Аттестация кабинета химии
Успешное использование системы учебного оборудования возможно лишь в условиях рационально оборудованного кабинета химии.
Необходимый минимум учебного оборудования химического кабинета приведен в специальном перечне [1].
Насколько хорошо оснащен кабинет химии, насколько рационально используются средства обучения можно выявить, проведя аттестацию кабинета химии.
Обычно аттестацию кабинетов проводят инспектирующие комиссии, однако в учебных целях возможно проведение аттестации и студентами. Для этого необходимо заполнить аттестационный лист, включающий девять показателей, характеризующих уровень оснащенности кабинета химии необходимым оборудованием· и рациональным использованием этого оборудования на уроках химии и во внеклассной работе. Методику аттестации кабинета химии разработали А. А. Грабецкий, Т. с. Назарова [2].
Заполняющий аттестационный лист должен определить по таблице 2 значение коэффициента Р (в баллах), показывающее соответствие оборудования в кабинете «Перечню учебного оборудования для общеобразовательных учреждений России» [1].
Среднее значение коэффициента Р для каждого уровня определяют по формуле:
Р = Общая сумма баллов (по табл. 2)
Число видов учебного оборудования
Далее по таблице 4 определяют основные показатели (Q1-Q2) рациональной организации кабинета и остальные показатели.
Общий балл, позволяющий оценить организацию кабинета, Определяется по формуле:
Таблица 2 | ||||||||||
УРОВНИ ОСНАЩЕННОСТИ КАБИНЕТА ХИМИИ | ||||||||||
ОСНОВНЫМИ ВИДАМИ УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ | ||||||||||
Уровень оснащенности(балл) | ||||||||||
N2 | Наименование видов | II | III | IV | ||||||
п/п | учебного оборудования | |||||||||
100-90% | 89- 70% | 69-50% | 50% | |||||||
Коллекции | ||||||||||
Реактивы и материалы | О | |||||||||
Модели (атомов, молекул, | О | |||||||||
Кристаллических решеток, дло заводских | ||||||||||
Заводских аппаратов | ||||||||||
и др.) | ||||||||||
Приборы, наборы дета- | О | |||||||||
лей и узлов, посуда и | ||||||||||
принадлежности для де- | ||||||||||
монстрационного эксперимен | ||||||||||
эксперимента | ||||||||||
Приборы специализиро- | ||||||||||
ванные для демонстраци- | ||||||||||
оннoгo эксперимента | ||||||||||
Комплекты раздаточного | О | |||||||||
!';-- | ||||||||||
материала (реактивы, | ||||||||||
посуда, принадлежности, | ||||||||||
приборы) для лабораторных | ||||||||||
опытов и практических | ||||||||||
работ | ||||||||||
Пособия на печатной | ||||||||||
основе(таблицы, дидактические- | ||||||||||
дидактические материалы), | ||||||||||
Экранно-звуковые пособия | ||||||||||
(диапозитивы,видеофильмы, | ||||||||||
Транспаранты и пр. | ||||||||||
и проекционная аппаратура | ||||||||||
'~:. | ||||||||||
:>. | ||||||||||
Итого | ||||||||||
~~.. ~~.-~~.:-';'~~~, t | ||||||||||
_общая оценка кабинета определяется по следующейшкале. | ||||||||||
. \--.. | ||||||||||
",", | ||||||||||
.. | ||||||||||
Шкала оценок кабинета химии
|
|
Оценка | Итоговое количество баллов при аттестации | Примечание |
баллов при аттестации | ||
Отлично | 163 и более | Кабинет образцовый |
Хорошо | 94-162 | |
Удовлетворительно | 56-93 |
Кабинет, получивший менее-56 баллов, не оценивается, поскольку его условия не могут обеспечить' успешное изучение программного материала.
Таблuца 4;
АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ КАБИНЕТА ХИМИИ
- | Оценка | ||
, | в баллах | ||
Обозначение | Наименование показателей | ||
Да | Нет | ||
Q1 | Организация рабочих мест учащихся | ||
Рабочие места снабжены подводкой воды | О | ||
и слива. | |||
Рабочие места снабжены подводкой | О | ||
электрического тока напряжением 42 В. | |||
Рабочие места оснащены постоянно нахо- | О | ||
находящимися на столах наборами посуды, при- | |||
принадлежностей, реактивов промышленного | |||
изготовления | |||
Рабочие места оснащаются необходимыми | |||
реактивами, посудой, принадлежностями - | |||
микролабораториями: | |||
• промышленного изготовления, | О | ||
• самодельного изготовления, | О | ||
• комплектами посуды, принадлежностей, | О | ||
реактивов непосредственно перед лаборатор- | |||
ной работой в лотках | |||
В кабинете имеются эпизодически | |||
используемые для лабораторных опытов и практичес- | |||
И практических работ комплекты: | |||
• реактивов и материалов, | О |
|
Продолжение табл. 4 | |||||||
Оценка | |||||||
Обозначение | Наименование показателей | в баллах | |||||
Да | Нет | ||||||
• посуды и принадлежностей, | О | ||||||
• приборов, узлов И деталей для монтажа | О | ||||||
приборов | |||||||
Итого (не более 6 баллов) | |||||||
Q2 | Организация рабочего места учителя | ||||||
Рабочее место учителя оснащено: | |||||||
• подводкой газа, | О | ||||||
• подводками воды и слива, | О | ||||||
• подводками электрического тока | |||||||
напряжением 220 В, | О | ||||||
напряжением 42 В | О | О | |||||
Рабочее место оснащено специальным набором- | О | ||||||
набором наиболее часто используемых реактивов, | |||||||
постоянно находящихся на демонстрационном- | |||||||
демонстрационном столе. | |||||||
Тумбы и ящики демонстрационного стола | О | ||||||
укомплектованы инструментами и | |||||||
принадлежностями: посудой, деталями и узлами | |||||||
приборов, необходимых во время демонстра- | |||||||
демонстрации опытов | |||||||
Рабочее место оснащено вспомогательным | |||||||
оборудованием, улучшающим видимость | |||||||
демонстрационного эксперимента: | |||||||
• демонстрационными столиками, | О | ||||||
• фоновыми экранами, | О | ||||||
• штативами для демонстрационных | О | ||||||
пробирок | |||||||
Рабочее место учителя оснащено специальным | О | ||||||
специальным комплектом реактивов и посуды, | |||||||
,. | принадлежностей для проецирования опытов на экран | ||||||
Классная доска оснащена: · Фиксаторами для демонстрации таблиц · поверхностью для работы с магнитными аппликациями | |||||||
Итого (не более 11 баллов) | |||||||
Продолжение табл.4
\ | ||||
Оценка | ||||
Обозначение | Наименование показателей | в баллах | ||
Да | Нет | |||
Q3 | Размещение и хранение учебного | |||
оборудования согласно требованиям НОТ | ||||
Хранение реактивов: | ||||
• реактивы летучие и вредные для здоровья | О | |||
хранятся под тягой, | ||||
• реактивы огнеопасные хранятся в сейфе | О | |||
или специальном металлическом шкафу, | ||||
• прочие реактивы размещаются в шкафу: | ||||
- по катионам, | О | |||
- по анионам, | О | |||
- согласно прочим системам. | О | |||
Хранение реактивов соответствует правилам. | О | |||
Реактивы и материалы размещении в шкафу | О | |||
согласно правилам совместимости | ||||
, | ||||
Хранение химической посуды | ||||
Посуда размещается по видам и размерам. | О | |||
Посуда размещается в комплектах. | О | |||
Посуда размещается в лотках лежа или стоя | О | |||
Хранение раздаточного материала | ||||
для проведения лабораторных | ||||
и практических работ | ||||
Раздаточный материал хранится в комплектах: | ||||
• по видам заданий (темам, разделам- | О | |||
подчеркнуть), | ||||
• по видам раздаточного материала(реактивы, | О | |||
наборы деталей и узлов, приборы, | ||||
принадлежности). | ||||
Система хранения обеспечивает быстрое и | О | |||
удобное извлечение и возвращение предметов | ||||
на места хранения, учет и контроль их | ||||
Хранение приборов и установок | ||||
Несложные приборы хранятся в виде узлов и | О | |||
деталей (в комплекте - укладках, лотках) | ||||
Оценка | ||||
Обозначение | Наименование показателей | в баллах | ||
Да | Нет | |||
Сложные приборы хранятся: | ||||
• в собранном виде, | О | |||
• в комплекте в виде узлов и деталей (в лот- | О | |||
ках, укладках), | ||||
• в промышленной упаковке | О | |||
Хранение коллекций макетов | ||||
и моделей | ||||
Коллекции размещаются по определенной | О | |||
системе (указать какой). | ||||
Модели хранятся: | ||||
• в собранном состоянии, | О | |||
• в наборах, в промышленной упаковке | О | |||
Хранение печатных и экранных | ||||
пособий | ||||
Таблицы хранятся по определенной системе | О | |||
(пo темам, по классам) в специально приспо- | ||||
собленных,хранилищах: | ||||
• наклеенныe на картон (ткань), ламинат. | О | |||
Экранные средства хранятся: | ||||
• в укладке по определенной системе, | О | |||
• в фабричной упаковке (альбомах, | О | |||
кассетах), | ||||
• в специальном ящике (с аннотациями) | О | |||
Итого (не более 19 баллов) | ||||
Q4 | Рациональное оформление интерьера | |||
В кабинете постоянно экспонируются спра- | ||||
вочные материалы: | ||||
· таблица «Периодическая система хи- | О | |||
мических элементов Д. И. Менделеева», | ||||
· таблица «Растворимость солей, кислот и оснований в воде» | О | |||
u | ||||
· таблица «Электрохимический ряд | О | |||
напряжений металлов», | ||||
· справочно-инструктивные материалы | О | |||
правила обращения с лабораторным | ||||
оборудованием), | ||||
· таблица по правилам безопасной работы в | О | |||
химическом кабинете, | ||||
· портреты ученых-химиков (указать, | О | |||
сколько и какие) |
Оценка | |||||||
, | в баллах | ||||||
Обозначение | Наименование показателей | ||||||
Да | Нет | ||||||
В кабинете, коридоре или рекреации (под- | |||||||
черкнуть где) экспонируются сменные | |||||||
материалы: | / | ||||||
• отражающие научно-технические достиже- | О | ||||||
ния химии, | |||||||
• обеспечивающие воспитание у учащихся | О | ||||||
интереса к химии (газеты, листки, стенды), | |||||||
• способствующие ПР9фессиональной | О | ||||||
ориентации школьников | |||||||
Итого (не более 9 баллов) | |||||||
Q5 | Материалы, обеспечивающие | ;t- | |||||
научно-методическую подготовку учителя | |||||||
к урокам | |||||||
Различные виды картотек: | - | ||||||
• картотека контрольных заданий, | О | ||||||
• картотека подготовки учебного обору- | О | ||||||
дования к уроку, | |||||||
• картотека учета учебного оборудования, | О | ||||||
• картотека индивидуальных заданий, | О | ||||||
• прочие виды картотек (указать, какие | О | ||||||
именно). | |||||||
Научно - методическая литера тура. | О | ||||||
Различного вида дидактический материал | О | ||||||
(указать какие) | |||||||
Итого (не более 7 баллов) | |||||||
Q6 | Организация работы посамооборудованию | ||||||
кабинета и краеведению | |||||||
В кабинете проводится работа по изготов- | |||||||
лению: | |||||||
• наборов сухих реактивов, растворов и | О | ||||||
подготовка их к лабораторным и практичес- | |||||||
ким занятиям, | |||||||
• деталей, узлов для монтажа приборов и | О | ||||||
отдельных приборов для лабораторных опы- | |||||||
тов, | |||||||
• демонстрационных приборов и установок, | О | ||||||
• тематических коллекций, | О | ||||||
• таблиц, моделей, транспарантов, прочих | О | ||||||
пособий |
Оценка | ||||||
Обозначение | Наименование показателей | в баллах | ||||
Да | Нет | |||||
Профилактика и ремонт учебного обору- | О | |||||
дования. | ||||||
В кабинете проводится краеведческая работа: | ||||||
• сбор материала, | О | |||||
• оформление витрин, стендов, | О | |||||
• использование краеведческих материалов | О | |||||
на уроках и внеурочных занятиях | ||||||
Итого (не более 9 баллов) | ||||||
Q7 | Оснащение кабинета специализированной | |||||
мебелью | ||||||
Кабинет оснащен: | ||||||
• двухместными лабораторными столами, | О | |||||
• столами различного ростового размера 5, 6 | О | |||||
(подчеркнуть), | ||||||
• специализированным демонстрационным | О | |||||
столом (для кабинета химии), | ||||||
• действующим демонстрационным | О | |||||
вытяжным шкафом, | ||||||
• препараторским столом с полкой для | О | |||||
реактивов и принадлежностей (в лаборант- | т- | |||||
ском помещении), | ||||||
• действующим лабораторным вытяжным | , | О | ||||
шкафом (в лаборантском помещении) или | ||||||
иным устройством (указать каким), | ||||||
• шкафами,с полками (указать количество | О | |||||
шкафов и секций в них), | ||||||
• шкафами с лотками, | О | |||||
• экспозиционными щитами (панелями) | О | |||||
с принадлежностями для фиксации материала | ||||||
Итого (не более 9 баллов) | ||||||
Q8 | Организация использования ТСО | |||||
Комплект ТСО включает (назвать тип и мар- | ||||||
ку аппарата): | , | |||||
• видеопроектор (или видеодвойку), | О | " | ||||
• диапроектор, | О | |||||
• эпипроектор, | О | |||||
• графопроектор" | \ | О | ||||
11 прочую аппаратуру (назвать какую), | О | |||||
• экран стационарный, пере нос ной (указать | О | |||||
размеры и подчеркнуть какой) | , \' |
Оценка | |||
Обозначение | Наименование показателей | в баллах | |
Да | Нет | ||
Аппаратура размещается в кабинете: | |||
• постоянно (указать способ и место раз- | О | ||
мещения), | |||
• временно (доставляется на урок на | О | О | |
передвижных тележках, иным способом- | |||
подчеркнуть) | |||
Новые технические средства | |||
В комплект ТСО включен: | |||
• компьютер, | О | ||
• мультимедиапроектор, | О | ||
• программные средства назначения, | О | ||
• датчики различного назначения для экспе- | О | ||
римента | |||
Итого (не более 11 баллов) | |||
Qg | Требования техники безопасности | ||
i | |||
В кабинете имеются: | |||
• положение по технике безопасности (со- | О | ||
Составленное с учетом местных условий), | |||
• журнал инструктажа о правилах безопас- | О | ||
ной работы, | |||
• комплект противопожарного инвентаря: | |||
- огнетушитель углекислотный типа ОУ, | О | ||
- огнетушитель воздушно-пенный | О | ||
ОПХ-10 или иной, | |||
- ящик с песком (песочницы), 2 шт., | О | ||
- огнестойкая накидка, | О | ||
- лопатка (совок), | О | ||
- ведро, | О | ||
- ножницы для резки электропроводов, | О | ||
- коврик резиновый, | О | ||
- перчатки резиновые, | О | ||
- ткань огнезащитная, | О | ||
- аптечка первой помощи | О | ||
Итого (не более 13 баллов) |
1. Какую роль выполняет кабинет химии в реализации учебной, воспитательной и развивающей функций обучения?