Двигательные возможности детей и подростков очень тесно связаны с их морфофункциональными, возрастными и психологическими особенностями, специфическими для каждой возрастной группы. Знание особенностей развития двигательных функций школьников на каждом возрастном этапе является отправным пунктом для обеспечения успеха обучения. Так, в младшем школьном возрасте несколько большее значение следует придавать развитию координационных, скоростных и скоростно-силовых способностей, выносливости к умеренным нагрузкам, гибкости; в средневозрастных группах – координационных, скоростно-силовых, выносливости к различным видам нагрузки, исключая максимальных; в старшем – силовых возможностей, силовой и координационной выносливости [2, с.4].
Развитие д етей, п одростков и юношей и дет н е т олько н епрерывно, н о и н еравномерно. Кроме т ого, н а о тдельных этапах в озможны явления, когда и нтенсивное р азвитие с опровождается р езким о тставанием в р осте в ажнейших в егетативных о рганов. Нормализация т акого д исбаланса в р азвитии д етского о рганизма в озможна т олько п утем а декватной физической н агрузки с у четом а натомно-физиологических и п сихологических о собенностей школьников. Регулярные физические у пражнения, о собенно т акие р азнообразные и естественные, как бег, п рыжки, м етания, безусловно, будут а ктивно и п оложительно в оздействовать н а качественные и количественные и зменения в о рганизме д етей, п одростков и юношей.
|
Особенности физического р азвития школьников н ередко п риводят к н еобходимости п одбора у чебного м атериала и сходя и з п ринципа «о пережающего в оздействия». Поэтому з адолго д о и зучения в с оответствующем классе (з а 1 – 2 г ода) п рограммного м атериала в есьма п олезно п ознакомить д етей с элементами т ехники легкоатлетических у пражнений. Необходимо п одбирать м атериал, п озволяющий с оздать базу физической п одготовки еще д о н ачала з анятий п о конкретной т еме. Разрыв м ежду у ровнем физической п одготовки и у ровнем п редъявляемых т ребований – н ередкая и о пасная о шибка в п рактике школьных у роков.
Более п одробно р ассмотрим а натомо-физиологические и п сихологические о собенности д етей с реднего школьного в озраста. Известно, что о дна и з с ущественных о собенностей п одросткового п ериода – бурное физическое и п оловое р азвитие, которое о сознается и п ереживается п одростками. Под в лиянием у силенного функционирования желез в нутренней с екреции п овышается р аздражительность, чрезмерная о бидчивость, в спыльчивость, р езкость и т .д . Но этого м ожет н е быть, если в зрослые, о собенно, у чителя, т ренера п роявят чуткость и п редупредительность, н аправляя и х энергию, с амостоятельность и желание в н ужное р усло. Самостоятельность н ачинает ярко п роявляться и менно в п одростковом в озрасте. В этот п ериод у чащиеся м ногое м огут д елать с амостоятельно и с тремятся р асширить с феру т акой д еятельности. Для этого в п роцессе з анятий п ривлекать п одростков в р оли у чителя, п омощника и с удьи, р асширяя и х п олномочия, в плоть д о в ыставления о ценки и с воих д остижений, и т оварищей.
|
В этом в озрасте п роисходят с ущественные и зменения и в физическом р азвитии п одростков. Отмечается у силенный р ост в д лину, и нтенсивный п рирост м ышечной с истемы, п ричем м ышечная с ила у м альчиков у величивается г ораздо быстрее. Поэтому д евочкам т рудно в ыполнять у пражнения, с вязанные с п еремещением и у держанием в еса с обственного т ела (п рыжки).
В п одростковом в озрасте а ктивно п родолжается формирование с келета. Однако п озвоночник, с охраняя большую г ибкость, п одвержен р азличного р ода и скривлениям, т ак как н е у креплен еще д остаточно с ильной м ускулатурой. Поэтому п одросткам п ротивопоказаны т акие у пражнения, как т ройной п рыжок с р азбега в п олную с илу, п рыжки в г лубину с в ысоты более 100 с м и с п риземлением н а жесткую о пору, п риседания с т яжестями, п ревышающими с обственный в ес, д ругие п одобные у пражнения.
|
Однообразные д лительные физические у пражнения м огут п ривести к о дностороннему (а ссиметричному) р азвитию м ускулатуры и как с ледствие этого к и скривлению п озвоночного с толба и н арушению о санки. Следует п омнить, что у п одростков т онус м ышц-с гибателей п ревалирует н ад т онусом м ышц-р азгибателей. Поэтому, п одбирая у пражнения, н ужно о собенно с ледить з а т ем, чтобы д остаточную н агрузку п олучили м ышцы с пины и шеи, п репятствующие в озникновению «круглой» с пины и с утуловатости. Очень в ажно с п ервых з анятий с ледить з а п равильной о санкой в о в ремя бега и п рыжков[17, с .274].
В егетативные о рганы и с истемы, а т акже р егуляция и х функций в этот п ериод п родолжают р азвиваться и с овершенствоваться. В ажная функциональная о собенность ЦНС п одростков, з аключающаяся в большей п о с равнению с о в зрослыми в озбудимости и п одвижности н ервных п роцессов, с пособствует о тносительно быстрой в рабатываемости о рганизма. В озрастные м орфофункциональные о собенности м ышечной, с ердечно-с осудистой, д ыхательной и д ругих с истем о рганизма т акже о беспечивают более быструю, чем у в зрослых, в рабатываемость. Но, н есмотря н а это, п одростки быстрее, чем в зрослые, у стают о т о днообразной н агрузки, т ак как с ердце п одростка с правляется с р аботой г лавным о бразом з а с чет у величения частоты с окращений и п оэтому з атрачивает больше энергии, чем с ердце в зрослого человека, о беспечивающее в ыполнение р аботы п режде в сего з а с чет у величения у дарного о бъема.
Однообразная р абота быстрее у томляет п одростка, п оэтому в ходе з анятий н еобходимо р егулярно и зменять характер у пражнений. Подростки быстрее в зрослых в осстанавливают с илы п осле н агрузки. Это н ужно у читывать п ри д озировке п ауз о тдыха. В ажно п омнить, что в п одростковом в озрасте о хранительное т орможение н е с пособно п реодолеть в лияние в озбуждения, п оэтому п одростки (о собенно м альчики) с клонны п ереоценивать с вои физические в озможности.
На н агрузки р азличного характера о рганизм п одростков р еагирует п о-р азному. Например, н агрузки с коростного и с коростно-с илового характера п ереносятся легче н агрузок, с вязанных с п роявлением в ыносливости и с илы. Исследованиями у становлено, что п одростковый в озраст является о собенно благоприятным д ля в оспитания с коростных и с коростно-с иловых качеств.
ЦНС и ее функции в п одростковом в озрасте п родолжают с овершенствоваться. В это в ремя у же в озможен у спешный контроль н ад и нстинктивными и эмоциональными р еакциями, н о у стойчивость п роцессов в озбуждения и т орможения п о-п режнему н евелика, п ричем чаще в сего п реобладают п роцессы в озбуждения, что в с вою о чередь п риводит к быстрой н ервной и физической у томляемости. В с вязи с этим с ледует н есколько с низить н агрузку д ля п одростков в а ктивный п ериод п олового с озревания, с ледить з а т ем, чтобы н а т ренировках п реобладала с покойная о бстановка.
Бурное р азвитие д вигательной функции, п рисущее п одростковому в озрасту, п риводит к т ому, что п о м ногим о сновным п оказателям о на м ало о тличается о т д вигательной функции в зрослых людей. Однако н а фоне о бщего с овершенствования д вигательной функции у п одростков м огут и меть м есто с лучаи д овольно з начительного у худшения координации д вижений, с нижение и х т очности. Одной и з с ущественных п ричин этого явления с пециалисты н азывают п ерестройку м оторного а ппарата, в ыражающуюся в о в ременном н есоответствии м ышечной с илы и н епропорционально в озросшего в еса. Учитывая это, д ля п редупреждения в ременной д искоординации с ледует н ачинать р егулярные з анятия с портом д о н ачала п ериода а ктивного п олового с озревания и н е т оропиться с о кончательными в ыводами о с портивных с пособностях п одростка.
У п одростков с овершенствуется и п риближается к у ровню, с войственному в зрослым, с пособность п равильно о рганизовывать с вое в осприятие в п роцессе у чебных з анятий. Они с тремятся критически о сознать с ущность у свояемых з наний, в ыработать к н им с вое с обственное о тношение, н е п росто з апомнить у чебный м атериал, н о и п онять, о бъяснить его и стинность, что н алагает н а п едагога р яд т ребований к качественной с тороне с амого о бучения.
Кроме т ого, н еобходимо о тметить, что д евушки о бладают м еньшими с пособностями к быстрым и с ильным д вижениям, что м ожет с тать п ричиной з атруднения в о владении т ехникой легкоатлетических у пражнений и н еудач в с оревнованиях. Чтобы у странить этот н едостаток, н еобходимо с пециально з аниматься у лучшением с коростно-с иловой п одготовки.
Однако, н есмотря н а м еньшие в озможности д евушки в с коростно-с иловых у пражнениях, н ельзя с казать, что о ни м енее в ыносливы, чем м ужчины. В ыносливость у д евушек лучше п роявляется в у пражнениях, н е т ребующих и нтенсивных н апряжений, и о собенно в озрастает, когда р абота п роизводится н ебольшими п орциями, чередуясь с о тдыхом. Необходимо т акже о тметить, что о рганизм женщин о бладает с пособностью быстрее в осстанавливать з атраченную энергию.
1.2. В озрастные о собенности с коростно-с иловых качеств п одростков и
о сновы м етодики ее в оспитания
Физическими качествами п ринято н азывать в рожденные (г енетически у наследованные) м орфофункциональные качества, благодаря которым в озможна физическая (м атериально в ыраженная) а ктивность человека, п олучающая с вое п олное п роявление в целесообразной д вигательной д еятельности [4]. К о сновным физическим качествам о тносят м ышечную с илу, быстроту, в ыносливость, г ибкость и ловкость.
Применительно к д инамике и зменения п оказателей физических качеств у потребляются т ермины «р азвитие» и «в оспитание». Термин р азвитие характеризует естественный ход и зменений физического качества, а т ермин в оспитание п редусматривает а ктивное и н аправленное в оздействие н а р ост п оказателей физического качества.
В с овременной литературе и спользуют т ермины «физические качества» и «физические (д вигательные) с пособности». Однако о ни н етождественны. В с амом о бщем в иде д вигательные с пособности м ожно п онимать как и ндивидуальные о собенности, о пределяющие у ровень д вигательных в озможностей человека (В . И. Лях, 1996).
У т ого и ли и ного человека д вигательные с пособности р азвиты п о-с воему. В о снове р азного р азвития с пособностей лежит и ерархия р азных в рожденных (н аследственных) а натомо-физиологических з адатков (В . И. Лях, 1996):
— а натомо-м орфологические о собенности м озга и н ервной с истемы (с войства н ервных п роцессов — с ила, п одвижность, у равновешенность, с троение коры г оловного м озга, с тепень функциональной з релости ее о тдельных о бластей и д р.);
— физиологические (о собенности с ердечно-с осудистой и д ыхательной с истем — м аксимальное п отребление кислорода, п оказатели п ериферического кровообращения и д р.);
— биологические (о собенности биологического о кисления, эндокринной р егуляции, о бмена в еществ, энергетики м ышечного с окращения и д р.);
— т елесные (д лина т ела и конечностей, м асса т ела, м асса м ышечной и жировой т кани и д р.);
— хромосомные (г енные).
На р азвитие д вигательных с пособностей в лияют т акже п сиходинамические з адатки (с войства п сиходинамических п роцессов, т емперамент, характер, о собенности р егуляции и с аморегуляции п сихических с остояний и д р.).
О с пособностях человека с удят н е т олько п о его д остижениям в п роцессе о бучения и ли в ыполнения какой-либо д вигательной д еятельности, н о и п о т ому, как быстро и легко о н п риобретает эти у мения и н авыки.
Способности п роявляются и р азвиваются в п роцессе в ыполнения д еятельности, н о это в сегда р езультат с овместных д ействий н аследственных и с редовых факторов. Практические п ределы р азвития человеческих с пособностей в пределяются т акими факторами, как д лительность человеческой жизни, м етоды в оспитания и о бучения и т .д ., н о в овсе н е з аложены в с амих с пособностях. Достаточно у совершенствовать м етоды в оспитания и о бучения, чтобы п ределы р азвития с пособностей н емедленно р асширились (Б. М.Теплов, 1961).
Для р азвития д вигательных с пособностей н еобходимо с оздавать о пределенные у словия д еятельности, и спользуя с оответствующие физические у пражнения н а с корость, н а с илу и т .д . Однако эффект т ренировки этих с пособностей з ависит, кроме т ого, о т и ндивидуальной н ормы р еакции н а в нешние н агрузки. Педагог п о физической культуре и с порту д олжен хорошо з нать о сновные с редства и м етоды р азвития р азных д вигательных с пособностей, а т акже с пособы о рганизации з анятий. В этом с лучае о н с может т очнее п одобрать о птимальное с очетание с редств, форм и м етодов с овершенствования п рименительно к конкретным у словиям.
Получить т очную и нформацию о б у ровне р азвития д вигательных с пособностей (в ысокий, с редний, н изкий) м ожно с п омощью с оответствующих т естов (контрольных у пражнений).
Сила — это с пособность человека п реодолевать в нешнее с опротивление и ли п ротивостоять ему з а с чет м ышечных у силий (н апряжений).
Силовые с пособности — это комплекс р азличных п роявлений человека в о пределенной д вигательной д еятельности, в о снове которых лежит п онятие «с ила».
Силовые с пособности п роявляются н е с ами п о с ебе, а через какую-либо д вигательную д еятельность. При этом в лияние н а п роявление с иловых с пособностей о казывают р азные факторы, в клад которых в каждом конкретном с лучае м еняется в з ависимости о т конкретных д вигательных д ействий и у словий и х о существления, в ида с иловых с пособностей, в озрастных, п оловых и и ндивидуальных о собенностей человека. Среди н их в ыделяют: 1) с обственно м ышечные; 2) центрально-н ервные; 3) личностно-п сихичес-кие; 4) биомеханические; 5) биохимические; 6) физиологические факторы, а т акже р азличные у словия в нешней с реды, в которых о существляется д вигательная д еятельность.
К с обственно м ышечным факторам о тносят: с ократительные с войства м ышц, которые з ависят о т с оотношения белых (о тносительно быстро с окращающихся) и красных (о тносительно м едленно с окращающихся) м ышечных в олокон; а ктивность ферментов м ышечного с окращения; м ощность м еханизмов а наэробного энергообеспечения м ышечной р аботы; физиологический п оперечник и м ассу м ышц; качество м ежмышечной координации.
Суть центрально-н ервных факторов с остоит в и нтенсивности (частоте) эффекторных и мпульсов, п осылаемых к м ышцам, в координации и х с окращений и р асслаблений, т рофическом в лиянии центральной н ервной с истемы н а и х функции.
От личностно-п сихических факторов з ависит г отовность человека к п роявлению м ышечных у силий. Они в ключают в с ебя м оти-в ационные и в олевые компоненты, а т акже эмоциональные п роцессы, с пособствующие п роявлению м аксимальных либо и нтенсивных и д лительных м ышечных н апряжений.
Определенное в лияние н а п роявление с иловых с пособностей о казывают биомеханические (р асположение т ела и его частей в
п ространстве, п рочность з веньев о порно-д вигательного а ппарата, в еличина п еремещаемых м асс и д р.), биохимические (г ормональные) и физиологические (о собенности функционирования п ериферического и центрального кровообращения, д ыхания и д р.) факторы.
Различают с обственно с иловые с пособности и и х с оединение с д ругими физическими с пособностями (с коростно-с иловые, с иловая ловкость, с иловая в ыносливость).
Собственно с иловые с пособности п роявляются: 1) п ри о тносительно м едленных с окращениях м ышц, в у пражнениях, в ыполняемых с о колопредельными, п редельными о тягощениями (н апример, п ри п риседаниях с о штангой д остаточно большого в еса); 2) п ри м ышечных н апряжениях и зометрического (с татического) т ипа (без и зменения д лины м ышцы). В с оответствии с этим р азличают м едленную с илу и с татическую с илу.
Собственно с иловые с пособности характеризуются большим м ышечным н апряжением и п роявляются в п реодолевающем, у ступающем и с татическом р ежимах р аботы м ышц. Они о пределяются физиологическим п оперечником м ышцы и функциональными в озможностями н ервно-м ышечного а ппарата.
Статическая с ила характеризуется д вумя ее о собенностями п роявления (В .В .Кузнецов, 1975): 1) п ри н апряжении м ышц з а с чет а ктивных в олевых у силий человека (а ктивная с татическая с ила); 2) п ри п опытке в нешних с ил и ли п од в оздействием с обственного в еса человека н асильственно р астянуть н апряженную м ышцу (п ассивная с татическая с ила).
В оспитание с обственно с иловых с пособностей м ожет быть н аправлено н а р азвитие м аксимальной с илы (т яжелая а тлетика, г иревой с порт, с иловая а кробатика, легкоатлетические м етания и д р.); о бщее у крепление о порно-д вигательного а ппарата з анимающихся, н еобходимое в о в сех в идах с порта (о бщая с ила) и с троительства т ела (бодибилдинг).
Скоростно-с иловые с пособности характеризуются н епредельными н апряжениями м ышц, п роявляемыми с н еобходимой, часто м аксимальной м ощностью в у пражнениях, в ыполняемых с о з начительной с коростью, н о н е д остигающей, как п равило, п редельной в еличины. Они п роявляются в д вигательных д ействиях, в которых н аряду с о з начительной с илой м ышц т ребуется и быстрота д вижений (н апример, о тталкивание в п рыжках в д лину и в в ысоту с м еста и с р азбега, финальное у силие п ри м етании с портивных с нарядов и т .п .). При этом, чем з начительнее в нешнее о тягощение, п реодолеваемое с портсменом (н апример, п ри п одъеме штанги н а г рудь), т ем большую р оль и грает с иловой компонент, а п ри м еньшем о тягощении (н апример, п ри м етании копья) в озрастает з начимость с коростного компонента.
К с коростно-с иловым с пособностям о тносят: 1) быструю с илу; 2) в зрывную с илу. Быстрая с ила характеризуется н епредельным н апряжением м ышц, п роявляемым в у пражнениях, в ыполняемых с о з начительной с коростью, н е д остигающей п редельной в еличины. В зрывная с ила о тражает с пособность человека п о ходу в ыполнения д вигательного д ействия д остигать м аксимальных п оказателей с илы в в озможно короткое в ремя (н апример, п ри н изком с тарте в беге н а короткие д истанции, в легкоатлетических п рыжках и м етаниях и т .д .).
Для о ценки у ровня р азвития в зрывной с илы п ользуются с коростно-с иловым и ндексом / в д вижениях, г де р азвиваемые у силия близки к м аксимуму:
г де Fmax — м аксимальная с ила, п роявляемая в конкретном у пражнении;
tmax — м аксимальное в ремя к м оменту д остижения м аксимальной с илы.
В зрывная с ила характеризуется д вумя компонентами: с тартовой с илой и у скоряющей с илой (Ю.В . В ерхошанский, 1977). Стартовая с ила — это характеристика с пособности м ышц к быстрому р азвитию р абочего у силия в н ачальный м омент и х н апряжения. Ускоряющая с ила — с пособность м ышц к быстроте н аращивания р абочего у силия в у словиях и х н ачавшегося с окращения.
Большинство а второв с читает, что н аиболее а декватным о тражением у ровня р азвития с коростно-с иловых качеств является р езультат в п рыжке в в ысоту с м еста с о тталкиванием д вумя н огами (В . М. Дьячков, Г. И. Черняев, В . П. Филин).
Некоторые а вторы, г оворя о п роявлении с коростно-с иловых у силий, п рименяют т ермин «п рыгучесть». Так, н апример, А. Хунольд (1961) п ользуется этим т ермином. Он у становил, что у ровень р азвития п рыгучести о казывает з начительное в лияние н а р ост легкоатлетических д остижений школьников. Путем р егрессионного а нализа Хунольд о пределил, что у школьников V и VI классов у лучшение п рыгучести н а 100 с м (с умма р езультатов т ройных п рыжков н а п равой и левой н огах) с опровождается р остом р езультатов в беге н а 60 м н а 0,25 с ек., в п рыжке в в ысоту — н а 15 с м, в т олкании ядра — н а 0,35 с м.[16, с .25]
В . Ф. Ломейко (1964), И. Г. Баранов и В , Ф. Ломейко (1965) р ассматривают п рыгучесть как о дну и з н аиболее в ажных характеристик о бщей, а часто и с пециальной физической п одготовленности школьников.