Выработка и реализация адекватных характеру сопротивления мер по управлению отношением персонала к изменениям позволяет значительно снизить его уровень, тем самым повысить эффективность проводимых изменений в системе управления на предприятиях.
Общие рекомендации по управлению сопротивлением, предлагаемые различными авторами [2], [26] и др., таковы:
— вовлечение максимального числа сотрудников в процесс преобразований, что обеспечит его открытость и уменьшит страх коллектива перед неизвестностью;
— объяснение коллективу системы морального и материального поощрения за участие в работе по повышению эффективности организации;
— создание открытой информационной среды, т.е. систематическое проведение планерок, собраний коллектива, посвященных только одному вопросу — организационному развитию. Можно выпускать корпоративную газету, разовые информационные листки и т.п.;
— проведение внутренней и внешней РR-кампании, показывающей преимущества, потенциальные выгоды и возможности проводимых изменений;
— постепенное, но настойчивое формирование новой инновационной культуры и идеологии организации.
Основным подходом к управлению изменениями является информирование персонала. Подход, названный «честный торг», «признает неизбежность сопротивления и стимулирует создание атмосферы, располагающей к честному общению», решает следующие проблемы управления сопротивлением:
— признает неизбежность сопротивления, поэтому действует по отношению к сопротивлению честно и последовательно;
— учитывает то, что сопротивление может выражаться открыто или скрыто, и приводит доводы в пользу открытого сопротивления, чтобы проблемы всплыли на поверхность;
|
— предупреждает о том, что людям, возможно, неловко сообщать истинные причины своего сопротивления, и стимулирует создание атмосферы, располагающей к честному общению.
По мнению западных специалистов, большинство руководителей забывают важнейший принцип управления переменами: организации не меняются, меняются люди. Для внедрения длительных изменений следует перенести свои инициативы на участие каждого работника, которого эти изменения коснутся [43]. Лидеры преобразований должны быть уверены в том, что все участники понимают и поддерживают эти перемены как возможность для обновления и совершенствования.
Обобщение результатов исследований по преодолению сопротивления изменениям позволило Б.З. Мильнеру в работе [49] выделить ряд наиболее эффективных тактических приемов (табл. 5.2).
Таблица 5.2 - Тактические приемы преодоления сопротивления изменениям
Подход | Адекватные его применению ситуации |
Коммуникация, использование программ обучения | Изменения имеют технический характер Понимание характера изменений предполагает получение его пользователями точной информации и ее самостоятельный анализ |
Участие в изменениях | Пользователи изменений стремятся к участию в процессе преобразований Разработка изменения требует дополнительной информации из других источников Пользователи обладают ресурсами для противодействия |
Переговоры | Группа обладает возможностями сопротивления Изменения наносят ущерб интересам группы |
Принуждение | В кризисной ситуации инициаторы изменения располагают необходимыми властными полномочиями, все другие методы оказались неэффективными |
Поддержка высшего менеджмента | Изменения затрагивают несколько отделов или предполагают перераспределение ресурсов Пользователи изменений не уверены в их легитимности |
|
И. Ансофф выделяет четыре типа управления изменениями и отношением персонала к изменениям [5]:
- принудительное управление переменами;
- кризисное управление;
- адаптивные изменения;
- метод управляемого сопротивления.
Принудительный метод проведения изменений предполагает использование властных полномочий для преодоления сопротивления. Этот метод применяется в условиях дефицита времени, недостатком его является растущее сопротивление и социальная напряженность.
Метод адаптивных изменений предполагает проведение незначительных изменений в течение продолжительного периода. Сопротивление преодолевается путем компромиссов, присутствует сильная мотивация к осуществлению изменений.
Кризисное управление нацелено на принятие предупредительных мер для снижения сопротивления и формирования поддержки изменений.
Управляемое сопротивление является методом, позволяющим вводить изменения с разной скоростью, комбинируя мероприятия по снижению сопротивления в зависимости от требований внешней среды.
Выбор подхода к управлению отношением персонала к изменениям зависит, таким образом, от имеющего в распоряжении инициаторов изменений времени и других ресурсов.
Таким образом, исследование отношения персонала к изменениям позволяет сделать следующие выводы.
|
Внедрение управленческих изменений вызывает у сотрудников сопротивление, которое существенно затрудняет проведение преобразований и при отсутствии мер по управлению изменениями может свести к нулю усилия реформаторов.
Сопротивление изменениям — это негативная реакция системы, групп и отдельных лиц, затрудняющая процесс проведения изменений. Основные причины негативной реакции сотрудников: нарушение планов относительно будущего, неуверенность в собственной компетентности и возможности успешного завершения преобразований, а также несоответствие системы ценностей организации поставленным целям изменений.
Различные формы сопротивления изменениям могут быть классифицированы в зависимости от степени реакции сотрудников, степени рациональности установок персонала, источника инициативы изменений, формы проявления сопротивления и источников сопротивления.
Значительное сопротивление изменениям, как правило, объясняется низким уровнем организационной культуры, игнорированием человеческого фактора при проведении преобразований, недостатком информации об изменениях у сотрудников, недостаточной мотивацией персонала и др.
Отношение персонала к изменениям имеет свою динамику и зависит от фазы процесса изменения и действий по управлению изменениями. Взаимосвязь этапов процесса преобразований с динамикой отношения персонала к изменениям показывают такие модели, как «кривая перемен», модель «"размораживание" — проведение изменения — "замораживание"» и др. Сопротивление усиливается на каждом этапе изменений и требует адекватных мер по управлению отношением персонала к изменениям.
Основными подходами к управлению отношением персонала к изменениям являются информирование персонала, вовлечение сотрудников в преобразования, введение системы поощрений за работу по повышению эффективности организации, формирование инновационной культуры предприятия. Кроме того, выделяют принудительное управление изменениями и отношением персонала к изменениям, кризисное управление, адаптивные изменения и метод управляемого сопротивления.
В качестве тактических приемов преодоления сопротивления изменениям рассматриваются переговоры, принуждение, участие в изменениях, программы обучения и поддержка высшего менеджмента.