Пальчиковая гимнастика «За грибами»




Тема: НАШ ГОРОД

Программное содержание: Выучить с детьми название города; закрепить название улиц; продолжать учить составлять рассказ по плану; упражнять в подборе качественных прилагательных; упражнять в согласовании существительных с числительными, в словоизменении существительных.

Активизация словаря: одноэтажный, многоэтажный, проспект, деревянный, кирпичный, панельный, горожане.

Оборудование: иллюстрации с изображением Димитровграда, предметные картинки – транспорт, схема, схема – план для составления рассказа.

Организационный момент Сядет тот, кто скажет, что есть в городе (улица, дом, светофор, двор, дерево, машина, автобус, тротуар, магазин, детский сад, школа, цветы и т.п.)  
1.Расширение объема словаря Назовите город, в котором мы живем. Спросить 3-4- чел.
2. Расширение объема словаря Игра с мячом: «На какой улице ты живешь?» Обратить внимание на слово «проспект», объяснить его значение.  
3. Словоизменение И/у: «Как нас назвать?» Мы живем в городе, как нас можно назвать? (горожане). Девочка…(горожанка). Мальчик…(горожанин)  
4. Классификация предметного словаря Д/и: «Путешествие по городу». На чем можно путешествовать по городу? (транспорт: назвать и найти картинку)  
5.. Расширение объема словаря И/у: «Куда поехала машина?»(по схеме) Воспитатель передвигает машинку, а дети комментируют (Машина проехала мимо сосны, повернула направо и т.п.) Поощрять полные ответы
6.Классификация предметного словаря И/у: «Какие дома есть на нашей улице?» Дом из кирпича – кирпичный, (из дерева, из камня, из панелей). Если в доме много этажей, он (какой?) многоэтажный (один этаж, 2,3,4,5,9 этажей).  
7.Связная речь Составить рассказ о городе по плану: - Как называется город? - Как называются люди, живущие в городе? - Какие улицы есть в нашем городе? - Какой транспорт ездит по улицам? - Что тебе нравится в нашем городе?  

 

 

Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей логопедической группе

 

Тема: НАСЕКОМЫЕ

Программное содержание: Учить пользоваться знаками для развития интонационной выразительности речи; закреплять умение находить ошибки в предложении и исправлять их; развивать слуховое внимании, согласовывать существительные с прилагательными; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; развивать словарь по теме, внимание, память.

Активизация словаря: название насекомых, ползает, жужжит, пищит, летающий, прыгающий.

Оборудование: загадки о насекомых, иллюстрации с изображением насекомых, карточки с изображением знаков? и!.

1.Организационный момент - Назовите времена года, начиная с зимы. - Какое время года я не назвала? - Какое время года приходит после весны?  
2. Расширение объема словаря Загадывание загадок о насекомых.  
3. Классификация предметного словаря Д/и: «Подбери слово» Бабочка (какая?)…, (муравей, пчела, божья коровка, кузнечик, жук, стрекоза, шмель, комар, муха)  
4. Классификация предметного словаря И/у: «Что могут делать насекомые?» ()летать, првгать, кусаться, собирать нектар, прятаться, жужжать, пищать, стрекотать.  
5. Расширение объема словаря Д/и: «Исправь ошибку» Бабушкалетает около цветка. Лук ползет по веточке. Пила летит и жужжит. Воробей залез в муравейник. Самовар укусил Машу.  
6. Физминутка.    
7. Словоизменение Д/и «Назови ласково» Комар (комарик, комаришка); муха, пчела, стрекоза, жук, муравей.    
8. Развитие связной речи Д/и: «Бывает – не бывает?» Девочка ловит бабочку. Бабочка ловит девочку. Девочка поймана бабочкой.  
9. Развитие связной речи И/у: «Повторение предложений со знаками «?», «!» Нельзя ловить бабочек. Нельзя разорять муравейник. Нельзя наступать на насекомых.  

 

 

Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей логопедической группе

 

Тема: ИГРУШКИ

Программное содержание: уточнить с детьми названия игрушек, способы игры с ними; научить выделять составные части, форму, цвет, материал; образовывать существительные родительного падежа с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных и согласовывать их в роде с существительными; развивать зрительную и слуховую память, активизировать словарь.

Активизация словаря: названия частей игрушек, материалов, числительные.

Оборудование: пирамидка, мяч, машина, медвежонок, кукла, матрешка, картинки с изображением разного кол-ва игрушек (от 1 до 5), мелкие игрушки на каждого ребенка.

1. Организационный момент   (расширение объема словаря) Сядет тот, кто повторит за мной цепочку слов: - кукла, мяч, танк; - матрешка, собака, ведро; - машина, кубики, юла; - неваляшка, пирамидка, мозаика; - домино, лото, ракетка; - велосипед, дудочка, самокат.  
2.Классификация предметного словаря Игровое упр. «Из чего это?» Выставить пирамидку. Из каких частей состоит пирамидка? Каких цветов части пирамидки? Из какого материала она сделана? Как с ней можно играть? И/у «Что изменилось?» (мяч, пирамидка, машина) Загадка о медведе: Он в берлоге спит зимой под большущею сосной, А когда придет весна, просыпается от сна. - Что есть у игрушечного медвежонка? Из какого материала он сделан? Какого он цвета? Как с ним можно играть?  
3. Словоизменение   Д/и «Игрушки-малютки» Кукла-куколка, матрешка – матрешечка, и т.д.  
4. Физминутка «Игрушки»  
5. Словоизменение И/у «Сосчитай» По картинкам с изображением игрушек.  
6. Развитие связной речи. Раздать детям по одной игрушке, попросить поиграть с ними, потом спрятать. Спросить, с какой игрушкой ребенок играл. - Я играл с мишкой. - Я играла с куклой. И т.п.  
     
     

 

ФИЗМИНУТКА «ИГРУШКИ»

На большом ковре и в ряд Куклы Танины стоят. Два медведя, Буратино И веселый Чипполино, И котенок, и слоненок 1,2,3,4,5 – Вместе мы идем гулять Дети маршируют на месте, Останавливаются Изображают персонажей Прыгают Маршируют, уходят с ковра.

 

Игровое упражнение «КАКОЙ ИГРУШКИ НЕ ХВАТАЕТ?»

 

МАТРЕШКА   ПИРАМИДКА МЯЧ
ПИРАМИДКА   МЯЧ МАТРЕШКА
МЯЧ   МАТРЕШКА ?

 

 

Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей логопедической группе

 

Тема: ОСЕНЬ. ДЕРЕВЬЯ.

Программное содержание: учить подбирать слова-антонимы, употреблять существительные во множественном числе; подбирать прилагательные и согласовывать их с существительными; упражнять в согласовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, обобщать и систематизировать знания детей об осени, о деревьях; развивать произвольное внимание, память.

Активизация словаря: названия деревьев, листьев, слова – определения.

Оборудование: картинки с изображением примет осени (дождь, листопад, ветер, овощи, грибы, красные и желтые листья, тучи), картинки (дерево, ветка, корень, ствол, береза, елка), листья и плоды, семена, собранные на прогулке, опорные картинки для составления рассказа, мяч, овощи и фрукты.

1.Организационный момент И/у «Скажи наоборот» Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч, ребенок ловит и старается подобрать антоним: Тепло- холодно, пасмурный день- солнечный день, длинный – короткий, сухой – мокрый, сильны ветер – слабый ветер, высокий – низкий, громко – тихо, быстро – медленно.  
2. Расширение объема словаря. Д/и «Картинки осени» Воспитатель показывает по одной предметной картинке и произносит начало предложения, ребенок заканчивает его, опираясь на картинку. (Осенью бывает…дождь.)  
3. Классификация предметного словаря Д/и «Подбери слово» Осенью солнце (какое?).... Осенью небо (какое?)… Погода, деревья, листья, трава, дождь, ветер.  
4. Словоизменение Д/и «Назови много» Воспитатель показывает картинку, произносит предложение, ребенок договаривает последнее слово. (У меня лист, а на дереве… листья).  
5. Физминутка «Листья»  
6. Классификация предметного словаря Работа с раздаточным материалом (листья и семена). Д/и «С какой ветки детки?»  
7. Словоизменение Д/и с мячом «Назови ласково» Береза – березонька, дуб, рябина, клен, ель, лист, ветка…  
8. Развитие связной речи Составление рассказа «Осень» по опорным картинкам. Наступила осень. Катя с папой пошли в лес. В лесу деревья желтые и красные. На земле много листьев. Папа нашел грибы. Катя положила их в корзинку. Хорошо в лесу осенью!  

 

 

т

ФИЗМИНУТКА «ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ »

 

Листья осенние тихо кружатся, Листья нам под ноги тихо ложатся. И под ногами шуршат, шелестят, Будто опять закружиться хотят. Кружатся на пальчиках, руки в стороны. Приседают. Движения руками вправо-влево. Поднимаются, кружатся.

 

 

ЗАГАДКИ

 

Зимой и летом одним цветом. (ель)

 

Красна ягодка летом горька, зимой – сладка. На каком дереве растет? (рябина)

 

Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней май сережки дарит ей. (береза)

 

У какого дерева все детки с рождения в беретках?

Когда с деревьев упадут, своих беретов не найдут. (дуб)

 

У какого дерева резные листья летом зеленого цвета,

А поздней осенью – желтого и красного? (клен)

 

Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей логопедической группе

Тема: ФРУКТЫ

Программное содержание: учить правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах; учить составлять сложные предложения с союзом «а»; образовывать прилагательные от существительных, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; закреплять знания детей об овощах и фруктах; развивать умение детей логически мыслить, внимание, память.

Активизация словаря: овощи, фрукты

Оборудование: фрукты, кусочки фруктов, вилочки, картинки с изображением фруктов, коробочки с фруктовыми соками, мяч.

1. Организационный момент (классификация предметного словаря) Д/и «Верно- не верно». (с мячом) Лимон и апельсин – это посуда? Яблоко и груша – это овощи? Капуста и лук – это фрукты? Слива и абрикос – это одежда? Банан и мандарин – это грибы?  
2. Расширение объема словаря Д/и «Узнай на вкус (по запаху)»  
3. Расширение объема словаря И/у «Договори предложение» (подбор антонимов) Апельсин сладкий, а лимон …. Яблоко твердое, а абрикос … Ананас большой, а слива …. Чеснок горький, а банан…. Персик, а яблоко…. Яблоко гладкое, а мандарин …  
4. Физминутка  
С веток фрукты я снимаю И в лукошко собираю. Фруктов — полное лукошко! Я попробую немножко. Я поем еще чуть-чуть — Легче будет к дому путь. Раз, два, три, четыре, пять... Снова буду собирать.   Выполнять действия в соответствии с текстом.

 

5.Словоизменение Д/и «Фрукты - малютки» Я большая, а вы маленькие. Я – большое яблоко, огурец, а Юля – маленькое яблочко. И т.п.  
6.Словоизменение Д/и «Кафе» (картинки с коробочками с соком) Ребенок может «купить» сок, если правильно назовет его: из яблок – яблочный, из сливы - сливовый и т.п.  
7. Развитие связной речи Упр. «Что у кого?» Вос-ль спрашивает: «Юля, у тебя яблоко, а у Руслана?» Ответ: «У меня яблоко, а у Руслана - груша». И т.п.  

 

Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей логопедической группе

Тема: ОВОЩИ

Программное содержание: учить правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах; учить составлять сложные предложения с союзом «а»; образовывать прилагательные от существительных, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; закреплять знания детей об овощах; развивать умение детей логически мыслить, внимание, память.

Активизация словаря: овощи, фрукты

Оборудование: овощи, кусочки овощей, вилочки, картинки с изображением овощей и фруктов, коробочки с овощными соками, мяч.

1. Организационный момент (классификация предметного словаря) Д/и «Верно- не верно». (с мячом) Огурец и помидор – это посуда? Яблоко и груша – это овощи? Капуста и лук – это фрукты? Картошка и морковка – это одежда? Апельсин и лимон – это грибы? Свекла и горох – это фрукты?  
2. Расширение объема словаря Д/и «Узнай на вкус (по запаху)»  
3. Расширение объема словаря И/у «Договори предложение» (подбор антонимов) Морковка сладкая а лук…. Огурец твердый, а помидор.… Капуста большая, а картошка…. Чеснок горький, а банан…. Помидор мягкий, а яблоко…. Помидор гладкий, а картошка…  
4. Физминутка   (словоизменение)   Д/и «Повар и овощи» Я решила стать поваром. Не простым поваром, а поваром – волшебником. Превращу вас в овощи сейчас.
1-2-3-4-5- Начинаем мы играть. Ручками похлопаем, Ножками потопаем. Покрутились, покружились… В овощи вы превратились. Дети считают хором Хлопают Топают Кружатся Останавливаются

Каждому ребенку дается картинка.

-Что это? (капуста)

- Кем ты будешь? (капустой)

  Аналогично проговаривается с каждым ребенком.
5.Словоизменение Д/и «Овощи - малютки» Я большая, а вы маленькие. Я – большой огурец, а Вика – маленький…. И т.п.  
6.Словоизменение Д/и «Кафе» (картинки с коробочками с соком) Ребенок может «купить» сок, если правильно назовет его: из моркови сок – морковный, из свеклы сок - … и т.п.  
7. Развитие связной речи Упр. «Что у кого?» Вос-ль спрашивает: «Юля, у тебя лук, а у Димы?» Ответ: «У меня лук, а у Димы огурец»  

Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей логопедической группе

Тема: «ЛЕС.ГРИБЫ.ЯГОДЫ»

Программное содержание: закреплять представления о лесе, грибах и лесных ягодах; уточнять, расширять и активизировать словарь по теме; развивать диалогическую речь, зрительное внимание и восприятие; формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Активизация словаря: лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, опенок, сыроежка; ягода, земляника, черника, малина, клюква, брусника; собирать, заготавливать, висеть; ядовитый, съедобный, спелый, душистый.

Оборудование: предметные картинки с изображением грибов, лесных ягод, картина «За грибами»

Литература: Н.В.Нищева. Конспекты занятий. Стр. 87.

1. Организационный момент. - Возьмите по одному грибу, название которого вы знаете. Сядет тот, кто назовет свой гриб и расскажет о нем (цвет шляпки, длина и цвет ножки)    
2. Упражнение «За грибами» Поместить на доску картинки с грибами. - Осенний лес дарит нам много грибов. Какие еще грибы вы знаете? (дети называют, вос-ль выставляет картинки) - Посмотрите внимательно на изображения грибов. Какой гриб здесь лишний и почему? (мухомор – он ядовитый). - Какие еще несъедобные грибы вы знаете? (бледная поганка, ложные опята)    
3. Игра «Подскажи словечко.» - Я буду читать стихи, а вы подсказывайте слово в рифму. Возле леса на опушке, Украшая темный бор, Вырос яркий, как Петрушка, Ядовитый… (мухомор). Посмотрите-ка, ребята, Тут- лисички, там – опята, Ну, а это, на полянке, Ядовитые… (поганки). Вдоль лесных дорожек Много белых ножек В шляпках разноцветных, Издали заметных. Собирай, не мешкай, это… (сыроежки).    
4. Упражнение «Соберём семейку» Игра с мячом. - Давайте подберем слова одной семейки к слову «гриб». Будем бросать мяч и подбирать слова. - Как ты назовешь маленький гриб? - Как можно назвать большой гриб? (грибище) - Как называют суп из грибов? (грибной) - Как называют человека, собирающего грибы? - Как называют корешки грибов? (грибница) - Как можно ласково назвать гриб? (грибочек)    
5. Упражнение «Будь внимательным» - В лесу растут не только грибы. Что вы видите на картинках? (Это лесные ягоды) - Назовите их. - Назовите красные лесные ягоды. - Какого цвета другие ягоды? - Назовите круглые ягоды. - Какая ягода имеет овальную форму?    
6. Физминутка Подвижная игра «Боровик». Дети встают в круг.
По дорожке шли, Боровик нашли. Боровик боровой В мох укрылся с головой. Мы его пройти могли, Хорошо, что тихо шли. Идут по кругу, держатся за руки. Приседают Опускают голову Идут по кругу
7. Беседа по картине «За грибами» - Давайте внимательно рассмотрим картину и побеседуем о том, что на ней изображено. Кого вы видите? - Куда они пришли? - Что они ищут в лесу? - Какое время года изображено на картине? - Как вы догадались? - Какие грибы нашли грибники? - Что они приготовят из грибов?    
8. Итог Подвести итог занятия, оценить работу детей.  

 

 

Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей логопедической группе

Тема: ОБУВЬ

Программное содержание: учитьдетей составлять предложения, объяснять народные выражения; называть обобщающее слово, закреплять умение подбирать антонимы, употреблять в речи качественные прилагательные; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, развивать память; развивать фонематический слух.

Активизация словаря: названия обуви, ее частей, обобщающие слова: зимняя обувь, осенняя, детская.

Оборудование: картинки с изображением женской, мужской, детской, спортивной, летней, осенней, зимней обуви, большой и маленькой обуви, детская обувь (ботинок, туфли, сапоги), обувная щетка.

1.Организационный момент Сядет тот, кто сможет назвать обувь.  
2. Расширение объема словаря Загадывание загадок об обуви (см. коррекционную папку)  
3. Классификация предметного словаря И/у «Какая бывает обувь?» - Если мы ее носим зимой (летом, осенью)? - Если ее носят дети (женщины, мужчины)? - Если ее носят дома? - Если в ней занимаются спортом? Сказочный герой (например Кот в сапогах)обращается за помощью: ему нужно выбрать обувь.
4. Словоизменение Д/и «Назови ласково» Сапоги, ботинки, тапки, туфли, кроссовки, валенки.  
5. Расширение объема словаря. Д/и «Скажи наоборот» Чистый – грязный, детская – взрослая, разуваться – обуваться, пачкать – чистить, мокрая – сухая.  
6.Физминутка
Четыре Анюточки, Не устав ни чуточки, Скачут третьи суточки Все под прибауточки. Чок-чок, каблучок, Чуки-чуки-чуки-чок! Пружинки. Выставляют поочередно каблучки. Прыгают на месте.

 

Выходят из-за столов.
7.Классификация предметного словаря Д/и «Обувной магазин» Покупаем спортивную, зимнюю, летнюю, детскую обувь.   С раздаточным материалом
8.Словоизменение Д/ «Из чего сделано?» Обувь из резины – резиновая, (из кожи, из меха, из замши).  
9. Развитие связной речи Объяснить детям выражения: «Сесть в галошу»; «Два сапога - пара»  
10. Развитие связной речи Составление предложений по демонстрируемому действию. «Саша снимает ботинки», «Вика обувает ботинки», «Миша чистит сапоги». Заранее договориться с детьми

Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей логопедической группе

Тема: КВАРТИРА, ДОМ И ЕГО ЧАСТИ.

Программное содержание: учить составлять предложения по картинкам; образовывать сложные слова (многоэтажный, одноэтажный); называть части дома и квартиры; употреблять в речи качественные прилагательные, подбирать антонимы.

Активизация словаря: одноэтажный, многоэтажный, панельный, кирпичный, деревянный, гостиная, детская, ванная.

Оборудование: картинки с изображением домов разного типа, отдельных помещений в квартире, мяч, набор картинок: дом, подъезд, лестница, лифт, дверь.

1.Организационный момент Сядет тот, кто скажет, что есть в доме (комнаты, стены, потолки, окна, двери, балконы, лестницы, ступеньки, крыша, лифт, перила, этажи)  
2. Словоизменение Д/и «Скажи наоборот» (с мячом) Дом бывает: высокий – низкий, большой - маленький, новый – старый, узкий – широкий, многоэтажный – одноэтажный.  
3. Расширение объема словаря. В многоэтажном доме много квартир. А сколько комнат может мыть в квартире? - Если в квартире 1 комната то квартира называется (однокомнатная). (Если 2,3…). - Какие комнаты могут быть в квартире? (спальня, гостиная, детская) - Какие еще помещения есть в квартире? (кухня, ванная, коридор, прихожая) - Для чего они нужны? (кухня…, ванная… и т.п.) Дети отвечают и выставляют картинки.
4. Классификация предметного словаря И/у «Вопрос - ответ» - Сколько этажей может быть в деревянном доме? - Дом, в котором 1 этаж, какой? (одноэтажный) - Дом, в котором 2 этаже, какой? (двухэтажный) - Как можно полностью сказать об этом доме? (деревянный, двухэтажный дом) - Сколько этажей может быть в кирпичном доме? (много). - Как называется дом, в котором много этажей? (многоэтажный) - Как полностью сказать об этом доме? (кирпичный многоэтажный) То же про панельный (например девятиэтажный) Воспитатель выставляет картинки.
5. Физминутка См. картотеку  
6. Словоизменение Д/ и «Какая – какой?» Дом из бревен (какой?) – бревенчатый, (из кирпича, из камня,). Крыша из железа (какая?) – железная. Окна из стекла (какие?)-…. Пол из дерева… Труба из кирпича…  
7. Развитие связной речи Расскажи как ты идешь домой (уходишь из дома). Ребенок раскладывает по порядку и рассказывает: «Я подхожу к дому, вхожу в подъезд, поднимаюсь по лестнице, захожу в свою квартиру №…» Уходит – в обратной последовательности. По картинкам. Дети составляют по одному предложению.

Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей логопедической группе

Тема: К НАМ ПРИХОДИТ НОВЫЙ ГОД

Программное содержание: учит изменять слова с помощью суффикса «очк»,упражнять в использовании различных синтаксических конструкций, подборе слов – определений, употреблении в речи обобщающих слов; развивать вербально-логическое мышление, развивать словесное творчество.

Активизация словаря: названия зимних месяцев, зимних праздников, елочных украшений.

Оборудование: картинкис изображением нарядной елки, Деда Мороза, Снегурочки. Раздаточный материал- картинки из которых можно составить логическую цепочку (из игры «Чем мы похожи?»). Разрезные картинки на каждого ребенка.

1. Организационный момент Сядет тот, кто скажет на что похоже: - Белый снег похож на…. Синий лед похож на…. Фонарики на елке похожи на…. Борода Деда Мороза похожа на…. елка похожа на... (ответов может быть несколько)  
2. Расширение объема словаря Отгадывание загадок на новогоднюю тематику. См. Коррекционную папку.  
3.Словоизменение Д/и «Скажи ласково» Захотелось нам ласковых слов. Кто из звуков помочь на готов? «Ч»- наш самый нежный звук! Не откажемся от его услуг! - Елка – елочка, (санки, палки, время, утро, имя, сердце, кольцо, крыльцо, заяц, волк, белка.)  
4. Физминутка См. картотеку.  
5.Классификация предметного словаря Д/и «Назови одним словом» - Декабрь, январь, февраль – зимние месяцы; зима, весна, лето, осень – времена года, Новый год, Рождество - …; шары, бусы, мишура - …, ель, сосна - …, санки, лыжи, коньки - …  
6. Классификация предметного словаря Д/и «Разрезные картинки» Дети собирают из частей картинки с новогодней тематикой.  
7. Развитие связной речи «Нелепицы» Исправь предложение и повтори правильно. - Новый год наступает потому, что нарядили елку. - Замерзла вода в реке, поэтому ударили морозы. - Люди одели теплую одежду, поэтому стало холодно. - Катя катается на коньках по зеленой траве.  
8. Развитие связной речи Д/и «Логическая цепочка» На доске изображение Новогодней елки. У детей картинки из игры «Чем мы похожи?». - На праздник мы поедем на чудесном поезде: все вагончики соединятся, если вы объясните, чем они похожи. Мой вагончик – елочная игрушка, потому, что ею можно украсить елку. (дети строят поезд, объясняя логическую связь картинок)  

 

 

Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей логопедической группе

 

Тема: МАТЕРИАЛЫИ ИНСТРУМЕНТЫ.

Программное содержание: Учить составлять предложений по демонстрируемому действию; упражнять в словоизменении с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, закреплять умение аргументировать ответ, пополнять глагольный словарь, развивать логическое мышление, внимание, память

Активизация словаря: названия инструментов, действий, которые можно производить с ними.

Оборудование: картинки с изображением инструментов.

1 Организационный момент Сядет тот, кто повторит без ошибки: 1. Молоток, топор, пила; 2. Лопата, грабли, вилы; 3. Долото, игла, топор; 4.Пила, нож, ножницы; 5. Топор, пила, клещи.    
2. Расширение объема словаря Отгадывание загадок по теме (См. коррекционную папку).    
3. Классификация предметного словаря Д/и «Что лишнее?» Молоток, пила, рубанок, игла. Ножницы, игла, наперсток, топор. Грабли, лопата, молоток    
4. Словоизменение Д/и «Назови ласково» Молоток, ключ, нож, топор, грабли, лопата, отвертка.    
5.Физминутка См. картотеку.    
6. Развитие вер­бально-логиче­ского мышления Загадки:   Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом И ребятам помогаю делать гору, строить дом. (лопата) Зубы имеют, а зубной боли не знают. (грабли)   Два конца, два кольца, посредине гвоздик (ножницы) Птичка-невеличка: носик стальной, хвостик льняной (иголка с ниткой) Кланяется, кланяется. Придет домой – растянется. (топор) Зубастый зверек грызет со свистом дубок (пила)   Сам деревянный, а голова железная. (молоток)      
7. Расширение объема словаря Д/и «Что можно делать?»(топором, пилой, лопатой, дрелью и т.п.)    
8. Классифика­ция предметного словаря. И/у «Исправь ошибку» Молотком копают землю. Иголкой режут ткань. Ножницами шьют платье. Лопатой рубят дрова. Пилой рыхлят землю.  
9. Развитие связной речи Составление предложений по сюжетным картинкам.    

 

Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей логопедической группе

Тема: «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»

Программное содержание: учить составлять предложения, закреплять названия воен­ных профессий, военной техники; упражнять в согласовании существительных с числи­тельными и прилагательными, в подборе синонимов; развивать память, мышление, речь; воспитывать уважение к Защитникам Отечества.

Активизация словаря: названия военных профессий, техники, словаря синонимов.

Оборудование: картинки с изображением представителей военных профессий, военной техники.

Предварительная работа: заучивание стихов об армии; домашнее задание: попросить пап и дедушек рассказать детям о службе в армии.

1. Организаци­онный момент Сядет тот, кто правильно назовет представителей во­енных профессий. (по картинкам)  
2. Активизация словаря, вербально-логи­ческого мышле­ния. Загадывание загадок. Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает, Отправляется в полет, Наш российский… (вертолет)   Тучек нет на горизонте, Но раскрылся в небе зонтик. Через несколько минут Опустился … (парашют)   Что за птица: Песен не поет, Гнезда не вьет, Людей и груз везет. (самолет)   Ходит город – великан на работу в океан (корабль)    
3. Расширение объема словаря Дид. игра «Кому что нужно?» На доске картинки с изображением представителей военных профессий. Дети называют профессию и го­ворят, что нужно военному этой профессии: Летчику – самолет; танкисту – танк; ракетчику - ра­кета; пограничнику – собака; моряку – корабль.    
4. Развитие связной речи Чтение стихов об Армии (выучить заранее)    
5. Физминутка См. на обороте.    
5.Словоизмене­ние И/упр. «Скажи много» Смелый летчик – смелые летчики; железная каска - …, быстрая ракета - …, боевой корабль - …, военный са­молет - …, храбрый танкист - …, пограничная полоса - …, умная собака - …, большой парашют - …, меткий стрелок - …, отважный солдат - …, боевой офицер - …    
6.Активизация словаря. Дид.игра «Скажи по другому»(с мячом) Храбрый – смелый, отважный, бесстрашный; солдат – боец, воин; большой – огромный; сильный – могучий; охранять – беречь, стеречь;  
7. Словоизмене­ние   И/упр. «Сосчитай»(дети передают мяч друг другу) Одна ракета, две ракеты, три… - пять ракет; один танк…, один корабль…, один вертолет.    
8.Развитие связ­ной речи Составление предложений по картинкам. - П осмотрите на картинки и расскажите, что делают люди, изображенные на них. - Военный летчик стоит около самолета (сидит в ка­бине самолета). - Моряк стоит на палубе военного корабля. - Пограничник охраняет границу. - Танкист стоит около танка. И т.д.  

Физминутка «СОЛДАТИК»

 

На одной ноге постой-ка Будто ты солдатик стойкий. Ногу левую к груди Да смотри, не упади! А теперь постой на левой, Если ты солдатик смелый. Раз, два – дружно в ногу, Три, четыре – тверже шаг! Маршируют Стоят на правой ноге   Стоят на левой ноге   Маршируют, садятся на места

 

Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей логопедической группе

 

Тема: «СЕМЬЯ»

Программное содержание: учить детей составлять рассказ-описание; придумывать во­просы к сюжетной картине; закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные \, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; формировать умение внимательно слушать вопрос и отвечать на него.

Активизация словаря: заботливый, трудолюбивый, вязать, гладить, стирать.

Оборудование: мяч; картинки с изображением детской, женской, мужской одежды, украшений, машины, очков; сюжетная картина «Подарок маме» (Гербовой)

1. Организационный момент «Назови ласково».(игра с мячом) Мама – мамочка, папа, брат, сестра, дочь, сын, внук, внучка.  
2.. Расширение объема словаря Дид. игра «О ком говорим?» - Добрый, добрая, добрые; - Заботливая, заботливый, заботливые; - Веселый, веселая, веселые.  
3.Классификация предметного словаря Дид. игра «Кто что делает?» - Что может делать мама? (стирать, гладить, варить, читать, играть, гулять и т.п.); - Бабушка? Дедушка? Сын? Дочь?    
4. Расширение объема словаря Дид. игра «Кто какой?» - Мама (какая?) - ласковая, добрая, красивая, трудолюбивая и т.п.; - Папа – сильный, большой, заботливый, веселый; - Дедушка – старенький, молодой, веселый, добрый; - Бабушка – ласковая, седая.  
5. Словоизменение Дид. игра «Чье это?» Картинки: одежда и обувь для взрослых, детей, бусы, машина, очки.  
6. Физминутка Пальчиковая гимнастика «Моя семья» Рука сжата в кулак, пальцы поочередно отгибаются: Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья!  
7. Развитие связной речи Придумать вопросы к сюжетной картине Гербовой «Подарок маме»  
8. Развитие связной речи Составить рассказ-описание «Моя мама» по плану: - Имя, отчество - Цвет волос и глаз, - Любимая одежда, - Кем работает, - Что делает дома? Можно составить в вечернее время

 

Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей логопедической группе

 

 

Тема: «ПОСУДА»

Программное содержание: Уточнить с детьми названия посуды; уметь различать и называть кухонную, столовую и чайную посуду; уметь называть части посуды и внешние признаки; образовывать существительные родительного падежа с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных; составлять предложения по демонстрируемому действию.

Активизация словаря: кухонная, столовая, чайная.

Оборудование: картинки с изображением кухонной, столовой, чайной посуды; посуды из разных материалов (стеклянной, деревянной, керамической, металлической); картинка с изображением стола, аквариума.

1. Организационный момент Назовите посуду, которую знаете.  
2. Классификация предметного словаря Дид. игра «Назови одним словом» Чашка, тарелка, чайник (посуда). Юбка, брюки, рубашка; Машинка, кукла, мишка. Дуб, клен, береза.  
3. Классификация предметного словаря Дид. игра «Расставь посуду по местам» (раздаточный материал) - кухонная, - чайная, -столовая.  
4. Расширение объема словаря Дид. игра «Отгадай предмет» (по названию частей) - Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля); - Ручка, носик, крышка (чайник); - Дно, края (тарелка); - Ручка, стенки, дно (сковорода)  
5. Расширение объема словаря Дид. игра «Назови ласково» Ваза – вазочка, тарелка, ложка, вилка, нож, стакан, чашка, блюдце, кастрюля, чайник, крышка, дно, край.  
6. Физминутка См. картотеку.  
7. Классификация предметного словаря Игр. упр. «Найди лишнюю картинку» - Чашка, чайник, стол; - Блюдце, кастрюля, аквариум.  
8. Словоизменение Упражнение «Какая посуда?» - из дерева – деревянная, (из ст


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: