Я, младешенька, Буренушку пасу. Я с Буренушкой до вечера в лесу. Я медведя повстречать боюсь, Я медведю низко в пояс поклонюсь Дедушко, Медведушко, Не тронь мою коровушку, Не губи мою головушку. | Идут в хороводе. Меняют направление. Останавливаются лицом в круг. Три раза низко кланяются. |
Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей логопедической группе
Тема: «ПРИВЕТ ВЕСНЕ!»
Программное содержание: учить детей составлять рассказ по серии картинок; расширять глагольный словарь по теме; упражнять в согласовании прилагательных с существительными; закреплять названия весенних месяцев, детенышей диких животных; учить отвечать полным ответом, отвечать на вопрос «Что делает?»
Активизация словаря: названия детенышей диких животных, капель, проталина, ранняя, длинноухой, шустрый.
Оборудование: картинки с весенними явлениями природы.
1. Организационный момент | Загадка: Тает снежок, ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает? (весной) | |
2.Классификация предметного словаря | - Весна мечтает с вами познакомиться. Она прислала рассказ в картинках о себе. На доску выставляются картинки с весенними явлениями природы, дети комментируют. Солнце, капель, проталины, ветка с почками, детеныши, птица и картинка со снеговой тучей. - Все ли картинки про весну? Что тут лишнее? (снеговая туча). | |
3. Словоизменение | Весна – хлопочет, у нее много дел. Солнце что делает? (снег, сосулька, ручей, почки, листья, птицы, трава, деревья) | |
4. Классификация предметного словаря | Дид. игра «Чьи детки?» У зайцев родились… (зайчата). У медведей (лис, белок, ежей, лосей, волков) Дид. игра «Кто лишний?» Ежонок, бельчонок, лисенок, котенок. | |
5.Расширение объема словаря | Игровое упр-е «Добавь словечко» Про что можно сказать: · теплое, теплая, теплый? · Холодная, холодный. · Яркая, яркое. · Зеленая, зеленый, зеленые. · Веселая, веселый, веселые. | |
6.Развитие связной речи | Составление рассказа по серии картинок. Пришла весна. Ярко светит солнце. Зазвенела капель. Тает снег. Появляются проталины. На ветках набухли почки. Прилетают из теплых стран перелетные птицы. У животных родились детеныши. | |
7. Итог. |
|
Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей логопедической группе
Тема: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»
Программное содержание: знакомить детей с перелетными птицами, уточнять понятие «перелетные», закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, приставочные глаголы; упражнять в подборе слов – антонимов; учить составлять описательный рассказ.
Активизация словаря: перелетные, названия перелетных птиц, частей тела птиц.
Оборудование: предметные картинки с перелетными птицами, бумажная птичка, схема для составления описательного рассказа.
1. Организационный момент | Повтори – не ошибись! Аист – ласточка - грач; Скворец – кукушка - журавль; Лебедь – аист – кукушка; Ласточка – грач – скворец. | |
2. Расширение объема словаря, развитие вербально-логического мышления | Отгадай загадку и найди на доске отгадку. (на доске помещены предметные картинки с перелетными птицами) Обобщить: Кто это? (перелетные птицы) | |
3. Классификация предметного словаря | Д/и «Четвертый - лишний» Лебедь, ласточка, журавль, голубь | |
4. Словоизменение | И/упр. «Назови ласково» Утка – уточка, чиж, соловей, журавль, скворец, цапля. | |
5. Словоизменение | И/упр. «Один - много» Я одна, а вас – много. Я – грач, а вы – грачи; аист, лебедь, соловей, гусь, цапля, скворец, кукушка. | |
6.Образование приставочных глаголов | Показать на бумажной птичке: Птичка с веточки (что сделала?)… слетела. К дереву… подлетела. С ветки на ветку… перелетела. В гнездо… залетела. Из гнезда… вылетела. В лес…улетела. | |
7.Классификация предметного словаря | Д/и «Улетают – не улетают» Воспитатель называет птиц. Если они перелетные – дети машут руками (крылышками), если нет – опускают руки. | |
7.Физминутка | Птички. | |
8. Развитие связной речи | Составление описательного рассказа по схеме. |
|
Физминутка. «ПТИЧКИ»
Птички прыгают, летают, Крошки птички собирают Перышки почистили, Клювики почистили. Сели, посидели, Дальше полетели. | Движения по тексту |
Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей логопедической группе
Тема: «ЧЕЛОВЕК»
Программное содержание: учить детей называть части тела человека, составлять рассказ на наглядном материале; закреплять умение образовывать существительные множественного числа, существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом; расширять глагольный словарь; упражнять в образовании сложных слов; развивать внимание.
Активизация словаря: названия частей тела; глаголы: дышать, смотреть, щуриться, подмигивать, кивать; сложные слова: белокожий, большеглазый, кареглазый, светловолосый, длинноволосая, длинноногий, розовощекий.
|
Оборудование: схематическое изображение человеческого лица, картинка с изображением человека, кукла, картинки корабля и колокола.
1. Организационный. | Игр. упр. «Один - много» Ухо – уши, шея, глаз, волос, голова, нос, подбородок, бровь, лицо, рот, локоть, палец, нога. | |
2. Расширение объема словаря | Игр. упр. «Что можно делать?» - Глазами (закрывать, открывать, подмигивать, моргать, смотреть, прищуриваться, плакать) - Ртом (говорить, смеяться, улыбаться, есть, вдыхать воздух). - Носом (дышать, нюхать, сопеть, шмыгать). - Головой (вертеть, думать, кивать, качать) - Руками (…) - Ногами (…) | |
3. Классификация предметного словаря | Игр. упр. «Ответь на вопросы быстро» - Что на голове? (волосы, лицо, уши) - Что на лице? (…) - Что на руке? (ладонь, пальцы, ногти, локоть) - Что на ноге? (колено, пятка, пальцы, ногти) - Что на туловище? (живот, грудь, спина) | |
4. Словоизменение | Игр. упр. «Что у тебя, а что у куклы?» - У тебя голова, а у куклы – головка. - Шея, рука, нога, глаза, нос, ноготь, ухо, волосы. | |
5. Физминутка | Игра «Покажи то, что я назову» | |
5. Словоизменение | Игр. упр. «Сложные слова» - У тебя большие глаза, значит ты – большеглазый. - Длинные волосы, светлые волосы, темные волосы, белая кожа, голубые глаза, серые глаза, карие глаза, розовые щеки, длинные ноги. | |
6. Классификация предметного словаря | Проблемные вопросы: - Что общего у человека и стула? (ножки) - Что общего у человека и двери? (ручки) - Что общего у человека и колокола? (язык) - Что общего у человека и корабля? (нос) | |
7. Развитие связной речи | Д/и «Портрет друга» Пара детей смотрят друг на друга и рассказывают: «У Юли длинные волосы. Они темные, кудрявые. Глаза карие. Нос маленький с веснушками» |
Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей логопедической группе
Тема: «ЛУГОВЫЕ ЦВЕТЫ»
Программное содержание: расширять представления детей о растениях луга, об охране природы; уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Луговые цветы», развивать память, мышление, речевые навыки, диалогическую речь; упражнять в составлении описательных рассказов с опорой на схему; формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Активизация словаря: природа, луг, цветок, мак, колокольчик, ромашка, незабудка, гвоздика, одуванчик, клевер, венок, стебель, лист, бутон, корень; луговой, красивый, яркий, нежный, душистый, рвать, собирать, охранять;
Оборудование: магнитная доска, картинки с изображением цветов, натюрморт с луговыми цветами, Схема для составления описательного рассказа.
Предварительная работа: экскурсия на луг, рассматривание луговых цветов,
1. Организационный момент. | Упражнение «Скажи наоборот» - Сядет тот, кто закончит начатое мной предложение. Цветы бывают большие, а бывают… (маленькие) Цветы можно рвать, а можно… (сажать). Стебли у цветов могут быть длинные, а могут быть… (короткие). Листья у цветов могут быть широкие, а могут быть… (узкие). Лепестков у цветка может быть много, а может быть… (мало). | |
2. Развитие связной речи, мышления, памяти. | Упражнение «Что лишнее?» - Я хочу проверить, хорошо ли вы знаете луговые, садовые и комнатные цветы. На доске картинки: · Одуванчик, мак, ромашка, роза. · Ландыш, незабудка, колокольчик, герань. | |
3. Словообразование, согласование прилагательных с существительными. | -Сейчас я дам каждому из вас картинку с изображением лугового цветка, назову его и скажу, какого он цвета, а вы произнесите его цвет ласково. Голубая незабудка – голубенькая незабудочка; Белая ромашка – беленькая ромашечка. Синий колокольчик – синенький колокольчик. Белый ландыш – беленький ландыш, Желтый одуванчик – желтенький… Красный мак – красненький… | |
4. Физминутка | «Весенняя игра» | |
5. Расширение и уточнение словаря по теме, развитие связной речи. | Составление описательных рассказов по схеме. - Назовите цветы. (ответы). Какие это цветы? (луговые) - Постарайтесь описать цветы по плану. - Это ромашка. Ромашка растет на лугу. У нее тонкие стебли, узкие длинные листочки, крупные цветы с белыми лепестками и желтыми серединками. | |
Физминутка «Весенняя игра»
На лужайке поутру Мы затеяли игру. Я – подснежник, ты – вьюнок, Становитесь в наш венок. Раз, два, три, четыре, Раздвигайте круг пошире. А теперь мы ручейки, Побежим вперегонки. Прямо к озеру спешим, Станет озеро большим. | Встают в круг, берутся за руки. 4 шага назад, расширяют круг. Бегут по кругу. Сужают круг Раздвигают круг. |