Искусство эпохи эллинизма.





Искусство эпохи эллинизма переживало период бурного расцвета. Оно приобрело более светский характер и представляло собой сплав различных направлений и стилей. Велось активное строительство, в том числе новых городов: сам А. Македонский, по преданию, основал 70 городов. Новые эллинистические города имели прямоугольную форму и весьма рациональную планировку. Особое развитие в эпоху эллинизма получило строительство общественных зданий и сооружений.

В храмовой архитектуре получил всеобщее распространение ионический ордер. Продолжалась реконструкция храма Артемиды в Эфесе, возводился великолепный храм Апполона в Дидимах, строительство которого продолжалось почти 200 лет.

Постройки эллинистического времени часто отличала тяга к колоссальному, своего рода гигантомания. Это относится прежде всего к монументальным алтарям - алтарю ГиеронаII в Сиракузах и особенно к замечательному памятнику эпохи - алтарю Зевса в Пергаме (II в. до н.э.).Последний знаменит главным образом своим грандиозным фризом, украшенным великолепной скульптурой. В отличие от сооружений классической эпохи, прославлявших полис и его граждан, памятники архитектуры эпохи эллинизма прославляли царей и правителей.

Спецификой эллинистической архитектуры было появление нового типа общественных зданий - библиотек (в Александрии, Пергаме, Антиохии и т.д.) и сооружений научно-практического назначения - Фаросский маяк в Александрии, “Башня ветров” в Афинах. Самым выдающимся было творение Сострата из Книда (III в. до н.э.) - морской маяк на острове Фарос близ Александрии, который считался одним из “семи чудес света”. Он представлял собой трехъярусную башню высотой 120 м: цоколь его был квадратным, средний ярус имел форму восьмиугольника, а верхний представлял собой круглое сооружение с украшавшими его статуями.

Пластическое искусство эпохи эллинизма характеризуется стремлением к эффектности, грандиозности и показной пышности. То, что составляло когда-то славу греческой классики, - чувство меры и гармонии - было безвозвратно утеряно эллинистическим искусством. Вместо этого на первый план выступили грубость, жестокость, трагизм - чувства, к которым проявляли повышенный интерес скульпторы IY-I вв. до н.э., достигшие высочайшего мастерства в технике обработки мрамора.

Сложное развитие разноликих эллинистических государств породило создание многих художественных школ в скульптуре. Если в классическую эпоху процветала главным образом афинская школа пластики, то в период эллинизма на передний план выходят новые центры скульптурного творчества - Пергам, Александрия, Родос и Антиохия. Лучше всего известны произведения пергамской школы с характерной для нее патетикой и подчеркнутым драматизмом скульптурных изображений (фриз Пергамского алтаря). Так, монументальный фриз Пергамского алтаря передает битву олимпийских богов с восставшими против них гигантами. Гиганты гибнут, их фигуры выражают отчаяние и страдание, фигуры олимпийцев напротив спокойны и воодушевлены. Также не менее выразительна и полна драматизма круглая скульптура пергамской школы. “Умирающий галл”, “Галл, убивающий себя и свою жену- великолепные образцы патетики и пафоса пергамского искусства, мужественного и прекрасного.

Традиции искусства Скопаса унаследовала одна из самых знаменитых эллинистических статуй - “Ника Самофракийская”. Статуя была воздвигнута в честь победы родосского флота (ок. 190 г. до н.э.). Установленная на пьедестале она стояла когда-то на высоком утесе на берегу моря. Ее торс в развевающихся одеждах исполнен стремительного движения.

Скульпторы эллинистической эпохи обращались и к классическим образцам. Примером этого может служить статуя работы Агесандра -“Афродита Милосская” (II в. до н.э.). В этой скульптуре Агесандру удалось возродить дух искусства классики, создав образ высокой нравственной силы.

Блестящая школа эллинистической скульптуры существовала на острове Родос. Особой славой пользовалась скульптурная группа “Лаокоон”, исполненная родосскими мастерами Агесандром, Афинодором и Полидором (I в. до н.э.). В “Лаокооне” ярко проявился патетический дух эллинистического искусства, его острый драматизм и трагичность.

Не обошла эллинистическую скульптуру и страсть к гигантомании: ярким образцом ее являлась огромная 32-метровая статуя бога Гелиоса из золоченой бронзы у входа в Родосскую гавань. Над статуей Колосса Родосского 12 лет трудился ученик Лисиппа Харес из Линда, и это ваяние стало 7 чудом света.

Синкретическая эллинистическая культура была унаследована и римлянами, и Византией и вошла в историю мирового искусства.

Особенно велико было влияние культуры эллинизма на римскую культуру: в Рим были вывезены многие произведения искусства, библиотеки, которые обогатили латинскую культуру. В течение многих веков искусство Древней Греции было образцом для подражания. Не случайно европейский ренессанс начался с возрождения античности и ее памятников.

 

.

 





Читайте также:
Основные признаки растений: В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около...
Продление сроков использования СИЗ: Согласно пункта 22 приказа Минздравсоцразвития России от...
Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием ...
Особенности этнокультурного развития народов Пензенского края: Пензенский край – типичный российский регион, где проживает ...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.013 с.