Схема морфемного анализа слова/словоформы




 

1. Назвать часть речи анализируемого слова и определить, изменяется ли оно, и если изменяется, то как.

2. Если изменяется, записать 2-3 грамматические формы слова и выделить окончание (флексию). Дать характеристику окончанию:

а) по характеру формального выражения: материально выраженное или нулевое окончание;

б) по функции: словоизменительное, или формообразующее (всегда в русском языке);

в) по значению (напр., у сущ. конь нулевое окончание имеет значение м. р., ед. ч., И. п.);

г) по характеру отношения к варьированию: представлено одним вариантом или представлено набором вариантов;

д) по способности к воспроизведению в речи: регулярное (т. е. встречающееся в большой группе слов) или нерегулярное (доказательство регулярности/нерегулярности - другие слова с таким же окончанием; напр., в слове к то окончание нерегулярное).

3. Выделить основу. (Если слово не изменяется, то все слово равно основе; если слово изменяется, то основой рекомендуется считать всю часть слова без окончания.) Определить тип основы:

а) по функции: основа словоформы или основа слова (основой словоформы следует считать основу, отличающуюся от основы, выделенной по начальной форме; напр., в форме простой превосходной степени красивейш ий представлена основа словоформы, поскольку она отличается от основы слова, выделенной в начальной форме красив ый);

б) по структуре: простая или сложная; прерывистая или компактная; членимая или нечленимая;

в) по отношению к образованию: производная или непроизводная.

4. Выделить корень, подобрать однокоренные слова. Охарактеризовать корень:

а) по степени самостоятельности в выражении значения: свободный или связанный;

б) по характеру значения: предметный, процессуальный, признаковый, количественный, местоименный;

в) по наличию /отсутствию чередований, т.е. указать, имеет ли корень алломорфы.

5. Выделить приставку (префикс), подобрать одноструктурные слова или привести словообразовательную цепочку, доказывающую правомерность выделения данной приставки. Охарактеризовать приставку:

а) по функции: словообразовательная, синкретичная (синкретичной следует считать приставку, которая, присоединяясь в глаголу, меняет его вид; напр., строить - по строить, пере строить, до строить);

б) по значению (напр., имеет значение высшей степени проявления признака — пре добрый; имеет значение удаления — у йти; имеет значение совместности — со автор и т. д.);

в) по способности к воспроизводимости в речи: регулярная, нерегулярная, уникальная (унификс) (напр., уникальная приставка в слове ра дуга).

6. Выделить суффикс. Подобрать одноструктурные слова или привести словообразовательную цепочку, доказывающую правомерность выделения данного суффикса. Охарактеризовать суффикс:

а) по характеру формального выражения: материально выраженный / нулевой;

б) по характеру варьирования, т. е. указать, имеет ли алломорфы или варианты;

в) по функции: словоизменительный (формообразующий), словообразовательный, синкретичный (синкретичным следует считать суффикс, который, присоединяясь в глаголу, меняет его вид; напр., выстроить - выстра ива ть, обуть - обу ва ть);

г) по значению (напр., суффикс отвлеченных существительных горд ость);

д) по способности к воспроизводимости в речи: регулярный, нерегулярный, уникальный (унификс) (напр., унификс коз ел).

7. Выделить постфикс. Дать характеристику по функции: словообразовательный или формообразовательный (формообразовательным считается постфикс только в случае образования формы страдательного залога глагола, напр.: Объем статьи определяет ся автором. Во всех остальных случаях постфикс является словообразовательным).

8. Выделить интерфикс. Дать характеристику по функции: асемантическая (лишенная значения) формальная часть слова, способствующая его образованию и благозвучному устройству.

9. Обозначить условно последовательность морфем в виде схемы (т. е. изобразить графически).

 

 

Образцы морфемного анализа словоформы/слова

 

 

Просто безумие писать длинные фразы… (Вс. Иванов).

 

Безумиjэ

1. Имя сущ., изменяется по падежам.

2. При изменении (безумиjем, безумиjу и т.д.) выделяется окончание –э. Окончание: а) материально выражено; б) словоизменительное; в) имеет грамматическое значение ср. р., ед. ч., И. п.; г) не имеет вариантов; д) регулярное, так как регулярно воспроизводится в существительных среднего рода (бытиj э, сознаниj э и т.д.).

3. Основа безумиj. Это а) основа слова, так как выделяется в начальной форме; б) простая (содержит один корень); компактная (не прерывается окончанием); членимая (кроме корня, содержит и другие аффиксальные морфемы); в) производная.

4. При подборе однокоренных слов (ум, умен, безумствовать) выделяется корень ум. Корень: а) является свободным (так как в однокоренном слове ум соответствует схеме «основа равна корню»); б) имеет предметное значение; в) характеризуется наличием алломорфов ум//ум'.

5. Приставка без- (одноструктурные слова: без душие, без рассудство; словообразовательные связи: без ум иj э ← ум). Приставка: а) является словообразовательной; б) имеет значение отсутствия того, что названо мотивирующей основой; в) регулярно воспроизводится.

6. Суффикс –иj- (одноструктурные слова: бездуш и j э, бесстраш и j э; словообразовательные связи: без ум иj э ← ум). Суффикс: а) материально выражен; б) имеет вариант –j-, встречающийся в тождественной позиции (бездуш j э, безум’ j э); в) словообразовательный; г) имеет абстрактное значение; д) регулярный.

7. Постфиксов нет.

8. Интерфиксов нет.

9. безумиjэ

 

 

…Увенчанный металлическим голубем, на коне заплясал бледноусый барон Омергау… (А. Белый)

 

Бледноусый

1. Имя прил., изменяется по родам, числам, падежам.

2. При изменении (бледноусые, бледноусого, бледноусому и т.д.) выделяется окончание –ый. Окончание: а) материально выражено; б) словоизменительное; в) имеет грамматическое значение м. р., ед. ч., И. п.; г) не имеет вариантов; д) регулярное, так как регулярно воспроизводится (умн ый, темн ый, зелен ый и т.д.).

3. Основа бледноус. Это а) основа слова, так как выделена в начальной форме; б) сложная, так как содержит два корня; компактная, так как не прерывается окончанием; членимая, так как содержит несколько морфем; в) производная.

4. При подборе однокоренных слов (бледен, побледнеть, бледноватый) выделяется корень бледн. Корень: а) является свободным (в однокоренном слове бледный соответствует схеме «основа равна корню»); б) имеет признаковое значение; в) имеет алломорфы бледн// бледн'//бледен.

При подборе однокоренных слов (усы, усики, усатый, безусый) выделяется корень ус. Корень: а) является свободным (в однокоренном слове усы соответствует схеме «основа равна корню»); б) имеет предметное значение; в) имеет алломорфы ус//ус'.

5. Приставок нет.

6. Суффикс – Ø- выделяется путем словообразовательного анализа (бледн(о)ус Ø ый ← бледн ый, ус ы). Суффикс: а) является нулевым; б) не имеет плана выражения и, следовательно, не варьируется в плане выражения; в) словообразовательный; г) имеет значение качественного признака; д) регулярный (бледнолиц Ø ый, краснокож Ø ий, черноволос Ø ый и т.д.).

7. Постфиксов нет.

8. Интерфикс -о- - асемантическая (лишенная значения) формальная часть слова, способствующая его образованию и благозвучному устройству.

9. бледноусØый

 

 

Мой день беспутен и нелеп… (М. Цветаева)

 

Мой

1. Местоимение-прилагательное, изменяется по родам, числам, падежам.

2. При изменении (моjа, моjо, моjэму и т.д.) выделяется окончание - Ø. Окончание: а) нулевое; б) словоизменительное; в) имеет грамматическое значение м. р., ед. ч., И. п.; г) не имеет вариантов, так как в плане выражения представлено нулем; д) регулярное, так как регулярно воспроизводится (свой, твой, наш, ваш и т.д.).

3. Основа мой. Это а) основа слова; б) простая, так как содержит один корень; компактная, так как не прерывается окончанием; нечленимая, так как содержит одну морфему, равную корню; в) непроизводная.

4. При подборе единственного однокоренного слова (по-моjэму) выделяется корень мой. Корень: а) является свободным, так как в анализируемом слове соответствует схеме «основа равна корню»; б) имеет местоименное значение; в) не имеет алломорфов.

5. Приставок нет.

6. Суффиксов нет.

7. Постфиксов нет.

8. Интерфиксов нет.

9. мой

 

 

Мне хочется поговорить с собой. Разобраться, что было, что прошло (В. Шкловский).

 

Разобраться

1. Глагол в форме инфинитива, не изменяется.

2. Содержит синкретичную морфему –ть, совмещающую в себе признаки суффикса (так как эта форма является неизменяемой) и окончания (так как эта морфема не участвует ни в словообразовании, ни в формообразовании, т. е. ведет себя как типичное окончание).

3. Основа разобра ть ся. Это а) основа слова б) простая, так как содержит один корень; прерывистая, так как прерывается синкретичной морфемой -ть; членимая; в) производная.

4. При подборе однокоренных слов (брать, подбор, выбери, беру, подбирать) выделяется корень – бр-. Корень: а) является свободным, так как в однокоренном слове беру соответствует схеме «основа равна корню»; б) имеет процессуальное значение; в) имеет алломорфы бр/бор//бер'//бер//бир.

5. Приставка разо- (одноструктурные слова, в которых представлен алломорф приставки: разделать, разрезать; словообразовательные связи: разобрать сяразо братьбрать). Приставка: а) является словообразовательной; б) имеет значение устранения целостности; в) регулярно воспроизводится.

6. Суффикс –а- (одноструктурные слова: подобрать, выбрать, рассказать). Суффикс: а) материально выражен; б) не имеет алломорфов и вариантов; в) не выполняет словообразовательную функцию, поскольку используется в непроизводном глаголе брать; г) служит в качестве тематического гласного как показателя спряжения; д) регулярный (см. одноструктурные слова).

7. Постфикс –ся является словообразовательным: разобрать сяразобрать.

8. Интерфиксов нет.

9. разобраться

 

 

И, заглянув в дневник, многое хочется переписать так, как ощущаешь теперь (А. Грин).

 

Ощущаешь

1. Глагол в форме 2 л., ед. ч., наст. вр. Изменяется по лицам и числам.

2. При изменении (ощущаjу, ощущаjэт, ущущаjэм и т. д.) выделяется окончание –эшь. Окончание: а) материально выражено; б) словоизменительное; в) имеет грамматическое значение 2 л., ед. ч.; г) не имеет вариантов; д) регулярное, так как регулярно воспроизводится в глаголах 1 спряжения (знаj эшь, делаj эшь и т. д.).

3. Основа ощущаj. Это: а) основа словоформы, т. к. отличается от основы, выделяемой в начальной форме (ощуща ть), б) простая; компактная; членимая; в) производная.

4. При подборе однокоренных слов (ощущение, ощутить, ощутимый) выделяется корень – ощущ-. Корень: а) является свободным (так как в однокоренном слове ощутит соответствует схеме «основа равна корню»); б) имеет процессуальное значение; в) имеет алломорфы ощущ//ощут’.

5. Приставки нет.

6. Суффикс –а- (одноструктурные слова: сохран'ать, удивл'ать, гул'ать словообразовательные связи: ощущ а ть← ощути ть). Суффикс: а) материально выражен; б) не имеет алломорфов; в) словообразовательный; г) образует парный по виду глагол, т. е. имеет значение несовершенного вида; служит средством имперфективации; д) регулярный.

Суффикс –j- (одноструктурные слова: сохран'аjу, увивл'аjу и т. д.): а) материально выражен; б) не имеет алломорфов; в) служит для образования основы настоящего времени глаголов 1-го продуктивного класса; г) имеет значение основы настоящего времени; д) регулярный (воспроизводится во всех глаголах 1-го продуктивного класса).

7. Постфиксов нет.

8. Интерфиксов нет.

9. ощущаjэшь

 

 

Внимание прошлого… Несчастен тот, кто недоступен этому изысканному чувству… Никогда, никогда больше не повторится оно! (А. Грин)

 

Никогда

1. Наречие, неизменяемая часть речи.

2. Окончания нет.

3. Основа никогда является: а) основой слова, так как наречие не изменяется и, следовательно, не имеет словоформ; б) простой; компактной; членимой; в) производной.

4. При подборе однокоренных слов (когда-то, когда-нибудь, некогда, когда) выделяется корень когда. Корень: а) является свободным (так как в однокоренном слове когда соответствует схеме «основа равна корню»); б) имеет местоименное значение; в) не имеет алломорфов.

5. Приставка ни- (одноструктурные слова: ни где, ни чего; словообразовательные связи: ни когда ← когда). Приставка: а) является словообразовательной; б) имеет значение отрицания; в) регулярно воспроизводится.

6. Суффиксов нет.

7. Постфиксов нет.

8. Интерфиксов нет.

9. никогда

 


[1] 6-ой и 7-ой пункты словообразовательного анализа применяются только для слов, образованных морфемным способом.

[2] При восстановлении начальной формы глагола необходимо обратить внимание на то, что вид анализируемой формы и вид начальной формы (инфинитива) должны совпадать (либо совершенный вид, либо несовершенный). Кроме того, глагольные формы, содержащие в своей структуре постфикс –ся, содержат этот постфикс и в начальной форме (редким исключением из этого правила являются глаголы страдательного залога).

[3] Можно пользоваться как «Большим словообразовательным словарем», так и «Школьным словообразовательным словарем». Однако следует иметь в виду, что «Большой … словарь» структурируется несколько сложнее, чем «Школьный…» Поэтому на первом этапе работы со словообразовательными словарями целесообразнее обращаться к более простому словарю, где словообразовательная структура слова становится прозрачной.

[4] Вслед за «Русской грамматикой» [1980] мы считаем причастие и деепричастие атрибутивными формами глагола, которые регулярно образуются от соответствующих глагольных основ. Однако существует и другая точка зрения на частеречный статус этих слов. В вузовском учебнике по современному русскому языка Н. М. Шанского и А. Н. Тихонова [1987], а также в школьных учебниках причастие и деепричастие рассматриваются как отдельные части речи, связанные с глаголами словообразовательными отношениями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: