Искусство эпохи эллинизма переживало период бурного расцвета. Оно приобрело более светский характер и представляло собой сплав различных направлений и стилей. Велось активное строительство, в том числе новых городов: сам А. Македонский, по преданию, основал 70 городов. Новые эллинистические города имели прямоугольную форму и весьма рациональную планировку. Особое развитие в эпоху эллинизма получило строительство общественных зданий и сооружений.
В храмовой архитектуре получил всеобщее распространение ионический ордер. Продолжалась реконструкция храма Артемиды в Эфесе, возводился великолепный храм Апполона в Дидимах, строительство которого продолжалось почти 200 лет.
Постройки эллинистического времени часто отличала тяга к колоссальному, своего рода гигантомания. Это относится прежде всего к монументальным алтарям - алтарю Гиерона II в Сиракузах и особенно к замечательному памятнику эпохи - алтарю Зевса в Пергаме ( II в. до н.э.). Последний знаменит главным образом своим грандиозным фризом, украшенным великолепной скульптурой. В отличие от сооружений классической эпохи, прославлявших полис и его граждан, памятники архитектуры эпохи эллинизма прославляли царей и правителей.
Спецификой эллинистической архитектуры было появление нового типа общественных зданий - библиотек (в Александрии, Пергаме, Антиохии и т.д.) и сооружений научно-практического назначения - Фаросский маяк в Александрии, “Башня ветров” в Афинах. Самым выдающимся было творение Сострата из Книда (III в. до н.э.) - морской маяк на острове Фарос близ Александрии, который считался одним из “семи чудес света”. Он представлял собой трехъярусную башню высотой 120 м: цоколь его был квадратным, средний ярус имел форму восьмиугольника, а верхний представлял собой круглое сооружение с украшавшими его статуями.
|
Пластическое искусство эпохи эллинизма характеризуется стремлением к эффектности, грандиозности и показной пышности. То, что составляло когда-то славу греческой классики, - чувство меры и гармонии - было безвозвратно утеряно эллинистическим искусством. Вместо этого на первый план выступили грубость, жестокость, трагизм - чувства, к которым проявляли повышенный интерес скульпторы IY-I вв. до н.э., достигшие высочайшего мастерства в технике обработки мрамора.
Сложное развитие разноликих эллинистических государств породило создание многих художественных школ в скульптуре. Если в классическую эпоху процветала главным образом афинская школа пластики, то в период эллинизма на передний план выходят новые центры скульптурного творчества - Пергам, Александрия, Родос и Антиохия. Лучше всего известны произведения пергамской школы с характерной для нее патетикой и подчеркнутым драматизмом скульптурных изображений (фриз Пергамского алтаря). Так, монументальный фриз Пергамского алтаря передает битву олимпийских богов с восставшими против них гигантами. Гиганты гибнут, их фигуры выражают отчаяние и страдание, фигуры олимпийцев напротив спокойны и воодушевлены. Также не менее выразительна и полна драматизма круглая скульптура пергамской школы. “Умирающий галл”, “Галл, убивающий себя и свою жену ” - великолепные образцы патетики и пафоса пергамского искусства, мужественного и прекрасного.
|
Традиции искусства Скопаса унаследовала одна из самых знаменитых эллинистических статуй - “Ника Самофракийская ”. Статуя была воздвигнута в честь победы родосского флота (ок. 190 г. до н.э.). Установленная на пьедестале она стояла когда-то на высоком утесе на берегу моря. Ее торс в развевающихся одеждах исполнен стремительного движения.
Скульпторы эллинистической эпохи обращались и к классическим образцам. Примером этого может служить статуя работы Агесандра -“Афродита Милосская” ( II в. до н.э.). В этой скульптуре Агесандру удалось возродить дух искусства классики, создав образ высокой нравственной силы.
Блестящая школа эллинистической скульптуры существовала на острове Родос. Особой славой пользовалась скульптурная группа “ Лаокоон ”, исполненная родосскими мастерами Агесандром, Афинодором и Полидором ( I в. до н.э.). В “Лаокооне” ярко проявился патетический дух эллинистического искусства, его острый драматизм и трагичность.
Не обошла эллинистическую скульптуру и страсть к гигантомании: ярким образцом ее являлась огромная 32-метровая статуя бога Гелиоса из золоченой бронзы у входа в Родосскую гавань. Над статуей Колосса Родосского 12 лет трудился ученик Лисиппа Харес из Линда, и это ваяние стало 7 чудом света.
Синкретическая эллинистическая культура была унаследована и римлянами, и Византией и вошла в историю мирового искусства.
Особенно велико было влияние культуры эллинизма на римскую культуру: в Рим были вывезены многие произведения искусства, библиотеки, которые обогатили латинскую культуру. В течение многих веков искусство Древней Греции было образцом для подражания. Не случайно европейский ренессанс начался с возрождения античности и ее памятников.
.