На сегодняшний день, множество образовательных организаций имеют свои электронные представительства в сети Интернет. Такие информационные ресурсы включают в себя множество информации об организации, такой как: общая информация, электронные документы, а также сервисы по работе с целевой аудиторией. Поэтому оценку качества информационного ресурса образовательной организации необходимо производить на основе методики, включающей в себя критерии для оценки типов информационных ресурсов, представленных на сайте.
Информационный сайт является значимым для любой организации, потому что сайт выполняет множество функций, таких как: повышение имиджа организации, предоставление информации об услугах и товарах, реклама продукции, привлечение новых клиентов. Интерес к созданию информационного ресурса коммерческой организации неизменно растет, и для упрощения анализа эффективности сайта разработано множество методик по оценке качества Веб-сайта. Основными критериями оценки качества Веб-сайта являются:
- Общее впечатление;
- Функциональность;
- Внешний облик;
- Способы раскрытия содержания сайта.
Такие критерии направлены на оценивание аспекта, связанного с дружественностью ресурса к пользователям. Оценка качества электронного представительства образовательной организации не может быть произведена по данным методикам, потому что предоставляет более разнообразную информацию об организации.
На Веб-сайте образовательной организации пользователь может ознакомиться с электронными документами, такими как: буклеты, приказы, стандарты и другой нормативной информацией. Электронные документы попадают на сайт в результате оцифровки обычных документов. Следовательно, возникает необходимость рассмотрения методик, проводящих качественную оценку документов. Вопрос оценки качества документов был всегда актуален для библиотечно-информационной деятельности. Объединенный фонд электронных ресурсов «Наука и образование» производит оценку качества электронных документов по следующим критериям:
|
- Понятность (документ обладает свойством понятности, если весь материал, изложенный в документе понятен читающему его лицу);
- Завершенность (документ обладает свойством завершенности, если в нем содержатся все необходимые элементы содержания, перечисленные в оглавлении, и это содержание с достаточной полнотой отражает аспекты принятых технических решений);
- Осмысленность (документ обладает свойством осмысленности, если он не содержит избыточной информации);
- Согласованность (документ обладает свойством согласованности, если он содержит единую нотацию, терминологию, символику, смысловую связь внутри и с другими документами);
- Самоопределенность (документ обладает свойством самоопределенности, если он содержит всю информацию, необходимую и достаточную для понимания его читающим лицом);
- Структурированность (документ обладает свойством структурированности, если его взаимосвязанные части (разделы и подразделы) организованы в единое целое определенным образом);
- Полнота (документ обладает свойством полноты, если он разработан в соответствии с требованиями к структуре и содержанию документа);
- Идентифицируемость (документ обладает свойством идентифицируемости, если он содержит всю информацию о полном наименовании документа, дате завершения разработки и о разработчике);
|
Веб-аналитика является инструментом для проведения анализа поведения посетителей на сайте. Этот сервис позволяет определить предпочтения пользователей, их пути на сайте, а также детализировать эти данные до конкретного человека. Марко Хаслер выделяет такие методы и средства веб-анализа:
– Установка счетчиков;
– Анализ файлов журнала;
– Многовариантное и сплит-тестирование;
– Онлайн опросы и обзоры;
– Персональное интервью, наблюдение за пользователем.
Такая информация помогает улучшить сайт, повысить вовлеченность посетителя и оптимизировать сайт для различных сценариев поведения пользователя. Наиболее популярные системы веб-аналитики GoogleAnalytics и Яндекс.Метрика.
Экспертная оценка юзабилити представляет собой оценку приложения или веб-сайта, соотнося его с определенным принципом и лучшими интерфейсными решениями. Под понятием «юзабилити сайта» подразумевается простое и удобное использование сайта. Чем выше уровень юзабилити, тем больше расположены к сайту посетители. Большинство людей, которые интересуются оценкой юзабилити, используют десять «эвристик» Якоба Нильсена. Многие из этих принципов вполне применимы, но они не основаны на тщательных исследованиях. Альтернативу предлагает международный стандарт юзабилити BS EN-ISO 9241-110, состоящий из семи принципов. Эти принципы общепризнанны, и могут быть применены к любой интерактивной системе.
Альтернативные эвристики юзабилити в ISO 9241:
|
- Подходит ли содержание для задач и квалификации пользователя? (содержание пригодно для задачи, когда оно поддерживает пользователя в процессе эффективного и действенного завершения задачи. Пользователь может сосредоточиться на самой задаче, а на выборе технологии её решения);
- Может ли содержание пояснять, каким должен быть следующий шаг пользователя? (содержание должно в любое время и в любом месте пояснять в каком месте сайта находится посетитель, какие действия он может совершать, и как они будут совершаться);
- Содержательно ли содержание? (содержание соответствует ожиданием, если отвечает предсказуемым контекстуальным потребностям пользователя и общепринятым допущениям);
- Может ли содержание обучать? (содержание может обучать в том случае, когда оно поддерживает и направляет пользователя в процессе использования системы);
- Может ли пользователь контролировать темп и последовательность взаимодействия? (содержание является управляемым, когда пользователь имеет возможность инициировать и контролировать направление и темп взаимодействия до тех пор, пока не достигнута цель);
- Толерантно ли содержание к ошибкам? (содержание толерантно к ошибкам в том случае, если, несмотря на очевидные ошибки входящих запросов, достигается желаемый результат при отсутствии или минимальном количестве корректирующих действий со стороны пользователя. Толерантность достигается с помощью контроля повреждений, коррекции ошибок или менеджмента возникающих ошибок);
- Может ли содержание быть настроено так, чтобы подходить пользователю? (содержание может быть персонализировано в том случае, когда пользователь имеет возможность модифицировать процесс взаимодействия и презентации информации, так чтобы он соответствовал его персональным потребностям).
Оценку лучше производить, руководствуясь этими общепризнанными утвержденными критериями, а не учитывать личные мнения отдельных людей.
Особенность электронного представительства образовательного учреждения заключается в том, что целевыми аудиториями таких ресурсов являются:
- Абитуриенты и их родители (потребители, которые имеют задачи получить высшее образование, нуждаются в информации об учебном заведении);
- Студенты (фактические потребители, интересуются информацией, необходимой для обучения);
- Преподавательский состав (пользователи, которые предоставляют информацию для сайта, интересуются возможностью повышения квалификации);
Все перечисленные группы пользователей имеют свои интересы и предпочтения, соответственно их потребности должны составлять основу для формирования структуры сайта, предоставляемой информации, навигации сайта и т. д.
На основании вышеперечисленных критериев, была составлена своя методика оценивания электронных представительств образовательных организаций.
Методика реализуется следующим алгоритмом:
1 Отбор информационных ресурсов кафедр СФУ;
2 Проведение анализа по предложенным критериям;
3 Занесение полученных результатов в таблицу;
4 Вывод на основе проведенного анализа.
Нами предлагаются следующие критерии:
- Внешний облик (дизайн сайта, общее впечатление);
- Способы раскрытия содержания сайта (особенности раскрытия содержания сайта, наличие информационных блоков);
- Анализ представленной информации на сайте (полнота, понятность, согласованность, завершенность и т. д.);
- Посещаемость ресурса (наличие счетчика посещений, данные счетчика);
- Оценка юзабилити сайта (удобство пользования сайтом, простота достижения цели посещения с точек зрения групп целевой аудитории);
Такая методика направлена на наиболее полную оценку электронного представительства образовательной организации. Полученная информация и закономерности призваны упростить процесс разработки электронного ресурса кафедры «Современных образовательных технологий».