Микенское (ахейское) искусство.




Эгейское искусство.

В формировании искусства народов, живших в бассейне Средиземноморья, огромную роль сыграло так называемое эгейское, или крито-микенское искусство. Эгейская культура сложилась и развивалась в III-II тыс. до н.э. и была создана племенами, обитавшими на острове Крит, Пелопоннесе, Западном побережье Малой Азии.

Центрами критской культуры были монументальные дворцовые комплексы в городах Кносс, Маллия, Фест и др. В 1871 г. немецкий археолог Генрих Шлиман раскопал на Гиссарлыкском холме еще “догомеровские” города, которые можно датировать 3 тыс. до н.э. Вскоре им были раскопаны Микены, а в начале XX в. английский археолог А. Эванс открыл миру архитектуру и живопись Кносского дворца на Крите.

Города Крита начали застраиваться в начале II тыс. до н.э. Еще с XYIII в. до н.э. главным среди городов Крита стал Кносс. Кносский дворец, насколько можно судить по раскопкам, был создан древними зодчими с большим мастерством, с учетом особенностей ландшафта.

Дворец расположен на невысоком холме, центром архитектурного комплекса является прямоугольный двор. Вокруг двора свободно и естественно группируются помещения; в разных своих частях дворец был разноэтажным. Царские апартаменты сменялись более скромными жилыми комнатами, святилища - гимнастическими залами, бассейнами, открытыми площадками. Особенностью строительной техники Кносского дворца, построенного из кирпича-сырца и камня, являются деревянные на каменной базе колонны, расширяющиеся кверху. Стены парадных зал дворца были расписаны фресками (водяными красками по сырой штукатурке). Черная, белая, синяя, красная, желтая краски составляют праздничную гамму. Изображения - это запечатленная реальность: цветы, папирусы, листья пальмы - пальметты, лилии, птицы, кошки, обезъяны. Особенно часто появляется фигура быка: игры с этим животным имели особое распространение и ритуальный смысл. В Тронном зале Кносского дворца на красном фоне стены изображены среди папирусов сказочные существа - грифоны (львы с орлиными головами). На стенах Кносского дворца множество человеческих фигур. Все это изображено непосредственно, свободно, с непременными яркими реалиями быта. Условность изображений человеческих фигур сказывается в том, что лицо обычно изображено в профиль, и в сценах с быками всегда изображены несоразмерно небольшими.

Монументальной скульптуры на Крите не найдено. Не было огромных статуй богов, а также культовых сооружений - храмов. Критяне поклонялись богам на природе. Маленькие фигурки, резьба по камню, художественные изделия из бронзы, золота, серебра, расписная керамика встречаются на Крите в большом количестве и все - высокого художественного качества. Это вазы стиля “камарес” со стилизованным геометрическим, растительным, морским и звериным орнаментом. Критяне особенно искусно умели передавать подводный мир: изображенный на одной из ваз осьминог кажется движущимся по ее поверхности.

В середине II тыс. до н.э. критским городам был нанесен удар иноземцами (ахейцами), вторгшимися с материка. При греческом правителе Миносе, имя которого связывается со знаменитой легендой о Минотавре, Крит представлял собой могучее еще государство. Кносский дворец вполне мог превратиться в воображении греков в легендарный Лабиринт, а фрески, изображавшие игры с быком, породили образ полубыка-получеловека, владетеля Лабиринта Минотавра, пожиравшего прекрасных юношей и девушек - дань, которую платили Афины грозному Криту.

Микенское (ахейское) искусство.

С XY-XIY вв. до н.э. цент эгейской цивилизации перемещается на юг Балканского полуострова, в Микены и Тиринф. Жители этих мест - греки- ахейцы строили свои города-крепости на высоких холмах, укрепляли их стенами. Отсюда появилось название “акрополь” - верхний город, где возводились царские дворцы. Символами могущества ахейских царей были укрепления на возвышенных местах обнесенные толстыми стенами, сложенными из огромных каменных квадров. Так стены Микен длиной 900 м имеют толщину от 6 до 10 м и сложены из каменных глыб весом 5-6 тонн. Такую кладку историки назвали циклопической: ведь согласно греческим мифам создателями ее были одноглазые великаны - циклопы. Мощные стены Микен имели несколько ворот, самые знаменитые из которых - “Львиные ворота”, украшенные скульптурным рельефом, изображающим двух львиц (XIY в. до н.э.). В центре холма расположен Микенский дворец - прообраз греческого жилища. Центром его является мегарон - большой парадный прямоугольный зал с очагом посередине, окруженный колоннами, служивший для торжественных сборищ и пиров (в отличие от критских дворцов, где центром был прямоугольный двор). Жилые и подсобные помещения группируются вокруг мегарона. Из эгейского дома с мегароном сложилась архитектура античного храма.

Воинственность ахейцев отразилась и в сюжетах фресок, где явно предпочтительнее сцены охоты и битв, но сам рисунок суше и четче, композиции статичнее и более склонны к симметрии.

О зодчестве ахейцев можно судить по сохранившимся гробницам ахейских царей. Они были двух видов: шахтовые, т.е. прмоугольные могилы в скале (XYI-XY вв. до н.э.) и купольные, т.н. толосы (XY-XIY вв. до н.э.) Самая знаменитая гробница была найдена Шлиманом у подножия Микенского акрополя и названа им сокровищницей Атрея. К наиболее пышным усыпальницам относится гробница Агамемнона, героя Троянской войны, поражающая своей монументальность: ее купол выложен из 33 каменных колец.

Археологами было также найдено немало золотых масок, которые накладывались на лица умерших; целые тонкие пластинки листового золота украшали одежду умершего владыки, его оружие, утварь, отправляемые с ним в загробный мир. В женском уборе много драгоценностей: золотые диадемы, браслеты, кольца. Особенно любимы были микенцами золотые сосуды в виде голов каких-либо животных и птиц или с рельефными изображениями бурных сцен охоты.

Около 1240 г. до н.э. ахейские племена пошли войной на Троянское царство, и эти события послужили сюжетом для бессмертных поэм Гомера. В середине XII в. до н.э. государство ахейцев было завоевано дорийскими племенами, что послужило сюжетом для бессмертных поэм Гомера.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: