Ø Учим детей правильно держать и передвигать куклу или фигурку героя в игре с использованием таких видов театра как:
- настольного театра (игрушек, плоскостного, конусного) - на фланелеграфе - пальчикового театра
Ø Привлекаем 1-2-х детей к совместной с воспитателем инсценировке с этими видами театра (практическое упражнение):
- однотемная бессловесная игpa «Заинька, попляши...», А. Барто «Игрушки», ( воспитатель читает текст, а ребенок выполняет соответствующее действие с персонажем)
- однотемная игра с несколькими персонажами по народным сказкам «Колобок», «Теремок», «Репка».
III. Формирование первичного игрового опытаигры-драматизации (Первичное освоение позиции «артист», умение использовать некоторые средства выразительности - мимика, жесты, движения, тембр голоса, темп речи - для передачи образа героя) Их
Детей важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу. Образец показывает воспитатель. Для этого используются:
1) Сюжетные подвижные игры «Наседка и цыплята», «Воробышки и автомобиль», «Кот и мыши» и т.п.
2). Игры-имитации:
- основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте)
- отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями)
- цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево).
- образовсказочных персонажей – хорошо знакомых (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
- под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).
|
3). Игры-импровизации:
- однотемная бессловесная игpa-импровизация с одним персонажем по текстам стихов, потешек, сказок, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая...», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег», К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»)
4). Совместные с воспитателем элементы и гр-драматизаций:
- включение детей в ролевой диалог героев сказок с использованием игрушки – партнера, за которую говорит реплики воспитатель («Рукавичка», «Заюшкина избушка»)
- совместное с детьми (2-3 чел.) драматизация фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»)
СРЕДНЯЯ ГРУППА. (5 направлений работы)
Возможности детей в освоении театрализованной игры:
1. В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: Новым содержанием становятся действия с куклами на гапите.
2. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года - и с ширмой), театр ложек и пр.
3. Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята», 3убкова «Мы делили апельсин»).
4. Идет освоение игры-драматизации.
5. Постановка спектакля по произведению.
5 направлений работы по освоениютеатрально-игровых умений
I. Освоение позиции «зритель» - быть внимательным и доброжелательным зрителем (при просмотре выездных спектаклей в д/с; театрализаций, подготовленных старшими детьми или детьми своей группы):
|
А) проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля,
Б) отвечать на обращение «артистов»,
В) благодарить «артистов» с помощью аплодисментов;
II. Совершенствованием позиции «артист»:
А) Учим использовать средства невербальной выразительности (мимика, жесты, позы, движения) в образно-игровых этюдах:
ü Машенька заблудилась в лесу - испугалась, увидела избушку - удивилась, придумала, как обмануть медведя, - обрадовалась
ü «Угадай, что я делаю»,
ü «Угадай героя сказки»,
ü «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»
Б) Учим детей импровизировать (по-разному показать одного и того же героя «Добрая и злая Баба-Яга»)
В) Учим использовать средства интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций (с разными интонациями произносить одну т ту же фразу «Зима пришла» - радостно, удивленно, грустно, злорадно)
Г) Организуем с детьми игру-драматизацию по народным сказкам с несколькими персонажами («Колобок», «Репка», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса») и авторским текстам (В. Сутеев «Кто сказал мяу», К. Чуковский «Цыпленок»). Воспитатель выступает в роли рассказчика, «ведет» сюжет игры.
Д) Готовим с детьми показ спектпкля для детей своей группы по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Путаница»). – театрализованная деятельность.
III. Освоение позиции «режиссер»:
А) развиваем умение «управлять» куклой на ширме (к концу года): - держать ее незаметно для зрителей, правильно вести куклу -имитировать ходьбу, бег, прыжки, жесты, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие
|
Б) умение создавать игровое пространство на плоскости стола
В) в зоне литературно-театрального творчества надо разместить разнообразные виды настольного театра (наборы игрушек по знакомым сказкам) и перчаточные куклы
IV. Освоение основных умений «оформителя спектакля»:
А) подбирать атрибуты, использовать материалы и элементы костюмов
Б) включаться в процесс изготовления воспитателем атрибутов для игры.
V. Умения позитивного взаимодействия с другими участниками игры: - умение договариваться об игре - устанавливать ролевые отношения
- владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций - позитивно оценивать игру сверстников - «артистов».