Окружающая среда в детской картине мира: техногенные опасности




Одним из вечных, базовых факторов человеческого существования является опасность, и ее образы имеют свои эквиваленты среди архетипических и социотипических представлений людей.

Архетип опасности — одна из таких универсальных структур сознания человека, обеспечивающая его жизнедеятельность на протяжении как всей истории человеческой культуры, так и индивидуальной истории каж-дого человека.

Если слово «опасность» во многих культурах обозначает некую реальность, то должны существовать и образы, или архетипы опасности, запрещающего или предупреждающего свойства. В русском языке, например, Владимиром Далем зафиксировано два основных значения слова «опасный»: во-первых, это могущий вредить, угрожающий, жестокий; во-вторых, осторожный, охранный («опасная ладонка — оберегающая от дурного глаза, болезней»). Символика техногенной опасности в контексте окружающей среды как одной из составляющих детской картины мира в современной социальной ситуации развития связана с различными явлениями, как традиционно относимыми к опасным: природными (стихийные бедствия), социальными (войны, вооруженные конфликты), так и современными техногенными (экологические катастрофы). Сами по себе рукотворные технические объекты, являясь атрибутом современного урбанизированного общества, изначально для человека не несут угрозу жизнедеятельности, и только вследствие тех или иных аварий отношение к ним изменяется.

Такова была история отечественных атомных электростан- ций, изменение отношения к их необходимости и безопасности связано с аварией на Чернобыльской АЭС в 1986 году.

У ребенка архетипы опасности воплощаются, визуализируются, «выползают» наружу в детских снах, играх, в детских рисунках. Детский рисунок, оказываясь средством познания действительности и формой усвоения социального опыта, способен передавать различные уровни миропонимания и мироощущения ребенка: от непосредственного отображения видимого и знаемого в этом мире до глубинного, смыслового выражения себя, своего отношения к миру и тому, каким его хочет или напротив — не хочет видеть ребенок. Именно в детских рисунках проступают психологические структуры фантазии, являющиеся частично или полностью неосознанными, в них воплощается образ мира.

Образ (картина) мира являет собой систему значений как обобщенную форму общественно-исторического опыта и форм человеческих отношений. Центральным в образе мира ребенка является визуальная картина мира, представляющая собой систему графических и цветовых значений, семантика которых культурно обусловлена и в той или иной степени архе- типична. Визуальная картина мира зафиксирована в детском рисунке, представляющем «перцептивное высказывание» ребенка о мире, которое отражает в значительной степени сам образ мира.

Подобное «высказывание» по сути дела представляет собой отношение детей к тем или иным явлениям и ситуациям действительности в визуальной форме, что может составить общественное мнение детей, представлений, характерных для детской субкультуры.

Однако, как известно, в отечественной и зарубежной практике опросов населения почти отсутствует категория граждан до 18 лет, дети. Между тем, «детское общественное мнение» способно не только расширить, дополнить и углубить имеющиеся аналогичные данные взрослой выборки, но и дать количественно и качественно иную информацию по сравнению со взрослыми, основанную прежде всего не на поверхностных стереотипах массового сознания, а на неосознаваемых социальных установках.

 

Социогенетические инварианты в построении картины мира

 

Содержанием детской субкультуры являются не только актуальные для массовой культуры особенности поведения, со- знания, деятельности, но и социогенетические инварианты.

Социогенетические инварианты — относительно устойчивые во времени и пространстве образы, модели, жанры, тексты, представляющие собой «осколки» различных эпох, следы памяти прошлого опыта человечества, передаваемые из по- коления в поколение детей. К социогенетическим инвариантам как единицам продуктов культуры могут быть отнесены некоторые из детских игр, заимствованные из обрядовых мистерий или детская сказка как выродившийся из мифа жанр устного народного творчества. К понятию социогенетической инварианты также оказывается близок термин «архетип», предложенный еще Платоном и активно используемый в аналитической психологии К. Юнга.

Архетип — это прежде всего бессознательно передавае- мый миф родового прошлого («мать», «мудрец», «двойник»...), либо составная часть личности человека («тень», «самость», «анима», «анимус»...) в их вербально-образном аспекте. В данном контексте понятие архетип выступает в виде инвариантной культурной формы преимущественно визуального плана, и потому оказывается в ряду с понятиями графический социотип и стереотип. Графические (визуальные) архетипы — это наиболее обобщенные полимодальные бессознательные структуры и строящиеся на их основе многочисленные культурные символы, которые постепенно превращаются в знаки, в стандартизованные образы социальных объектов — социотипы, вхо- дящие в сознание как целых групп населения (возрастных, профессиональных и др.), так и отдельных индивидов. Основные графические архетипы зафиксированы в своем зашифрованном виде в древних орнаментах, мотивы которых в конечном счете могут быть сведены к ограниченному числу изображений геометрических или растительных форм. Все социогенетические инварианты как глубинные коллективные представления, сформированные в социогенезе человечес- тва, презентированы в детском творчестве — детских рисун- ках, играх, фольклоре. Архетипический образ, положенный, например, в основу произведения искусства, воздействует на человека непосредственно через подсознание, вызывая бур- ный эмоциональный отклик прежде, чем человек поймет, что именно он чувствует и почему. Социотипический же — отчасти сохраняя способность непосредственного эмоционального воздействия, дает более четкую картину происходящего на сознательном уровне; его смысл легче выразить в немногих словах. Стереотипический как крайняя форма стандартизированного образа, своего рода выродившийся архетип, фиксирует некоторые, порой несущественные черты объекта, обладающие, однако, относительной устойчивостью. Он максимально определен, схематизирован, означен. Стереотипы уже не являются символами и воздействуют на человека через его сознание своим легко вербализируемым значением, отличаясь узнаваемостью и распространенностью.

Социогенетические инварианты, выросшие из коллективного бессознательного — это вневременной, метакультурный «вечный» образ мира, противостоящий конкретной «здесь и теперь» картине мира. И если архетипы составляют образ мира в его богатстве и сложности, то трансформированные из них социотипы, а особенно «окаменевшие» стереотипы, отражают часто бледную и неодухотворенную картину мира современного урбанизированного сознания — «мир образов».

В русле социальной психологии детства предлагается подход и методология преимущественно невербального характера, позволяющая исследовать детскую картину мира, осуществить диагностику отношений ребенка к окружающему миру, к другим людям и себе самому.

Говоря о построении детской картины мира в аспекте формирования отношений ребенка к окружающей среде, с необходимостью встает экологическая проблема — формирование экологической культуры, экологического сознания и ответственного отношения к природе в детском возрасте. Безусловно, этот сложный комплекс проблем мало доступен осознанию ребенка, однако необходимо исследовать тот возрастной «порог чувствительности» к вопросам экологии, и сензитивный период, в котором закладываются основы экологического мышления, ответственного отношения к окружающей среде, компетентного природопользования.

Одним из экологических объектов окружающей среды, в недавнем прошлом сыгравших большую роль в формировании представлений о современном мире у детей, является атомная электростанция.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: