ИСПЫТАТЕЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ И ЦЕНТРЫ




Основные принципы сертификации

Сертификация в России осуществляется на следующих принципах:

• обеспечение достоверности информации об объекте сертификации;

• объективность и независимость от изготовителя и потребителя;

• профессиональность испытаний;

• исключение дискриминации по отношению к иностранным заявителям;

• право заявителя выбирать орган по сертификации и испытательную лабораторию; ответственность участников сертификации;

• открытость информации о результатах сертификации или о прекращении срока (отмене) сертификата (знака) соответствия;

• многообразие методов испытаний с учетом особенностей объекта сертификация, его производства и потребления;

• использование в деятельности по сертификации рекомендаций и правил ИСО/МЭК, региональных организаций, положений международных стандартов и других международных документов;

• признание аккредитации зарубежных органов по сертификации и испытательных лабораторий, сертификатов и знаков соответствия в РФ на основе многосторонних и двусторонних соглашений, в которых участвует Россия;

• соблюдение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну;

• привлечение в необходимых случаях к работам по сертификации обществ

Потребителей.

ОРГАНЫСЕРТИФИКАЦИИ

6орган по сертификации — это официально признанная путем аккредитации на компетентность и независимость организация, которая имеет право выполнять сертификацию однородной продукции в определенной области аккредитации.

В обязательной сертификации в качестве органов по сертификации могут участвовать некоммерческие организации, государственные и муниципальные предприятия при условии их аккредитации. Особое требование к подобным организациям — неделимость их имущества и невозможность его распределения по долям (паям), в том числе между собственным персоналом. Хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы не могут претендовать на аккредитацию в качестве органов в сфере обязательной сертификации. Требования к аккредитуемой организации. Если организация претендует на аккредитацию в качестве органа по сертификации, она должна отвечать следующим требованиям: быть третьей стороной;

• быть технически компетентной в области сертификации сообразно заявленной области;

• иметь необходимые средства и документированные процедуры;

• располагать квалифицированным, специально обученным персоналом;

• обладать актуализированным фондом соответствующих стандартов и других нормативных документов;

• обеспечить не только сертификацию и испытания, но и инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, причем испытательная лаборатория должна быть аккредитована по соответствующим правилам аккредитации, располагать документально оформленными правилами и порядком сертификации в заявленной области.

7 порядок аккредитацииАккредитация органа по сертификации. Заявитель, претендующий на аккредитацию в качестве органа по сертификации, подает в аккредитующий орган заявку, в которой содержатся следующие сведения: заявленная область аккредитации; осведомленность о способе действия системы аккредитации; подготовленность к выполнению своих обязанностей по процедуре аккредитации (принять комиссию по аттестации и оплатить расходы независимо от результата аккредитации) и готовность к последующему инспекционному контролю. К заявке прилагается комплект документов, перечень которых определяет ГОСТ Ρ 51000.6-96.

Документы подвергаются экспертизе одним или несколькими экспертами, результаты экспертизы отражаются в экспертном заключении.

При положительном заключении разрабатывается программа аттестации. Проводит аттестацию комиссия экспертов, назначенная аккредитующим органом.

Аттестация проходит непосредственно в органе по сертификации, где проверяется фактическое состояние заявителя и его соответствие представленным документам. Проверяется способность заявителя выполнять свои функции, что в некоторых случаях сопряжено с опытной сертификацией. По результатам аттестации комиссия составляет акт, который передается аккредитующему органу.

Для принятия решения об аккредитации аккредитирующий орган рассматривает не только этот акт, но и заявку, информацию по экспертизе и аттестации, и другие сведения, представленные ведущим экспертом, возглавляющим комиссию.

При положительном решении аккредитующий орган выдает органу по сертификации аттестат аккредитации, срок действия которого не более пяти лет.

Аккредитация может быть отменена досрочно, если аккредитующий орган выявляет несоответствие органа по сертификации требованиям, обусловленным аккредитацией; если орган по сертификации сам принимает решение о досрочном прекращении действия аккредитации; при ликвидации органа по сертификации.

Орган по сертификации имеет право опротестовать решение о приостановлении его аккредитации и другие неприемлемые им действия аккредитующего органа путем подачи апелляции в соответствующую комиссию.

В период действия аттестата аккредитации осуществляется инспекционный контроль органа по сертификации со стороны аккредитующего органа. Условия и содержание инспекционного контроля определяются договором между органом по сертификации и аккредитующим органом. Как правило, при инспекционном контроле проверяются: соблюдение обязанностей и выполнение функций; своевременность актуализации фонда нормативных документов; квалификация штатных сотрудников, соблюдение правил приема и рассмотрение заявок и апелляций; правильность организации и проведения испытаний и др.

Документация ОС

Требования к фонду нормативных документов и документации. Фонд нормативных документов должен быть полностью укомплектован (т.е. содержать нормативные документы, регулирующие требования к качеству продукции, методам контроля и испытаний и соответствовать области аккредитации) и регулярно актуализироваться. При актуализации необходимо: вносить нужные изменения в

нормативные документы; уточнять номенклатуру требований, содержащихся в них и подтверждаемых при сертификации; разрабатывать предложения по обновлению методов испытаний, обосновывать необходимость принятия новых стандартов в случае их отсутствия.

Кроме фонда нормативных документов, орган по сертификации должен иметь комплект организационно-методических документов, наосновании которых осуществляется его деятельность.

В комплект входят:

1. "Положение об органе по сертификации", в котором отражаются область аккредитации, юридический статус; функции, права, обязанности и ответственность; организационная структура; взаимодействие с Госстандартом РФ и перечень организаций, которые сотрудничают с самим органом; финансовая деятельность; сведения о штатном и нештатном персонале.

2. "Порядок сертификации однородной продукции", который может не разрабатываться, если орган предусматривает использование действующего общего порядка.

3. "Руководство по качеству", к главным составляющим которого относятся заявление о политике в области качества; сведения о квалификации персонала, в том числе наличие аттестованных экспертов; подробные сведения о поддержании и повышении уровня квалификации персонала; сведения о применяемых испытательных приборах (оборудовании); должностные инструкции персонала и пр.

Кроме названных видов документов, в комплект входит система документов по регистрации и протоколированию, которые должны храниться в течение установленного срока в условиях конфиденциальности.

В обязанности органа по сертификации входит контроль за документацией и поддержание ее в надлежащем порядке.

ИСПЫТАТЕЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ И ЦЕНТРЫ

9 Общие требования. Системы сертификации пользуются услугами испытательных лабораторий. Испытательная лаборатория может быть самостоятельной организацией или составной частью органа по сертификации или другой организации. Общие требования к испытательным лабораториям следующие:

• обладание статусом юридического лица;

• включение в организационную структуру системы обеспечения качества, позволяющей выполнять функции на соответствующем уровне;

• готовность продемонстрировать умение проводить испытания оценивающему ее компетентность органу;

• исключение возможности оказать на сотрудников давление с целью влияния на результат испытаний;

• осведомленность каждого сотрудника о своих правах и обязанностях;

• наличие руководителя, отвечающего за выполнение всех технических задач;

• действие правил безопасности и мер, обеспечивающих соблюдение секретности информации и защиту прав собственности;

• соответствие образования, профессиональной подготовки, технических знаний и опыта сотрудников лаборатории возложенным на них заданиям и обязанностям;

• обеспеченность оборудованием или доступ к оборудованию, необходимому для проведения испытаний надлежащим образом. Измерительное и испытательное оборудование подлежит калибровке на соответствие общепризнанным эталонам (если таковые имеются). В других случаях лаборатория обязана представлять убедительные доказательства результатов испытаний (например, путем участия в соответствующей программе межлабораторных испытаний);

• использование стандартных методов испытаний и процедур. Если же лаборатория вынуждена пользоваться нестандартными методами, они должны быть документированы;

• наличие надлежащим образом оборудованного помещения для испытаний, защищенного от влияния окружающей среды на результаты испытаний;

• обеспечение мер предосторожности, предотвращающих отрицательное влияние на результаты испытаний при хранении, транспортировке, подготовке образцов к процедуре испытания;

• представление результатов испытаний при оформлении отчета об испытаниях в форме, ясной и понятной для заказчика;

• готовность к выполнению различных дополнительных требований, если они имеют место при ее аттестации. Могут потребоваться дополнительные сведения, например, информация о регионе, обслуживаемом лабораторией; данные о заказчиках (изготовителях продукции, правительственных и пр.); подробные сведения о признании лаборатории теми или иными организациями и т.д.

10 Аккредитация испытательных лабораторий. Лаборатория имеет право проводить испытание в процессе сертификации третьей стороной при условии ее независимости от поставщика (изготовителя) и потребителя объекта сертификации, а также официального признанания ее компетентности. Для этого существует процедура аккредитации. Аккредитация — это официальное признание права испытательной лаборатории осуществлять конкретные испытания или конкретные типы испытаний. Термин "аккредитация лаборатории" применяется к признанию как технической компетентности и объективности, так и только к технической компетентности.

Аккредитации предшествует аттестация — проверка испытательной лаборатории с целью установления ее соответствия критериям аккредитации. Она представляет собой оценку состояния дел в лаборатории по определенным параметрам и критериям, выбор которых базируется на рассмотренных выше общих требованиях к испытательным лабораториям.

Аккредитация лабораторий — это самостоятельная область деятельности, сопряженная с сертификацией. Существуют различные системы аккредитации, располагающие собственными правилами процедуры и управления. Системой аккредитации управляет орган по аккредитаций, который может самостоятельно проводить аккредитацию испытательных лабораторий, а также передавать полностью или частично полномочия по аттестации агентству по аттестации или иной компетентной организации.

Порядок проведения аккредитации следующий:

• сбор информации, необходимой для оценки аккредитуемой лаборатории;

• назначение одного эксперта или группы их для проведения аттестации лаборатории;

• аттестация (оценка) испытательной лаборатории на месте;

• анализ собранных в результате аттестации данных;

• принятие решения об аккредитации.

 

11 Документация ИЛ и ИЦ

В число документов, которыми должна располагать аккредитованная испытательная лаборатория, включаются:

положение об испытательной лаборатории;

паспорт испытательной лаборатории;

руководство по качеству;

нормативные правовые акты по сертификации;

документация на порядок проведения испытаний и регистрацию данных (программы и методики испытаний, документы, содержащие порядок расчетов и расчетные данные, журналы, отражающие результаты измерений, протоколы испытаний, отчеты);

документация на испытываемые образцы (паспорт и руководство по эксплуатации изделий, порядок идентификации образцов, требования к комплектности документов на образцы изделий, порядок обеспечения сохранности образцов, порядок возврата образцов изделий заказчику);

документация по персоналу лаборатории (личные дела сотрудников, должностные инструкции, материалы по аттестации работников испытательной лаборатории, инструкции по охране труда);

документация на измерительное и испытательное оборудование (регистрационные документы на оборудование, паспорт на каждую единицу оборудования, методики проведения поверок средств измерений, программы, методики и протоколы аттестации испытательного оборудования, порядок аттестации и утверждения нестандартизованных методик испытаний и измерений, документы по учету поверок средств испытаний и измерений, графики и протоколы аттестации испытательного оборудования и поверок средств измерений);

документация по поддержанию условий в помещениях (журнал контроля состояния помещений, эксплуатационная документация на оборудование, контролирующее необходимые условия окружающей среды в помещениях);

документация по ведению архива (инструкция по порядку ведения архива данных измерений, испытаний, рабочих журналов, расчетных данных, протоколов, отчетов, сопроводительных документов к образцам).

12 схемы сертификации https://www.xumuk.ru/ssm/55.html

 

13 Порядок проведения сертификации устанавливает последовательность действий, составляющих совокупную процедуру сертификации.

а) Подача заявки на сертификацию. Заявитель направляет заявку в соответствующий орган по сертификации, а при его отсутствии — в Госстандарт РФ или другой государственный орган управления. Орган по сертификации рассматривает заявку в установленный порядком сертификации однородной продукции срок (в среднем один месяц) и сообщает заявителю решение, которое в числе различных сведений, необходимых заявителю, указывает, какие органы и испытательные лаборатории может выбрать заявитель.

б) Отбор, идентификация образцов и их испытания. Образцы для испытаний отбирает, как правило, испытательная лаборатория или другая организация по ее поручению. В отдельных случаях этим занимается орган по сертификации. Образцы, прошедшие испытания, хранятся в течение срока, предусмотренного правилами системы сертификации конкретной продукции. Протоколы испытаний представляются заявителю и в орган по сертификации, их хранение соответствует сроку действия сертификата.

в) Оценка производства. В зависимости от выбранной схемы сертификации проводится анализ состояния производства, сертификация производства либо сертификация системы управления качеством. Метод оценки производства указывается в сертификате соответствия продукции.

г) Выдача сертификата соответствия. Протоколы испытаний, результаты оценки производства, другие документы о соответствии продукции, поступившие в орган по сертификации, подвергаются анализу для окончательного заключения о соответствии продукции заданным требованиям.

д) Применение знака соответствия. Изготовитель получает право маркировки сертифицированной продукции знаком соответствия, получив лицензию от органа по сертификации. Обычно в каждой системе принят свой знак.

е) Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией проводится, если это предусмотрено схемой сертификации, в течение всего срока действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия (не реже одного раза в год). Форма контроля — периодические и внеплановые проверки с испытанием образцов для доказательства того, что производимая продукция продолжает соответствовать требованиям, подтвержденным сертификацией.

14?

15?

16 https://www.xumuk.ru/ssm/62.html

17 https://www.xumuk.ru/ssm/69.html

 

Методы сертификации

Методы сертификации подразделяют на две группы:

  • методы испытаний;
  • методы указания соответствия стандартам.

Методы испытаний устанавливаются соответствующими стандартами и к ним предъявляются следующие требования:

  • соответствие назначению стандартов; объективность, четкое формулирование;
  • включение в методы испытания, если это технически оправдано, указания о пределах воспроизводимости и повторяемости;
  • при возможности достаточно подробная характеристика метода испытания, установленного стандартом, позволяющего квалифицированному персоналу получать аналогичные результаты;
  • установление предельных значений требований с учетом допускаемого отклонения или среднего значения для верхнего или нижнего предела, минимального или максимального значения;
  • при выборе следует учитывать стандарты на общие методы испытаний и взаимосвязанные испытания для определения аналогичных характеристик, установленных в других стандартах;
  • предпочтительность методов испытаний, не разрушающих образец и обеспечивающих аналогичную степень достоверности;
  • при наличии нескольких методов испытаний один из них определяется как контрольный.

Методы указания соответствия стандартам для систем сертификации третьей стороной устанавливаются руководством предприятия. Различают следующие виды методов.

Метод «знак соответствия». Знак соответствия – знак, который по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

Этот метод основан на применении результата сертификации для указания того, что контроль за соответствием стандарту находится в ведении этой системы.

Метод «сертификат соответствия». Целью данного метода является предоставление потребителю информации о стандартах, охватываемых сертификатом. Метод может быть использован для указания соответствия стандартам на продукцию или стандартам на конкретные свойства. Сертификаты соответствия могут относиться ко всем требованиям стандарта, а также к его конкретным разделам или характеристикам.

Для указания соответствия продукции установленным требованиям применяется специальный технический документ – сертификат соответствия.

Сертификат соответствия – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

К обязательным документам на продукцию и услуги, отсутствие которых может привести к применению определенных санкций, относится сертификат соответствия по показателям безопасности. Другие разновидности сертификата – гигиенический, ветеринарный, фитосанитарный – не являются обязательными, а служат лишь основанием для упрощенной процедуры выдачи сертификатов соответствия.

Сертификаты соответствия по показателям безопасности и другим обязательным требованиям необходимы лишь для продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Если продукция или услуги не вошли в перечень для обязательной сертификации, представители государственных органов не имеют права требовать от изготовителей, исполнителей или продавцов сертификат соответствия.

3. Виды сертификации
Сертификацией называют процедуру установления соответствия или несоответствия продукции тем или иным требованиям. Различают два вида сертификации: обязательную и добровольную. Обязательная сертификация предусмотрена для товаров, изделий, услуг и иных материально-вещественных форм, внесенных в «Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации»; для прочей продукции сертификация осуществляется либо в форме декларирования соответствия, либо в факультативном (добровольном) порядке.
Сертификация – это своего рода форма контроля, с помощью которой государство или система сертификации проверяет характеристики продукции. Именно поэтому данную форму контроля называют сертификацией в государственно регулируемой или нерегулируемой сфере.

2.термины и определения

Аккредитация – официальное признание полномочным (авторитетным)
органом компетентности (способности) организации выполнять работы
в определенной (заявленной) области.

Система аккредитации – система, обладающая собственными
правилами процедуры и управления для осуществления аккредитации
объектов.

Аккредитующий орган – орган, который управляет системой
аккредитации и проводит аккредитацию организаций (являющихся
объектами аккредитации в управляемой им системе аккредитации).

Критерии аккредитации – требования, используемые
аккредитующим органом, которым должна отвечать организация
(как объект аккредитации), чтобы быть аккредитованной.

Область аккредитации – одна или несколько работ, на
выполнение которых аккредитована конкретная организация.

Доаккредитация – расширение области аккредитации какой-
либо аккредитованной организации.

Аттестация (организации) – проверка организации с целью
определения ее соответствия установленным требованиям (критериям
аккредитации).

Инспекционный контроль (аккредитованной организации) –
проверка, проводимая аккредитующим органом с целью
установления, что деятельность аккредитованной организации
продолжает соответствовать установленным требованиям.

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией –
контрольная оценка соответствия, цель которой установить, что
продукция продолжает соответствовать заданным требованиям,
подтвержденным при сертификации.

Эксперт по аккредитации – лицо, осуществляющее все или
отдельные функции, относящиеся к аккредитации (аттестации)
соответствующих объектов и обладающее компетентностью в
выполнении этих функций, признанной аккредитующим органом.

Испытание – техническая операция, заключающаяся в
установлении одной или нескольких характеристик данной
продукции, процесса или услуги в соответствии с установленной
процедурой.

Метод испытания – установленные технические правила
проведения испытаний.

Протокол испытаний – документ, содержащий результаты
испытания или другую информацию, относящуюся к испытаниям.

Испытательная лаборатория – лаборатория, которая проводит
испытания.

Межлабораторные сравнительные испытания – организация,
проведение и оценка испытаний одних и тех же или подобных
объектов двумя или несколькими лабораториями в соответствии с
заранее установленными условиями.

Проверка (испытательной лаборатории) на качество
проведения испытаний – установление способности данной
лаборатории проводить испытания посредством межлабораторных
сравнительных испытаний.

Аккредитованная испытательная лаборатория –
испытательная лаборатория, прошедшая аккредитацию.

Эксперт по аккредитации испытательных лабораторий –
лицо, осуществляющее все или отдельные функции, относящиеся к
аккредитации (аттестации) испытательных лабораторий, и
обладающее компетентностью в выполнении этих функций,
признанной аккредитующим органом.

Область аккредитации (испытательной лаборатории) – одна
работа или несколько работ, на выполнение которых аккредитована
данная организация (лаборатория).

Аттестат аккредитации (испытательной лаборатории) –
документ, выданный аккредитующим органом и регистрирующий
факт официального признания компетентности испытательной
лаборатории в определенной области деятельности (области
аккредитации).

Лаборатория-заявитель (аккредитации) – испытательная
лаборатория, претендующая на аккредитацию и представившая
письменную заявку об этом в аккредитующий орган.

Заявитель (аккредитации) – организация, претендующая на
аккредитацию и представившая письменную заявку об этом в
аккредитующий орган.

Сертификация – процедура, посредством которой третья
сторона письменно удостоверяет, что продукция, персонал, процесс
или услуга соответствуют заданным требованиям.

Система сертификации – система, располагающая
собственными правилами процедуры и управления для проведения
сертификации.

Схема сертификации (форма, способ) – определенная
совокупность действий, официально принимаемая в качестве
доказательства соответствия продукции заданным требованиям.

Орган по сертификации – орган, проводящий сертификацию
определенной продукции или услуги.

Орган контроля (в области сертификации) – орган,
осуществляющий деятельность по инспекционному контролю.

Сертификат компетентности персонала – документ,
опубликованный в соответствии с системой сертификации и
подтверждающий, что указанное лицо является компетентным для
осуществления определенной деятельности.

Заявитель (в области сертификации) – лицо, которое желает
получить сертификат компетентности от органа по сертификации.

Идентификация – процедура, посредством которой
устанавливается соответствие продукции требованиям, которые
предъявляются к ней (к данному виду или типу) в нормативных
или информационных документах.

Нормативный документ – документ, в котором изложены
установленные в процессе стандартизации правила, принципы,
характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их
результатов, доступные широкому кругу заинтересованных в нем
пользователей.

Нормативные документы на продукцию, представляемую к обязательной
сертификации: Законы РФ, государственные стандарты, санитарные нормы и
правила, строительные нормы и правила, другие документы, которые в
соответствии с законодательством устанавливают требования по безопасности
продукции и услуг.

Оценка соответствия – любая процедура, прямо или косвенно
используемая для определения соответствия продукции требованиям
технических регламентов или стандартов. Наиболее часто
соответствие подтверждается сертификацией. К процедуре оценки
соответствия могут быть отнесены: отбор проб, испытания,
контроль, регистрация, аккредитация, утверждение (принятие), а
также их сочетание.

Знак соответствия – зарегистрированный в законодательном
порядке сертификационный знак, используемый согласно порядку
сертификации третьей стороной для продукции (услуги),
находящейся в полном соответствии с требованиями нормативного
документа, применяемого при сертификации.

Ведение классификатора – комплекс работ, направленных на
своевременное внесение изменений во все документы, с ним
связанные, доведение этих изменений до пользователей. Работы по
ведению координирует Госстандарт России.

Государственный реестр систем сертификации –
официальный перечень зарегистрированных систем сертификации.

Сертификационный центр – юридическое лицо,
уполномоченное одновременно выполнять функции органа по
сертификации и испытательной лаборатории.

Защита продукта – сохранность продукции в условиях
воздействия климатических или других неблагоприятных факторов
при ее использовании, транспортировке или хранении.

Требования к маркировке касаются места ее нанесения (на
продукцию, ярлыки, упаковку и на тару); способа нанесения
(гравировка, штамповка и др.) и содержания. В случае необходимости
используют предупредительную маркировку, касающуюся условий
применения, транспортировки, хранения, пожаро- и взрывоопасности
продукта, сроков периодического осмотра (контроля состояния) и т. п.

Требования к приемке являются, по существу, правилами,
которые устанавливают обязательные условия к приемке продукции
по качеству и количеству, виды и программы испытаний или
контроля качества (количества).

Требования к транспортировке и хранению устанавливают
условия, которые необходимо соблюдать в процессе перевозок и
хранения продукции с целью обеспечения сохранности ее качества,
количества, безопасности. Условия (правила) касаются: видов
транспорта и транспортных средств, допустимых внешних
воздействий на продукт (механические, климатические и др.), места
хранения, условий складирования, особых правил и сроков хранения
(для отдельных видов продукции).

Требования к упаковке устанавливают количество единиц
продукции в одной упаковке, требования к упаковочным материалам,
к способу упаковывания в зависимости от условий транспортировки и
хранения и т. д.

Требования надежности – требования по выполнению
продукцией своих функций с заданной эффективностью в
определенном интервале времени и сохранению их в процессе
транспортировки, хранения, ремонта. Количественные параметры
надежности – безотказность, долговечность, ремонтопригодность,
сохраняемость.

Требования назначения – требования к свойствам продукции,
характеризующим ее основные функции, для выполнения которых
она предназначена в заданных условиях. Сюда же относят
совместимость и взаимозаменяемость. В зависимости от вида
продукции требования назначения могут относиться к
производительности, точности и скорости обработки (станок);
содержанию основного вещества, примесей, добавок, калорийности
(пищевой продукт). Совместимость может быть функциональной,
геометрической, биологической, электромагнитной, электрической,
программной и др.

Требования по эксплуатации (ремонту, утилизации) касаются
правил подготовки и ввода в эксплуатацию, порядка монтажа (для
соответствующих изделий), технического обслуживания основных
условий использования. Выполнение этих требований обеспечит
работоспособность и безопасность продукта в соответствии с его
качественными характеристиками.

Требования ресурсосбережения – требования к экономному
использованию сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых
ресурсов при производстве продукции и при регламентированном
режиме использования продукта по назначению. Количественными
показателями этих требований могут быть: удельный расход сырья,
материалов, энергии и т. п., а также коэффициент полезного действия,
трудоемкость по отношению к единице потребительских свойств и
т. п.

Требования технологичности характеризуют
приспособленность продукции к переработке, эксплуатации, ремонту
с минимальными затратами при задуманных значениях параметров
качества.

Требования эргономики – требования к обеспечению
согласованности технических характеристик продукции с
характеристиками и свойствами человеческого организма, размерами
и особенностями фигуры человека.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: