Аттестация кабинета химии
Успешное использование системы учебного оборудования возможно лишь в условиях рационально оборудованного кабинета химии.
Необходимый минимум учебного оборудования химического кабинета приведен в специальном перечне [1].
Насколько хорошо оснащен кабинет химии, насколько рационально используются средства обучения можно выявить, проведя аттестацию кабинета химии.
Обычно аттестацию кабинетов проводят инспектирующие комиссии, однако в учебных целях возможно проведение аттестации и студентами. Для этого необходимо заполнить аттестационный лист, включающий девять показателей, характеризующих уровень оснащенности кабинета химии необходимым оборудованием· и рациональным использованием этого оборудования на уроках химии и во внеклассной работе. Методику аттестации кабинета химии разработали А. А. Грабецкий, Т. с. Назарова [2].
Заполняющий аттестационный лист должен определить по таблице 2 значение коэффициента Р (в баллах), показывающее соответствие оборудования в кабинете «Перечню учебного оборудования для общеобразовательных учреждений России» [1].
Среднее значение коэффициента Р для каждого уровня определяют по формуле:
Р = Общая сумма баллов (по табл. 2)
Число видов учебного оборудования
Далее по таблице 4 определяют основные показатели (Q1-Q2) рациональной организации кабинета и остальные показатели.
Общий балл, позволяющий оценить организацию кабинета, Определяется по формуле:

| Таблица 2 | ||||||||||
| УРОВНИ ОСНАЩЕННОСТИ КАБИНЕТА ХИМИИ | ||||||||||
| ОСНОВНЫМИ ВИДАМИ УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ | ||||||||||
| Уровень оснащенности(балл) | ||||||||||
| N2 | Наименование видов | II | III | IV | ||||||
| п/п | учебного оборудования | |||||||||
| 100-90% | 89- 70% | 69-50% | 50% | |||||||
| Коллекции | ||||||||||
| Реактивы и материалы | О | |||||||||
| Модели (атомов, молекул, | О | |||||||||
| Кристаллических решеток, дло заводских | ||||||||||
| Заводских аппаратов | ||||||||||
| и др.) | ||||||||||
| Приборы, наборы дета- | О | |||||||||
| лей и узлов, посуда и | ||||||||||
| принадлежности для де- | ||||||||||
| монстрационного эксперимен | ||||||||||
| эксперимента | ||||||||||
| Приборы специализиро- | ||||||||||
| ванные для демонстраци- | ||||||||||
| оннoгo эксперимента | ||||||||||
| Комплекты раздаточного | О | |||||||||
| !';-- | ||||||||||
| материала (реактивы, | ||||||||||
| посуда, принадлежности, | ||||||||||
| приборы) для лабораторных | ||||||||||
| опытов и практических | ||||||||||
| работ | ||||||||||
| Пособия на печатной | ||||||||||
| основе(таблицы, дидактические- | ||||||||||
| дидактические материалы), | ||||||||||
| Экранно-звуковые пособия | ||||||||||
| (диапозитивы,видеофильмы, | ||||||||||
| Транспаранты и пр. | ||||||||||
| и проекционная аппаратура | ||||||||||
| '~:. | ||||||||||
| :>. | ||||||||||
| Итого | ||||||||||
| ~~.. ~~.-~~.:-';'~~~, t | ||||||||||
| _общая оценка кабинета определяется по следующейшкале. | ||||||||||
| . \--.. | ||||||||||
| ",", | ||||||||||
| .. | ||||||||||
Шкала оценок кабинета химии
| Оценка | Итоговое количество баллов при аттестации | Примечание |
| баллов при аттестации | ||
| Отлично | 163 и более | Кабинет образцовый |
| Хорошо | 94-162 | |
| Удовлетворительно | 56-93 |
Кабинет, получивший менее-56 баллов, не оценивается, поскольку его условия не могут обеспечить' успешное изучение программного материала.
Таблuца 4;
АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ КАБИНЕТА ХИМИИ
| - | Оценка | ||
| , | в баллах | ||
| Обозначение | Наименование показателей | ||
| Да | Нет | ||
| Q1 | Организация рабочих мест учащихся | ||
| Рабочие места снабжены подводкой воды | О | ||
| и слива. | |||
| Рабочие места снабжены подводкой | О | ||
| электрического тока напряжением 42 В. | |||
| Рабочие места оснащены постоянно нахо- | О | ||
| находящимися на столах наборами посуды, при- | |||
| принадлежностей, реактивов промышленного | |||
| изготовления | |||
| Рабочие места оснащаются необходимыми | |||
| реактивами, посудой, принадлежностями - | |||
| микролабораториями: | |||
| • промышленного изготовления, | О | ||
| • самодельного изготовления, | О | ||
| • комплектами посуды, принадлежностей, | О | ||
| реактивов непосредственно перед лаборатор- | |||
| ной работой в лотках | |||
| В кабинете имеются эпизодически | |||
| используемые для лабораторных опытов и практичес- | |||
| И практических работ комплекты: | |||
| • реактивов и материалов, | О |
| Продолжение табл. 4 | |||||||
| Оценка | |||||||
| Обозначение | Наименование показателей | в баллах | |||||
| Да | Нет | ||||||
| • посуды и принадлежностей, | О | ||||||
| • приборов, узлов И деталей для монтажа | О | ||||||
| приборов | |||||||
| Итого (не более 6 баллов) | |||||||
| Q2 | Организация рабочего места учителя | ||||||
| Рабочее место учителя оснащено: | |||||||
| • подводкой газа, | О | ||||||
| • подводками воды и слива, | О | ||||||
| • подводками электрического тока | |||||||
| напряжением 220 В, | О | ||||||
| напряжением 42 В | О | О | |||||
| Рабочее место оснащено специальным набором- | О | ||||||
| набором наиболее часто используемых реактивов, | |||||||
| постоянно находящихся на демонстрационном- | |||||||
| демонстрационном столе. | |||||||
| Тумбы и ящики демонстрационного стола | О | ||||||
| укомплектованы инструментами и | |||||||
| принадлежностями: посудой, деталями и узлами | |||||||
| приборов, необходимых во время демонстра- | |||||||
| демонстрации опытов | |||||||
| Рабочее место оснащено вспомогательным | |||||||
| оборудованием, улучшающим видимость | |||||||
| демонстрационного эксперимента: | |||||||
| • демонстрационными столиками, | О | ||||||
| • фоновыми экранами, | О | ||||||
| • штативами для демонстрационных | О | ||||||
| пробирок | |||||||
| Рабочее место учителя оснащено специальным | О | ||||||
| специальным комплектом реактивов и посуды, | |||||||
| ,. | принадлежностей для проецирования опытов на экран | ||||||
| Классная доска оснащена: · Фиксаторами для демонстрации таблиц · поверхностью для работы с магнитными аппликациями | |||||||
| Итого (не более 11 баллов) | |||||||
Продолжение табл.4
| \ | ||||
| Оценка | ||||
| Обозначение | Наименование показателей | в баллах | ||
| Да | Нет | |||
| Q3 | Размещение и хранение учебного | |||
| оборудования согласно требованиям НОТ | ||||
| Хранение реактивов: | ||||
| • реактивы летучие и вредные для здоровья | О | |||
| хранятся под тягой, | ||||
| • реактивы огнеопасные хранятся в сейфе | О | |||
| или специальном металлическом шкафу, | ||||
| • прочие реактивы размещаются в шкафу: | ||||
| - по катионам, | О | |||
| - по анионам, | О | |||
| - согласно прочим системам. | О | |||
| Хранение реактивов соответствует правилам. | О | |||
| Реактивы и материалы размещении в шкафу | О | |||
| согласно правилам совместимости | ||||
| , | ||||
| Хранение химической посуды | ||||
| Посуда размещается по видам и размерам. | О | |||
| Посуда размещается в комплектах. | О | |||
| Посуда размещается в лотках лежа или стоя | О | |||
| Хранение раздаточного материала | ||||
| для проведения лабораторных | ||||
| и практических работ | ||||
| Раздаточный материал хранится в комплектах: | ||||
| • по видам заданий (темам, разделам- | О | |||
| подчеркнуть), | ||||
| • по видам раздаточного материала(реактивы, | О | |||
| наборы деталей и узлов, приборы, | ||||
| принадлежности). | ||||
| Система хранения обеспечивает быстрое и | О | |||
| удобное извлечение и возвращение предметов | ||||
| на места хранения, учет и контроль их | ||||
| Хранение приборов и установок | ||||
| Несложные приборы хранятся в виде узлов и | О | |||
| деталей (в комплекте - укладках, лотках) | ||||
| Оценка | ||||
| Обозначение | Наименование показателей | в баллах | ||
| Да | Нет | |||
| Сложные приборы хранятся: | ||||
| • в собранном виде, | О | |||
| • в комплекте в виде узлов и деталей (в лот- | О | |||
| ках, укладках), | ||||
| • в промышленной упаковке | О | |||
| Хранение коллекций макетов | ||||
| и моделей | ||||
| Коллекции размещаются по определенной | О | |||
| системе (указать какой). | ||||
| Модели хранятся: | ||||
| • в собранном состоянии, | О | |||
| • в наборах, в промышленной упаковке | О | |||
| Хранение печатных и экранных | ||||
| пособий | ||||
| Таблицы хранятся по определенной системе | О | |||
| (пo темам, по классам) в специально приспо- | ||||
| собленных,хранилищах: | ||||
| • наклеенныe на картон (ткань), ламинат. | О | |||
| Экранные средства хранятся: | ||||
| • в укладке по определенной системе, | О | |||
| • в фабричной упаковке (альбомах, | О | |||
| кассетах), | ||||
| • в специальном ящике (с аннотациями) | О | |||
| Итого (не более 19 баллов) | ||||
| Q4 | Рациональное оформление интерьера | |||
| В кабинете постоянно экспонируются спра- | ||||
| вочные материалы: | ||||
| · таблица «Периодическая система хи- | О | |||
| мических элементов Д. И. Менделеева», | ||||
| · таблица «Растворимость солей, кислот и оснований в воде» | О | |||
| u | ||||
| · таблица «Электрохимический ряд | О | |||
| напряжений металлов», | ||||
| · справочно-инструктивные материалы | О | |||
| правила обращения с лабораторным | ||||
| оборудованием), | ||||
| · таблица по правилам безопасной работы в | О | |||
| химическом кабинете, | ||||
| · портреты ученых-химиков (указать, | О | |||
| сколько и какие) |
| Оценка | |||||||
| , | в баллах | ||||||
| Обозначение | Наименование показателей | ||||||
| Да | Нет | ||||||
| В кабинете, коридоре или рекреации (под- | |||||||
| черкнуть где) экспонируются сменные | |||||||
| материалы: | / | ||||||
| • отражающие научно-технические достиже- | О | ||||||
| ния химии, | |||||||
| • обеспечивающие воспитание у учащихся | О | ||||||
| интереса к химии (газеты, листки, стенды), | |||||||
| • способствующие ПР9фессиональной | О | ||||||
| ориентации школьников | |||||||
| Итого (не более 9 баллов) | |||||||
| Q5 | Материалы, обеспечивающие | ;t- | |||||
| научно-методическую подготовку учителя | |||||||
| к урокам | |||||||
| Различные виды картотек: | - | ||||||
| • картотека контрольных заданий, | О | ||||||
| • картотека подготовки учебного обору- | О | ||||||
| дования к уроку, | |||||||
| • картотека учета учебного оборудования, | О | ||||||
| • картотека индивидуальных заданий, | О | ||||||
| • прочие виды картотек (указать, какие | О | ||||||
| именно). | |||||||
| Научно - методическая литера тура. | О | ||||||
| Различного вида дидактический материал | О | ||||||
| (указать какие) | |||||||
| Итого (не более 7 баллов) | |||||||
| Q6 | Организация работы посамооборудованию | ||||||
| кабинета и краеведению | |||||||
| В кабинете проводится работа по изготов- | |||||||
| лению: | |||||||
| • наборов сухих реактивов, растворов и | О | ||||||
| подготовка их к лабораторным и практичес- | |||||||
| ким занятиям, | |||||||
| • деталей, узлов для монтажа приборов и | О | ||||||
| отдельных приборов для лабораторных опы- | |||||||
| тов, | |||||||
| • демонстрационных приборов и установок, | О | ||||||
| • тематических коллекций, | О | ||||||
| • таблиц, моделей, транспарантов, прочих | О | ||||||
| пособий |
| Оценка | ||||||
| Обозначение | Наименование показателей | в баллах | ||||
| Да | Нет | |||||
| Профилактика и ремонт учебного обору- | О | |||||
| дования. | ||||||
| В кабинете проводится краеведческая работа: | ||||||
| • сбор материала, | О | |||||
| • оформление витрин, стендов, | О | |||||
| • использование краеведческих материалов | О | |||||
| на уроках и внеурочных занятиях | ||||||
| Итого (не более 9 баллов) | ||||||
| Q7 | Оснащение кабинета специализированной | |||||
| мебелью | ||||||
| Кабинет оснащен: | ||||||
| • двухместными лабораторными столами, | О | |||||
| • столами различного ростового размера 5, 6 | О | |||||
| (подчеркнуть), | ||||||
| • специализированным демонстрационным | О | |||||
| столом (для кабинета химии), | ||||||
| • действующим демонстрационным | О | |||||
| вытяжным шкафом, | ||||||
| • препараторским столом с полкой для | О | |||||
| реактивов и принадлежностей (в лаборант- | т- | |||||
| ском помещении), | ||||||
| • действующим лабораторным вытяжным | , | О | ||||
| шкафом (в лаборантском помещении) или | ||||||
| иным устройством (указать каким), | ||||||
| • шкафами,с полками (указать количество | О | |||||
| шкафов и секций в них), | ||||||
| • шкафами с лотками, | О | |||||
| • экспозиционными щитами (панелями) | О | |||||
| с принадлежностями для фиксации материала | ||||||
| Итого (не более 9 баллов) | ||||||
| Q8 | Организация использования ТСО | |||||
| Комплект ТСО включает (назвать тип и мар- | ||||||
| ку аппарата): | , | |||||
| • видеопроектор (или видеодвойку), | О | " | ||||
| • диапроектор, | О | |||||
| • эпипроектор, | О | |||||
| • графопроектор" | \ | О | ||||
| 11 прочую аппаратуру (назвать какую), | О | |||||
| • экран стационарный, пере нос ной (указать | О | |||||
| размеры и подчеркнуть какой) | , \' |
| Оценка | |||
| Обозначение | Наименование показателей | в баллах | |
| Да | Нет | ||
| Аппаратура размещается в кабинете: | |||
| • постоянно (указать способ и место раз- | О | ||
| мещения), | |||
| • временно (доставляется на урок на | О | О | |
| передвижных тележках, иным способом- | |||
| подчеркнуть) | |||
| Новые технические средства | |||
| В комплект ТСО включен: | |||
| • компьютер, | О | ||
| • мультимедиапроектор, | О | ||
| • программные средства назначения, | О | ||
| • датчики различного назначения для экспе- | О | ||
| римента | |||
| Итого (не более 11 баллов) | |||
| Qg | Требования техники безопасности | ||
| i | |||
| В кабинете имеются: | |||
| • положение по технике безопасности (со- | О | ||
| Составленное с учетом местных условий), | |||
| • журнал инструктажа о правилах безопас- | О | ||
| ной работы, | |||
| • комплект противопожарного инвентаря: | |||
| - огнетушитель углекислотный типа ОУ, | О | ||
| - огнетушитель воздушно-пенный | О | ||
| ОПХ-10 или иной, | |||
| - ящик с песком (песочницы), 2 шт., | О | ||
| - огнестойкая накидка, | О | ||
| - лопатка (совок), | О | ||
| - ведро, | О | ||
| - ножницы для резки электропроводов, | О | ||
| - коврик резиновый, | О | ||
| - перчатки резиновые, | О | ||
| - ткань огнезащитная, | О | ||
| - аптечка первой помощи | О | ||
| Итого (не более 13 баллов) |

1. Какую роль выполняет кабинет химии в реализации учебной, воспитательной и развивающей функций обучения?