Способы преодоления безработицы в России




 

Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры. Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:

выплата пособий по безработице;

создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:

усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест;

создание специальных служб для этих целей.

Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:

создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;

помощь частным службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

проведение антициклической политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;

создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

Необходимо максимально полно реализовать возможности государственной политики занятости.

Проведение активной политики способствует ускорению структурных реформ в народном хозяйстве, росту общественной производительности труда, снижению социальной напряженности в обществе, сохранению «человеческого капитала». Переход от политики сдерживания растущей безработицы в России к политике профилактики и минимизации безработицы является наиболее важной задачей органов занятости на местах, а также других ведомств и социальных партнеров, которые призваны решать эти задачи.

Активизация занятости возможна путем стимулирования предпринимательства и самозанятости, массовой профессиональной подготовки и переподготовки кадров, организации общественных работ, а также помощи в трудоустройстве, в особенности людям, испытывающим при этом особые сложности.

Развитие предпринимательства - одно из наиболее перспективных направлений борьбы с безработицей. Малое предпринимательство позволяет создавать новые рабочие места, способствует демонополизации российской экономики, нацелено на формирование нового слоя цивилизованных предпринимателей.

В малом бизнесе создание одного рабочего места в 7 раз дешевле, чем в крупной промышленности, поскольку малое предпринимательство характеризуется низкой капиталоемкостью и более высокой трудоемкостью по сравнению с крупным производством. Поэтому государству выгодно инвестировать свои ресурсы в развитие малого бизнеса, дающего более быструю отдачу и рост числа рабочих мест, налоговых поступлений.

Необходимо позаботиться о государственной поддержке малого бизнеса, улучшении его правового регулирования и защищенности, налоговом стимулировании. Опыт других стран, в частности Германии и Японии, свидетельствует, что развитие малого предпринимательства внесло существенный вклад в возрождение экономики этих стран в переломный период их истории.

Усиление роли малых предприятий в экономике страны обеспечивается увеличением объемов производства продукции (работ, услуг). Повышение роли малых предприятий в экономике страны определяется также ростом инвестиций в основной капитал малых предприятий. Важным факторов стимулирования предпринимательской деятельности среди безработных является не только обучение их основам ведения бизнеса в различных отраслях, но и помощь в открытии собственного дела: выделение льготных кредитов и субсидий, в частности, как альтернативы выплате пособий по безработице; предоставление нежилых помещений на основе льготной аренды; помощь с техническим оснащением на основе лизинга и в составлении бизнес-планов.

В современной России необходимо более активное становление системы подготовки и переподготовки кадров на рынке труда с использованием потенциала учебных заведений профессионального образования, повышения квалификации, внутрипроизводственного обучения и создания собственных учебных центров государственной службы занятости. Требуется в несколько раз увеличить число проходящих профессиональную переподготовку безработных, расширить масштабы обучения основам предпринимательства и некоммерческого хозяйствования в перспективных отраслях экономической деятельности, вовлекая в эту сферу, прежде всего тех, кто длительное время ищет работу.

Социальным потенциалом борьбы с безработицей являются программы развития общественных работ.

Общественные работы целесообразно использовать для формирования современного муниципального хозяйства, его социальной, транспортной, дорожной и экологической инфраструктуры. Это позволит создать на местах условия для развития предпринимательской деятельности, привлечения частного, иностранного капитала в регионы России. Организацию и финансирование общественных работ необходимо осуществлять на программно-целевой основе путем паритетного участия в их разработке и финансовом обеспечении региональных, местных органов власти и государственной службы занятости.

Активизация работы государственных органов занятости в центре и на местах по улучшению учета вакантных рабочих мест и регистрации безработных граждан на компьютерной основе, требует их повсеместного оснащения современной электронно-вычислительной техникой, развития информационных сетей связи по всей стране, создания банков рабочих мест в регионах, расширения специализированных бирж труда. Все эти меры позволят ускорить процесс поиска подходящих рабочих мест для безработных граждан, заполнения вакансий на предприятиях, явятся стимулом для развития системы переподготовки и повышения квалификации кадров на рынке труда, будет способствовать усилению их территориальной мобильности, сокращению средней длительности безработицы в стране. Более активную роль в информировании и консультировании, профориентации незанятого населения призваны играть средства массовой информации.

Для обеспечения потребностей в переподготовке кадров на рынке труда необходимо ускоренное развитие территориальных образовательных комплексов в субъектах Российской Федерации. В этом процессе должны участвовать предприятия, вузы, средние профессиональные учебные заведения, институты повышения квалификации, в том числе негосударственные (школы бизнеса, вузы, колледжи и др.). Условия их совместной деятельности со службой занятости определяются соответствующими договорами. Могут создаваться и собственные учебные центры.

Особое место в борьбе с безработицей отводится разработке среднесрочных целевых программ: региональных и отраслевых.

Приоритет тех или иных мер зависит от состояния рынка труда и специфики безработицы в конкретных регионах и отраслях. Например, в тех отраслях (промышленность, строительство, наука) и регионах (Мордовия, Чувашия, Владимирская, Ивановская и Кировская области), где накоплен высокий потенциал скрытой безработицы, более целесообразно развитие малого и среднего предпринимательства и опережающего обучения высвобождаемых работников по новым профессиям и специальностям.

Снижение уровня безработицы требует усиления государственного регулирования миграционных процессов, ограничения использования иностранной рабочей силы на российском рынке труда, особенно в регионах с высоким уровнем безработицы.

 


 

Заключение

 

Сегодня помимо чисто экономических издержек необходимо учитывать значительные социальные и моральные последствия безработицы, ее пагубное влияние на общественные ценности и жизненные интересы граждан, для большинства которых заработная плата является основным источником доходов. Поэтому вынужденная бездеятельность значительной части трудоспособного населения, да и каждого человека в отдельности, приводит людей в состояние депрессии. Происходит потеря квалификации и практических навыков, разрушаются планы, надежды превращаются в иллюзии. Снижаются моральные устои, растет преступность, обостряется социальная напряженность в обществе, которая характеризуется увеличением числа самоубийств, психических и сердечно-сосудистых заболеваний. В конечном итоге подрывается моральное и физическое здоровье общества.

Это подтверждается рядом примеров, когда экономическая нестабильность и длительная массовая безработица способны привести к значительным политическим и социальным переменам в государстве. Так, приход к власти в Германии Гитлера был во многом предопределен высоким уровнем безработицы в стране. Гитлер своей программой общественных работ завоевал поддержку широких слоев обнищавшего населения.

Бесспорны негативные последствия безработицы как для самих работников, так и в целом для экономики. В связи с этим одной из основных задач экономической политики любого государства является обеспечение полной занятости.

Снижение уровня безработицы в России является одной из важнейших задач государственной политики в области занятости.

Стратегические решения в области государственного регулирования занятости должны носить комплексный характер и лежать в плоскости обеспечения роста производства и создания новых рабочих мест с одновременным развертыванием программы переобучения и повышения квалификации работников. При этом необходимо учитывать опыт развитых стран, социальные и национальные особенности России, реально сложившуюся в стране ситуацию и внутреннюю логику развития с учетом складывающихся тенденций развития.

Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры. Основные способы преодоления безработицы в России были рассмотрены с учетом текущей экономической ситуации в стране. Кроме того, приоритетную роль в преодолении безработицы играют среднесрочные целевые программы, основанные на комплексе мер по стимулированию экономической активности и использованию различных инструментов политики занятости.

 


 

Список использованной литературы

 

1. Арбатский Д.В. Проблема занятости и безработицы // Известия Пензенского Государственного Педагогического Университета Им. В.Г. Белинского - 2010. - №20. - 67 с.

2. Артамонов В.С., Попов А.И., Иванов С.А. и др. Экономическая теория: Учебник для вузов. - СПб.:Питер, 2010. - 528 с.

3. Безработица. Детали мозаики [Электронный ресурс]. URL: https://www.zakon.kz/129593-bezrabotica-v-ssha.-posobija.html

4. Ведомости - деловая газета. // Новости, аналитика, прогнозы. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.newsru.com/

5. Видяпина В.И. Экономическая теория, - М., ИНФРА, 2010. - 603 с.

6. Волонина Н.А. Безработица молодежи // Экономика, предпринимательство и право. - 2012. - №1 (12). - c. 9-14. - https://www.creativeconomy.ru/articles/16867/

7. Даниленко Л.Н. Экономическая теория: курс лекций по микро- и макроэкономике: учеб. пособие /М.: Инфра-М, 2013. - 575 с.

8. Добрынина А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. Учебник для вузов. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 560 с.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).

9. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики России. - М.: Изд-во «Палеотип», 2010. - 208 с.

10. Курс экономической теории: учебник - 6-е исправленное, дополненное и переработанное издание - Киров: «АСА», 2009 г. - 848 с.

11. Мутнян А.В. Микроэкономика. - М.: Инфра-М, 2009. -183 с.

12. Официальный сайт // Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.gks.ru/

13. Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика. - СПб.: Питер, 2009. - 310 с.

14. Поляк Г.Б. Предпринимательство. Учебник для ВУЗов - М.: Юнити, 2008. - 593 с.

15. Сафаров П.М. Снижение уровня безработицы: актуальные проблемы и государственная политика // Креативная экономика. - 2012. - №2 (62). - c. 118-120. - https://www.creativeconomy.ru/articles/16754/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: