1(0) 1 (±) | 1(0) 1(-) | |||||||
- | - | - | 1(-) 1 (±) | - | |||||||
- | - | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | - | 1 (+) | ||||
Сумма | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 1(0) 1(-) 2 (±) | 1(0) 1(-) 3 (+) 2 (±) |
Интерпретация
Матери принадлежит практическая инициатива. В большинстве случаев она берет и держит таблицы. Отвечает первая, более активна, выдвигает намного больше идей, чем дочь. Чаще доводит до принятия собственные предложения. Если же совместным становится решение, предложенное дочерью, то она соглашается с ним формально, подчеркивая это речевыми реакциями (например, в таблице 4 согласившись с идеей дочери, говорит: «Но что-то здесь все-таки не то»).
Мать в большинстве случаев сама принимает решения об окончательном совместном ответе, при этом истинно совместными решениями из пяти можно назвать только (2, 5 таблицы), остальные три псевдосовместные.
Наличие в обсуждении интерпретации пятна длительных пауз может говорить об отсутствии навыков истинно совместного общения, не умении договариваться, действовать сообща. Из пауз первой «выходит» мать. Вероятно, ее мнение в паре является решающим, а дочь просто ждет как поступит мама.
В процессе проведения теста складывается впечатление (на основе невербальных реакций), то мама ориентирована на оценку из вне, поддержку (оценку исследователя), это, возможно, является следствием неуверенности мамы в себе, тревожности.
Интерпретируя пятно, мама как бы рассуждала сама с собой, что предположительно говорит о ее сосредоточенности на себе, своих проблемах. И может быть по этому ей трудно входить в контакт с дочерью, вести с ней диалог.
То, что мама в некоторых случаях просто «не слышит» дочь (игнорирует ее предложения) можно рассматривать как тенденцию к снижению чувствительности к поступкам, поведению, чувствам дочери. То же можно сказать и о поведении дочери.
Полное отсутствие негативных оценок со стороны матери и лишь одно отклонение со стороны дочери, вероятно, свидетельствует о сдерживаемой агрессии по отношению друг к другу.
Таким образом, стиль общения в рассмотренной диаде является «псевдосотрудничество» при доминировании мамы.
Методика «Рисунок семьи»
Ф.И.О.: Д. Г.; пол: мужской; возраст: 9 лет; дата обследования: 23.07.04
Состав семьи: Отец, 40 лет; мать, 35 лет; брат, 14 лет; сам ребенок, 9 лет.
Рисунок 1
Таблица 6. Протокол выполнения рисунка
Последовательность рисования членов семьи | Паузы более 15 секунд | Стирание деталей | Спонтанные комментарии ребенка | Эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием |
Инструкция | Нарисовать, говорите | |||
1. Отец | ||||
2. Брат | Вот так! | |||
3. Сам ребенок | ||||
4. Мать | Конечно, девчонок я рисовать не умею, но попробую. | |||
Все. |
Таблица 7. Протокол беседы с ребенком по рисунку.
№ | Вопросы | Ответы испытуемого |
Скажи, кто тут нарисован? | Мама, папа, брат и я | |
Где они находятся? | На улице | |
Что они делают? | Ходят… идут куда-нибудь. | |
Им весело или скучно? | Весело. | |
Почему? | Не знаю. | |
Кто из нарисованных людей самый счастливый? | Папа, он улыбается. | |
Почему? | Ему хорошую новость сообщили. | |
Кто из них самый несчастный? | Брат | |
Почему? | Ему плохую новость сообщили. | |
Представь себе, что у тебя два билета в цирк, кого бы ты позвал с собой? | Маму | |
Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он? | Мама, она всегда болеет. | |
Ты строишь из конструктора дом, и тебе не везет. Кого ты позовешь не помощь? | Брат | |
Ты имеешь три билета в кино на интересный фильм. Кто останется дома? | Брат | |
Представь, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел жить? | С братом, он везде научит лазить. | |
Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть? | Папа, он играть не любит. |
Интерпретация
Анализ структуры рисунка и сравнение состава нарисованной и реальной семьи показал, что в данный момент ребенок переживает относительное эмоциональное благополучие в семье. Д.Г. рисует семью в полном составе. Все члены семьи изображены вместе и объединены общей деятельностью. По словам ребенка они идут «куда-нибудь». Такое изображение может являться показателем психологического благополучия, восприятия интегративности семьи, включенности в семью. Наиболее высоко на рисунке расположен отец, обладающий, по мнению ребенка наибольшей властью в семье. Далее следуют мать и брат, и ниже всех ребенок располагает себя, т.е. его власть в семье минимальна. Первым Д.Г. нарисовал отца, т.е. отец является наиболее значимым для ребенка, далее он изображает брата, себя и в последнюю очередь мать, что может являться признаком негативного отношения к ней.
При рисовании фигур, изображающих членов семьи ребенок использует практически одинаковое количество деталей тела и элементов декорирования, что может свидетельствовать о хорошем эмоциональном отношении со всеми членами семьи. Быть может более холоден Д.Г. к матери.
Ребенок рисует маленькие фигуры членов семьи внизу листа, а большая верхняя часть листа пустая. Это является признаком сочетания низкой самооценки с низким уровнем притязания. Количество пальцев на руке у каждого члена семьи примерно равное, что может говорить о примерно равной степени оснащенности силой и могуществом.
Площади опоры ног у каждого члена семьи равны, т.е. все члены семьи воспринимаются ребенком как твердо стоящие на земле.
Глаза у фигур самого ребенка и его матери нарисованы в виде точек. Такие глаза несут в себе внутренний запрет на плач, выражение потребности в зависимости, страх, боязнь попросить о помощи.
Все фигуры изображены без ушей, что говорит об игнорировании окружающих и друг друга.
У персонажей рисунка нет шеи, т.е. в восприятии Д.Г. они не способны управлять своими эмоциями.
Анализ беседы, проведенной после рисунка, показал, что у ребенка наблюдается амбивалентное отношение ко всем членам семьи, так как каждому из них адресованы и позитивные, и негативные высказывания со стороны ребенка.