Социологическое исследование
Тема исследования: Выявление мнения зрителей о камерном театре «Новая Драма».
Вид исследования – описательное.
Социологическая проблема – Пермский край является одним из театральных регионов России, на территории которого функционируют 10 театров, которые можно классифицировать по формам собственности. Государственные: Пермский академический «Театр-Театр», Пермский академический театр оперы и балета им. Чайковского. Муниципальные: театр «У моста», театр юного зрителя, театр кукол, экспериментальный театр «Сцена-Молот» и балет Евгения Панфилова. Некоммерческие театры: театр «Новая драма», театр кукол «Туки-Луки». И, наконец, единственный коммерческий театр города – новый театр им. Г. Вицина.
Интерес пермяков к культурной жизни, любовь к театрам обеспечивают наполняемость залов, у каждого театра в большей или меньшей степени. Театральная афиша города пестра и разнообразна. Однако, большинство зрителей, не интересуясь специально тем или иным театром, отдают предпочтение тем постановкам, которые имеют мощное рекламное сопровождение. Театры, не имеющие раскрученного имиджа и не ведущие активную рекламную деятельность теряют потенциальных зрителей. Несомненно, возникает конкуренция между театрами за зрительский интерес, и чтобы выдержать ее необходимо постоянно выявлять интересы и потребности зрителя, чтобы сделать пребывание в театре максимально комфортным и интересным. Данное исследование направлено на выявление мнения зрителей о театре «Новая Драма» с целью дальнейшего совершенствования его деятельности, формирования и укрепления его имиджа, как стабильного учреждения, занявшего свое место в культурной жизни города.
|
Цель исследования – выявление мнения зрителей, как потребителей театральных услуг.
Задачи:
1. Сформировать портрет зрителя театра «Новая Драма»;
2. Определить частоту посещения театра;
3. Определить способы получения информации о театре;
4. Определить отношение к логотипу театра;
5. Определить жанровые предпочтения зрителей;
6.Определить факторы, обусловливающие интерес к театру;
7. Разработать программу действий для укрепления имиджа театра.
Объект исследования – деятельность театра «Новая Драма».
Предмет изучения – привлекательность спектаклей театра «Новая Драма» для жителей города.
Гипотезы:
1. Театр преимущественно не посещают, и причиной непосещения является предпочтение других культурных учреждений (например, других театров, кинотеатров, ночных клубов и пр.)
2. Низкая посещаемость театра обусловлена его малоизвестностью.
3. Наиболее предпочтительный театральный жанр – комедия.
В качестве метода исследования был выбран стандартизированный опрос, инструментом сбора информации - анкета. Перечень вопросов опросных листов приведен в приложении 1.
Анкетирование проводилось в феврале-марте 2012 г., и в качестве респондентов выступили посетители театра. Таким образом, по месту проведения опрос проходил непосредственно в театре.
Определение объема выборки:
В результате отсутствия данных о числе зрителей, посещающих камерный театр «Новая Драма», было принято решение использовать стихийный тип выборки. Анкетирование респондентов в культурном учреждении проводилось в течение двух месяцев (февраль-март 2012г.) и объем выборки составил 150 человек.
|
Результаты исследования
Формирование портрета зрителя камерного театра «Новая Драма»
В ходе исследования в театре было опрошено 5% мужчин и 95% женщин. Возраст опрошенных варьировался от 15 до 50 лет, из них более 60% - молодежь в возрасте от 18 до 23 лет.
По роду занятий респонденты распределились следующим образом: 7% - школьники; 60% - студенты; 13% - творческие профессии, 20% - рабочие.
Таким образом, портрет зрителя театра «Новая Драма» можно представить в виде следующей таблицы. Это женщина 18-23 лет, студентка.
Согласно имеющимся данным можно констатировать, что гипотеза о большей частоте посещения театра у женщин по сравнению с мужчинами подтвердилась.
Портрет зрителя театра «Новая Драма»
Характеристика | Переменная |
Возраст | 20–25 лет |
Пол | женский |
Социальное положение | студент |
Частота посещения театра
Данные о частоте посещения театра представлены в таблице.
Частоты посещения | % |
Несколько раз в месяц | 26,6 |
Раз в месяц | 29,7 |
Раз в два-три месяца | 9,9 |
Раз в полгода | 19,8 |
Раз в год | 9,9 |
ВСЕГО |
Данные таблицы свидетельствуют, что в целом зрителей наблюдается неравномерная частота посещения театра. Так, общее количество ответов с высокой частотой посещения (от "несколько раз в месяц" до "раз в месяц") составляет 56%.
3. Наиболее посещаемые театры
Театры | % |
Пермский государственный краевой театр оперы и балета им. П. И. Чайковского | 23,7 |
Пермский академический Театр-Театр | 14,2 |
Пермский муниципальный театр «У моста» | 23,7 |
Театр юного зрителя | 17,4 |
Пермский муниципальный театр кукол | 1,58 |
Театр «Сцена Молот» | 11,06 |
Театр-балет им. Е. Панфилова | 7,9 |
ВСЕГО |
Данные таблицы свидетельствуют, что наибольшей популярностью пользуются театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, так как относится к классическому жанру искусства, а также «У моста» - мистический театр, созданный С.Федотовым.