Тема: НАШ ГОРОД
Программное содержание: Выучить с детьми название города; закрепить название улиц; продолжать учить составлять рассказ по плану; упражнять в подборе качественных прилагательных; упражнять в согласовании существительных с числительными, в словоизменении существительных.
Активизация словаря: одноэтажный, многоэтажный, проспект, деревянный, кирпичный, панельный, горожане.
Оборудование: иллюстрации с изображением Димитровграда, предметные картинки – транспорт, схема, схема – план для составления рассказа.
Организационный момент | Сядет тот, кто скажет, что есть в городе (улица, дом, светофор, двор, дерево, машина, автобус, тротуар, магазин, детский сад, школа, цветы и т.п.) | |
1.Расширение объема словаря | Назовите город, в котором мы живем. | Спросить 3-4- чел. |
2. Расширение объема словаря | Игра с мячом: «На какой улице ты живешь?» Обратить внимание на слово «проспект», объяснить его значение. | |
3. Словоизменение | И/у: «Как нас назвать?» Мы живем в городе, как нас можно назвать? (горожане). Девочка…(горожанка). Мальчик…(горожанин) | |
4. Классификация предметного словаря | Д/и: «Путешествие по городу». На чем можно путешествовать по городу? (транспорт: назвать и найти картинку) | |
5.. Расширение объема словаря | И/у: «Куда поехала машина?»(по схеме) Воспитатель передвигает машинку, а дети комментируют (Машина проехала мимо сосны, повернула направо и т.п.) | Поощрять полные ответы |
6.Классификация предметного словаря | И/у: «Какие дома есть на нашей улице?» Дом из кирпича – кирпичный, (из дерева, из камня, из панелей). Если в доме много этажей, он (какой?) многоэтажный (один этаж, 2,3,4,5,9 этажей). | |
7.Связная речь | Составить рассказ о городе по плану: - Как называется город? - Как называются люди, живущие в городе? - Какие улицы есть в нашем городе? - Какой транспорт ездит по улицам? - Что тебе нравится в нашем городе? |
Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей логопедической группе
Тема: НАСЕКОМЫЕ
Программное содержание: Учить пользоваться знаками для развития интонационной выразительности речи; закреплять умение находить ошибки в предложении и исправлять их; развивать слуховое внимании, согласовывать существительные с прилагательными; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; развивать словарь по теме, внимание, память.
Активизация словаря: название насекомых, ползает, жужжит, пищит, летающий, прыгающий.
Оборудование: загадки о насекомых, иллюстрации с изображением насекомых, карточки с изображением знаков? и!.
1.Организационный момент | - Назовите времена года, начиная с зимы. - Какое время года я не назвала? - Какое время года приходит после весны? | |
2. Расширение объема словаря | Загадывание загадок о насекомых. | |
3. Классификация предметного словаря | Д/и: «Подбери слово» Бабочка (какая?)…, (муравей, пчела, божья коровка, кузнечик, жук, стрекоза, шмель, комар, муха) | |
4. Классификация предметного словаря | И/у: «Что могут делать насекомые?» ()летать, првгать, кусаться, собирать нектар, прятаться, жужжать, пищать, стрекотать. | |
5. Расширение объема словаря | Д/и: «Исправь ошибку» Бабушкалетает около цветка. Лук ползет по веточке. Пила летит и жужжит. Воробей залез в муравейник. Самовар укусил Машу. | |
6. Физминутка. | ||
7. Словоизменение | Д/и «Назови ласково» Комар (комарик, комаришка); муха, пчела, стрекоза, жук, муравей. | |
8. Развитие связной речи | Д/и: «Бывает – не бывает?» Девочка ловит бабочку. Бабочка ловит девочку. Девочка поймана бабочкой. | |
9. Развитие связной речи | И/у: «Повторение предложений со знаками «?», «!» Нельзя ловить бабочек. Нельзя разорять муравейник. Нельзя наступать на насекомых. |
Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей логопедической группе
Тема: ИГРУШКИ
Программное содержание: уточнить с детьми названия игрушек, способы игры с ними; научить выделять составные части, форму, цвет, материал; образовывать существительные родительного падежа с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных и согласовывать их в роде с существительными; развивать зрительную и слуховую память, активизировать словарь.
Активизация словаря: названия частей игрушек, материалов, числительные.
Оборудование: пирамидка, мяч, машина, медвежонок, кукла, матрешка, картинки с изображением разного кол-ва игрушек (от 1 до 5), мелкие игрушки на каждого ребенка.
1. Организационный момент (расширение объема словаря) | Сядет тот, кто повторит за мной цепочку слов: - кукла, мяч, танк; - матрешка, собака, ведро; - машина, кубики, юла; - неваляшка, пирамидка, мозаика; - домино, лото, ракетка; - велосипед, дудочка, самокат. | |
2.Классификация предметного словаря | Игровое упр. «Из чего это?» Выставить пирамидку. Из каких частей состоит пирамидка? Каких цветов части пирамидки? Из какого материала она сделана? Как с ней можно играть? И/у «Что изменилось?» (мяч, пирамидка, машина) Загадка о медведе: Он в берлоге спит зимой под большущею сосной, А когда придет весна, просыпается от сна. - Что есть у игрушечного медвежонка? Из какого материала он сделан? Какого он цвета? Как с ним можно играть? | |
3. Словоизменение | Д/и «Игрушки-малютки» Кукла-куколка, матрешка – матрешечка, и т.д. | |
4. Физминутка | «Игрушки» | |
5. Словоизменение | И/у «Сосчитай» По картинкам с изображением игрушек. | |
6. Развитие связной речи. | Раздать детям по одной игрушке, попросить поиграть с ними, потом спрятать. Спросить, с какой игрушкой ребенок играл. - Я играл с мишкой. - Я играла с куклой. И т.п. | |
ФИЗМИНУТКА «ИГРУШКИ»
На большом ковре и в ряд Куклы Танины стоят. Два медведя, Буратино И веселый Чипполино, И котенок, и слоненок 1,2,3,4,5 – Вместе мы идем гулять | Дети маршируют на месте, Останавливаются Изображают персонажей Прыгают Маршируют, уходят с ковра. |
Игровое упражнение «КАКОЙ ИГРУШКИ НЕ ХВАТАЕТ?»
МАТРЕШКА | ПИРАМИДКА | МЯЧ |
ПИРАМИДКА | МЯЧ | МАТРЕШКА |
МЯЧ | МАТРЕШКА | ? |
Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей логопедической группе
Тема: ОСЕНЬ. ДЕРЕВЬЯ.
Программное содержание: учить подбирать слова-антонимы, употреблять существительные во множественном числе; подбирать прилагательные и согласовывать их с существительными; упражнять в согласовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, обобщать и систематизировать знания детей об осени, о деревьях; развивать произвольное внимание, память.
Активизация словаря: названия деревьев, листьев, слова – определения.
Оборудование: картинки с изображением примет осени (дождь, листопад, ветер, овощи, грибы, красные и желтые листья, тучи), картинки (дерево, ветка, корень, ствол, береза, елка), листья и плоды, семена, собранные на прогулке, опорные картинки для составления рассказа, мяч, овощи и фрукты.
1.Организационный момент И/у «Скажи наоборот» | Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч, ребенок ловит и старается подобрать антоним: Тепло- холодно, пасмурный день- солнечный день, длинный – короткий, сухой – мокрый, сильны ветер – слабый ветер, высокий – низкий, громко – тихо, быстро – медленно. | |
2. Расширение объема словаря. | Д/и «Картинки осени» Воспитатель показывает по одной предметной картинке и произносит начало предложения, ребенок заканчивает его, опираясь на картинку. (Осенью бывает…дождь.) | |
3. Классификация предметного словаря | Д/и «Подбери слово» Осенью солнце (какое?).... Осенью небо (какое?)… Погода, деревья, листья, трава, дождь, ветер. | |
4. Словоизменение | Д/и «Назови много» Воспитатель показывает картинку, произносит предложение, ребенок договаривает последнее слово. (У меня лист, а на дереве… листья). | |
5. Физминутка | «Листья» | |
6. Классификация предметного словаря | Работа с раздаточным материалом (листья и семена). Д/и «С какой ветки детки?» | |
7. Словоизменение | Д/и с мячом «Назови ласково» Береза – березонька, дуб, рябина, клен, ель, лист, ветка… | |
8. Развитие связной речи | Составление рассказа «Осень» по опорным картинкам. Наступила осень. Катя с папой пошли в лес. В лесу деревья желтые и красные. На земле много листьев. Папа нашел грибы. Катя положила их в корзинку. Хорошо в лесу осенью! |
т
ФИЗМИНУТКА «ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ »
Листья осенние тихо кружатся, Листья нам под ноги тихо ложатся. И под ногами шуршат, шелестят, Будто опять закружиться хотят. | Кружатся на пальчиках, руки в стороны. Приседают. Движения руками вправо-влево. Поднимаются, кружатся. |
ЗАГАДКИ
Зимой и летом одним цветом. (ель)
Красна ягодка летом горька, зимой – сладка. На каком дереве растет? (рябина)
Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней май сережки дарит ей. (береза)
У какого дерева все детки с рождения в беретках?
Когда с деревьев упадут, своих беретов не найдут. (дуб)
У какого дерева резные листья летом зеленого цвета,
А поздней осенью – желтого и красного? (клен)
Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей логопедической группе
Тема: ФРУКТЫ
Программное содержание: учить правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах; учить составлять сложные предложения с союзом «а»; образовывать прилагательные от существительных, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; закреплять знания детей об овощах и фруктах; развивать умение детей логически мыслить, внимание, память.
Активизация словаря: овощи, фрукты
Оборудование: фрукты, кусочки фруктов, вилочки, картинки с изображением фруктов, коробочки с фруктовыми соками, мяч.
1. Организационный момент (классификация предметного словаря) | Д/и «Верно- не верно». (с мячом) Лимон и апельсин – это посуда? Яблоко и груша – это овощи? Капуста и лук – это фрукты? Слива и абрикос – это одежда? Банан и мандарин – это грибы? | ||
2. Расширение объема словаря | Д/и «Узнай на вкус (по запаху)» | ||
3. Расширение объема словаря | И/у «Договори предложение» (подбор антонимов) Апельсин сладкий, а лимон …. Яблоко твердое, а абрикос … Ананас большой, а слива …. Чеснок горький, а банан…. Персик, а яблоко…. Яблоко гладкое, а мандарин … | ||
4. Физминутка |
| ||
5.Словоизменение | Д/и «Фрукты - малютки» Я большая, а вы маленькие. Я – большое яблоко, огурец, а Юля – маленькое яблочко. И т.п. | ||
6.Словоизменение | Д/и «Кафе» (картинки с коробочками с соком) Ребенок может «купить» сок, если правильно назовет его: из яблок – яблочный, из сливы - сливовый и т.п. | ||
7. Развитие связной речи | Упр. «Что у кого?» Вос-ль спрашивает: «Юля, у тебя яблоко, а у Руслана?» Ответ: «У меня яблоко, а у Руслана - груша». И т.п. |
Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей логопедической группе
Тема: ОВОЩИ
Программное содержание: учить правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах; учить составлять сложные предложения с союзом «а»; образовывать прилагательные от существительных, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; закреплять знания детей об овощах; развивать умение детей логически мыслить, внимание, память.
Активизация словаря: овощи, фрукты
Оборудование: овощи, кусочки овощей, вилочки, картинки с изображением овощей и фруктов, коробочки с овощными соками, мяч.
1. Организационный момент (классификация предметного словаря) | Д/и «Верно- не верно». (с мячом) Огурец и помидор – это посуда? Яблоко и груша – это овощи? Капуста и лук – это фрукты? Картошка и морковка – это одежда? Апельсин и лимон – это грибы? Свекла и горох – это фрукты? | |||
2. Расширение объема словаря | Д/и «Узнай на вкус (по запаху)» | |||
3. Расширение объема словаря | И/у «Договори предложение» (подбор антонимов) Морковка сладкая а лук…. Огурец твердый, а помидор.… Капуста большая, а картошка…. Чеснок горький, а банан…. Помидор мягкий, а яблоко…. Помидор гладкий, а картошка… | |||
4. Физминутка (словоизменение) | Д/и «Повар и овощи»
Я решила стать поваром. Не простым поваром, а поваром – волшебником. Превращу вас в овощи сейчас.
Каждому ребенку дается картинка. -Что это? (капуста) - Кем ты будешь? (капустой) | Аналогично проговаривается с каждым ребенком. | ||
5.Словоизменение | Д/и «Овощи - малютки» Я большая, а вы маленькие. Я – большой огурец, а Вика – маленький…. И т.п. | |||
6.Словоизменение | Д/и «Кафе» (картинки с коробочками с соком) Ребенок может «купить» сок, если правильно назовет его: из моркови сок – морковный, из свеклы сок - … и т.п. | |||
7. Развитие связной речи | Упр. «Что у кого?» Вос-ль спрашивает: «Юля, у тебя лук, а у Димы?» Ответ: «У меня лук, а у Димы огурец» |
Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей логопедической группе
Тема: «ЛЕС.ГРИБЫ.ЯГОДЫ»
Программное содержание: закреплять представления о лесе, грибах и лесных ягодах; уточнять, расширять и активизировать словарь по теме; развивать диалогическую речь, зрительное внимание и восприятие; формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Активизация словаря: лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, опенок, сыроежка; ягода, земляника, черника, малина, клюква, брусника; собирать, заготавливать, висеть; ядовитый, съедобный, спелый, душистый.
Оборудование: предметные картинки с изображением грибов, лесных ягод, картина «За грибами»
Литература: Н.В.Нищева. Конспекты занятий. Стр. 87.
1. Организационный момент. | - Возьмите по одному грибу, название которого вы знаете. Сядет тот, кто назовет свой гриб и расскажет о нем (цвет шляпки, длина и цвет ножки) | ||
2. Упражнение «За грибами» | Поместить на доску картинки с грибами. - Осенний лес дарит нам много грибов. Какие еще грибы вы знаете? (дети называют, вос-ль выставляет картинки) - Посмотрите внимательно на изображения грибов. Какой гриб здесь лишний и почему? (мухомор – он ядовитый). - Какие еще несъедобные грибы вы знаете? (бледная поганка, ложные опята) | ||
3. Игра «Подскажи словечко.» | - Я буду читать стихи, а вы подсказывайте слово в рифму. Возле леса на опушке, Украшая темный бор, Вырос яркий, как Петрушка, Ядовитый… (мухомор). Посмотрите-ка, ребята, Тут- лисички, там – опята, Ну, а это, на полянке, Ядовитые… (поганки). Вдоль лесных дорожек Много белых ножек В шляпках разноцветных, Издали заметных. Собирай, не мешкай, это… (сыроежки). | ||
4. Упражнение «Соберём семейку» | Игра с мячом. - Давайте подберем слова одной семейки к слову «гриб». Будем бросать мяч и подбирать слова. - Как ты назовешь маленький гриб? - Как можно назвать большой гриб? (грибище) - Как называют суп из грибов? (грибной) - Как называют человека, собирающего грибы? - Как называют корешки грибов? (грибница) - Как можно ласково назвать гриб? (грибочек) | ||
5. Упражнение «Будь внимательным» | - В лесу растут не только грибы. Что вы видите на картинках? (Это лесные ягоды) - Назовите их. - Назовите красные лесные ягоды. - Какого цвета другие ягоды? - Назовите круглые ягоды. - Какая ягода имеет овальную форму? | ||
6. Физминутка | Подвижная игра «Боровик».
Дети встают в круг.
| ||
7. Беседа по картине | «За грибами» - Давайте внимательно рассмотрим картину и побеседуем о том, что на ней изображено. Кого вы видите? - Куда они пришли? - Что они ищут в лесу? - Какое время года изображено на картине? - Как вы догадались? - Какие грибы нашли грибники? - Что они приготовят из грибов? | ||
8. Итог | Подвести итог занятия, оценить работу детей. |
Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей логопедической группе
Тема: ОБУВЬ
Программное содержание: учитьдетей составлять предложения, объяснять народные выражения; называть обобщающее слово, закреплять умение подбирать антонимы, употреблять в речи качественные прилагательные; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, развивать память; развивать фонематический слух.
Активизация словаря: названия обуви, ее частей, обобщающие слова: зимняя обувь, осенняя, детская.
Оборудование: картинки с изображением женской, мужской, детской, спортивной, летней, осенней, зимней обуви, большой и маленькой обуви, детская обувь (ботинок, туфли, сапоги), обувная щетка.
1.Организационный момент | Сядет тот, кто сможет назвать обувь. | |||
2. Расширение объема словаря | Загадывание загадок об обуви (см. коррекционную папку) | |||
3. Классификация предметного словаря | И/у «Какая бывает обувь?» - Если мы ее носим зимой (летом, осенью)? - Если ее носят дети (женщины, мужчины)? - Если ее носят дома? - Если в ней занимаются спортом? | Сказочный герой (например Кот в сапогах)обращается за помощью: ему нужно выбрать обувь. | ||
4. Словоизменение | Д/и «Назови ласково» Сапоги, ботинки, тапки, туфли, кроссовки, валенки. | |||
5. Расширение объема словаря. | Д/и «Скажи наоборот» Чистый – грязный, детская – взрослая, разуваться – обуваться, пачкать – чистить, мокрая – сухая. | |||
6.Физминутка |
| Выходят из-за столов. | ||
7.Классификация предметного словаря | Д/и «Обувной магазин» Покупаем спортивную, зимнюю, летнюю, детскую обувь. | С раздаточным материалом | ||
8.Словоизменение | Д/ «Из чего сделано?» Обувь из резины – резиновая, (из кожи, из меха, из замши). | |||
9. Развитие связной речи | Объяснить детям выражения: «Сесть в галошу»; «Два сапога - пара» | |||
10. Развитие связной речи | Составление предложений по демонстрируемому действию. «Саша снимает ботинки», «Вика обувает ботинки», «Миша чистит сапоги». | Заранее договориться с детьми |
Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей логопедической группе
Тема: КВАРТИРА, ДОМ И ЕГО ЧАСТИ.
Программное содержание: учить составлять предложения по картинкам; образовывать сложные слова (многоэтажный, одноэтажный); называть части дома и квартиры; употреблять в речи качественные прилагательные, подбирать антонимы.
Активизация словаря: одноэтажный, многоэтажный, панельный, кирпичный, деревянный, гостиная, детская, ванная.
Оборудование: картинки с изображением домов разного типа, отдельных помещений в квартире, мяч, набор картинок: дом, подъезд, лестница, лифт, дверь.
1.Организационный момент | Сядет тот, кто скажет, что есть в доме (комнаты, стены, потолки, окна, двери, балконы, лестницы, ступеньки, крыша, лифт, перила, этажи) | |
2. Словоизменение | Д/и «Скажи наоборот» (с мячом) Дом бывает: высокий – низкий, большой - маленький, новый – старый, узкий – широкий, многоэтажный – одноэтажный. | |
3. Расширение объема словаря. | В многоэтажном доме много квартир. А сколько комнат может мыть в квартире? - Если в квартире 1 комната то квартира называется (однокомнатная). (Если 2,3…). - Какие комнаты могут быть в квартире? (спальня, гостиная, детская) - Какие еще помещения есть в квартире? (кухня, ванная, коридор, прихожая) - Для чего они нужны? (кухня…, ванная… и т.п.) | Дети отвечают и выставляют картинки. |
4. Классификация предметного словаря | И/у «Вопрос - ответ» - Сколько этажей может быть в деревянном доме? - Дом, в котором 1 этаж, какой? (одноэтажный) - Дом, в котором 2 этаже, какой? (двухэтажный) - Как можно полностью сказать об этом доме? (деревянный, двухэтажный дом) - Сколько этажей может быть в кирпичном доме? (много). - Как называется дом, в котором много этажей? (многоэтажный) - Как полностью сказать об этом доме? (кирпичный многоэтажный) То же про панельный (например девятиэтажный) | Воспитатель выставляет картинки. |
5. Физминутка | См. картотеку | |
6. Словоизменение | Д/ и «Какая – какой?» Дом из бревен (какой?) – бревенчатый, (из кирпича, из камня,). Крыша из железа (какая?) – железная. Окна из стекла (какие?)-…. Пол из дерева… Труба из кирпича… | |
7. Развитие связной речи | Расскажи как ты идешь домой (уходишь из дома). Ребенок раскладывает по порядку и рассказывает: «Я подхожу к дому, вхожу в подъезд, поднимаюсь по лестнице, захожу в свою квартиру №…» Уходит – в обратной последовательности. | По картинкам. Дети составляют по одному предложению. |
Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей логопедической группе
Тема: К НАМ ПРИХОДИТ НОВЫЙ ГОД
Программное содержание: учит изменять слова с помощью суффикса «очк»,упражнять в использовании различных синтаксических конструкций, подборе слов – определений, употреблении в речи обобщающих слов; развивать вербально-логическое мышление, развивать словесное творчество.
Активизация словаря: названия зимних месяцев, зимних праздников, елочных украшений.
Оборудование: картинкис изображением нарядной елки, Деда Мороза, Снегурочки. Раздаточный материал- картинки из которых можно составить логическую цепочку (из игры «Чем мы похожи?»). Разрезные картинки на каждого ребенка.
1. Организационный момент | Сядет тот, кто скажет на что похоже: - Белый снег похож на…. Синий лед похож на…. Фонарики на елке похожи на…. Борода Деда Мороза похожа на…. елка похожа на... (ответов может быть несколько) | |
2. Расширение объема словаря | Отгадывание загадок на новогоднюю тематику. См. Коррекционную папку. | |
3.Словоизменение | Д/и «Скажи ласково» Захотелось нам ласковых слов. Кто из звуков помочь на готов? «Ч»- наш самый нежный звук! Не откажемся от его услуг! - Елка – елочка, (санки, палки, время, утро, имя, сердце, кольцо, крыльцо, заяц, волк, белка.) | |
4. Физминутка | См. картотеку. | |
5.Классификация предметного словаря | Д/и «Назови одним словом» - Декабрь, январь, февраль – зимние месяцы; зима, весна, лето, осень – времена года, Новый год, Рождество - …; шары, бусы, мишура - …, ель, сосна - …, санки, лыжи, коньки - … | |
6. Классификация предметного словаря | Д/и «Разрезные картинки» Дети собирают из частей картинки с новогодней тематикой. | |
7. Развитие связной речи | «Нелепицы» Исправь предложение и повтори правильно. - Новый год наступает потому, что нарядили елку. - Замерзла вода в реке, поэтому ударили морозы. - Люди одели теплую одежду, поэтому стало холодно. - Катя катается на коньках по зеленой траве. | |
8. Развитие связной речи | Д/и «Логическая цепочка» На доске изображение Новогодней елки. У детей картинки из игры «Чем мы похожи?». - На праздник мы поедем на чудесном поезде: все вагончики соединятся, если вы объясните, чем они похожи. Мой вагончик – елочная игрушка, потому, что ею можно украсить елку. (дети строят поезд, объясняя логическую связь картинок) |
Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей логопедической группе
Тема: МАТЕРИАЛЫИ ИНСТРУМЕНТЫ.
Программное содержание: Учить составлять предложений по демонстрируемому действию; упражнять в словоизменении с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, закреплять умение аргументировать ответ, пополнять глагольный словарь, развивать логическое мышление, внимание, память
Активизация словаря: названия инструментов, действий, которые можно производить с ними.
Оборудование: картинки с изображением инструментов.
1 Организационный момент | Сядет тот, кто повторит без ошибки: 1. Молоток, топор, пила; 2. Лопата, грабли, вилы; 3. Долото, игла, топор; 4.Пила, нож, ножницы; 5. Топор, пила, клещи. | |
2. Расширение объема словаря | Отгадывание загадок по теме (См. коррекционную папку). | |
3. Классификация предметного словаря | Д/и «Что лишнее?» Молоток, пила, рубанок, игла. Ножницы, игла, наперсток, топор. Грабли, лопата, молоток | |
4. Словоизменение | Д/и «Назови ласково» Молоток, ключ, нож, топор, грабли, лопата, отвертка. | |
5.Физминутка | См. картотеку. | |
6. Развитие вербально-логического мышления | Загадки: Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом И ребятам помогаю делать гору, строить дом. (лопата) Зубы имеют, а зубной боли не знают. (грабли) Два конца, два кольца, посредине гвоздик (ножницы) Птичка-невеличка: носик стальной, хвостик льняной (иголка с ниткой) Кланяется, кланяется. Придет домой – растянется. (топор) Зубастый зверек грызет со свистом дубок (пила) Сам деревянный, а голова железная. (молоток) | |
7. Расширение объема словаря | Д/и «Что можно делать?»(топором, пилой, лопатой, дрелью и т.п.) | |
8. Классификация предметного словаря. | И/у «Исправь ошибку» Молотком копают землю. Иголкой режут ткань. Ножницами шьют платье. Лопатой рубят дрова. Пилой рыхлят землю. | |
9. Развитие связной речи | Составление предложений по сюжетным картинкам. |
Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей логопедической группе
Тема: «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»
Программное содержание: учить составлять предложения, закреплять названия военных профессий, военной техники; упражнять в согласовании существительных с числительными и прилагательными, в подборе синонимов; развивать память, мышление, речь; воспитывать уважение к Защитникам Отечества.
Активизация словаря: названия военных профессий, техники, словаря синонимов.
Оборудование: картинки с изображением представителей военных профессий, военной техники.
Предварительная работа: заучивание стихов об армии; домашнее задание: попросить пап и дедушек рассказать детям о службе в армии.
1. Организационный момент | Сядет тот, кто правильно назовет представителей военных профессий. (по картинкам) | |
2. Активизация словаря, вербально-логического мышления. | Загадывание загадок. Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает, Отправляется в полет, Наш российский… (вертолет) Тучек нет на горизонте, Но раскрылся в небе зонтик. Через несколько минут Опустился … (парашют) Что за птица: Песен не поет, Гнезда не вьет, Людей и груз везет. (самолет) Ходит город – великан на работу в океан (корабль) | |
3. Расширение объема словаря | Дид. игра «Кому что нужно?» На доске картинки с изображением представителей военных профессий. Дети называют профессию и говорят, что нужно военному этой профессии: Летчику – самолет; танкисту – танк; ракетчику - ракета; пограничнику – собака; моряку – корабль. | |
4. Развитие связной речи | Чтение стихов об Армии (выучить заранее) | |
5. Физминутка | См. на обороте. | |
5.Словоизменение | И/упр. «Скажи много» Смелый летчик – смелые летчики; железная каска - …, быстрая ракета - …, боевой корабль - …, военный самолет - …, храбрый танкист - …, пограничная полоса - …, умная собака - …, большой парашют - …, меткий стрелок - …, отважный солдат - …, боевой офицер - … | |
6.Активизация словаря. | Дид.игра «Скажи по другому»(с мячом) Храбрый – смелый, отважный, бесстрашный; солдат – боец, воин; большой – огромный; сильный – могучий; охранять – беречь, стеречь; | |
7. Словоизменение | И/упр. «Сосчитай»(дети передают мяч друг другу) Одна ракета, две ракеты, три… - пять ракет; один танк…, один корабль…, один вертолет. | |
8.Развитие связной речи | Составление предложений по картинкам. - П осмотрите на картинки и расскажите, что делают люди, изображенные на них. - Военный летчик стоит около самолета (сидит в кабине самолета). - Моряк стоит на палубе военного корабля. - Пограничник охраняет границу. - Танкист стоит около танка. И т.д. |
Физминутка «СОЛДАТИК»
На одной ноге постой-ка Будто ты солдатик стойкий. Ногу левую к груди Да смотри, не упади! А теперь постой на левой, Если ты солдатик смелый. Раз, два – дружно в ногу, Три, четыре – тверже шаг! | Маршируют Стоят на правой ноге Стоят на левой ноге Маршируют, садятся на места |
Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей логопедической группе
Тема: «СЕМЬЯ»
Программное содержание: учить детей составлять рассказ-описание; придумывать вопросы к сюжетной картине; закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные \, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; формировать умение внимательно слушать вопрос и отвечать на него.
Активизация словаря: заботливый, трудолюбивый, вязать, гладить, стирать.
Оборудование: мяч; картинки с изображением детской, женской, мужской одежды, украшений, машины, очков; сюжетная картина «Подарок маме» (Гербовой)
1. Организационный момент | «Назови ласково».(игра с мячом) Мама – мамочка, папа, брат, сестра, дочь, сын, внук, внучка. | |
2.. Расширение объема словаря | Дид. игра «О ком говорим?» - Добрый, добрая, добрые; - Заботливая, заботливый, заботливые; - Веселый, веселая, веселые. | |
3.Классификация предметного словаря | Дид. игра «Кто что делает?» - Что может делать мама? (стирать, гладить, варить, читать, играть, гулять и т.п.); - Бабушка? Дедушка? Сын? Дочь? | |
4. Расширение объема словаря | Дид. игра «Кто какой?» - Мама (какая?) - ласковая, добрая, красивая, трудолюбивая и т.п.; - Папа – сильный, большой, заботливый, веселый; - Дедушка – старенький, молодой, веселый, добрый; - Бабушка – ласковая, седая. | |
5. Словоизменение | Дид. игра «Чье это?» Картинки: одежда и обувь для взрослых, детей, бусы, машина, очки. | |
6. Физминутка | Пальчиковая гимнастика «Моя семья» Рука сжата в кулак, пальцы поочередно отгибаются: Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья! | |
7. Развитие связной речи | Придумать вопросы к сюжетной картине Гербовой «Подарок маме» | |
8. Развитие связной речи | Составить рассказ-описание «Моя мама» по плану: - Имя, отчество - Цвет волос и глаз, - Любимая одежда, - Кем работает, - Что делает дома? | Можно составить в вечернее время |
Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей логопедической группе
Тема: «ПОСУДА»
Программное содержание: Уточнить с детьми названия посуды; уметь различать и называть кухонную, столовую и чайную посуду; уметь называть части посуды и внешние признаки; образовывать существительные родительного падежа с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных; составлять предложения по демонстрируемому действию.
Активизация словаря: кухонная, столовая, чайная.
Оборудование: картинки с изображением кухонной, столовой, чайной посуды; посуды из разных материалов (стеклянной, деревянной, керамической, металлической); картинка с изображением стола, аквариума.
1. Организационный момент | Назовите посуду, которую знаете. | |
2. Классификация предметного словаря | Дид. игра «Назови одним словом» Чашка, тарелка, чайник (посуда). Юбка, брюки, рубашка; Машинка, кукла, мишка. Дуб, клен, береза. | |
3. Классификация предметного словаря | Дид. игра «Расставь посуду по местам» (раздаточный материал) - кухонная, - чайная, -столовая. | |
4. Расширение объема словаря | Дид. игра «Отгадай предмет» (по названию частей) - Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля); - Ручка, носик, крышка (чайник); - Дно, края (тарелка); - Ручка, стенки, дно (сковорода) | |
5. Расширение объема словаря | Дид. игра «Назови ласково» Ваза – вазочка, тарелка, ложка, вилка, нож, стакан, чашка, блюдце, кастрюля, чайник, крышка, дно, край. | |
6. Физминутка | См. картотеку. | |
7. Классификация предметного словаря | Игр. упр. «Найди лишнюю картинку» - Чашка, чайник, стол; - Блюдце, кастрюля, аквариум. | |
8. Словоизменение | Упражнение «Какая посуда?» - из дерева – деревянная, (из ст |
| Поделиться: |
Поиск по сайту
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных