Приложение 3. Функциональная область, бизнес-процесс, функция




... Непротиворечиво и полно "нарезать" общую деятельность организации на отдельные виды работ можно только "сверху-вниз", причем используя только метод классификации для "сегментирования" отдельных работ. При этом очень важно называть разные виды работ (разные объекты управления) разными терминами, соответствующими характеру этих работ.

Уточнение терминологии. Известно, что определений термина "система" несколько сотен. Предложим и мы свой: (искусственная) система – субъективно выделяемая совокупность элементов, между которыми устанавливаются определенные связи так, чтобы эти элементы взаимодействовали определенным образом, а результаты этого взаимодействия удовлетворяли заранее определенным требованиям.

Принятие такого определения означает, в частности, что "системы" выделяются по результатам, которые удовлетворяют определенным требованиям заинтересованных сторон. "Процесс" или "Бизнес-процесс" является частным случаем "системы", который также выделяется только по результатам, которые должны удовлетворять определенным требованиям (а НЕ по "функциям", "подразделениям" и прочим признакам. Только по результатам). При этом "процесс" является совокупностью действий (работ), только определенное взаимодействие которых между собой и с другими элементами (информационными, организационными и т.п.) приводит к получению необходимых результатов, удовлетворяющих определенным требованиям (объектов с заданными свойствами).

При этом, чтобы разграничить разные виды работ, мы осуществим их классификацию по нескольким основаниям.

Таблица 2. Первичная классификация работ

Количество исполнителей Повторяемость результата Много участников Один исполнитель
Результаты повторяются См.табл.2 "Функция" (см.ниже)
Результаты уникальны "Проекты"* "Задача" ("поручение")

*) уникальные работы для получения уникальных результатов"

 

В таблице 1 выделены "простые" работы, которые выполняются или могут быть выполнены одним человеком (более точно, одной "ролью") - "функции" и "задачи"(или "поручения"), а также действия, предназначенные для получения уникальных результатов и в данной работе их не рассматриваем.

Далее мы рассматриваем только "составные" работы (выполняемые несколькими исполнителями) для получения повторяющихся результатов. При этом под " результатом " мы будем понимать "объект с заданными свойствами", например, выпущенную единицу продукции, которая удовлетворяет требованиям по качеству; покупателя, совершившего покупку; документ, оформленный без ошибок и т.п.

Таблица 3. Классификация "составных" работ для получения повторяющихся результатов

Количество результатов-объектов   Количество работ*, выполняемых разными исполнителями Несколько (много) и они не связаны между собой (могут быть получены независимо друг от друга) Один или несколько, но они связаны между собой (могут быть получены только одновременно или последовательно)
"Много" (более 25), много исполнителей Функциональная область (тип 1) ("группа процессов")- делим на "подобласти" и (или) или "процессы", выделяя однородные виды результатов "Функциональная область (тип 2)"("мегапроцесс) - делим на "процессы", выделяя логически завершенные этапы работ
"Немного" (от 2-х до 25), несколько исполнителей "Процесс" - только их моделируем с использованием специальных методологий

*) при этом каждая такая работа выполняется одним сотрудником на одном рабочем месте - см.далее определение "операция". Таким образом в "составных" работах по определению участвуют несколько исполнителей.

 

Дадим теперь строгие определения указанным терминам (от более крупных видов работ к всё более малым):

Функциональная единица - логически выделяемая работа (activity), которая включается в модель архитектуры предприятия (в ФПА). Название "функциональная единица" является общим (родовым) названием для всех видов работ (функциональных областей, процессов, операций, функций, проектов и т.п.).[10]

Функциональная область (тип 1) - " группа процессов" - совокупность работ, выделенная по одинаковому предназначению результатов этих работ, причем результаты могут быть получены независимо друг от друга. Например, функциональными областями типа 1 являются: снабжение, маркетинговые исследования, производство и т.д.). При этом в ходе выполнения этих работ участвуют много сотрудников (много "ролей") и получают много различных результатов, которые независимы друг от друга и могут быть получены параллельно. Например, "маркетинговые исследования потребителей" (результат - отчет о выявленных предпочтениях потребителей) и "маркетинговые исследования поставщиков" (результат - отчет о новых потенциальных поставщиках). Каждая ФО может быть разделена сразу на "процессы" и (или) на функциональные области, меньшие по содержанию (функциональные подобласти). Подчеркнем, что разделение выполняется именно по результатам, а не по подразделениям и т.п.второстепенным признакам. Моделируется только на уровне названий функциональных областей более низких уровней. Регламентироваться может документом "Политика" или "Руководство" (аналогично "Руководству по качеству" в СМК).

Функциональная область (тип 2) - "мега-процесс" (может быть, не очень благозвучное, но точное название, в принципе, можно использовать термин "сложный процесс") - совокупность очень многих работ, выделенная по общим результатам (результаты-объекты связаны между собой и могут быть получены только совместно). Как правило, выделяется из функциональной области более высокого уровня по определенному результату-объекту. Делится на ФО более низких уровней или на "процессы" по логически завершенным этапам, каждый из которых передает в следующий этап понятный результат-объект. Например, "Проектирование объекта капитального строительства" можно разделить на этапы (каждый из которых ФО тип 1 или тип 2): "Организационно-технологическая подготовка проектирования", "Получение исходных данных для проектирования", "Разработка инженерных разделов проекта" и т.д. Как и ФО тип 1, моделируется только на уровне ФО более низких уровней (названий этапов). Регламентируется аналогично ФО тип 1.

"Процесс" (бизнес-процесс, БП, "простой процесс" ) - совокупность нескольких функциональных и других элементов, которые определенным образом взаимодействуют для получения повторяющихся результатов, удовлетворяющих заданным требованиям.

При этом выполняются следующие условия (выполнение которых позволяет быстро строить "хорошие" модели процессов):

· процессы выделяются только по результатам;

· результаты процесса определяются как объекты с заданными свойствами (информационные объекты, материальные объекты, люди и т.п.).

· операции (функциональные элементы процесса) выполняются несколькими исполнителями (разные должности и "роли"), причем исполнители могут включать в себя "роли" участников не только рассматриваемой организации, но и других организаций;

· общее количество операций - не более 25 (4-5 этапов процесса по 4-5 операций в каждом этапе). Количество операций определяет сложность восприятия бизнес-процесса. Ограничение этого количества – это важнейшее требование к идентифицируемым процессам, чтобы их модели и регламентирующая документация нормально воспринимались сотрудниками предприятия (исполнителями), не имеющими специальной подготовки в области моделирования предприятий.

Выполнение этих условий позволяет успешно моделировать процесс в нотациях IDEF0, ARIS, BPMN. Регламентируется документом "Регламент бизнес-процесса".

"Операция" - функциональный элемент процесса, который в рамках процесса не делится на более простые работы. Выполняется одним исполнителем на одном рабочем месте. (Аналогично определению Технологическая операция - Законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте. ГОСТ 3.1109-82 ЕСТД. Термины и определения основных понятий (с Изменением N 1)). Регламентируется путем создания документа "Технологическая инструкция".

"Функция" - работа, выполняемая одним исполнителем на одном рабочем месте. Не является частью процесса (например, "убрать рабочее место"), либо является частью многих процессов (например, "встретить посетителя в офисе"). Регламентируется путем создания документа "Рабочая инструкция".

...

Источник: Бурмистров А.Н. О терминологии и основных положениях методологии разработки функционального представления архитектуры предприятия / Стратегическое управление организациями: технологии управления: сб. науч. тр. научной и учебно.-практ. конф. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. – 372 с. С. 14-27.

 

***

Файл: СистПроектирОрг-Курсовая-работа-АНБ2017.doc


[1] выпускает один вид продукции

[2] Требования - условия, которым должна удовлетворять создаваемая система.

[3] Цель - образ желаемого состояния объекта управления, определенный количественно и определенный во времени.

[4] Выделяются по стадиям жизненного цикла продукции

[5] Выделяются по основным видам ресурсов: материальным, трудовым, информационным, финансовым и т.д.

[6] Выделяются по объектам управления и по важнейшим целям

[7] в столбцах, кроме столбца (А) указываются краткие формулировки функциональных элементов предприятия, и, в случае необходимости, другие элементы, разработанные ранее.

[8] в столбце (А) – краткие формулировки требований, сформулированные выше.

[9] можно выделить и заинтересованную сторону "Руководители" (если у них есть отдельные требования)

[10]справочно: функциональная единица (unit of functionality): Набор прикладных объектов и отношений между ними, которые определяют одно или несколько понятий в рамках прикладного контекста таким образом, что отсутствие любого компонента сделает понятия неполными или неоднозначными (ГОСТ Р ИСО 10303-1-99: Системы автоматизации производства и их интеграция. Представление данных об изделии и обмен этими данными. Часть 1. Общие представления и основополагающие принципы. п.3.2.33)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: