Эпоха архаики - это ранний этап развития античного греческого общества. Тогда возникло большинство греческих полисов со своей системой ценностей и особой полисной, коллективистской моралью. В архаическую эпоху возникли почти все основные формы античной культуры и искусств - материалистическая и весьма рациональная философия, классическая литература, изобразительные искусства - архитектура, скульптура, живопись. Таким образом, архаическая культура стала исходным рубежом развития классической культуры Эллады.
Начиная с архаической эпохи приоритет в искусстве Древней Греции сохранялся за пластическими видами искусства - архитектурой и скульптурой. Высочайшего мастерства достигли также греческие вазописцы, создавшие свой неповторимый стиль.
Все достижения греческой архитектуры, и конструктивные, и декоративные, связаны со строительством храмов. Греки создали свой собственный образ отдельно стоящей опоры - колонны. Но в отличие от египетских колонн, греческие были соразмерны человеку и уподоблялись его фигуре (капитель, база).
В YII в. до н.э. в Греции возникла ордерная система. Ордер - это порядок связи несущих (колонны) и несомых (антаблемент: архитрав, фриз, карниз) частей здания в стоечно-балочной конструкции. В греческой архитектуре применялись два основных ордера: дорический и ионический. Разновидностью последнего был коринфский ордер.
Дорический ордер возник в материковой Греции. Свое название он получил от дорийцев - одного из греческих племен. Дорическая колонна - строгая, торжественная и достаточно массивная. Эта колонна не имела базы и вырастала непосредственно из стилобата (основания храма). Ствол сужался кверху и прорезался вертикальными желобками - каннелюрами. Капитель ее состояла из каменной подушки - эхина и квадратной плиты - абака. Архитрав был простым и гладким, фриз образовывал чередующиеся триглифы и метопы, а плиты карниза выступали над фризом (типичные постройки - храмы Апполона в Коринфе и Посейдона в Пестуме).
|
Дорический стиль был присущ не только архитектуре, под ним понимался строгий, мощный характер произведения в различных видах искусства - и в музыке, и в скульптуре, и в живописи.
Ионический ордер складывается в главных своих чертах в Малой Азии. Его отличали более легкие пропорции, изящество, широкое применение декоративных элементов. Она всегда имела профилированную базу, была легче и тоньше дорической, а каннелюры были более глубокими. Капитель колонны имела характерное украшение, напоминающее по форме рога барана и называвшееся волюты. Фриз был сплошным без деления (типичные постройки - святилище Артемиды в Эфесе -одно из семи чудес света, храм Геры на о.Самос).
В Y в. до н.э. в греческой архитектуре появился коринфский коринфский ордер -пышный зрелищный, со сложной капителью, похожей на цветочную корзину.
Необходимо отметить такую черту греческой архитектуры, как антропоморфизм, нашедший выражение в уподоблении дорической колонны мужественному мужскому телу, а ионической и коринфской - грациозной женской фигуре (отсюда атланты и кариатиды)
Архитектура тесно соседствовала со скульптурой.
К YII в. до н.э. относится зарождение монументальной греческой скульптуры, которая сначала была деревянной или глиняной (терракота), затем стала отливаться из бронзы, и позднее из мрамора.
|
В YII-YI вв. до н.э. формируются основные типы греческой скульптуры, которой в целом был характерен интерес к человеку, воспевание красоты человеческого тела.
Скульптура архаической эпохи отличалась еще несовершенством и была представлена двумя типами фигур: обнаженного юноши - куроса и задрапированной в длинные одежды девушки - коры. В статуях куросов (“архаические Апполоны”) чувствуется влияние монументальной египетской скульптуры. Эти статуи всегда статичны, строго симметричны и фронтальны; руки сжаты в кулаки и прижаты к бокам. Фигуры кор отличаются несколько большей свободой. Иногда статуи изображали чуть улыбающимися (т.н. архаическая улыбка) - вероятно, это была робкая попытка скульптора передать внутреннее состояние своего героя.
Древние греки достигли большого мастерства в искусстве изготовления керамических сосудов и вазовой росписи. Керамика сопровождала грека на всем его жизненном пути. Великолепные панафинейские амфоры вручали победителям спортивных состязаний, стройные лекифы ставили на могилы, в пифосах и амфорах хранили масло, вино и зерно, в больших кратерах смешивали вино с водой.
Стиль искусства вазописи YII в. до н.э. называют ориентализирующим, т.к. мотивы росписей на вазах напоминают рисунки на восточных коврах - это стилизованные растения, реальные и фантастические животные. Главными центрами керамического производства были Афины и Коринф.
В следующей, YI в. до н.э., греческая керамика начинает освобождаться от восточных влияний - возникает новый, черно-фигурный стиль. Изображение на вазах этого стиля исполнено черным лаком по красноватой глине. Геометрический узор заменяется сценами бытовыми, взятыми из жизни. К концу YI в. до н.э. чернофигурный стиль сменяется более сложным краснофигурны м, при котором фигуры оставляются в цвете глины, а черным лаком закрывается фон: на черном фоне легче передавать объем и глубину пространства. Примечательно, что позднеархаическое искусство уже не анонимно - гончары и живописцы, даже скульпторы оставляют на своих произведениях собственные имена. Так, широко известны вазы, расписанные талантливым афинянином Эксекием на мифологические сюжеты: жемчужиной архаического искусства называют его амфору “Ахилл и Аякс, играющие в кости”. Знаменитыми были и имена Клития («ваза Франсуа» с изображением персонажей греческой мифологии) и Андокида, Евфрония и Евтимида.
|
Стремление к реализму в изображении, к гармонии между изображаемыми фигурами и формой сосуда делает греческую керамику периода архаики особенно ценной. Архаическая эпоха заложила основу для будущего расцвета греческой культуры и искусства в следующую, классическую эпоху.