Ориентировочная карта – схема психологической характеристики школьника
Задача данной карты-схемы - помочь наиболее точно и наглядно представить себе индивидуальные особенности ученика, чтобы в конечном итоге выявить у каждого ребенка те положительные моменты, с опорой на которые должен строиться воспитательный процесс.
Карта-схема включает три раздела:
I. Общие сведения о ребенке (анкетные данные, сведения о состоянии здоровья, успеваемости, внешкольных занятиях).
II. Проявления личностных качеств в поведении ребенка (направленность интересов, отношение к делу, к другим людям, с окружающими).
III. Особенности психических процессов и эмоций.
Заполнение данной карты-схемы в основном строится по типу "нужное подчеркнуть", т. е. в каждом из пунктов, содержащих шкалу возможных проявлений того или иного качества, учителю необходимо подчеркнуть присущую, по его мнению, данному ребенку степень выраженности этого качества.
Общие сведения о ребенке
I.Анкетные данные
1) Фамилия, имя
2) Дата рождения
3) Школа, класс
4) Специализация школы
II. Сведения о состоянии здоровья
1) Часто ли болеет (часто, средне, редко)
2) Хронические заболевания (какие)
3) Особенности функционирования нервной системы:
- быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки, неутомим;
- быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроений; стабилен в проявлении настроения;
- преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешеньг; преобладает торможение.
III. Успеваемость
(отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)
IV. Внешкольные занятия (систематические)
• занятия общественно полезным трудом (каким);
• занятия художественной самодеятельностью (какой);
• занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах и др. (каких);
• занятия спортом (каким);
• занятия организационной работой (какой).
Схема психологической характеристики класса
Психологическая характеристика класса
1. Общие сведения о школе, классе истории формирования класса
Материальная база школы, санитарно-гигиеническое состояние школы, класса. Время существования коллектива класса, изменение его состава, смена учителей, Число учащихся, их пол, возраст. Социальное положение родителей (во время беседы).
Методы: Наблюдение, беседа с учителями, завучем, анализ документации.
2. Официальная структура класса.
Актив класса, его роль в организации общественной жизни класса, распределение обязанностей между учащимися, официальные лидеры, успешность их деятельности, их авторитет. Личностные особенности этих лидеров: инициативность, ответственность.
Для изучения индивидуальных особенностей лидеров использовать психолого-педагогические выводы и рекомендации.
Какие из этих факторов благоприятно, а какие неблагоприятно сказываются или могут сказываться в будущем на развитии коллектива класса. Какие неблагоприятные воздействия следует скорректировать.
Удачно ли распределены обязанности между учениками, учтены ли их интересы, склонности, способности, Что следовало бы изменить. Удачно ли подобраны лидеры. На чем основывается их авторитет. Как сказывается позиция лидеров настойчивость, требовательность, организаторские способности, стиль лидерства, отношение к ребятам.
Методы: наблюдение, анализ документов, беседа с учителем, активом, отдельными учениками.
3. Неофициальная структура класса
Межличностные взаимоотношения учащихся. Наличие группировок, на каком основании они образовались, их влияние на класс. Неофициальные лидеры, их направленность и влияние на коллектив. Их личностные особенности. Характеристика отверженных и изолированных, причины неблагоприятного положения этих учащихся.
Методы: социометрия, референтометрия (см.описание этих методик после схемы; провести с учащимися всего класса) наблюдения, беседы. Методики по темам: «Личность»; «Темперамент».
4. Психологический климат коллектива
Преобладающий эмоциональный тон в классе/бодрый, жизнерадостный, напряженный и т.д. Степень сплоченности, проявления чуткости, заботы взаимопомощи, уважения, требовательности. Взаимоотношения между мальчиками и девочками. Эмоциональное благополучие и не благополучие отдельных членов коллектива.
Методы: наблюдение, беседа с отдельными учениками, позволяющая выявить их психологическое самочувствие в коллективе. Методика «Определение психологического климата».
5. Коллектив в учебной и внеучебной деятельности
Успеваемость, отношение учащихся к учению, степень развития познавательных интересов, мотивы учения. Дисциплина на уроке и в выполнении домашних заданий. Место общественно-полезного труда во внеклассной деятельности, виды труда, отношение к нему учащихся, проявление дисциплины в трудовой деятельности. Вне учебного занятия класса /коллекционирование, музыка, спорт, танцы/ и т.д. Участие классного коллектива в общественной жизни.
Методы: наблюдение, беседа, анализ документов, /см.. анкеты после схемы/.развитии личности данного ученика. Что следует изменить, чтобы избежать отрицательного влияния лидерства.
Степень сходства официальных и неофициальных структур коллектива, на которых основывается авторитет неофициальных лидеров. Какие поручения могут быть выполнены положительным неофициальным лидером. Как можно нейтрализовать влияние отрицательных лидеров или изменить направленность. Пути ликвидации нежелательных группировок. Причины изоляции или отвержения в группе. Возможные пути изменения позиций изолированных и отверженных членов коллектива.
Факторы, определяющие психологический климат данного коллектива. Возможные пути уст ранения отрицательных факторов. Способы повышения сплоченности данного коллектива, формирования отношений дружбы, сотрудничества, взаимной помощи и уважения. Причины эмоционального неблагополучия отдельных учеников, пути его устранения.
Охарактеризовать основные трудности в обучении и воспитании данного коллектива. Каковы пути их преодоления.
6. Массовидные явления в коллективе.
Общественное мнение в классе, коллективные переживания /мода, манера поведения/, соревнование, проявление внушаемости и конформизма, психологическая совместимость. Описать и проанализировать отдельные примеры влияния коллектива на личность и личности на коллектив.
Методы: наблюдение, беседа.
7. Личность классного руководителя
Стаж работы учителя, его личностных особенности, общая культура, наличие организаторских способностей, знание психологами учащихся, авторитет среди учеников, стиль педагогического общения /авторитарный, демократический, либеральный и т.д./ Методы: наблюдение, беседа.
8. Уровень (стадия) развития коллектива
Определить стадию развития классного коллектива. Специфические черты коллектива, тенденцию его развития. Методы: наблюдение, беседа с активом всем классом, учителями, методика "Определение уровня развития классного коллектива".
9. Работа по формированию коллективных отношений и воспитанию отдельных учащихся.
Проанализировать свою работу, исследовать работу по сплочению класса, по перестройке его официальной структуры по преодолению отрицательных явлений /списывание, подсказки и т.д./. Какое влияние удалось осуществить, работая с отдельными учениками.
Описать проведённую во время формирование общественного мнения, организация соревнований, преодоление отрицательных массовых явлений. Возможные пути использования массовидных явлений в педагогически целесообразных формах.
Положительные и отрицательные стороны в работе учителя.
Определить, какие стороны жизни и деятельности класса необходимо формировать, чтобы он поднялся на более высокую ступень развития.
Удалось ли достичь поставленных целей, какие были сделаны ошибки.
При составлении психологической характеристика класса необходимо использовать методику «Социометрии».