Влияние АСЕАН на интеграционные процессы в АТР




Развитие интеграции в Северо-Восточной Азии

К региону СВА(Северо-Восточной Азии) относятся 3 крупных и наиболее развитых государства - Япония, Китай, Республика Корея, а также Тайвань, Гонконг и Макао как специальные административные районы КНР, Монголия и КНДР. Китай, Япония и Корея проводили изоляционную политику с конца 19 века. Первая концепция формирования региональной зоны свободной торговли была выдвинута известным японским аналитиком К. Кодзима в 1965 г., но объективные предпосылки отсутствовали. Но она положила начало образованию региональных организаций неправительственного характера. СВА традиционно отличалась невысоким уровнем развития экономического сотрудничества, причина в исторических корнях.

Интеграционным процессам в СВА способствуют факторы:
1. Географическая близость
2. Экономическая взаимосвязь и взаимодополняемость
3. Проведение экспортноориентированной политики
4. Открытость национальных экономик и их высокая зависимость от внешних связей

К затрудняющим развитие процессам относят следующие факторы:
1. Разные уровни экономического развития
2. Дифференциация в среднедушевых доходах
3. Политические разногласия
4. Борьба за экономическое лидерство между Японией и Китаем
5. Исторические причины
6. Территориальные споры

Особое внимание страны СВА уделяют инвестиционной политике и подписанию инвестиционного соглашения. Двусторонние инвестиционные соглашения были подписаны в 2003 г. между Японией и Китаем и в 2007 г. между Китаем и Республикой Корея. Переговоры по трехстороннему инвестиционному соглашению начались в 2007 г. и завершились в 2012 г. подписанием трехстороннего инвестиционного соглашения.

Трехстороннее инвестиционное соглашение стало первым этапом на пути формирования в перспективе СВАЗСТ и нацелено на улучшение взаимного инвестиционного сотрудничества и содействие экономическому росту стран-членов. В отношении управления, функционирования, деятельности, использования иностранных инвестиций введен национальный режим, который предоставляет инвесторам участвующих государств режим не менее благоприятный, чем национальным предпринимателям с сохранением небольших исключений.

Благодаря крупному экономическому потенциалу и ведущей роли трех стран в Восточной Азии СВАЗСТ будет эффективной зоной свободной торговли. Вместе с тем следует признать, что реализация проекта СВАЗСТ(зоны свободной торговли) окажет значительный геополитический эффект и приведет к снижению американского экономического и военно-политического влияния в регионе, так как эффект отклонения торговли очевиден – в рамках взаимной торговли и инвестиционной либерализации зона свободной торговли отклонит товаропотоки с американского рынка на рынок Северо-Восточной Азии.

 

Влияние АСЕАН на интеграционные процессы в АТР

Особенностью интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) является форми­рование субрегиональных очагов интеграции, степень интегрированности внутри которых очень различ­на и имеет свою специфику. В регионе сложился целый ряд локальных зон из двух или нескольких стран. На основе развития региональной торговли происходит взаимодополняемость экономик таких стран, как Малайзия и Сингапур, Таиланд, Индонезия. Однако главным центром притяжения остаются Япония и Китай. Они занимают доминирующие позиции в регионе.

АСЕАН - это объединение десяти стран Юго-Восточной Азии: Брунея, Вьетнама, Индонезии, Камбоджи, Лаоса, Малайзии, Мьянмы, Сингапура, Таиланда и Филиппин, занимающих почти четыре с половиной милиона квадратных километров в стратегически важном перекрестке мировых коммуника­ций. Там сходятся Азия и Океания, Индийский и Тихий океаны. Население входящих в Ассоциацию государств уже составляет порядка 500 млн. человек.

Первый документ - Декларация АСЕАН, или Бангкокская декларация, зафиксировавший появление на международной арене новой региональной организации, был принят 8 августа 1967 г. на учредительной встрече министров иностранных дел 5 стран ЮВА: Индонезии, Филиппин, Таиланда, Сингапура и Малайзии.

Основными целями этой организиции провозглашались следующие:

  • ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе посред­ством совместных действий в духе равноправия и партнерства;
  • укрепление мира и региональной стабильности, соблюдение принципа справедливости в междуна­родных отношениях и Устава ООН.

Высокий уровень развития ведущих тихоокеанских стран служит главной причиной возрастания роли этого экономического союза в мировом хозяйстве. АТР занимает лидирующее положение в международных торговых отношениях. На его долю приходиться 40% от объёма мировой торговли и внешнеэкономических операций. Промышленное производство в странах АТР насчитывает 60% от мировой индустрии.

Страны, находящиеся в Азиатско-Тихоокеанском регионе, находятся на разных стадиях социально-экономического развития, принадлежат к разным культурам и концессиям. Разные политические систе­мы, политические традиции определяют специфику взаимодействия стран в этом регионе. Это регион, где сталкиваются интересы крупных государств, борющихся за гегемонию на всём пространстве АТР и маленьких стран, которые стремятся не допустить навязывание им своих интересов со стороны США, Китая, Японии и др.
Развитие права, норм и механизмов регулирования международных отношений в АТР, как и в других регионах мира, связано с такой организацией как АСЕАН, АСЕАН - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, она относится к субрегиональным организациям.
Высшим органом АСЕАН является саммит лидеров (глав государств и правительств) стран-членов, который, начиная с 2001 г., проходит ежегодно. Саммит обычно длится 3 дня и сопровождается встреча­ми с партнёрами организации по региону.

Интеграционный процесс в рамках АСЕАН включает в себя:

  • в соответствии с Соглашением о создании зоны преференциальной торговли (1977 г.) предоставле­ние торговых льгот странам-участницам;
  • в соответствии с Соглашением АФТА - создание зоны свобод­ной торговли. Соглашение вступило в силу с 1 января 2002 г.; схемы промышленного сотрудниче­ства АСЕАН;
  • в соответствии с рамочным соглашением о зоне инвестиций АСЕАН (АИА) либерализацию движе­ния капитала.

Таким образом, современная динамика развития АСЕАН происходит в русле тенденций «нового регионализма», который, во-первых, охватывает гораздо большее число областей жизнедеятельности (торговля, экономическое развитие, окружающая среда, новые процессы в области безопасности и т.д.), во-вторых, связан с взаимодействием не только государств, но и негосударственных факторов, в-третьих, тесным образом связан с процессами глобализации, развивается в глобальной среде, учитывает трансна­циональные и межрегиональные процессы.

С другой стороны, многие исследователи полагают, что реальная задача АСЕАН состояла совсем в снижении риска межгосударственной конфронта­ции и насилия в целом. Действительно, очевидное затруднение в данном случае заключается в том, чтобы установить причинно-следственную связь между существованием и деятельностью АСЕАН, с одной стороны, и общим сниже­нием региональной конфликтности, с другой.

Деятельность АСЕАН за прошедшие годы можно расценивать как специфический процесс саморазви­тия и эволюцию ее подходов к быстро меняющейся системе международных отношений в Юго-Восточ­ной Азии и АТР в целом. Следствием этой эволюции становится рост веса АСЕАН в международной экономической конъюнктуре и усиление ее влияния на региональную и глобальную политику. При этом политическая деятельность АСЕАН, в отличие от экономической, оказалась более успешной и разно­образной. Кроме того, что АСЕАН выполняет внутрирегионольную интеграционную функцию, она является партнером по диалогу крупнейших «игроков» Азиатско-тихоокеанского региона - Китая, США, России и Японии.

28. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве
Возникновение СНГ стало прямым следствием распада СССР. При образовании Содружества независимых государств в декабре 1991 г. многие считали, что исторически сложившиеся между бывшими союзными республиками и проживавшими в них народами связи неизбежно приведут к тому, что Содружество относительно быстро превратится в новое интегрированное объединение наподобие Европейского союза.

Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами:

* разделение труда, которое невозможно было полностью изменить за короткий промежуток времени.

* длительное совместное проживание в пределах одного государства многих народов.

* технологическая взаимозависимость, единые технические нормы.

К главному экономическому успеху СНГ следует отнести его реальное функционирование как зоны свободной торговли. Наиболее интенсивная интеграция в различных областях идет между Россией и Белоруссией. Значительное большинство белорусского населения и высшее политическое руководство страны выступают за тесный союз с Россией, вплоть до создания конфедеративного государства.

Главное препятствие же для успешной интеграции заключалось в отсутствии согласованной цели интеграции, последовательности интеграционных действий, в слабой политической воле для достижения прогресса, в экономических трудностях.

С 1995 г. начал формироваться Т а м о ж е н н ы й с о ю з. Таможенный союз представляет собой межгосударственное образование, предполагающее объединение территорий государств-участников, в пределах которых ликвидируются таможенные границы и таможенные барьеры, не применяются таможенные пошлины и административные ограничения во взаимной торговле, что обеспечивает свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, унификацию внутреннего законодательства стран-участниц и создание наднационального правового регулирования, способствует стабильности и росту национальных экономик.

Основными задачами государств в таможенном союзе являются:

• создание единой таможенной территории в границах объединившихся стран;

• введение режима, не допускающего тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, за исключением случаев, оговоренных специальными нормативными актами;

• полная отмена таможенного контроля на внутренних границах стран-участниц;

• использование однотипных механизмов регулирования экономики и торговли, базирующихся на универсальных рыночных принципах хозяйствования и гармонизированном экономическом законодательстве;

• функционирование единых органов управления таможенного союза.

 

По внешней границе в торговых отношениях со странами, не входящими в таможенный союз, предполагается:

• применение общего таможенного тарифа;

• использование единых мер нетарифного регулирования;

• проведение единой таможенной политики и применение единых таможенных режимов.


Создание таможенного союза по сравнению с зоной свободной торговли предоставляет субъектам хозяйствования, происходящим из государств-участников, следующие преимущества:

• снижение расходов на создание, переработку, перемещение, транспортировку товаров в пределах территории таможенного союза;

• уменьшение временных и финансовых затрат, связанных с административными ограничениями и барьерами;

• сокращение количества таможенных процедур, которые необходимо проходить для ввоза товаров из третьих стран;

• открытие новых рынков сбыта;

• упрощение таможенного законодательства в силу его унификации.

 

Евразийский экономический союз - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе.в отличие от Таможенного союза, интеграционная политика которого была направлена, прежде всего, на согласование внешних таможенных пошлин ТС и унификацию таможенных законодательств стран, главная задача ЕАЭС – создание общего рынка капиталов, товаров, услуг и рабочей силы, действующего на основе правил ВТО.

В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Государствами–членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация.

ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.

5 февраля 2013 года министр экономики и внешней торговли Сирии заявил, что правительство Сирии в ближайшее время намерено подать заявку о вступлении в Таможенный союз.
14 января 2015 года Тунисский посол в России Али Гутали заявил, что Тунис готов в ближайшее время присоединиться к Таможенному союзу Евразийского экономического союза.Также на постсоветском пространстве образовались ряд региональных интеграционных организаций:

Организация за демократию и экономическое развитие — ГУАМ — региональная организация, созданная в 1997 году (хартия организации подписана в 2001 году, устав — в 2006 году) республиками — Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией (с 1999 по 2005 в организацию также входил Узбекистан). Название организации сложилось из первых букв названий входящих в него стран. До выхода Узбекистана из организации именовалась ГУУАМ.

Характерной чертой ГУАМ изначально стала ориентация на европейские и международные структуры. Инициаторы союза действовали вне рамок СНГ. При этом высказывались мнения, что непосредственной целью союза было ослабление экономической, прежде всего энергетической, зависимости вошедших в него государств от России и развитие транзита энергоносителей по маршруту Азия (Каспий) — Кавказ — Европа в обход территории России.

В качестве политических причин называлось стремление противостоять намерениям России пересмотреть фланговые ограничения обычных вооружённых сил в Европе и опасения, что это могло бы узаконить присутствие российских вооружённых контингентов в Грузии, Молдавии и Украине независимо от их согласия. Политическая направленность ГУАМ стала ещё более заметной после того, как в 1999 Грузия, Азербайджан и Узбекистан вышли из Договора о коллективной безопасности СНГ.

Организация Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) создана 25 июня 1992 г. как региональная инициатива. С мая 1999 г., после вступления в силу Устава ЧЭС, является полноформатной международной организацией. Члены ЧЭС: Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдавия, Россия, Румыния, Сербия, Турция и Украина.

Цель – более тесное экономическое сотрудничество стран-участниц, свободное передвижение товаров, капиталов, услуг и рабочей силы и интеграция экономик этих стран в мировую экономическую систему.

В настоящее время внимание участников ЧЭС сконцентрировано на проработке возможностей реализации конкретных региональных проектов: координированное развитие Черноморской кольцевой автомагистрали с выходом на трансъевропейские

магистрали и развитие морских магистралей. В 2007 году в Белграде были подписаны соответствующие меморандумы о взаимопонимании. Не менее важным проектом также является формирование регионального энергетического рынка и создание Черноморского электроэнергетического кольца.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: