Черты воспитательной системы




Методические рекомендации для классных руководителей, воспитателей

Понятие воспитательной системы

В последние годы в педагогику вошло понятие «школьная воспитательная система». Его появление связано идеей системного подхода, получившего широкое распространение в современной науке, менеджменте, технике. В 1970г. На страницах журнала «Советская педагогика» появились первые научные публикации Ф.Ф. Королева, В.Т Куракина и Л.И Новиковой о применении современного подхода в педагогических исследованиях и воспитательной работе.

Благодаря исследованиям Л.И. Новиковой, Л.В. Байбородовой, Е.В. Бондаревской, З.И. Васильевой, Б.З. Вульфова, А.В. Гавилина, О.С. Газмана О.В. Заславской, В.А. Караковского, И.А. Колесниковой, Л.Н. Куликовой, Ю.С. Мануйлова, С.Л. Паладьева, А.Г. Пашкова, Л.А. Пиковой, В.Л. Полукарова, С.Д. Полякова, Н.Л. Селивановой, А.М. Сидоркина, Е.Н. Степанова, Ю.П. Сокольникова, Н.М. Таланчука и др. созданы теоретические и методические основы воспитательных систем.

В научной литературе существует несколько дефиниций, посредством которых исследователи пытаются отразить сущность данного феномена. Л.И. Новикова и ее коллеги Н.Л. Селиванова и В.А. Караковский предлагают следующие дефиниции:

· «Воспитательная система есть целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятельность, общение, отношения, материальная база) и обладающий такими интегративными характеристиками как образ жизни коллектива, его психологический климат»

· «Воспитательная система- это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: целей, ради которых они создаются; совместной деятельности людей, её реализующих; самих людей как субъектов этой деятельности; освоенной ими среды; отношений, возникающих между участниками деятельности; управления, обеспечивающего жизнеспособность и развитие системы.»

Петербургские исследователи И.А. Колесникова и Е.Н Барышников считают, что «воспитательная система отражает специфический способ организации воспитательного процесса на уровне конкретного учреждения» (16) Е.Н Степанов полагает, что главное предназначение воспитательной системы заключается в педагогической обеспечении и содействии развитию личности ребенка, На его взгляд воспитательная система это упорядоченная целостная совокупность компонентов взаимодействия и интеграции которых обуславливает наличие у образовательного учреждения или его структурного подразделения способность целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся. Общая способность содействовать развитию личности ребенка представляется исследователя как целое, складывающееся из отдельный (частных) способностей таких как:

1. Способность диагностировать развитие личности учащегося, детского и педагогического коллективов

2. Способность выдвинуть и обосновать цели воспитательного процесса

3. Способность организовать жизнедеятельность сообщества детей и взрослых в максимальной степени благоприятную для самореализации и самоутверждения личности ребенка, педагога родителя

4. Способность интегрировать усилия субъектов воспитательного процесса, сделать их наиболее эффективными

5. Способность создать в образовательном учреждении и за его пределами развивающую среду, нравственно благоприятную и эмоционально насыщенную. Способность осуществить научно обоснованный анализ сложившейся социально-педагогической ситуации, полученный результатов воспитательной деятельности и т.д.

Черты воспитательной системы

o Воспитательная система – система социальная. Ее ядро – люди и их потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, действия, отношения. Функционирование воспитательной системы осуществляется в соответствии с законами общественного развития.

o Воспитательная система – это система педагогическая. Ее функционирование связано с реализацией целого ряда педагогический задач, для решения которых используются разнообразные формы, приемы и методы педагогической деятельности. Результаты решения задач свидетельствуют об эффективности воспитательной системы.

o Воспитательная система – это система ценностно-ориентированная. Любая воспитательная система ориентированы на определённые ценности. В современной педагогической науке и практике признаны педагогически нецелесообразными идеи построения воспитательного процесса на основе антигуманных ценностей и авторитетного стиля отношений между педагогом и ребенком и взят курс на моделирование, построение и исследование воспитательных систем гуманистического типа.

o Воспитательная система – это система целостная. Нередкое называют организмом, как бы подчеркивая, что она состоит из органов – компонентов, взаимосвязь и взаимодействие которых позволяет системе функционировать как единое целое и обладать системными интегрированными качествами.

o Воспитательная система – это система открытая. Она имеет множество связей и отношений с окружающей социальной средой и природой, которые обеспечивают функционирование и развитие системы.

o Воспитательная система – это система целенаправленная. Ее невозможно представить без цели. При отсутствии целевых ориентиров воспитательная деятельность теряет свой смысл, ведь ее сущностной характеристикой является целенаправленность.

o Воспитательная система – это система сложная и вероятностная. Сложность воспитательной системы обусловлена большим количеством элементов и связей между ними, полиструктурностью и качественной сложностью самой системы и ее компонентов. Будущее сложных систем трудно предсказать, поэтому прогнозы носят вероятностный характер.

o Воспитательная система – это система саморазвивающаяся и самоуправляемая. Внутри системы открыта способность к преодолении. Противоречий и развития усилиями самих участников педагогических процессов, способность к самоуправлению: постановке целей, проектированию нового состояния системы воспитания и этапов его достижения, корректировке образовательно-воспитательных процессов, объективному анализу их хода и результатов, выдвижению новых перспектив и т.д.

Компоненты воспитательной системы

Характеризуя внутреннее строение воспитательной системы, ученые высказывают разные точки зрения о составе компонентов системы. Академик Л.И.Новикова и ее коллеги относят к числу таких элементов:

a. цели, выраженные в исходной концепции;

b. деятельность, обеспечивающую достижение целевых ориентиров;

c. субъекта деятельности, ее организующего и в ней участвующего;

d. рождающиеся в деятельности и общении, интегрирующие субъект в некую общность;

e. среду системы, освоенную субъектом;

f. управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Понятие гуманистической воспитательной системы

Основанием для определения типа воспитательной системы может служить характер целевых ориентиров.

«Если система ориентированна на личность ребенка, на развитие его природных задатков и способностей, на создание в школе обстановки социальной защищенности и творческого содружества,- разъясняет коллектив авторов монографии «Теория и практика воспитательных систем», - такая система является гуманистической. Если же система сориентирована на постоянное, скрупулезное предъявление требования, на воспитание послушания, а дисциплина является целью, и главным воспитательным средством, то такая система авторитарна и антигуманна.»

Принцип гуманизма в образовательно-воспитательной системе предполагает отношение к ребенку как к высшей ценности, цели. Безусловное принятие ребенка, любовь и уважение к нему, уважение его прав и свобод, в том числе - права на ошибку; веру в ребенка, терпимость к его недостаткам, безусловный отказ от морального и физического насилия по отношению к нему, приоритет морального стимулирования в педагогическом процессе.

Ключевым звеном, основной личностно-ориентированных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе является гуманно-личностный подход к ребенку.

Гуманно-личностный подход ставит в центр образовательно-воспитательной систему развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом образования и воспитания, критерием качества работы учителя, воспитателя, руководителя, образовательно-воспитательного учреждения в целом.

Такой подход обращает учреждение к личности ребенка, к его внутреннему миру, к его способностям и возможностям, нравственной потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель педагогов-разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, создать все необходимые условия для более полного и свободного развития личности.

Гуманно-личностный подход объединяет следующие идеи:

· Взгляд на личность как на цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;

· гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

· отказ от принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

· новую трактовку индивидуального подхода;

· формирование положительной Я-концепции.

«Я-концепция» - это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение, это отношение к самому себе.

Для формирования положительной Я-концепции, считает Г.К.Селевко, необходимо:

· видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее («Все дети талантливы» - вот убеждение педагога);

· создавать личности ситуацию успеха, ободрения, поддержки, доброжелательности, чтобы виды жизнедеятельности в учреждении приносили ребенку радость;

· Исключить прямое принуждение, а так же акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я-концепции ребенка («Ребенок хорош, плох его поступок»);

· Предоставлять возможности и помогать детям реализовать себя в положительной деятельности «В каждом ребенке-чудо; ожидай его!» (Г.К.Селевко. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. - М.,1998).

Е.Н.Степанов называет следующие признаки гуманистических воспитательных систем:

цели воспитательной системы являются личностно значимыми как для взрослых, так и для детей;

совместная жизнедеятельность педагогов, учащихся и родителей, строиться на основе гуманистических ценностей, межсубъектного взаимодействия, отношений взаимоуважения, доверия и доброжелательности;

Педагогическая деятельность направлена на обеспечение условий для проявления и развития индивидуальности и субъектности личности ребенка;

взрослые и дети испытывают чувства защищенности, комфортности, удовлетворенности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: