«Исследование систем управления»
1. Понятие системы управления, цели и задачи ее исследования.
2. Место и роль системы управления в организации.
3. Характеристика исследования систем управления.
4. Применение системного анализа для исследования систем управления.
5. Общая характеристика процедуры исследования.
6. Классификация научно-исследовательских работ.
7. Порядок проведения НИР.
8. Оценка результатов НИР.
9. Методы исследования систем управления.
10. Процессный подход к исследованию систем управления.
11. Понятие процесса, его характеристика.
12. Классификация процессов и их оценка.
13. Ситуационный подход к исследованию систем управления.
14. Принципы построения ситуационного плана.
15. Анализ ситуации в организации.
16. Системный подход к исследованию систем управления.
17. Анализ систем.
18. Декомпозиция систем.
19. Принципы моделирования систем управления организации.
20. Исследование систем управления на модели.
21. Характеристика организационных структур управления.
22. Исследование организационной структуры управления.
23. Сравнительная оценка организационных структур.
24. Оценка эффективности системы управления.
25. Критерии и показатели эффективности системы управления.
26. Исследование процессов управления в организации.
27. Исследование процедуры принятия решений в организации.
28. Процедура диагностирования проблемы при принятии решений.
29. Процедура формулирования ограничений и критериев для принятия решения в организации.
30. Процедура разработки альтернатив при принятии решений в организации.
31. Оценка альтернативных вариантов при принятии решений в организации.
32. Процедура выбора наилучшего варианта из альтернативных при принятии решений в организации.
|
33. Процедура реализации решения в организации.
34. Синтез систем управления, общая характеристика.
35. Характеристика этапов синтеза систем управления.
Примечание. Зачет проводится по билетной системе. В билете два вопроса, либо тестированием.
Тесты по дисциплине «Исследование систем управления» (вариант)
1. Система управления - это:
1) совокупность действий, определяющих направление управленческой деятельности;
2) совокупность взаимосвязанных элементов в пространстве;
3) субъект управления организацией, имеющей иерархическое строение.
2. Система управления (управляющий элемент) осуществляет:
1) ориентировку;
2) интеграцию с другими системами;
3) контроль;
4) все перечисленные варианты.
3. Структура системы управления – это:
1) определенное соотношение субъектов управления, связанных между собой коммуникационными каналами, которое образует отражающую статику менеджмента;
2) неопределенное соотношение субъектов управления, несвязанных между собой, которое образует отражающую статику менеджмента;
3) определенное соотношение объектов управления, связанных между собой.
4. Структурно система управления состоит из:
1) различных функциональных подсистем, с явно выраженными границами;
2) управляющей и управляемой подсистем, границы между которыми весьма условны;
3) глобальной управляющей и мелких управляемых подсистем, границы между которыми определить не всегда возможно.
5. Управляющая подсистема это:
1) часть системы управления, которая вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение;
|
2) сама система управления, которая принимает управленческие решения, обеспечивает их выполнение;
3) часть системы управления, которая обеспечивает выполнение управленческих решений.
6. Управляемая подсистема – это:
1) элементы системы, подверженные управленческим воздействиям;
2) элементы системы, которые являются исполнителями управленческих решений;
3) элементы системы, которые воспринимают управляющее воздействие и преобразуют в соответствии с ним поведение того объекта, на который оно направлено.
7. Объект управления – это:
1) все те элементы организации, которые, воспринимают управленческое воздействие;
2) все те элементы организации, которые, воспринимая управленческое воздействие, функционируют самостоятельно;
3) все те элементы организации, которые, воспринимая управленческое воздействие, подчиняют ему свое функционирование и развитие.
8. Выходами из управляющей подсистемы являются управляющая информация в виде:
1) стратегических планов;
2) бизнес-планов;
3) оперативных планов;
4) все перечисленные варианты.
9. Исследование систем управления — это:
1) вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями;
2) вид деятельности, направленный на изучение управления в статических условиях;
3) метод изучения процесса управления в различных условиях.
10. Исследования систем управления могут быть различными:
|
1) по целям;
2) по методологии проведения;
3) по использованию ресурсов;
4) по продолжительности;
5) все перечисленные варианты.
11. Системный анализ - это:
1) вид деятельности, направленный на исследование процессов управления;
2) совокупность методов и моделей, направленных на решение задач исследования организации;
3) комплекс исследований, направленных на выявление общих тенденций и факторов развития организации и выработку мероприятий по совершенствованию системы управления;
4) методы изучения задач системы управления.
12. Конечной целью системного анализа является:
1) разработка и внедрение выбранной эталонной модели системы управления;
2) реализация и освоение выделенных для исследования ресурсов;
3) сбор необходимых данных для разработки мероприятий по совершенствованию действующей системы управления.
13. Системный анализ начинается:
1) с уточнения или формулирования целей конкретной системы управления (предприятия или компании);
2) поиска критерия эффективности, который должен быть выражен в виде конкретного показателя;
3) все перечисленные варианты.
14. Программа системного анализа включает:
1) действия каждого исполнителя участвующего в процессе исследования;
2) перечень вопросов, подлежащих исследованию и их приоритетность;
3) действия аппарата управления в процессе исследования;
4) перечень вопросов целесообразность рассмотрения которых не вызывает сомнения.
15. Первостепенной задачей системного анализа является:
1) определение глобальной цели развития организации и целей функционирования;
2) определение направления развития организации и целей функционирования;
3) определение перспектив развития организации и целей функционирования;
4) все перечисленные варианты.
16. Для анализа организации на основе системы целей необходимо:
1) сформулировать основные цели функционирования системы управления;
2) сформулировать глобальную цель функционирования системы управления;
3) сформулировать совокупность всех целей функционирования на каждом уровне системы управления;
4) сформулировать главную цель существования каждого уровня системы управления;
17. Методология исследования систем управления предполагает:
1) определение целей и границ исследования;
2) определение предмета, средств и методов исследований;
3) выбор средств (ресурсов) и этапов проведения исследовательских работ;
4) все перечисленные варианты.
18. Методология и организация исследования систем управления требует учета ряда системных характеристик, к которым не относится:
1) потребность в исследованиях их объект и предмет;
2) сложность поставленных задач;
3) ресурсы для проведения исследований;
4) эффективность и результаты исследований.
19. Эффективность исследований требует:
1) соизмерения затрат на проведение исследований и полученных результатов;
2) учет затрат на оплату работы участвующих в проведении исследований лиц;
3) соизмерения фактических и расчетных затрат на проведение исследований;
4) достижения приемлемых результатов.
20. Результаты исследований могут быть представлены в форме:
1) новой модели системы управления;
2) новых регламентирующих документов;
3) скорректированных расчетных формулах;
4) новой корпоративной культуры;
5) все перечисленные варианты.
21. Научно-исследовательские работы (НИР) это:
1) работы прикладного характера, связанные с поиском новых управленческих решений;
2) работы научного характера, связанные с научным поиском в целях расширения имеющихся и получения новых знаний;
3) работы, проводимые научными сотрудниками в целях изучения природы вещей;
22. Исследования в зависимости от глобальности проблемы могут быть:
1) с широкой проблематикой, узкой проблематикой;
2) комплексные, специальные, сравнительные;
3) всеобъемлющие, выборочные;
4) все перечисленные варианты.
23. Какие из представленных исследований не проводятся при исследованиях систем управления:
1) экспертные оценки;
2) логические исследования;
3) моделирование;
4) эксперимент и испытания;
5) статистика;
6) проводятся все.
24. Определите правильный порядок проведения НИР:
а) анализ результатов исследования;
б) выбор метода проведения исследования;
в) выявление объекта и предмета исследования;
г) выбор методологии проведения исследования;
д) выработка рекомендаций;
е) организация проведения исследования;
ж) выявление потребности в проведении исследования;
з) анализ ресурсов, необходимых для проведения исследования:
1) а, б, в, г, д, е, ж, з;
2) ж, в, г, з, б, е, а, д;
3) в, г, е, ж, з, б, а, д;
4) з, ж, е, г, в, б, а, д.
25. Что не содержит описание проблемной ситуации:
1) характеристику самой проблемы;
2) внутренние факторы, ведущие к появлению проблемы;
3) внешние факторы, ведущие к появлению проблемы;
4) пути решения проблемы.
26. Оценка научной и научно-технической результативности НИР производится с помощью:
1) системы взвешенных балльных оценок;
2) системы максимальных показателей;
3) соотношения затраченных ресурсов к степени достижения поставленных целей.
27. Оценка научно-технической результативности прикладных НИР производится на основе:
1) сопоставления достигнутых в результате выполнения НИР параметров с теоретическими (предусмотренных вообще для данного случая);
2) сопоставления достигнутых в результате выполнения НИР параметров с базовыми (которые можно было реализовать до выполнения НИР);
3) сопоставления поставленных и достигнутых целей.
28. Методы формализованного представления систем управления основаны:
1) на использовании математических, экономико-математических методов и моделей;
2) на вербальном описании систем управления;
3) на основе графо-семиотических моделей;
29. К методам, основанным на использовании знаний и интуиции специалистов, не относится:
1) метод «мозговой атаки»;
2) метод типа «сценариев»;
3) комбинаторика;
4) метод экспертных оценок (включая SWOT-анализ);
5) метод типа «Дельфи».
30. К комплексированным методам не относится:
1) ситуационное моделирование;
2) топология;
3) метод «деловой игры»;
4) графосемиотика.
31. Процессный подход рассматривает управление:
1) как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций;
2) как отдельные решения для основных проблем управления;
3) как процесс принятия решения;
4) все перечисленные варианты.
32. Процессный подход в организации – это:
1) рассмотрение организации как участника процесса протекающего вне организационной структуры компании;
2) рассмотрение деятельности организации для достижения целей ее существования;
3) рассмотрение всей деятельности организации как сети взаимодействующих процессов, протекающих внутри организационной структуры компании и реализующих цель ее существования.
4) все перечисленные варианты.
33. Процесс – это:
1) случайный набор мероприятий, который потребляет ресурсы поставщика, как правило, создает ценность и выдает результат потребителю;
2) последовательность действий, протяженная во времени, приводящая к последовательной смене промежуточных состояний системы;
3) логичный, последовательный, взаимосвязанный набор мероприятий, который потребляет ресурсы поставщика, создает ценность и выдает результат потребителю;
4) все перечисленные варианты.
34. Случайный процесс в зависимости от того, дискретно или непрерывно множество его значений может быть:
1) продолжительным или кратковременным;
2) интенсивным или умеренным;
3) дискретным или непрерывным.
35. Показатель результативности процесса это:
1) качественный показатель, адекватно характеризующий результат и/или динамические показатели (изменение) функционирования процесса;
2) количественный показатель, рассчитываемый по определенной методике, характеризующий результат и/или динамические показатели (изменение) функционирования процесса;
3) качественный или количественный показатель, рассчитываемый по определенной методике и адекватно характеризующий результат и/или динамические показатели (изменение) функционирования процесса.
36. Критерий – это:
1) величина или интервал величин, которым должен соответствовать показатель результативности процесса;
2) формальный признак, на основании которого производится описание процесса;
3) процесс, адекватно характеризующий результат функционирования процесса.
37. Показатель – это:
1) качественная характеристика какого-либо свойства объекта, процесса или решения;
2) выраженная числом характеристика какого-либо свойства объекта, процесса или решения;
3) нечисловая характеристика какого-либо свойства объекта, процесса или решения.
39. Сущностьситуационного подхода заключается в том, что:
1) побудительным мотивом к проведению анализа являются типовые изменения в процессе функционирования организации, для которых разработаны типовые решения, диапазон которых существенно не влияет на эффективность управления;
2) побудительным мотивом к проведению анализа являются неэффективные управленческие решения, которых существенно влияют на эффективность управления;
3) побудительным мотивом к проведению анализа являются конкретные ситуации, широкий диапазон которых существенно влияет на эффективность управления.
40. Ситуационный план – это:
1) план, который содержит общие предписания, что необходимо делать в той или иной ситуации и какие последствий следует ожидать;
2) план, который содержит конкретные предписания, что должен делать каждый участник рисковых правоотношений в той или иной ситуации и какие последствий следует ожидать;
3) план, предписывающий действия участников рисковых правоотношений в той или иной ситуации не зависимо от ожидаемых последствий, которые не являются обязательными для исполнения.
40. Ситуативный анализ может использоваться для характеристики:
1) организации в целом;
2) отдельного структурного подразделения организации;
3) конкретного бизнес-процесса.
4) все перечисленные варианты.
41. Цель ситуативного анализа - дать информацию о тех областях, которые могут серьезно повлиять на успех её деятельности, к таким не относится:
1) общая (внешняя) среда (ситуация вне организации);
2) рабочая среда (то есть ситуация в организации);
3) внутренняя среда (то есть ситуация внутри подразделения организации).
4) внутренний мир каждого члена коллектива организации.
42. К факторам общей (внешней) среды при проведении ситуационного анализа не относятся:
1) экономические факторы;
2) социальные факторы;
3) рынок труда в регионе;
4) человеческие ресурсы организации;
5) юридические факторы.
43. К факторам рабочей среды при проведении ситуационного анализа не относятся:
1) финансовые ресурсы организации;
2) поставщики услуг;
3) технические ресурсы организации;
4) топ-менеджмент организации;
5) организационная структура управления.
44. К факторам внутренней среды при проведении ситуационного анализа не относятся:
1) регламентация деятельности подразделения организации;
2) регламентация деятельности специалистов подразделения организации;
3) регламентация бизнес-процессов;
4) планирование деятельности подразделения организации;
5) специалисты подразделения организации;
6) топ-менеджмент организации.
45. Что не относится к основным принципам системного подхода:
1) целостность;
2) иерархичность строения;
3) структуризация;
4) случайность;
5) множественность.
46. При системном подходе на основе маркетинговых исследований сначала исследуются:
1) параметры «выхода» системы;
2) параметры «входа» системы;
3) не имеет значения.
47. Системный подход — это
1) такое направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта из множества социально-экономических систем;
2) такое направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование социально-экономической системы состоящий из обособленных частей;
3) такое направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы.
48.Эмерджетность системы - это:
1) несводимость свойств отдельных элементов к свойствам системы в целом;
2) сводимость свойств отдельных элементов к свойствам системы в целом;
3) независимость свойств системы в целом от свойств отдельных её элементов.
49. Стойкость системы – это:
1) это свойство системы реализовывать заданные функции в течение определенного периода времени с заданными параметрами качества;
2) способность возвращаться в исходное состояние после некоторых возмущающих воздействий;
3) свойство системы выполнять свои функции при выходе параметров внешних условий системы за определенные ограничения или допуски.
50. Суть декомпозиции:
1) объединение элементов системы для создания общей архитектуры системы;
2) разбиение системы на части и создание общей архитектуры системы;
3) рассмотрение системы как единого целого для определения её характеристик.
51. Критерии декомпозиции бывают:
1) составными и предельными;
2) строгими и неопределёнными;
3) частными и общими;
4) все перечисленные варианты.
52. К критериям декомпозиции не относится:
1) критерий разбиения на функции системы;
2) критерий разбиения на подсистемы;
3) критерий объединения по задачам;
4) критерий разбиения на классы.
53. К основным группам моделей систем управления предприятием не относятся:
1) организационные модели
2) структурные модели
3) функциональные модели
4) параметрические модели;
5) математические модели
6) информационные модели
54. В зависимости от наличия случайных воздействий можно различать системы:
1) детерминированные и стохастические;
2) большие и малые;
3) открытые и закрытые;
4) все перечисленные варианты.
55. К классификационным признакам видов моделирования не относится:
1) степень полноты подобия;
2) характер изучаемых процессов;
3) форма представления объекта;
4) затраты на моделирование.
56. Организационная структура управления – это:
1) совокупность звеньев управления, находящихся во взаимосвязи и соподчиненности и обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого;
2) совокупность подразделений участвующих в процессе функционирования организации как единого целого;
3) совокупность объектов управления, находящихся во взаимосвязи и обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого;
57. Адаптивная организационная структура фирмы:
1) ориентирована на обеспечение эффективного управления параллельным выполнением на предприятии или в организации ряда крупных проектов;
2) гибко изменяющаяся, быстро приспосабливаемая к обновляющимся целям, задачам, функциям фирмы и переменам во внешней экономической среде, во внутренних условиях своей собственной деятельности;
3) предполагается создание подразделений для выполнения определенных функций на всех уровнях управления, в процессе которого каждый функциональный руководитель ведает исполнением определенного круга функций, работ.
58. Формирование структурных подразделений в организации будет зависеть:
1) от того, насколько численность руководителей и исполнителей соответствует норме управляемости;
2) от масштаба организации;
3) от интенсивности трудовой деятельности;
4) от деловой активности руководителей.
59. Рейтинг системы управления – это:
1) интегральная оценка, отражающая организационно-техническое исполнение системы управления;
2) оценка, отражающая действенность системы управления в той или иной ситуации;
3) оценка, определяющая её роль и место среди аналогичных систем управления;
4) все перечисленные варианты.
60. Система управления эффективна, если:
1) достигает поставленных целей за определенное время, расход ресурсов, риски не превышают плановых величин;
2) достигает поставленных целей не зависимо от времени, расхода ресурсов, рисков;
3) достигает поставленных целей, как правило, за определенное время, расход ресурсов не превышает плановых величин, риски не имеют значения.
61. К критерию не предъявляют требования:
1) полноты отражения свойств системы управления;
2) измеримости;
3) возможность неопределенности;
4) возможности физической интерпретации (физической понятности);
5) достоверности.
62. Определите правильную последовательность этапов процесса принятия решений
а) оценка и принятие решений, б) появление проблемы, в) разработка решений, г) исследование факторов и условий:
1) б, г, в, а;
2) а, б, в, г;
3) г, б, в, а;
4) б, а, г, в;
5) последовательность не имеет значения.
63. Проблема – это
1) задача, стоящая перед системой управления;
2) критическое рассогласование между желаемым положением и реальным;
3) критическое состояние системы управления, при котором затруднено её функционирование.
64. Диагностика проблемы - это:
1) анализ величин и соотношений параметров системы и рыночной среды;
2) анализ причин возникновения проблемы;
3) анализ иерархического уровня системы, на котором возникла и может быть устранена проблема;
4) все перечисленные варианты.
65. К методам поиска альтернатив не относится:
1) «мозговая атака»;
2) метод выдвижения предложений;
3) групповой анализ ситуации;
4) метод наименьших квадратов;
5) причинно-следственная диаграмма;
6) карта мнений.
66. Какое из положений не отвечает требованиям при выработке альтернатив:
1) альтернативы должны взаимно исключать друг друга;
2) альтернативы должны предполагать максимальные различия по выделенным критериям;
3) альтернативы должны быть одинаково вероятны;
4) альтернативы должны дополнять друг друга.
67. Главным вопросом в проведении процедуры выбора альтернативы является:
1) интуиция лица принимающего решение;
2) критерий выбора, в соответствии с которым задаются приоритеты в принятии управленческих решений;
3) изменяющаяся обстановка влияющая на адекватность выбора альтернативы;
4) доверительные отношения между экспертами участвующими в процессе выбора альтернативы;
5) все перечисленные варианты.
68. Совокупность проводимых работ по организации и созданию систем управления удобно представлять:
1) в виде сетевых моделей;
2) в виде имитационных моделей;
3) в виде схем функциональной целостности.
69. В структуру проекта систем управления не входит:
1) предварительное технико-экономическое обоснование;
2) техническое задание;
3) эскизный проект;
4) технический проект;
5) рабочий проект;
6) руководящий проект.
70. Инвестиционная фаза проекта начинается:
1) с формирования правовой, финансовой и организационной основы;
2) с выбора ответственного лица за реализацию проекта;
3) с момента рассмотрения вопроса о формировании проекта;
4) все перечисленные варианты.
Глоссарий
Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение) — мысленный процесс отвлечения от некоторых свойств и отношений объектов, которые рассматриваются при проведении исследования и принимаются как несущественные и второстепенные.
Адаптация — приспособление элементов, подсистем и системы в целом к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.
Аксиома — исходное положение или утверждение, принимаемое без доказательства и лежащее в основе других положений научной теории или взаимодействия субъектов и объектов управления.
Алгоритм (от Algorithmi — от имени среднеазиатского ученого Аль-Хорезми) — результирующая совокупность точных предписаний или правил, с помощью которых можно решать однотипные или массовые задачи и проблемы. Применительно к исследованию это строгая последовательность выполнения операций проведения исследовательских работ в целях достижения определенного результата.
Анализ — всесторонний разбор, рассмотрение; метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-либо; составная часть любого исследования; функция управления. Как функция управления анализ представляет собой относительно обособленный вид управленческой деятельности, включающий творческое изучение, систематизацию, обобщение и оценку информации о структуре, общих и специфических свойствах рассматриваемого объекта. Анализ может быть ретроспективный, сравнительный, факторный, корреляционный, по видам деятельности (экономический, технический, экологический) и т.п.
Аналогия (от греч. analogia — сходство, соответствие) — умозаключение, позволяющее на основе сходства или подобия двух объектов по некоторым их свойствам и отношениям сделать соответствующие вероятностные выводы.
Апостериори и априори (от лат. a posteriori — из последующего и a priori — из предшествующего) — философские категории, служащие для обозначения полученных из опыта (апостериори) и предшествующих ему (априори) знаний.
Апробация — проверка на практике в реальных условиях теоретически полученных расчетов, схем, моделей различных процессов и т.п.
Аргументация (от лат. argumentation — приведение аргументов) — способ убеждения на основе суждений и доказательств какого-либо определенного тезиса.
Аспект исследования — одна из сторон исследования (организационный, экономический, социальный, психологический и другие аспекты).
Бизнес-процесс - совокупность последовательно сменяющихся потоков состояний и необходимых для их осуществления работ (например, от одного исполнителя к другому или от одного подразделения к другому) по реализации предпринимательской деятельности, проводимой за счет собственных или заемных средств предпринимателя, под его ответственность, на его страх и риск с целью удовлетворения потребностей потребителей и развития собственного дела на основе получения прибыли. Перечень Б.-п. может быть различным. Например, на промышленном предприятии в их состав следует включать: маркетинговые исследования, поиск и изучение рынков, анализ конкурентов, мониторинг потребностей, исследование и проектирование новых видов продукции и услуг, выбор и мониторинг поставщиков, постановка продукции на производство, управление качеством, маркетинговые мероприятия на стадии товарооборота продукции и услуг, работы по сбыту и распределению продукции (в том числе допродажное и сервисное обслуживание, выбор и мониторинг посредников), работы по транспортировке, хранению и монтажу продукции, эксплуатационный мониторинг, развитие предприятия. Все они могут подразделяться на субпроцессы. При этом каждый Б.п. должен иметь начало — вход, последовательно выполняемые потоки состояний и работ, конец — выход.
Верификация (от лат. verificatio — подтверждение, доказательство) - процесс установления истинности научных утверждений путем их эмпирической проверки. Служит важнейшим критерием научности выдвигаемых гипотез и теорий, но не все утверждения могут быть проверены таким путем непосредственно. Существуют также косвенные способы верификация посредством выведения логических следствий из непроверяемых утверждений и соотнесения их с данными опыта. Некоторые принципы и гипотезы, например, в математике и философии, не верифицируемы даже таким косвенным способом.
Вероятность — понятие, обозначающее степень возможности появления случайного массового события при фиксированных условиях испытания. Такая интерпретация называется частотной, или статистической, вероятностью, так как она основывается на понятии относительной частоты, результаты которой определяются путем статистических исследований. Логическая интерпретация вероятности характеризует отношение между посылками гипотезы и ее заключением. Это отношение определяется как семантическая степень подтверждения гипотезы ее данными. Поскольку такой же характер имеет отношение между посылками и заключением индукции, то логическую вероятность называют также индуктивной.
Внешняя среда — совокупность свойств окружения исследуемого объекта, т.е. все то, что не входит непосредственно в него, но с ним взаимодействует. Выделяют как минимум два вида внешней среды: микросреду — ближайшее окружение, непосредственно влияющее на объект; макросреду — дальнее окружение, косвенно влияющее на объект.
Внутренняя среда — совокупность свойств внутреннего содержания и взаимодействия элементов объекта исследования: ресурсных (материально - техническая база, включающая предметы и средства труда, трудовые ресурсы, информация, финансовые ресурсы), организационных (технология, методы и системы управления, организационная структура), результатов функционирования объекта, например, в виде продуктов и услуг.
Гипотеза - предварительное и предположительное научное представление о познаваемом объекте исследования, основанное на ранее полученных данных и знаниях.
Гипотетико-дедуктивный метод — способ рассуждения, основанный на дедукции следствий из гипотез, получивший широкое распространение при систематизации результатов исследования в естествознании и эмпирических науках в целом.
Дедуктивный метод — способ исследования, при котором частные положения на основе логических умозаключений и здравого смысла выводятся, доказываются из общих положений и посылок (из законов, закономерностей, аксиом, постулатов, принципов); способ исследования, основанный на использовании дедукции.
Дедукция (лат. deductio — выведение) — умозаключение, основанное на логике и здравом смысле, идущее от общего к частному, т.е. от общих рассуждений и посылок к частным или другим общим выводам.
Декомпозиция — аналитический метод разделения сложного целого (систем, подсистем и т.п.) на более простые составные части при исследовании для этого определенных критериев.
«Дерево» целей — структурированная и построенная по иерархическому принципу (ранжированная по уровням) совокупность целей системы, программы, плана, в которой выделены: главная цель («вершина дерева»), подчиненные ей подцели первого, второго и последующих уровней («ветви дерева»).
Диагностика системы управления — совокупность исследовательских работ по определению целей, состояния, недостатков и причин их появления, направлений совершенствования системы.
Закономерности — устойчивые тенденции изменений, объективные связи явлений, определяющие их изменения. Применительно к экономике и управлению это существенные, объективные и устойчиво повторяющиеся связи и явления в экономических и управленческих процессах, вытекающие из соответствующих законов экономики и управления.
Законы экономики и управления — существенные, объективные и устойчиво повторяющиеся связи и взаимозависимости при осуществлении экономических и управленческих процессов.
Идеализация — мысленный процесс создания идеальных объектов посредством изменения свойств реальных предметов.
Изменение организационное — поправка, перемена, изменяющая существующее состояние организационной системы с целью ее улучшения. Изменения могут быть несущественными, существенными и радикальными.
Имидж организации — образ организации, складывающийся у клиентов, партнеров, общественности. Его основу составляют целенаправленно создаваемый и поддерживаемый стиль деловых и межличностных отношений персонала и официальная атрибутика.
Индукция (от лат. inductio — побуждение, наведение) — умозаключение, основанное на логическом рассуждении и здравом смысле от единичных, частных положений, явлений и фактов к общим выводам и обобщениям.
Интуиция (от лат. intuitio — пристальное всматривание, созерцание) — способность непосредственного постижения истины без логического обоснования и доказательства.
Исследование — научный труд, вид научной деятельности; научное изучение и процесс познания; процесс изучения какого-либо объекта и получения на этой основе новых знаний о нем.
Исследование систем управления — научное изучение (как научный труд, вид научной деятельности) профессиональными исследователями и (или) менеджерами-исследователями соответствующего предмета СУ (как совокупности взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду) с целью определения законов и закономерностей управления, совершенствования и развития познаваемых систем, получения и применения новых знаний в теории и практике.
Качество исследования — определенная совокупность свойств исследования, потенциально или реально объективно способных в той или иной мере удовлетворять предъявляемые к нему требования.
Квалиметрия — научная область, объединяющая количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений, принимаемых при управлении качеством продукции и стандартизации. Термин состоит из латинского корня «квали» (qua