Конспект занятия в старшей группе.




Тема: «Составление описательного рассказа с использованием схемы.»

Цель:

  1. учить детей составлять описательный рассказ об овощах и фруктах, используя при этом план-схему;
  2. продолжать учить связности высказывания;
  3. упражнять в подборе слов-признаков к существительным;
  4. закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи;
  5. активизировать словарь по теме «Овощи – фрукты»
  6. развивать контрольно-оценочные умения дошкольников;
  7. развивать общую и мелкую моторику, внимание, память, мышление, слуховое восприятие
  8. формировать темпо-ритмические и динамические характеристики речи
  9. воспитывать активность и самостоятельность детей на занятии.

Оборудование: муляжи овощей и фруктов, сюжетная картина «В саду и огороде», предметные картинки, разрезные картинки «Овощи и фрукты», карточки-сигналы.


Ход занятия.

I.Организационный момент.

Педагог предлагает сесть на своё место тому из детей, кто назовёт фрукт и овощ.

II.Основная часть

1. Введение в тему: чтение стихотворения, составление ответов на вопросы, образование относительных прилагательных по соотнесённости с продуктами питания.
Хозяйка однажды с базара пришла.
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох
И суп у неё получился неплох.
Что принесла хозяйка с базара? Назови эти предметы одним общим словом. Скажи по-другому, что принесла хозяйка с базара? Что приготовила хозяйка из овощей?
Суп из моркови какой? Суп из картофеля какой? Суп из капусты какой? Суп из гороха какой? Суп из овощей какой?
Какие овощи вы знаете? Где растут овощи? Какие фрукты вы знаете? Где растут фрукты? Что можно приготовить из овощей? Какие овощи или фрукты срывают, когда они созревают? Какие овощи или фрукты срезают? Назовите овощи или фрукты, которые выдёргивают? Срезают?

2. Сравнение овощей и фруктов. Игра «Закончи предложение».
Груша большая, а вишня…
Мандарин маленький, а апельсин…
Абрикос сладкий, а лук…
Редька горькая, а малина…
Слива мягкая, а репа…
Помидор круглый, а морковь…

3. Педагог рассказывает историю о мальчике Вите, который считает, что все овощи и фрукты похожи. Детям предлагается доказать Вите, что все овощи и фрукты разные, а для этого сравнить их. Уточняются пункты плана рассказывания (по схеме).
Каждому ребёнку предлагается взять картинку с изображением овоща или фрукта, о котором хотелось бы рассказать.

4. Составление описательных рассказов по плану. Педагог даёт образец рассказа, далее по аналогии и плану рассказывают двое детей (желательно из сильной подгруппы). Напоминается, что рассказы должны быть четкими, выразительными, без ошибок и остановок. Рассказы по очереди составляют 2-3 пары детей.

5. Динамическая пауза. Педагог читает стихотворение, а дети имитируют движения:
Вот так яблоко! Оно
Соку сладкого полно.
Руку протяните, яблоко сорвите.
Стал ветер веточку качать,
И трудно яблоко достать.
Подпрыгну, руку протяну
И быстро яблоко сорву.

6. Развитие мелкой моторики (заштриховать по контору фрукт или овощ – по выбору детей, сложить разрезную картинку)

7. педагог вызывает двоих детей из слабой подгруппы и предлагает по очереди рассказать не весь рассказ, а отдельные части в соответствии с пунктами схемы.

III. Итог, оценка деятельности детей.

 

Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей логопедической группе

 

Тема: «ТРУД ЛЮДЕЙ ВЕСНОЙ В САДУ И В ОГОРОДЕ»

Программное содержание: активизировать словарь по теме «Труд людей весной в саду и огороде»; формировать целостное впечатление об изображенном на серии картинок; совершенствовать навык составления рассказа по серии картинок; упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, в согласовании существительных с числительными; развивать связную речь, мышление, зрительное внимание и восприятие; формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность.

Активизация словаря: огородник, садовод, огород, сад, лопата, грабли, семена, ведро, кисть, весенний, черный, влажный, копать, рыхлить, белить.

Оборудование: предметные картинки с изображением инструментов и орудий труда, картинки по теме «Труд людей весной», Серия картинок «Огород»

Литература: Н.В.Нищева «Конспекты занятий в старшей группе для детей с ОНР»

1. Организационный Сядет тот, кто скажет, сколько предметов у него на картинке. (У меня два трактора. У меня шесть лопат. У меня три лопаты. И т.п.)  
2. Упражнение «Что лишнее?» Посмотрите внимательно и скажите, какие инструменты не нужны садоводу. На доске картинки: Лопата, грабли, лейка, иголка с ниткой. Кисть, ведро, садовые ножницы, удочка.  
3. Упражнение «Что делает?» У детей предметные картинки с инструментами. - Посмотрите на картинки и скажите, что можно делать этими инструментами. - Лопатой копать (выкапывать, закапывать, раскапывать). - Лейкой поливать. - Граблями рыхлить, разрыхлять, сгребать, разгребать. - Кистью белить. - Пилой пилить, отпиливать, распиливать. - Садовыми ножницами вырезать, отрезать. - Косой косить.    
4. Упражнение «Назови ласково» Игра с мячом. - Я кидаю кому-то мяч и называю инструмент, а вы называете этот инструмент ласково и возвращаете мяч мне. Лопата грабли, ведро, кисть, лейка.    
5. Физминутка Подвижная игра «Грядка»    
6. Рассматривание серии картинок и беседа по ним - Рассмотрите картинки и попробуйте расставить их по порядку. (дети выполняют задание) - Давайте побеседуем о том, что на них нарисовано. Какое время года наступило? Где работают дети? Что они делают? Где росла рассада? Куда высаживают ее дети? - Что мы видим на второй картинке? Что изменилось? Что делают дети? - Посмотрите на третью картинку. Какое время года наступило? Что изменилось? Чем теперь заняты дети?    
7. Пальчиковая гимнастика «Овощи» См. картотеку.  
8. Составление рассказа по серии картинок. Предложить детям составить рассказ по частям, напомнить, о чем будем говорить. 1. реб. Наступила весна. Дети помогают взрослым работать на огороде. Они высаживают помидорную рассаду. Раньше она росла в ящике, а теперь будет расти на грядках. 2. реб. Наступило лето. Кустики помидор подросли. Ребята привязывают их к колышкам, чтобы она не сломалась. 3. реб. В конце лета помидоры поспели, они стали большими и красными. Ребята собирают помидоры в ведерки.  

 

 

Подвижная игра «Грядка»

(Развитие общей моторики, координация речи с движением)

 

Я давно весну ждала. У меня свои дела. Мне участок в огороде Нынче мама отвела. Я возьму свою лопатку, Я пойду, вскопаю грядку. Мягкой грядка быть должна – Это любят семена. Посажу на ней морковку и редиску. А с боков Будут кустики бобов. Дети идут по кругу, взявшись за руки. Меняют направление движения. «копают» Показывают, как рыхлят землю граблями. «Разбрасывают семена»

 

 

Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей логопедической группе

 

Тема: «ВРЕМЕНА ГОДА. ЛЕТО»

Программное содержание: закрепление представлений о лете и его приметах; закрепление представлений о приметах разных времен года, их последовательности; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Лето»; упражнение в согласовании прилагательных и существительных; развитие связной речи, координации речи с движением; формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности;

Активизация словаря: жара, солнце, отпуск, каникулы, отдых, солнцепек, река, пляж, загар, купание, солнечный, теплый, радостный, загорать, купаться, играть, ходить.

Оборудование: магнитная доска, картина «Летние забавы», игра «Разноцветные круги» (круги: белый, зеленый, красный, желтый, сюжетные картинки с изображением разных времен года на каждого ребенка),

Литература: Н Нищева «Конспекты занятий в старшей группе для детей с ОНР»

1. Организационный момент Игра «Назови дальше»(развитие памяти) - Называй дальше: - Весна, …(лето, осень, зима). Лето, …(осень, зима, весна) и т.д.  
2. Игра «Разноцветные круги» (закрепление представлений о приметах разных времен года) На отдельном столе лежат разноцветные круги, у каждого ребенка картинка с изображением какого-либо времени года. Уточнить какими цветами обозначают времена года. - Какое время года на твоей картинке? Почему ты так думаешь? (спросить всех детей) - Положите свою картинку на круг нужного цвета.  
3. Игра «Что делает?»(развитие и активизация словаря) Игра с мячом. - Что делает летом солнце? (светит, греет, припекает) - Дождь? (идет, льет, поливает) - Ветер? (дует, веет, освежает) - Что делают летом люди? (отдыхают, купаются, загорают)  
4. Физминутка «Угадайте, где мы были» (если есть возможность составить рассказ, провести физминутку после рассматривания картины.)  
5. Рассматривание картины «Летние забавы»(развитие диалогической речи, активизация словаря) - Какое время года изобразил художник на картине? - Кто изображен на картине? (люди, взрослые и дети). - Что делают люди? (отдыхают на пляже) - Чем покрыт пляж? (песком) - Что делают мальчики, изображенные в левом нижнем углу картины? (мальчики возвращаются с рыбалки, они поймали много рыбы) - Что делает мальчик, сидящий на песке? (Мальчик надевает ласты, рядом с ним лежит маска, он собирается нырять) - Чем занят мальчик, лежащий рядом? (Он загорает на солнышке и читает книгу) - Можно по выражению его лица догадаться, какая это книга – веселая или грустная? (Мальчик улыбается, значит книга веселая.) - Что делают девочки? (Девочки искупались, одна из них лежит на полотенце и загорает, вторая сидит рядом. Они разговаривают.) - Кто сидит под грибком? (Под грибком сидят бабушка и дедушка) - Чем они заняты? (Дедушка рассматривает в бинокль корабль, а бабушка читает газету) - Что делают дети у самой воды? (Строят замок из песка) - Опишите, что делают дети с мячом. (Играют в волейбол) - На кого смотрит мама, стоящая на берегу? (Мама смотрит на детей, которые купаются в реке) - Что делает этот мальчик? (Катается на водных лыжах) - Как одеты люди, пришедшие на пляж? Как они выглядят? (Люди одеты легко, в купальники и плавки. Мальчики рыбаки в футболках и легких брюках) - Опишите природу, которую художник изобразил на картине. Какой день? (Стоит жаркий солнечный день. Какое небо? (Небо голубое с легкими белыми облаками.) Какая вода в реке? (Вода в реке прохладная). Какой песок на пляже? (Песок сухой, горячий, желтый) Что растет на берегу реки? (На берегу растет зеленая трава) - Вы внимательно рассмотрели картину и очень хорошо ответили на мои вопросы.    
(Физминутка)    
6. Составление плана рассказа по картине(развитие мышления, связной речи) - Давайте составим план, рассказа по картине. - Начать рассказ лучше с описания природы. - Затем рассказать о детях, которых художник изобразил на переднем плане: как они одеты, что делают. - Потом описать детей и взрослых, которых художник нарисовал на заднем плане. - В конце можно рассказать о своем впечатлении о картине. По возможности.
7. Составление рассказа(развитие связной речи) Предложить составить рассказ по частям. (4 части – 4 ребенка)   Повторение рассказа перенести на вечерний отрезок времени. Предварительно напомнить план.  

 

Физминутка «УГАДАЙТЕ, ГДЕ МЫБЫЛИ»

Дети стоят в кругу.

Угадайте, где мы были? Были мы за речкою, На том берегу, На большом душистом Заливном лугу. Бабочек ловили И венки плели. На душистом сене Отдохнуть легли. Разводят руками. Идут по кругу, взявшись за руки. Меняют направление движения. Изображают, как ловя бабочек и плетут венки. Ложатся на спину, расслабляются.

 

Дети лежат, закрыв глаза 1-2 минуты.

- Откройте глаза. Хорошенько потянитесь лежа. Медленно сядьте. Потянитесь сидя. Медленно встаньте. Потянитесь стоя. Уроните руки. Расслабьтесь. Еще раз потянитесь. Расслабьтесь.

 

 

Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей логопедической группе

Тема: «ОДЕЖДА»

Программное содержание: упражнять детей в классификации одежды по сезонному признаку; развивать диалогическую речь, упражнять в словообразовании, развивать вербально-логическое мышление; формировать навыки самообслуживания, опрятности.

Активизация словаря: названия предметов одежды, качественные прилагательные: полосатая, клетчатая, ситцевая, теплая, шерстяная, меховая.

Оборудование: предметные картинки с одеждой, картинки с детьми одетыми в летнюю, зимнюю, осеннюю одежду, картинки с одеждой, у которой не хватает деталей (платье без рукава, шуба без воротника, кофта без пуговиц, рубашка без манжета), картинки с предметами для ухода за одеждой (щетка, утюг, иголка и ниткой.)

Литература: Н.В.Нищева стр.114

 

1. Организационный момент. - Сегодня холодный день. Выберите такую одежду, которая пригодится кукле Маше для прогулки. (Дети берут картинки) - Скажите, что вы выбрали и подберите к названию одежды слова, чтобы мы поняли, какая она.
2. Развитие зрительного восприятия, внимания, диалогической речи. Игра «Что изменилось?» - Пока Маша не ушла на прогулку, давайте поиграем в игру «Что изменилось?» - Вы хорошо запомнили, какую одежду выбрали для Маши? Закройте глаза. (поменять один из предметов одежды на аналогичный, например: белую шерстяную шапку на желтый берет, красные варежки на синие перчатки и т.п.) - Что изменилось?(Вместо белой шерстяной шапки появился желтый теплый берет.)
3. Развитие грамматического строя речи, совершенствование навыков словообразования. Игра с мячом «Скажи какой?» - Кукла ушла на прогулку, а мы поиграем на коврике. · Шарф из шерсти какой? (шерстяной) · Платье из шелка… · Сарафан из ситца… · Куртка из кожи… · Шапка из пуха… · Кофта из шерсти… Шуба из меха…
4. Развитие вербально-логического мышления, речевого слуха, связной речи. Игра «Отгадай»(одежду по частям) - У этой одежды есть рукава, воротник, застежка из пуговиц (рубашка, куртка). - Капюшон с мехом, длинные рукава, застежка «молния» (зимняя куртка). - Воротничок, короткий рукав, подол… (платье) -Я как зонт не промокаю, от дождя вас защищаю И от ветра вас укрою, ну, так что же я такое? (плащ) - Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером. Брат большой не согласился и отдельно поселился. (варежки)
5. Расширение объема словаря Игра «Что можно…?» - Что можно сшить? (платье, юбку, сарафан, рубашку) - Что можно связать из шерстяных ниток? (носки, варежки, шарф) - Что можно завязать? (шапку, шарф, платок, галстук) - Что можно надеть? (пальто, куртку, платье и т.д.) - Что можно обуть? (туфли, ботинки и т.д.) - Что можно надеть на голову? (шапку, берет…)
6. Развитие мелкой моторики, координация движений с речью. Пальчиковая гимнастика «Если бы»
Ах, если бы слоны   Носили бы Штаны –     Какие бы Материи     Были им нужны?     Никак не маркизет И не батист, нет-нет! Чертова кожа, Рогожа, вельвет. По левой ладони выполняют: 1 удар указательным, 1 удар средним, 2 удара безымянным. По левой ладони: 1 удар указательным, 1 удар средним, 1 удар безымянным. По правой ладони: 1 удар указательным, 1 удар средним, 2 удара безымянным. По правой ладони: 1 удар указательным, 1 удар средним, 1 удар безымянным. Ритмичные удары кулачками. Ритмичные хлопки ладонями. Чередуют хлопки и удары кулачками.

 

7. Развитие связной речи Составление предложений по демонстрируемому действию. Ребенок надевает какой-либо предмет одежды (договориться заранее), дети составляют предложение. - Саша надевает шапку. - Юля надевает куртку. - Дима обувает сапожки.
8. Итог. - О чем мы сегодня говорили? Что нового узнали? Что вам понравилось делать? Дать оценку работы детей.

 

 

Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей логопедической группе

 

Тема: «ПРОДУКТЫПИТАНИЯ»

Программное содержание: закреплять названия основных продуктов питания, учить рассказывать, из чего они сделаны, что из них можно приготовить, где и как хранить; развивать связную речь, вербально-логическое мышление, память.

Активизация словаря: пища, повар, молочные, мясные, хлебные продукты, завтрак, обед, полдник, ужин, печь, пробовать, наливать.

Оборудование: предметные картинки с изображением продуктов и блюд из них;

Литература: Л.Н.Смирнова «Логопедия в детском саду» стр.35.

1. Организационным момент. У детей на столе лежат картинки с продуктами. Игровое упражнение «Чем угостишь друга?» Дети по образцу составляют предложения: «Я угощу… (Катю сыром)».  
2. Развитие вербально-логического мышления, внимания. Слово «да» и слово «нет» Надо быстро дать ответ: Где еда, где не еда? Вы готовы дети?(ДА) 1. Есть в кастрюле пять котлет. Мы их будем кушать? (Да) 2. Возьмем суповой пакет И рассыплем на пол?(Нет) 3. Налита в стакан вода, Будем пить её мы?(Да) 4. Есть на кухне газ-плита, Мы ее почистим? (да) 5. В вазочке кило конфет, Мы съедим их, дети? (Да.) 6. На плите сковорода, Мы ее проглотим? (Нет.) 8. В кухне есть большой буфет, Мы его поджарим? (Нет.) 9. На столе стоит обед, Мы его забросим? (Нет.) 10. На тарелке груда льда, Весь съедим его мы? (Нет, да.) Тот, кто громко крикнул «нет», Дал неправильный ответ. Кто воскликнул слово «да», Тот простудится тогда. Вы решайте сами, дети, Нужно ль есть ледышки эти!  
3. Развитие связной речи, составление предложений с предлогом «из» Игровое упражнение «Что из чего?» (У детей картинки с блюдами из разных продуктов) - Сыр делают из молока. - Хлеб делают из теста. - Компот варят из фруктов. - Суп варят из овощей. - Котлеты делают из мяса. И т.п.  
4. Физминутка. «ГРИБЫ»
По дорожке шли, Боровик нашли. Боровик боровой В мох укрылся с головой, Мы его пройти могли – Хорошо, что тихо шли. Маршируют, Наклонились, Показали, Руки над головой в «замке», Ходьба по кругу.
5. Развитие связной речи Составление рассказа «Гости» (по опорным картинкам) У Сони день рождения. К ней пришли гости. Мама испекла творожный пирог. Бабушка сварила клубничное варенье. Папа купил конфет (печенье). Брат подарил сливочное мороженое. А гости принесли фруктовый торт. Всем было весело.  
6. Итог Вспомнить, о чем говорили на занятии, оценить работу детей.  

 

 

Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей логопедической группе

 

Тема:

Программное содержание:

Активизация словаря:

Оборудование:

Литература:

     
     
     
     
     
     
     

 

 

Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей логопедической группе

 

Тема:

Программное содержание:

Активизация словаря:

Оборудование:

Литература:

     
     
     
     
     
     
     

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: